Конспекты уроков в начальном звене
план-конспект урока по музыке по теме
конспекты уроков музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк». | 30.24 КБ |
«Музыкальное состязание» | 29.79 КБ |
«Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)». | 32.47 КБ |
«Исповедь души». | 33.67 КБ |
«Картинки с выставки. Музыкальные впечатления». | 31.98 КБ |
«Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины» | 36.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Бусыгина Полина, 40 группа
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: познакомить с инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказки «Петя и волк».
Планируемые результаты:
Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню «До чего у бабушки вкусные оладушки»
Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства; понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.
Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.
Предварительный просмотр:
Бусыгина Полина, 40 группа
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Музыкальное состязание»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: Знакомство с жанром инструментального концерта и выявление характерных черт жанра.
Планируемые результаты:
Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню «Солнышко в окно впускает мама»
Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства; понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.
Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||||||
1.Организационный момент (2 минуты) 2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты) 3. Изучение нового материала. (8 минут) 4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (12 минут) 5.Организация исполнительской деятельности(10 мин) Рефлексия деятельности. (Итог урока 5 минуты) | -Добрый день, 3 класс, Очень рада видеть вас! Ученики — Добрый день, добрый день, Заниматься нам не лень! – Сегодня урок музыки перенесет нас в концертный зал. — Знакомо ли вам слово «концерт»? Что оно означает? -Да, знакомо. Концерт – это выступление певцов, танцоров, артистов, музыкантов. —Действительно, концертом называют публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных, балетных номеров по заранее составленной программе. — Как можно узнать, на какой концерт мы с вами попали? -Посмотреть программу, афишу концерта. — Давайте взглянем на афишу. Какие произведения прозвучат сегодня в нашем концерте? -Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского. -«Концерта №3» Ф.Мендельсона. -Итак, приступаем. Попробуем определить главные черты этого жанра. Сейчас мы услышим два отрывка — отрывок «Концерта №1» П.И.Чайковского и отрывок «Концерта №3» Ф.Мендельсона. Слушая музыку, постарайтесь понять, почему они называются «концертом», что в них есть общего? Слушание фрагмента 1 части«Концерта №1» П.И.Чайковского и фрагмента 1 части «Концерта №3» Ф.Мендельсона. -Чем эти произведения схожи? -В них звучит симфонический оркестр. -Чем отличаются? -В «Концерте» П.И.Чайковского мы слышим,как играет фортепиано, а в «Концерте» Ф.Мендельсона играет скрипка. -Как можно назвать эти инструменты? -Солисты, солирующие инструменты. -Эти инструменты подыгрывают оркестру или ведут самостоятельную партию? -Они будто ведут разговор с оркестром, то спорят, то дружат. -Действительно, слово «концерт» в переводе с итальянского — гармония, согласие. А с латинского — состязание. В чем здесь секрет? -Оркестр и солирующие инструменты то соревнуются с оркестром, то играют в согласии, в гармонии. -А теперь рассмотрим репродукцию с картины К. Сомова «Концерт». Какой концерт он изобразил? -Это концерт для голоса, так как выступает девушка-певица в сопровождении виолончели. -Почему кроме реальных девушек на картине присутствуют ангелы? -Наверное, музыка концерта красива, чудесна, она словно ангелы легка и чиста. -Произведения, созданные в жанре «концерт» увлекают человека в удивительный мир музыки, помогают ему задуматься о настоящем или помечтать о будущем. Поэтому многие композиторы русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов: скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса. Концерты писали И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ, С.С. Прокофьев. Но один из самых известных и любимых во всем мире концертов — это «Концерт №1 для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковского. Давайте послушаем первую часть «Концерта №1» П.И.Чайковского (Слушание музыки) Учитель -С помощью «Словаря эмоциональных состояний» найдите слова, которые соответствуют характеру музыки этого произведения (дети называют характер музыки) -Как вы думаете, почему он называется Первым? -Потому что этот концерт был написан первым в творчестве композитора. -Потому что он самый известный, самый признанный из его концертов. -Правильно, а еще это первый русский фортепианный концерт. П.