Конспекты уроков в начальном звене
план-конспект урока по музыке по теме

Бусыгина Полина Сергеевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бусыгина Полина, 40 группа

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: познакомить с инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказки «Петя и волк».

Планируемые результаты:

Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню «До чего у бабушки вкусные оладушки»

Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства;  понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.

Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент

(2 минуты)

2.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

3.  Изучение нового материала. (8 минут)

4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (12 минут)

5.Организация исполнительской деятельности(10 мин)

Рефлексия     деятельности.       (Итог урока 5 минуты)

-Добрый день, 2 класс,

Очень рада видеть вас!

Ученики

— Добрый день, добрый день,

Заниматься нам не лень!

Музыкальное приветствие «Добрый день».

.Учитель: А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть игру, которая называется «Угадай». (Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют несколько раз).

 Хорошо! Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена?

 Примерные ответы учащихся: по голосу.

 Учитель: Правильно!

А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?

 Примерные ответы учащихся: - Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек. - У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.

Учитель: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Сейчас давайте откроем словари и запишем в нем новое для вас слово ТЕМБР, и дадим ему очень легкое и короткое определение. (Слайд 2- тембр) ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса.

А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?

Примерные ответы учащихся: Да, есть! Учитель: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.

.Новая тема. Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказкой  «Петя и волк». А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 3 – портрет композитора). Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная, симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра.

С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив. Давайте в словарях запишем еще один не понятный для вас еще пока термин. (Слайд - лейтмотив) ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ

Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку.И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.

Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.

 (Слайд 4 – пионер Петя) Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.  (Слайд 5– струнно-смычковые) – слушание темы.

Учитель: Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка?

 Примерные ответы учащихся: - Веселым, озорным, радостным. - Он идет, что-то напевает и попрыгивает. Учитель: Хорошо!

Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (Слайд 6 – птичка, флейта). Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы. Слушание темы.

 - Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?

Примерные ответы детей: - Веселое, радостное, счастливое. - Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.

 - Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться. Учитель: Не плохо! Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд 7 – утка, гобой).

Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы. - Какой изображает утку музыка? Примерные ответы детей: - Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает. Учитель: Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд 8 – кошка, кларнет) – слушание темы. - Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему? Примерные ответы детей: - Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке. - Иногда она останавливается. Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 9 – дедушка, фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушание темы. - Похоже на ворчливого дедушку?

 Примерные ответы детей: да! Учитель: Еще один персонаж сказки – волк! (Слайд 10 – волк, валторны). Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. Слушание темы. - Что вы можете сказать о лейтмотиве этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?

 Примерные ответы детей: -Музыка изображает Волка опасным хищником. - Это злой Волк! -Слышно как он воет. Учитель: Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка (Слайд 11 – охотники, ударные). Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы. Примерные ответы детей: -Это барабаны! - Ударные инструменты! Учитель: Правильно, тему Волка исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.

- Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы.

Сейчас ребята, вашей задачей будет отгадать о каком герое из сказки пойдёт речь, прослушаем перед этим музыку,вспоминайте характер каждого из героев. Молодцы!

А теперь давайте  мы свами вспомним песню с который вы уже были знакомы «До чего у бабушки вкусные оладушки»

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Удержание интонации на одном звуке

Сравнения, показ звуковыстоности

Скачки на ч5, ч8

Показ звуковысотности

Legato, stacatto

Дирижёрский жест, сравнения

Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух. Давайте же сейчас посмотрим мультипликационный фильм - экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки, о которых говори сегодня (просмотр мультфильма).

Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Спасибо за урок! До свидания!

Дети, заходят в класс и садятся за парты.

Дети  играют в игру, отвечают на вопросы.

Дети слушают музыку.

Дети поют песню.

Дети отвечают на вопросы делают выводы по уроку.

Темы из « Пети и волка».

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

Научиться выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра

Проявление эмоциональной отзывчивости

Проявление эмоциональной отзывчивости



Предварительный просмотр:

Бусыгина Полина, 40 группа

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Музыкальное состязание»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Знакомство с жанром инструментального концерта и выявление характерных черт жанра.

