«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Козельцева Елизавета Евгеньевна

Конспект урока для пятого класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokolnost.odt22.49 КБ
Office presentation icon kolokolnost.ppt2.5 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                                                                                                  

Тема урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель:  Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального и изобразительного искусств.

Планируемые результаты:

Личностные: Понимание значения духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.

Метапредметные: Принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные: Установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений.

Оборудование:  Проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентации, фортепиано, компьютер.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент (1 минута)

 

-  Здравствуйте ребята, поприветствуем друг друга.

- Присаживайтесь.

 Дети встают со своих мест. Дети садятся.

Р (целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

П (структурирование знаний — общеучебные действия)

2.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

 

На прошло уроке мы говорили , что музыка связана с изобразительным искусством также тесно, как и с литературой и историей.

Вспомните с какими произведениями и какого композитора мы познакомились на прошлом уроке. И какие картины Борисова  -  Мусатова вы запомнили.

Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины. А всматриваясь в картины, мы можем  услышать в своем воображении ту или иную музыку.

С.  Рахманинов «Островок»  и «Весенние  воды».

Весенний этюд,  Весна,  Цветущие вишни, Мотив без слов,  Осенняя песнь,  Водоём.  Дама в кресле.

 

 

 

К ( планирование  учебного сотрудничества с учителем)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

3.  Изучение нового материала. (10 минут)

Звучит колокольный звон: (30 сек.)

Ребята, скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок?

Как вы думаете, какая тема нашего урока? Мы услышали колокольный звон, а на предыдущем уроке говорили о музыке и живописи.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

В конце 4 века епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики. От дуновения ветра, которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна, епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

С принятием Христианства на Руси пришли колокола. Впервые они появились в 13 веке в Новгороде и сразу стали символом державы и мощи духа русского народа.

Колокольный звон считается одним из символов России. Как нельзя представить Россию без берёз, без русской матрёшки, без самовара, без валенок и медведя, так нельзя представить её и без музыки колокольного звона.

Зачем они звенят?

Послушаем какой голос бывает у колоколов, а вы скажите как они звенят и одинаково ли.

Как звучал первый колокол?

Правильно, такое звучание называется благовест – это колокольный звон, которым верующие оповещаются  о начале богослужения, это мерные удары в один большой колокол. Благовест - сам призыв в церковь является благой вестью.

А как звучал второй пример?

Такое звучание называется трезвон – праздничный, радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а так же  во время крестного хода.

А теперь посмотрите видеофрагмент из к/ф «Александр Невский»

Что вы почувствовали в звучании этого колокола?

Такой колокольный звон называется набат. В набатный колокол звонят во время пожаров, бедствий, звон в набат вы правильно отметили как тревожный, предупреждающий.

Итак, давайте повторим какие названия имеют колокольные звоны?

А как вы думаете кто звонит в колокол?

Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.

Звонари должны обладать внутренним чутьем, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.

 Это колокольный звон

Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках

1)Это были мерные удары в один большой колокол.

2)Празднично, радостно во все колокола с короткими перерывами

3) Тревогу, надвигающуюся беду

благовест, трезвон, набат.

Звонарь

«Медведь»; «Перезвон»

Слушание музыкального фрагмента  «Вставайте, люди русские!»  из кантаты  «Александр Невский».

К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем)

4.Организация слушательской деятельности(17 минут)

Ребята, на уроках музыки вы уже познакомились с творчеством С.В. Рахманинова и знаете, что С.В. Рахманинов в детстве очень любил бегать на церковный двор и играть на малых колоколах.

Две колокольные музыкальные картины – заключительные части Сюиты для двух ф-но были навеяны С. Рахманинову воспоминаниями детства. Прочитайте воспоминания композитора о его детских впечатлениях после посещения Новгородского Софийского собора.

Ученик читает текст (учебник стр.108)

А теперь мы послушаем 3-ю часть из сюиты-фантазии С.Рахманинова, запишите в своих тетрадях, что вы услышали, что ощутили в этой музыке?

Многократно повторяющееся нисходящее мелодическое движение всего 4-х звуков, ровный, однообразный  ритм,  медленный темп, негромкие звучности, минорный лад.

На что похожи эти 4 ноты?

Вот почему ком-тор назвал эту часть «Слёзы»

А вот как поэт Ф.Тютчев передаёт эти чувства в своём произведении, послушайте.

Ученик читает стихотворение Ф.Тютчева (слайд)

Сейчас слушаем заключительную часть сюиты.

Что произошло с « 4-мя серебряными плачущими нотами» в финале сюиты? Как звучит колокольный напев? Сделайте музыкальную характеристику этой части ( 3 прилагательных, темп, динамика)

Какая была музыка относительно третьей части?

Заключительную часть сюиты композитор так и назвал «Светлый праздник». Вот как пишет об этом празднике  поэт А. Хомяков.

Давайте рассмотрим картину известного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана "Вечерний звон".

В этой картине отразились впечатления, которые получил автор в поездке по святым местам на Волге.

Так какой образ несет в себе вечерний звон?

 Скажите, звучанием какого вида звона можно было бы озвучить эту картину?  

Почему, именно благовеста?

На слёзы, возникает чувство какой-то потери, горя

музыка этой части торжественная, радостная, ликующая, быстрый темп, яркая динамика.

Эта музыка контрастная, значит противоположная по звучанию3-й части.