И.Чайковский написал его в 1875 году и с тех пор это одно из самых известных произведений композитора. Музыка концерта стала своеобразным символом России, музыкальной визитной карточкой нашей Родины. Почему? -Музыка передает красоту и богатство русской природы, несгибаемый дух русского человека, широту и доброту русской души. -П.И. Чайковский очень любил свою Родину. Он говорил: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!» Ему нравилась народная музыка, и он часто использовал ее в своих произведениях. Давайте послушаем финал«Концерта №1 для фортепиано с оркестром»(слушание финала «Концерта №1»П.И.Чайковского) -Каждый раз мелодия звучит с изменениями, в разных вариантах, изменяется ее сила звучания (динамика), тембр, лад, регистры, т.е. происходит вариационное развитие. — Верно. Какие части «Концерте №1» мы с вами послушали? -Первую и третью, финальную. -Так сколько частей в концерте? Какую информацию вы можете добавить о жанре «концерт»? -Концерт состоит из трех частей. -Давайте дополним определение «концерта» Концерт (как муз.жанр) – это музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента, состоящее из трех частей. Хорошо, а теперь скажите мне пожалуйста , что ещё артисты делают на концертах кроме как играют на инструментах? Правильно, поют! Давайте и мы свами вспомним песню с который вы уже были знакомы «Солнышко в окно впускает мама» ВХР
Подведение итогов -Мы с вами многое узнали о концерте. Давайте проверим, насколько хорошо вы поняли, что такое «концерт» и чем он отличается от других музыкальных жанров. Задание Дополните краткую характеристику Концерта №1 Концерт №1 – это Композитор ………. Солирующий инструмент… … части. Народные мелодии… Концерт №1 – это музыкальное произведение для симфонического оркестра и фортепиано, состоящее из трех частей. Композитор Петр Ильич Чайковский Солирующий инструмент фортепиано Три части. Народные мелодии в 3 части. Молодцы, а теперь давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали, чтобы понять, что такое «концерт»? -Мы слушали музыку, исполняли сами, размышляли о том, что такое концерт, познакомились с первым концерт П.И. Чайковского. — Какие музыкальные произведения сегодня звучали на уроке? (ответы детей) Ваше домашнее задание будет связано с тем, что мы сегодня с вами услышали и узнали. Выберите одно из заданий. Домашнее задание : Создать афишу (коллаж или рисунок), приглашающую на концерт. Спасибо за урок! До свидания! | Дети, заходят в класс и садятся за парты. Дети отвечают на вопросы. Дети слушают музыку. Дети поют песню. Дети отвечают на вопросы делают выводы по уроку. | 1 части«Концерта №1» П.И.Чайковского и фрагмента 1 части «Концерта №3» Ф.Мендельсона. | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости. Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека. Научиться выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра Проявление эмоциональной отзывчивости |
Предварительный просмотр:
Бусыгина Полина, 40 группа
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: познакомить учащихся с музыкальным инструментом-гитара
Планируемые результаты:
Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню А. Ермолова « Мы вместе»
Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства; понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.
Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||||||
1.Организационный момент (2 минуты) 2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты) 3. Изучение нового материала. (8 минут) 4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (12 минут) 5.Организация исполнительской деятельности(10 мин) Рефлексия деятельности. (Итог урока 5 минуты) | -Добрый день, ребята, напоминаю вам, что меня зовут Полина Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки. Но для начала давайте поприветствуем друг друга по музыкальному. Распевание. Ребята, давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке и с какой музыкой познакомились? Молодцы, а теперь попробуйте отгадать загадку ,ответ и будет темой нашего сегодняшнего урока. Шестиструнка – чужестранка Романтичная испанка, Этот звонкий инструмент Любит бард, солдат, студент И заслуженный артист И загруженный турист. - Посмотрите на этот музыкальный инструмент. (показывает настоящую классическую гитару) Знаете ли вы, как он называется? Где вы встречались с ним? Сегодня весь урок мы посвятим гитаре. Предлагаю записать тему урока : «Музыкальные инструменты. Гитара».