Планируемые результаты:

Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню «Солнышко в окно впускает мама»

Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства;  понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.

Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент

(2 минуты)

2.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

 3.  Изучение нового материала. (8 минут)

4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (12 минут)

5.Организация исполнительской деятельности(10 мин)

Рефлексия     деятельности.       (Итог урока 5 минуты)

-Добрый день, 3 класс,

Очень рада видеть вас!

Ученики

— Добрый день, добрый день,

Заниматься нам не лень!

– Сегодня урок музыки перенесет нас в концертный зал.

— Знакомо ли вам слово «концерт»? Что оно означает?

-Да, знакомо. Концерт – это выступление певцов, танцоров, артистов, музыкантов.

Действительно, концертом называют публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных, балетных номеров по заранее составленной программе.

— Как можно узнать, на какой концерт мы с вами попали?

-Посмотреть программу, афишу концерта.

— Давайте взглянем на афишу. Какие произведения прозвучат сегодня в нашем концерте?

-Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского. 

-«Концерта №3» Ф.Мендельсона.

-Итак, приступаем. Попробуем  определить главные черты этого жанра. Сейчас мы услышим два отрывка —  отрывок «Концерта №1» П.И.Чайковского и отрывок «Концерта №3» Ф.Мендельсона. Слушая музыку, постарайтесь понять, почему они называются «концертом», что в них есть общего?

Слушание фрагмента 1 части«Концерта №1» П.И.Чайковского и фрагмента 1 части «Концерта №3» Ф.Мендельсона.

-Чем эти произведения схожи?

-В них звучит симфонический оркестр.

-Чем отличаются?

-В «Концерте» П.И.Чайковского  мы слышим,как играет фортепиано, а в «Концерте» Ф.Мендельсона играет скрипка.

-Как можно назвать эти инструменты?

-Солисты, солирующие инструменты.

-Эти инструменты подыгрывают оркестру или ведут самостоятельную партию?

-Они  будто ведут разговор с оркестром, то спорят, то дружат.

-Действительно, слово «концерт» в переводе с итальянского — гармония, согласие.  А с латинского — состязание. В чем здесь секрет?

-Оркестр и солирующие инструменты то соревнуются с оркестром, то играют в согласии, в гармонии.

-А теперь рассмотрим репродукцию с картины К. Сомова «Концерт». Какой концерт он изобразил?

-Это концерт для голоса, так как выступает девушка-певица в сопровождении виолончели.

-Почему кроме реальных девушек на картине присутствуют ангелы?

-Наверное, музыка концерта красива, чудесна, она словно ангелы легка и чиста.

-Произведения, созданные в жанре «концерт» увлекают человека в удивительный мир музыки, помогают ему задуматься о настоящем или помечтать о будущем. Поэтому многие композиторы  русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов: скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса.

Концерты писали И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ, С.С. Прокофьев. Но один из самых известных и любимых во всем мире концертов — это «Концерт №1 для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковского.

Давайте послушаем первую часть «Концерта №1»  П.И.Чайковского (Слушание музыки)

Учитель

-С помощью «Словаря эмоциональных состояний» найдите слова, которые соответствуют характеру музыки этого произведения  (дети называют характер музыки)

-Как вы думаете, почему он называется Первым?

-Потому что этот концерт был написан первым в творчестве композитора.

-Потому что он самый известный, самый признанный из его концертов.

-Правильно, а еще это первый русский фортепианный концерт. П.И.Чайковский написал его в 1875 году и с тех пор это одно из самых известных произведений композитора.

Музыка  концерта стала своеобразным символом России, музыкальной визитной карточкой нашей Родины. Почему?

-Музыка передает красоту и богатство  русской природы, несгибаемый дух русского человека, широту и доброту русской души.

-П.И. Чайковский очень любил свою Родину. Он говорил: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!»

Ему нравилась народная музыка, и он часто использовал ее в своих произведениях.