Покоя, умиротворения,  спокойствия

Благовеста

Потому, что вдалеке видна церковь и люди торопятся на службу. И колокол уже звонит, торопит их.  Он оповещает прихожан  о начале богослужения в храме

3-я часть из сюиты-фантазии С.Рахманинова

4-я часть сюиты - фантазии

К (постановка вопросов и сотрудничество с учителем)

5. Организация исполнительской деятельности( 10 мин)

Музыку колоколов мы можем услышать не только в церкви, в  произведениях русских классиков, но и в кино композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин  написали «Песню о колоколах» для к/ф «Приключения Электроника».

эту песню мы сейчас с вами разучим., послушайте её.

А теперь примите певческую посадку. Дыхание в этой песне берётся по фразам, следите по тексту.

Дыхание берём не поднимая плечи, через нос, побольше, т.к. умеренный темп требует хорошего вдоха, чтобы хватило на всю фразу.

ВХР трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «Р», «Б», «Ч», «Й»

Цепное дыхание.

Замыкание фраз.

Длинные ноты.

Проговаривание текста.

Дирижерский жест, похлопывание ритма

Графический показ

Показ учителя

Дирижерский жест

Дирижерский жест, снятия.

Графический показ.

 

Е. Крылатов

«Песня о колоколах»

П ( выделение и формулирование познавательной цели — узнать и разучить песню)

6. Рефлексия     деятельности.(Итог урока 2 минуты)

Музыка какого отечественного композитора  звучала сегодня на уроке? С какими разновидностями колокольного звона мы сегодня на уроке познакомились?Кто звонит в колокол?

Прочитайте в творческой тетради  страничку « Загадочный мир звуков С.Рахманинова» из книги Н.Бажанова «Рахманинов» и выполните задания в конце текста.

- Можно ли назвать колокольные звоны музыкой?

Е. Крылатова

Благовест, трезвон, набат

Звонарь

Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Колокольность в музыке и живописи.

Слайд 3

Легенда о колоколе

Слайд 4

Возвещают о богослужении, выражают торжество церкви и её богослужения; Возвещают не присутствующим в храме о службе и призывают их в храм; Колокол является единственным музыкальным инструментом в православном храме Предназначение церковных колоколов

Слайд 5

Возвещают о богослужении, выражают торжество церкви и её богослужения; Возвещают не присутствующим в храме о службе и призывают их в храм; Колокол является единственным музыкальным инструментом в православном храме Предназначение церковных колоколов

Слайд 6

Благовест благовест – это колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения, это мерные удары в один большой колокол. Благовест - сам призыв в церковь является благой вестью.

Слайд 7

трезвон – праздничный, радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а так же во время крестного хода . Трезвон

Слайд 8

Набат В набатный колокол звонят во время пожаров, бедствий, звон в набат вы правильно отметили как тревожный, предупреждающий.

Слайд 9

Набат Благовест Трезвон

Слайд 10

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943г.). -русский композитор, пианист, дирижер. Родился в Новгородской губернии в дворянской семье. Тема «Россия и её судьба» стала главной в творчестве композитора.

Слайд 11

Сюита для 2-х фортепиано №1 часть3. «Слёзы».

Слайд 12

Слёзы людские, о слёзы людские, Льётесь вы ранней и поздней порой… Льётесь безвестные, льётесь незримые, Неистощимые, неисчислимые,- Льётесь, как льются струи дождевые В осень глухую, порою ночной. Ф. Тютчев

Слайд 13

Сюита для 2-х фортепиано №1 часть4 . « Светлый праздник ».

Слайд 14

Что произошло с « 4-мя серебряными плачущими нотами» в финале сюиты? Как звучит колокольный напев? Сделайте музыкальную характеристику этой части ( 3 прилагательных, темп, динамика) Какая была музыка относительно третьей части?

Слайд 15

И мощный звон промчался над землёю, И воздух весь, гудя, затрепетал, Певучие, серебряные громы Сказали весть святого торжества А. Хомяков

Слайд 16

Исаак Ильич Левитан (1860-1943)-русский художник, мастер «пейзажа настроения».

Слайд 17

«Вечерний звон»

Слайд 18

«Песня о колоколах» 1.Бьют часы на старой башне, Провожая день вчерашний, И звонят колокола. Провожая день вчерашний, Бьют часы на старой башне: Будет, будет даль светла! Пр: Бой часов, как ключик золотой, Двери yтра весело открой! Окна yтpа настежь распахни, Сyмpак ночи с улиц прогони. 2.Бьют часы на старой башне, То, что ночью было страшным, Светом залито дневным. То, что ночью было страшным, Стало теплым и домашним, Стало милым и смешным. Пр 3.Бьют часы на старой башне, В этом мире должен каждый Не спешить, не отставать. В этом мире должен каждый Слушать время и отважно В ногу с временем шагать! Пр:Бой часов, как ключик золотой, Двери yтра весело открой! Окна yтpа настежь распахни, Сyмpак ночи с улиц прогони. Бьют часы на старой башне, Провожая день вчерашний, И звонят колокола.

Слайд 19

Домашнее задание Прочитайте в творческой тетради страничку « Загадочный мир звуков С.Рахманинова» из книги Н.Бажанова «Рахманинов» и выполните задания в конце текста

Слайд 20

Если бы вы были художником, что бы вы изобразили, слушая колокольный звон? Музыка какого отечественного композитора звучала сегодня на уроке? С какими разновидностями колокольного звона мы сегодня на уроке познакомились? Кто звонит в колокол? Можно ли назвать колокольные звоны музыкой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Презентация  знакомит с учащихся с произведениями В.Г. Кикты и фресками Софии Киевской....

"Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Разработка урока по музыке в 5 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой...

Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Цель урока: расширить,  закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...

Конспект урока по теме: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

Урок по музыке по теме « Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» проводится по программе  по  музыке для 5 класса,( урок № 24 в 3 четверти)  составлена в соответствии с Феде...

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....