А как вы думаете, на гитаре можно сыграть простую народную песню ?...А лирический романс?...Возвышенную музыку Баха? … Джазовую импровизацию ?... - Предлагаю послушать переложение для гитары А.Иванова-Крамского русской народной песни «Тонкая рябина» .
- Ребята, гитара появилась в 16 веке в Испании. Но у многих народов есть предшественники гитары. Посмотрите на слайд, может быть узнаете их? Хорошо, предлагаю проверить себя. Лира- музыкальный инструмент, мы знаем , что на нём играли боги древней Греции Арфа- музыкальный инструмент, и сегодня его можно услышать в концертном зале Считается, что арфу изобрели в Египте. Гусли- музыкальный инструмент, его Родина Россия И, наконец, самый близкий предок гитары - лютня. Создали её в Европе приблизительно в 15 веке. - Как вы думаете, как можно извлечь звуки из этих инструментов? - Значит, эти инструменты называют ….щипковыми В наше время со звучанием гитары тесно связан ЖАНР АВТОРСКОЙ ПЕСНИ Знакомьтесь, Булат Окуджава. Мы сейчас посмотрим исполнение его песни «Виноградная косточка» . - О чем рассказала песня? Татьяна и Сергей Никитины — очень известные исполнители авторской песни. Сергей Никитин пишет музыку не только для взрослых, но и для детей. Мы с вами сейчас посмотрим клип на его песню «Резиновый ёжик» -Знаете ли вы этого барда? Олег Митяев. Его его самая популярная песня «Изгиб гитары жёлтой», которую я предлагаю прослушать и напеть её всем классом , если она вам знакома. – Замечательно. Вы очень хорошо поработали. Ну и раз уж мы с вами закончили на такой музыкальной нотке предлагаю вам вспомнить песню которую мы с вами разучивали «Будем вместе». Приняли правильную певческую установку. Исполнение песни «Будем вместе». ВХР
Хорошо, молодцы ребята, а теперь подведём итог нашего урока и проверим, что вы запомнили. - Назовите родину гитары.
- Как вы думаете, в чем секрет популярности песен, которые мы услышали сегодня на уроке? Продолжите фразу. - Тема урока повлияла на моё отношение к гитаре и авторской песне… - О каком жанре песни вы сегодня узнали?
- Кто из вас захотел научиться играть на гитаре после сегодняшнего урока?
| Дети, заходят в класс и садятся за парты. Дети играют в игру, отвечают на вопросы. Дети слушают и отвечают на вопросы. Дети слушают музыку. Дети поют песню. Дети отвечают на вопросы делают выводы по уроку. | Булат Окуджава « Виноградная косточка» Никитины «Резиновый ёжик» Олег Митяев « Изгиб гитары жёлтой» Ермолов « Будем вместе» | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости. Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека. Научиться выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра Проявление эмоциональной отзывчивости Проявление эмоциональной отзывчивости |
Предварительный просмотр:
Бусыгина Полина, 40 группа
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Исповедь души».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: Познакомить учащихся с творчеством композитора Ф.Шопена и учится понимать чувства, выраженные в музыке. Сопоставлять выразительные особенности и научится размышлять и высказывать мнение об особенности содержания произведений Ф.Шопена
Планируемые результаты:
Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню А. Ермолова « Мы вместе»
Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства; понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.
Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||||||
1.Организационный момент (2 минуты) 2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты) 3. Изучение нового материала. (8 минут) 4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (12 минут) 5.Организация исполнительской деятельности(10 мин) Рефлексия деятельности. (Итог урока 5 минуты) | -Добрый день, ребята, меня зовут Полина Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки. Но для начала давайте поприветствуем друг друга по музыкальному. Распевание. Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном композиторе Фредерике Шопене. Ребята, знаком ли вам этот великий польский композитор и пианист? Каждое произведение Ф.Шопена — это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Несмотря на прекрасное знание французского языка, он не мог ни с кем поделиться своими переживаниями, высказать то, что было у него на душе, но всю свою боль, гнев, отчаяние и радость он излил в своей музыке, надеясь, что «когда-то она будет понята». У – Как вы думаете, какие чувства испытывает человек вдали от своей родины? Д – Тоску, грусть, отчаянье. У - Тема нашего урока называется «Исповедь души» У - Что такое исповедь? Д - Разговор о чем-то сокровенном У - Какая же цель нашего урока? Д - Научится понимать чувства Ф.Шопена, выраженные в музыке и размышлять, высказывая мнение об особенности содержания произведений Ф.Шопена. У - Сегодня мы будем работать по этому плану: 1. Ф.Шопен Этюд №12 «Революционный» 2. Ф.Шопен Прелюдия № 7 и Прелюдия № 20 Этюд №12 « Революционный» Итак, бережно прикоснемся к музыкальным записям. У - Что же такое этюд? Д - Упражнение для пальцев. Этюд - упражнение для развития беглости пальцев. У - Но, скажите, пожалуйста, может ли обычное упражнение рассказать о том, что наболело в его душе? Д – нет. У - Упражнение обычно не имеет названия, а этот этюд называется «Революционный». Что такое революция? Д - Это коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. У - Почему Ф.Шопен назвал Этюд № 12 «Революционным»? Д - В Польше в 1830-1831 году проходило народное восстание. У - Это и заставило вылить свою боль и переживание в этюд №12. Как вы думаете, какой характер будет у него? Д - Решительный, громкий, стремительный. У – А теперь вспомните правила прослушивания музыки послушайте и сравните свои предположения с музыкой Ф.Шопена. (слушание) У - Как прозвучала музыка? Д - Стремительно, решительно, страстно, пламенно. У – Совпали ли ваши предположения с характером музыки Ф.Шопена? Д – Да. У - В чем исповедь? Д - Свое горе, гнев, возмущение Шопен излил в музыке, откликнувшись на события, которые происходили в Польше в 1830 году (жестокое подавление народного восстания). У - Продолжая говорить о Родине, ведь для любого из нас она самая дорогая и единственная, рассмотрим еще 2 страницы из музыкального дневника: прелюдия №7 и Прелюдия №20. Что же такое прелюдия? Прелюдия – это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра. В своих прелюдиях Ф Шопен выразил различные чувства, относящиеся к своей Родине. У – А почему прелюдии написаны в одном пункте? Д – Мы будем их сравнивать. У - На партах у вас лежат листочки. Сверните их вдвое (показываю) и напишите на одной стороне прелюдия № 7, а на другой прелюдия № 20. Во время прослушивания определите характер музыки и запишите прилагательными или наречиями. Во время слушания прелюдии № 7 прочитаем письмо Ф.Шопена, в котором он обращается к своей Родине.) «Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой… Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, моя милая Родина!»). (слушание) Прелюдия «№ 20 У – А сейчас в течение 30 секунд партнёру по плечу расскажите о том, как прозвучали эти прелюдии. Начинает тот, у которого светлее обувь. Итак, время пошло. Поблагодарите друг друга. Ответы детей У - Спасибо. Да вы были правы, что прелюдия №7 звучала спокойно, светло, благородно, изящно, песенно, с ритмом польского танца мазурки, а прелюдия №20 звучала тяжело, скорбно. В ней чувствовалась размеренная поступь траурного марша. У - Два произведения, два разных настроения. Сейчас мы с вами ещё раз их прослушаем, а ваша задача будет под музыку изобразить у себя в тетради, то что вы чувствуете слушая эту музыку. У - Как вы думаете, какие чувства по отношению к Родине Ф.Шопен показал в этих произведениях? В чем же исповедь? У - В прелюдии №7 мы будто слышим музыкальное послание композитора. У - А в прелюдии №20 траурным характером музыки композитор показал, что похоронил надежду когда-нибудь вернуться на Родину. У - Ребята а что для вас Родина? Д - Малая Родина - наш город Челябинск, большая Родина- это наша страна Россия. У – Замечательно. Вы очень хорошо поработали. Закончим наш урок со знакомства с новой для вас песней «Будем вместе». Приняли правильную певческую установку. Исполнение песни «Будем вместе». ВХР
Хорошо, молодцы ребята, а теперь подведём итог нашего урока и проверим, что вы запомнили. - Над какой темой работали на уроке? - В чем же заключается исповедь Ф.Шопена? - Достигли ли мы цели поставленной на уроке? - Кто выполнил все задания и не испытывал трудностей? - Довольны ли вы своей работой на уроке? Спасибо за работу на уроке, до свидания! | Дети, заходят в класс и садятся за парты. Дети играют в игру, отвечают на вопросы. Дети слушают и отвечают на вопросы. Дети слушают музыку. Дети поют песню. Дети отвечают на вопросы делают выводы по уроку. | Ф.Шопен Этюд №12 «Революционный» 2. Ф.Шопен Прелюдия № 7 и Прелюдия № 20 Ермолов « Будем вместе» | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости. Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека. Научиться выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра Проявление эмоциональной отзывчивости Проявление эмоциональной отзывчивости |
Предварительный просмотр:
Бусыгина Полина, 40 группа
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Картинки с выставки. Музыкальные впечатления».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: формировать представление о выразительных и изобразительных интонациях в произведениях М. П. Мусоргского.