Давайте послушаем финал«Концерта №1 для фортепиано с оркестром»(слушание финала «Концерта №1»П.И.Чайковского)

-Каждый раз мелодия звучит с изменениями, в разных вариантах, изменяется ее сила звучания (динамика), тембр, лад, регистры, т.е. происходит вариационное развитие.

— Верно. Какие части «Концерте №1»  мы с вами послушали?

-Первую и третью, финальную.

-Так сколько частей в концерте? Какую информацию вы можете добавить о жанре «концерт»?

-Концерт состоит из трех частей.

-Давайте дополним определение «концерта»

Концерт (как муз.жанр) – это музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента, состоящее из трех частей.

Хорошо, а теперь скажите мне пожалуйста , что ещё артисты делают на концертах кроме как играют на инструментах?

Правильно, поют!

Давайте и мы свами вспомним песню с который вы уже были знакомы «Солнышко в окно впускает мама»

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Удержание интонации на одном звуке

Сравнения, показ звуковыстоности

Скачки на ч5, ч8

Показ звуковысотности

Legato, stacatto

Дирижёрский жест, сравнения

Подведение итогов

-Мы с вами многое узнали о концерте. Давайте проверим, насколько хорошо вы поняли, что такое «концерт» и чем он отличается от других музыкальных жанров.  

Задание

Дополните краткую характеристику  Концерта №1

Концерт №1 – это

Композитор ……….

Солирующий инструмент…

… части.

Народные мелодии…

Концерт №1 – это музыкальное произведение для симфонического оркестра и фортепиано, состоящее из трех частей.

Композитор Петр Ильич Чайковский

Солирующий инструмент фортепиано

Три части.

Народные мелодии  в 3 части. 

Молодцы, а теперь давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали, чтобы понять, что такое «концерт»?

-Мы  слушали музыку, исполняли сами, размышляли о том, что такое концерт, познакомились  с первым концерт  П.И. Чайковского.

— Какие музыкальные произведения сегодня звучали на уроке?

(ответы детей)

Ваше домашнее  задание будет связано с тем, что мы сегодня с вами услышали и узнали.

Выберите одно из заданий.

Домашнее задание :

Создать афишу (коллаж или рисунок), приглашающую на концерт.

Спасибо за урок! До свидания!

Дети, заходят в класс и садятся за парты.

Дети отвечают на вопросы.

Дети слушают музыку.

Дети поют песню.

Дети отвечают на вопросы делают выводы по уроку.

1 части«Концерта №1» П.И.Чайковского и фрагмента 1 части «Концерта №3» Ф.Мендельсона.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

Научиться выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра

Проявление эмоциональной отзывчивости



Предварительный просмотр:

Бусыгина Полина, 40 группа

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)».

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: познакомить учащихся с музыкальным инструментом-гитара

Планируемые результаты:

Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню А. Ермолова  « Мы вместе»

Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства;  понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.

Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент

(2 минуты)

2.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

3.  Изучение нового материала. (8 минут)

4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (12 минут)

5.Организация исполнительской деятельности(10 мин)

Рефлексия     деятельности.       (Итог урока 5 минуты)

-Добрый день, ребята,  напоминаю вам, что меня зовут Полина Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Но для начала давайте поприветствуем друг друга по музыкальному. Распевание.

Ребята, давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке и с какой музыкой познакомились?

Молодцы, а теперь попробуйте отгадать загадку ,ответ и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Шестиструнка – чужестранка

Романтичная испанка,

Этот звонкий инструмент

Любит бард, солдат, студент

И заслуженный артист

И загруженный турист.

- Посмотрите на этот музыкальный инструмент. (показывает настоящую классическую гитару) Знаете ли вы, как он называется? Где вы встречались с ним?

Сегодня весь урок мы посвятим гитаре.

Предлагаю записать тему урока : «Музыкальные инструменты. Гитара».

  • Родилась шестиструнная гитара в 16 веке в Испании, а в России появилась в 19 веке, её полюбили, но гитара стала семиструнной, и называется такая гитара РУССКОЙ. Гитара -- струнный щипковый инструмент.
  • А моя гитара русская? (6-струнная)нет

А как вы думаете, на гитаре можно сыграть простую народную песню ?...А лирический романс?...Возвышенную музыку Баха? … Джазовую импровизацию ?...