Планируемые результаты:
Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню «До чего у бабушки вкусные оладушки»
Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства; понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.
Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||||||
1.Организационный момент (2 минуты) 2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты) 3. Изучение нового материала. (8 минут) 4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (12 минут) 5.Организация исполнительской деятельности(10 мин) Рефлексия деятельности. (Итог урока 5 минуты) | -Добрый день, 2 класс, Очень рада видеть вас! Ученики — Добрый день, добрый день, Заниматься нам не лень! Музыкальное приветствие . Учитель: Дети, мы сегодня отправляемся на прогулку туда, где можно увидеть разные картины. Какое это может быть место? Дети: Музей, галерея, выставка, вернисаж. Учитель: Совершенно верно. Сегодня это будет выставка. на доске три картины В. Гартмана, его портрет. Учитель: Мы попали с вами на выставку работ русского художника Виктора Гартмана. Гартман был не только художником, но и декоратором, дизайнером, создавал эскизы костюмов, игрушек. Он прожил всего 39 лет. После его смерти, друзья организовали выставку работ Виктора Гартмана. Другом этого художника был композитор, чей портрет вы сейчас видите. Дети: Модест Петрович Мусоргский. Учитель: Молодцы, узнали. Мы уже слушали в этом году его музыкальные произведения. И сегодня его музыка расскажет нам о музыкальных впечатлениях этого композитора после посещения выставки своего друга. После посещения выставки у Мусоргского рождается идея создания цикла музыкальных пьес на понравившиеся работы. Работа закипела и в течении трёх недель цикл был готов. Свои зрительные впечатления передал в музыкальных образах. Пьесы композитор объединил в сюиту «Картинки с выставки». Сюита - жанр инструментальной музыки, который состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, но объединённых единым замыслом. Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана. Их всего 10 самостоятельных пьес: «Прогулка» - эта пьеса, которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.
Учитель: Сегодня мы видим три картины с этой выставки, на которых мы остановимся и узнаем, какие музыкальные впечатления были у М. Мусоргского. Начнём с «Прогулки» по выставке вместе с композитором. Слушаем фрагмент. Задание – определить жанр. (Песня) 5 часть - «Балет невылупившихся птенцов» -В. Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку. Задание: Определить тембр инструмента, регистр, темп, настроение. Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов» Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? Дети: Тембр инструмента – фортепиано, регистр - высокий, темп быстрый. Настроение… Учитель: У Гартмана - это лишь эскиз костюмов, а впечатления Мусоргского – это шуточный танец маленьких цыплят. 9 часть: «Избушка на курьих ножках» Учитель: Теперь посмотрите на следующую картинку. Что вы видите? Дети: Красивый, яркий, сказочный, игрушечный пряничный домик. -Молодцы! Действительно, замечательная избушка. На рисунке Виктора Александровича Гартмана изображены настольные часы в русском стиле в виде избушки Бабы-яги на курьих ножках. Эскиз. Что получилось у Мусоргского, мы сейчас послушаем. Задание: тембр, темп, настроение, сколько частей? Похожа ли пьеса на эскиз Гартмана. Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках» Учитель: Скажите, эта пьеса и рисунок похожи? Дети: Нет. И т.д. Учитель: Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана? Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В. Гартмана «Городские ворота в Киеве». Задание: определить жанр – песня, танец или марш. Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота» Интонациями музыка пьесы близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Настроение пьесы величаво-спокойное и торжественное. Учитель: Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой? Дети совместно с учителем: Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей, которые защищали мир и народ от темных и злых сил. Учитель: «Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. А известный французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра. - Какая пьеса вам понравилась больше? - Что сделало ее такой яркой и привлекательной? - Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками? -Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, иногда отличающееся от рисунков своего друга? Отлично, молодцы!. А теперь давайте мы свами вспомним песню с который вы уже были знакомы «До чего у бабушки вкусные оладушки» ВХР