- Предлагаю послушать переложение для гитары А.Иванова-Крамского русской народной песни «Тонкая рябина» .

 

- Ребята, гитара появилась в 16 веке в Испании. Но у многих народов есть предшественники гитары.

Посмотрите на слайд, может быть узнаете их?

Хорошо, предлагаю проверить себя.

Лира- музыкальный инструмент, мы знаем , что на нём играли боги древней Греции

Арфа- музыкальный инструмент, и сегодня его можно услышать в концертном зале

Считается, что арфу изобрели в Египте.

Гусли- музыкальный инструмент, его Родина Россия

И, наконец, самый близкий предок гитары -

лютня. Создали её в Европе приблизительно в 15 веке.

- Как вы думаете, как можно извлечь звуки из этих инструментов?

- Значит, эти инструменты называют ….щипковыми

В наше время со звучанием гитары тесно связан ЖАНР  АВТОРСКОЙ ПЕСНИ
В ней  поэт-композитор и  гитара ведут со слушателями разговор по душам.
А  авторов-исполнителей называют  БАРДАМИ. Мы с вами познакомимся с их творчеством.

Знакомьтесь, Булат Окуджава. Мы сейчас посмотрим исполнение его песни «Виноградная косточка» .

- О чем рассказала песня?

Татьяна и Сергей Никитины — очень известные исполнители авторской песни. Сергей Никитин пишет музыку не только для взрослых, но и для детей. Мы с вами сейчас посмотрим клип на его песню «Резиновый ёжик»

-Знаете ли вы этого барда? Олег Митяев. Его его самая популярная песня

«Изгиб гитары жёлтой», которую я предлагаю  прослушать и напеть её всем классом , если она вам знакома.

– Замечательно. Вы очень хорошо поработали. Ну и раз уж мы с вами закончили на такой музыкальной нотке предлагаю вам вспомнить песню которую мы с вами разучивали  «Будем вместе». Приняли правильную певческую установку.

Исполнение песни  «Будем вместе». 

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Удержание интонации на одном звуке

Сравнения, показ звуковыстоности

Скачки на ч5, ч8

Показ звуковысотности

Legato, stacatto

Дирижёрский жест, сравнения

Хорошо, молодцы ребята, а теперь подведём итог нашего урока и проверим, что вы запомнили.

- Назовите родину гитары.

  • Сколько струн у гитары?
  • Как играют на гитаре. 
  • Назовите  авторов- исполнителей одним словом.

- Как вы думаете, в чем секрет популярности песен, которые мы услышали сегодня на уроке? 

Продолжите фразу.

- Тема урока повлияла на моё отношение к гитаре и авторской песне…

- О каком жанре песни вы сегодня узнали?

  • Какой музыкальный инструмент помогает авторской песне заговорить?

  • Давайте ответим на вопрос:на гитаре можно сыграть простую народную песню ?
  • А лирический романс?
  • Возвышенную музыку Баха? 
  • Оцените свою работу на уроке.

- Кто из вас захотел научиться играть на гитаре после сегодняшнего урока?

  • Спасибо за внимание! Вы сегодня отлично поработали. Урок окончен.



Дети, заходят в класс и садятся за парты.

Дети  играют в игру, отвечают на вопросы.

Дети слушают и отвечают на вопросы.

Дети слушают музыку.

Дети поют песню.

Дети отвечают на вопросы делают выводы по уроку.

Булат Окуджава « Виноградная косточка»

Никитины «Резиновый ёжик» Олег Митяев « Изгиб гитары жёлтой»

Ермолов « Будем вместе»

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

Научиться выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра

Проявление эмоциональной отзывчивости

Проявление эмоциональной отзывчивости



Предварительный просмотр:

Бусыгина Полина, 40 группа

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Исповедь души».

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Познакомить учащихся с творчеством композитора Ф.Шопена и учится понимать чувства, выраженные в музыке. Сопоставлять выразительные особенности и научится размышлять и высказывать мнение об особенности содержания произведений Ф.Шопена

Планируемые результаты:

Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню А. Ермолова  « Мы вместе»

Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства;  понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.

Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент

(2 минуты)

2.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

3.  Изучение нового материала. (8 минут)

4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (12 минут)

5.Организация исполнительской деятельности(10 мин)

Рефлексия     деятельности.       (Итог урока 5 минуты)

-Добрый день, ребята, меня зовут Полина Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Но для начала давайте поприветствуем друг друга по музыкальному. Распевание.

Сегодня на уроке мы будем  говорить о замечательном композиторе Фредерике Шопене.

Ребята, знаком ли вам этот великий польский композитор и пианист?

Каждое произведение Ф.Шопена — это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Несмотря на прекрасное знание французского языка, он не мог ни с кем поделиться своими переживаниями, высказать то, что было у него на душе, но всю свою боль, гнев, отчаяние и радость он излил в своей музыке, надеясь, что «когда-то она будет понята».

У – Как вы думаете, какие чувства испытывает человек вдали от своей родины?

Д – Тоску, грусть, отчаянье.

У - Тема нашего урока называется «Исповедь души» 

У - Что такое исповедь?

Д - Разговор о чем-то сокровенном  

У - Какая же цель нашего урока?

Д - Научится понимать чувства Ф.Шопена, выраженные в музыке и размышлять,  высказывая  мнение об особенности содержания произведений Ф.Шопена.

У - Сегодня мы будем работать по этому плану:

1. Ф.Шопен  Этюд №12 «Революционный»

2. Ф.Шопен  Прелюдия № 7 и Прелюдия № 20

Этюд №12 « Революционный» 

Итак, бережно прикоснемся к музыкальным записям.

У - Что же такое этюд?

Д - Упражнение для пальцев.

Этюд - упражнение для развития беглости пальцев.

У - Но, скажите, пожалуйста, может ли обычное упражнение рассказать о том, что наболело в его душе?

Д – нет.

У - Упражнение обычно не имеет названия, а этот этюд называется «Революционный».

Что такое революция?

Д - Это  коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

У - Почему Ф.Шопен назвал Этюд № 12 «Революционным»?

Д - В Польше в 1830-1831 году проходило народное восстание.

У - Это и заставило вылить свою боль и переживание в этюд №12. Как вы думаете, какой характер будет  у него?

Д - Решительный, громкий, стремительный.

У – А теперь вспомните правила прослушивания  музыки послушайте и сравните свои предположения с музыкой Ф.Шопена. (слушание)

У - Как прозвучала музыка?

Д - Стремительно, решительно, страстно, пламенно.

У – Совпали ли ваши предположения с характером музыки Ф.Шопена?

Д – Да.

У - В чем исповедь?

Д - Свое горе, гнев, возмущение Шопен излил в музыке, откликнувшись на события, которые происходили в Польше в 1830 году (жестокое подавление народного восстания). 

 У - Продолжая говорить о Родине, ведь для любого из нас она самая дорогая и единственная,  рассмотрим  еще 2 страницы из музыкального дневника: прелюдия №7 и Прелюдия №20.

Что же такое прелюдия?

Прелюдия – это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра.

В своих прелюдиях Ф Шопен выразил различные чувства, относящиеся к своей Родине.

У – А почему прелюдии написаны в одном пункте?

Д – Мы будем их сравнивать.

У - На партах у вас лежат листочки. Сверните их вдвое (показываю) и напишите на одной стороне прелюдия № 7, а на другой прелюдия № 20. Во время прослушивания определите характер музыки и запишите прилагательными или наречиями. Во время слушания прелюдии № 7 прочитаем письмо Ф.Шопена, в котором он обращается к своей Родине.) 

«Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой…

Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, моя милая Родина!»).

 (слушание) 

Прелюдия «№ 20 

У – А сейчас в течение 30 секунд партнёру по плечу расскажите о том, как прозвучали эти прелюдии. Начинает тот, у которого светлее обувь. Итак, время пошло.  

Поблагодарите друг друга.