- Какие бы вопросы вы хотели задать друг другу по теме урока? Прием «Хочу спросить?» - по времени. Если времени нет, то спрашивает учитель по рядам. (Каждый ребенок придумывает вопрос по пройденной на уроке теме и задает его выбранному им однокласснику) К примеру: 1. Как называется многочастный цикл, состоящий из контрастных пьес? 2. Кто автор прослушанного цикла? 3. Как называется цикл пьес по рисункам В. Гартмана? 4. Сколько всего пьес в цикле? 5. Вспомните названия прослушанных пьес. 6. Для какого инструмента был написан цикл? Домашнее задание: Ещё раз прослушать произведения и к понравившемуся нарисовать картинку . Спасибо за урок! До свидания! | Дети, заходят в класс и садятся за парты. Дети отвечают на вопросы. Дети слушают. Дети слушают музыку. Дети поют песню. Дети отвечают на вопросы делают выводы по уроку. | М.П. Мусоргский, пьесы из сюиты «Картинки с выставки» - «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов»; «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»; «До чего у бабушки вкусные оладушки» | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости. Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека. Научиться выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра Проявление эмоциональной отзывчивости Проявление эмоциональной отзывчивости |
Предварительный просмотр:
Бусыгина Полина, 40 группа
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока: «Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: закрепить знания о музыкальных инструментах.
Планируемые результаты:
Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню «Солнышко в окно впускает мама»
Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства; понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.
Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||||||
1.Организационный момент (2 минуты) 2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты) 3. Изучение нового материала. (8 минут) 4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (12 минут) 5.Организация исполнительской деятельности(10 мин) Рефлексия деятельности. (Итог урока 5 минуты) | -Добрый день, 3 класс, Очень рада видеть вас! Ученики — Добрый день, добрый день, Заниматься нам не лень! Музыкальное приветствие. - Ребята, я очень рада нашей встрече. Сегодня у нас не простой урок. Муза приглашает нас в мир музыки, написанной для прекрасных инструментов. Звучит тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева Проверочные вопросы: - Какой композитор написал эту прекрасную музыку? (ответы детей: С. Прокофьев) - Как называется музыкальное произведение? (ответы детей: симфоническая сказка «Петя и волк») - Это не просто сказка, а сказка-учебник, написанная для того, чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. Каждого героя изображает свой музыкальный инструмент. Назовите героя, которого изобразил инструмент? (ответы детей: птичка) - Какой музыкальный инструмент озвучил тему птички? (ответы детей: флейта) А как вы определили, что именно флейта исполнила тему птички, по каким признакам? (ответы детей: по звучанию, т.