Ответы детей

У - Спасибо. Да вы были правы, что прелюдия №7 звучала спокойно, светло, благородно, изящно, песенно, с ритмом польского танца мазурки, а прелюдия №20 звучала тяжело, скорбно. В ней чувствовалась размеренная поступь траурного марша.

У - Два произведения, два разных настроения.

Сейчас мы с вами ещё раз их прослушаем, а ваша задача будет под музыку изобразить у себя в тетради, то что вы чувствуете слушая эту музыку.

У - Как вы думаете, какие чувства по отношению к Родине Ф.Шопен показал в этих произведениях?

В чем же исповедь?

У - В прелюдии №7 мы будто слышим музыкальное послание композитора.

У - А в  прелюдии №20 траурным характером музыки композитор показал, что похоронил надежду когда-нибудь вернуться на Родину.

У - Ребята а что для вас Родина?

Д - Малая Родина - наш город Челябинск, большая Родина- это наша страна Россия. 

У – Замечательно. Вы очень хорошо поработали. Закончим наш урок со  знакомства с новой  для вас песней  «Будем вместе». Приняли правильную певческую установку.

Исполнение песни  «Будем вместе». 

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Удержание интонации на одном звуке

Сравнения, показ звуковыстоности

Скачки на ч5, ч8

Показ звуковысотности

Legato, stacatto

Дирижёрский жест, сравнения

Хорошо, молодцы ребята, а теперь подведём итог нашего урока и проверим, что вы запомнили.

- Над какой темой работали на уроке?

- В чем же заключается исповедь Ф.Шопена?

- Достигли ли мы цели поставленной на уроке?

      - Кто выполнил все задания и не испытывал трудностей?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

Спасибо за работу на уроке, до свидания!

Дети, заходят в класс и садятся за парты.

Дети  играют в игру, отвечают на вопросы.

Дети слушают и отвечают на вопросы.

Дети слушают музыку.

Дети поют песню.

Дети отвечают на вопросы делают выводы по уроку.

Ф.Шопен  Этюд №12 «Революционный»

2. Ф.Шопен  Прелюдия № 7 и Прелюдия № 20

Ермолов « Будем вместе»

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

Научиться выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра

Проявление эмоциональной отзывчивости

Проявление эмоциональной отзывчивости



Предварительный просмотр:

Бусыгина Полина, 40 группа

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Картинки с выставки. Музыкальные впечатления». 

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: формировать представление о выразительных и изобразительных интонациях в произведениях М. П. Мусоргского.

Планируемые результаты:

Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню «До чего у бабушки вкусные оладушки»

Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства;  понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.

Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент

(2 минуты)

2.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

3.  Изучение нового материала. (8 минут)

4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (12 минут)

5.Организация исполнительской деятельности(10 мин)

Рефлексия     деятельности.       (Итог урока 5 минуты)

-Добрый день, 2 класс,

Очень рада видеть вас!

Ученики

— Добрый день, добрый день,

Заниматься нам не лень!

Музыкальное приветствие .

Учитель: Дети, мы сегодня отправляемся на прогулку туда, где можно увидеть разные картины. Какое это может быть место?

Дети: Музей, галерея, выставка, вернисаж.

Учитель: Совершенно верно. Сегодня это будет выставка. 

на доске три картины В. Гартмана, его портрет.

Учитель: Мы попали с вами на выставку работ русского художника Виктора Гартмана.  Гартман был не только художником, но и декоратором, дизайнером, создавал эскизы костюмов, игрушек. Он прожил всего 39 лет. После его смерти, друзья организовали выставку работ Виктора Гартмана.

Другом этого художника был композитор, чей портрет вы сейчас видите.

Дети: Модест Петрович Мусоргский. 

Учитель: Молодцы, узнали. Мы уже слушали в этом году его музыкальные произведения. И сегодня его музыка расскажет нам о музыкальных впечатлениях этого композитора после посещения выставки своего друга.

После посещения выставки у Мусоргского рождается идея создания цикла музыкальных пьес на понравившиеся работы. Работа закипела и в течении трёх недель цикл был готов. Свои зрительные впечатления передал в музыкальных образах.