е. окраске звука, а в музыке – это понятие называют тембром). - Какое настроение выражает музыка? (ответы детей: радостное, беззаботное) - К какой группе инструментов относится флейта: деревянной или медной? (ответы детей: деревянной) - Правильно, это деревянный духовой инструмент. - Молодцы, ребята! - Флейта прекрасно изобразила интонации, передающие радостный щебет порхающей птички. Но флейта может «спеть» и другую удивительную мелодию. - Люблю волшебной флейты звуки И слушаю их нежный перелив, Склонивши голову и руки, В груди дыханье затаив. Звучит «Мелодия. Жалобы Эвридики» из оперы К. Глюка - Ребята, я вижу, что вы узнали эту мелодию. Назовите композитора и название произведения (ответы детей: «Мелодия. Жалобы Эвридики» К. Глюка из оперы «Орфей и Эвридика») Портрет К. Глюка и опера «Орфей и Эвридика» - Как звучала мелодия флейты в этом произведении? (ответы детей: грустно, печально, нежно) - Вы заметили, что звучал не один музыкальный инструмент флейта? Кто ей помогал в этом произведении? (ответы детей: симфонический оркестр) - Какие же чувства вызывает в вашей душе эта «Мелодия»? (ответы детей: музыка вызывает чувства одиночества, печали, тоски, передаёт чувства любви). Вывод: Флейта исполняет удивительную по красоте, возвышенную, полную скорби мелодию. - Обратите внимание на картины, «Мальчик-флейтист» Д. Лейстера , «Музыкантши» неизвестного автора XVI в., «Флейтистка» неизвестного автора, которые полны гармонии чувств, красок, музыки. - О музыке какого времени, каких веков, нам рассказали картины? (ответы детей:18-19века и 21 век) - В чём обнаруживается сходство, а в чём – различие? (Инструмент флейта, разная музыка) - Какая музыка звучит на этих картинах? (ответы детей:1 и 2 картины – старинная музыка, Флейтистка - старинная и современная). Вывод: - В какую бы эпоху ни была написана музыка, она выражает те или иные чувства и мысли человека, а потому созвучна нашей эпохе, нам с вами. - Значит, какому музыкальному инструменту посвящён наш урок?(ответы детей: флейта) – Тема нашего урока: «Музыкальный инструмент флейта – деревянный духовой инструмент. - Флейта (поперечная) – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского слова «флатус» - дуновение. Разновидности флейты: блок - флейта (продольная) — это духовой инструмент, как правило, изготовлен из дерева или пластика. В настоящее время используется для исполнения некоторой старинной музыки, а также в народной музыке и для обучения детей. О происхождении флейты сложены легенды и мифы. Вот один из них.
- Как же звали Бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов и охотников (ответы детей: Пан) - В кого же был влюблён Пан, как звали нимфу? (ответы детей: Сиринкс) - Ребята, а Сиринкс ответила взаимностью Пану или убежала от него? (ответы детей: нет, не ответила взаимностью, она убежала) - Ребята, а сейчас мы немножко отдохнём и вспомним песню с который вы уже были знакомы «Солнышко в окно впускает мама» ВХР
- Молодцы, ребята. Похлопайте себе за прекрасное дружное исполнение. - Посмотрите на картину. В руках исполнителя флейта, он хочет, чтобы мы послушали, как звучит этот инструмент Звучит «Шутка». И.С. Бах - В каком темпе звучит этот инструмент? (ответы детей: оживлённом, игривом, в быстром темпе) - А какой инструмент исполнил эту пьесу? (ответы детей: флейта) - Какое настроение передаёт звучание флейты: серьёзное, тяжёлое или беззаботное, шутливое? (ответы детей: беззаботное, шутливое) - Произведение, которое вы прослушали, так и называется – «Шутка». Его написал немецкий композитор 18 века Иоганн Себастьян Бах, который жил более трёхсот лет назад. (Показываю портрет композитора). «Шутка» была написана для камерного оркестра – небольшого состава, основу которого составляет струнная группа, иногда дополняемая духовыми и ударными инструментами. Слово «камерный» означает «комнатный». - При жизни Баха почти никаких из его сочинений не были изданы, он умер в бедности и безвестности. Только спустя почти сто лет его музыка была оценена по достоинству, и сейчас его имя знает весь мир. Но, несмотря на тяжёлую жизнь, у Иоганна Себастьяна Баха бывали и весёлые минуты. Вероятно, в одну из таких минут и сочинил свою «Шутку» - пьесу, которую вы только что прослушали. Чтобы передать шутливый, искрящийся характер музыки Бах избрал очень быстрый темп, и поэтому его «Шутку» исполнить не так-то очень просто. Как вы уже знаете, с ней может справиться только настоящий виртуоз, т.к. длительности нот шестнадцатые и звучат очень быстро и виртуозно. - Мы слушали только что эту виртуозную пьесу, но только в инструментальном исполнении на флейте. - Кто написал эту песню? (ответы детей: немецкий композитор И.С. Бах) Загадки о музыкальных инструментах: 1. Чудесная трубочка, не простая дудочка. 2. Расскажу тебе, дружок, в древние века Дунул тихий ветерок в трубку тростника. Человек услышал вдруг нежный мелодичный звук, И родился в тот момент музыкальный инструмент. (ответы детей: флейта - Молодцы, все постарались. - А теперь закрепим полученные знания в творческом задании РАЗГАДАЙ КРОССВОРД: какой инструмент зашифрован по вертикали? Творческая работа (показать всё по щелчку) Задание: 1. Древнегреческий герой, который отправился в царство мёртвых за Эвридикой. (ответы детей: Орфей) 2. Немецкий композитор, написавший оперу «Орфей и Эвридика» (ответы детей: Глюк) 3. К какой группе инструментов относится флейта. (ответы детей: деревянный) 4. Как зовут мальчика, играющего на флейте. (ответы детей: флейтист) 5. Во что превратил бог реки прекрасную нимфу Сиринкс.(ответы детей: в тростник) 6. Как звали древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов и охотников. (ответы детей: Пан) - О каком же инструменте шла речь? (ответы детей: о флейте) - Совершенно верно!!!! Молодцы!!!!! Задание для 1 ряда: Портрет какого композитора лишний (зачеркните ) Проверяем. – Похлопайте себе. Задание для 2 ряда: Какое произведение лишнее? (зачеркните) Проверяем. - Отличная работа. Задание для 3 ряда: Какой лишний музыкальный инструмент. (зачеркните) Проверяем. А теперь закрепим полученные знания в игре «Закончи фразу», используя картинки: 1. Познакомились с творчеством немецкого композитора Иоганна Себастьяна……. (ответы детей: Бах) 2. Бах написал виртуозную пьесу……. (ответы детей: Шутка) 3. Главную партию в «Шутке» исполнил инструмент…………(ответы детей: флейта) - Молодцы!!!! Выразительные и изобразительные возможности музыкальных инструментов очень широки. Их голоса (тембры) могут передавать и глубокую скорбь, печаль, и беззаботное веселье, изображать различные звуки природы. - А теперь подведём итог нашего урока. Закончите предложение… Сегодня я узнал (а)... Было интересно… Я научил (ась) ся… У меня получилось… - Молодцы, ребята, я очень довольна вами сегодня на уроке, вы прекрасно справились с заданиями. - На этой веселой ноте мы закончим наш урок. До встречи!!! Дети покидают класс под музыку «Шутка» И. Баха | Дети, заходят в класс и садятся за парты. Дети отвечают на вопросы. Дети слушают учителя. Дети слушают музыку. Дети поют песню. Дети отвечают на вопросы делают выводы по уроку. | Звучит тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева Звучит «Мелодия. Жалобы Эвридики» из оперы К. Глюка | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости. Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека. Научиться выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра Проявление эмоциональной отзывчивости Проявление эмоциональной отзывчивости |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в начальной школе "Домашние животные"
Обучение немецкому языку в начальной школе имеет ряд особенностей. Урок должен сопровождаться наглядным материалом, презентациями, содержать игры и виктрины. Предалаю Вашему вниманию мою разработку ур...
Конспекты уроков по теме "Звенит звонок"
Уроки по УМК "Синяя птица" 5 класс по теме "Звенит звонок" с использованием ИКТ. Эти уроки помогут сделать образовательный процесс интереснее....
Конспекты уроков в среднем звене
конспекты уроков музыки...
Конспекты уроков в начальном звене
Здесь Вы можете познакомиться с моими разработанными конспектами и использовать их в своей работе...
Конспекты уроков в среднем звене
Здесь Вы можете познакомиться с моими разработаннымии конспектами и исследовать их в своей работе...
Техника безопасности на уроках информатики, начальное звено.
Правила техники безопасности в компьютерном классе для начальной школы....
Конспекты уроков музыки начальное звено
Конспекты уроков музыки в 3 классе...