Пьесы композитор объединил в сюиту «Картинки с выставки».

Сюита - жанр инструментальной музыки, который состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, но объединённых единым замыслом.

Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное  тем или иным рисунком Гартмана.

Их всего 10 самостоятельных пьес:

«Прогулка» - эта пьеса, которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.

  1. «Гном»;
  2. «Старый замок»;
  3. «Ссора детей после игры»;
  4. «Быдло» - «Скот»; «Прогулка»
  5. «Балет невылупившихся птенцов»;
  6. «Два еврея, богатый и бедный»; «Прогулка»
  7. «Лиможский рынок»;
  8. «Катакомбы. Римская гробница»;
  9. «Избушка на курьих ножках»;
  10. «Богатырские ворота».

Учитель: Сегодня мы видим три картины с этой выставки, на которых мы остановимся и узнаем, какие музыкальные впечатления были у М. Мусоргского.

Начнём с «Прогулки» по выставке вместе с композитором.

Слушаем фрагмент.

Задание – определить жанр. (Песня)

5 часть - «Балет невылупившихся птенцов»

-В. Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.

Задание: Определить тембр инструмента, регистр, темп, настроение.

Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

Дети: Тембр инструмента – фортепиано, регистр - высокий, темп быстрый. Настроение…

Учитель: У Гартмана - это лишь эскиз костюмов, а впечатления Мусоргского – это шуточный танец маленьких цыплят.

9 часть: «Избушка на курьих ножках»

Учитель: Теперь посмотрите на следующую картинку. Что вы видите?

Дети: Красивый, яркий, сказочный, игрушечный пряничный  домик.

-Молодцы! Действительно, замечательная избушка. На рисунке Виктора Александровича Гартмана изображены настольные часы в русском стиле в виде избушки Бабы-яги на курьих ножках. Эскиз.

Что получилось у Мусоргского, мы сейчас послушаем.

Задание: тембр, темп, настроение, сколько частей? Похожа ли пьеса на эскиз Гартмана.

Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках»

Учитель: Скажите, эта пьеса и рисунок похожи?

Дети: Нет. И т.д.

Учитель: Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана?

Завершает  сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В. Гартмана «Городские ворота в Киеве».

Задание: определить жанр – песня, танец или марш.

Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»

Интонациями музыка пьесы близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Настроение пьесы величаво-спокойное и торжественное.

Учитель: Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?

Дети совместно с учителем: Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей,  которые защищали мир и народ от темных и злых сил.

Учитель: «Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. А  известный французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра.

- Какая пьеса вам понравилась больше?

- Что сделало ее такой яркой и привлекательной?

- Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?

-Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, иногда отличающееся от рисунков своего друга?

Отлично, молодцы!.

А теперь давайте  мы свами вспомним песню с который вы уже были знакомы «До чего у бабушки вкусные оладушки»

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Удержание интонации на одном звуке

Сравнения, показ звуковыстоности

Скачки на ч5, ч8

Показ звуковысотности

Legato, stacatto

Дирижёрский жест, сравнения

  1. Обобщение урока. 

 Какие бы вопросы вы хотели задать друг другу по теме урока? 

Прием «Хочу спросить?» - по времени. Если времени нет, то спрашивает учитель по рядам.

 (Каждый ребенок придумывает вопрос по пройденной на уроке теме и задает его  выбранному им однокласснику)

К примеру:

1. Как называется многочастный цикл, состоящий из контрастных пьес?

2. Кто автор прослушанного цикла?

3. Как называется цикл пьес по рисункам В. Гартмана?

4. Сколько всего пьес в цикле?

5. Вспомните названия прослушанных пьес.

6. Для какого инструмента был написан цикл?

Домашнее задание:  Ещё раз прослушать произведения и к понравившемуся нарисовать картинку .

Спасибо за урок! До свидания!

Дети, заходят в класс и садятся за парты.

Дети отвечают на вопросы.

Дети слушают.

Дети слушают музыку.

Дети поют песню.

Дети отвечают на вопросы делают выводы по уроку.

М.П. Мусоргский, пьесы из сюиты «Картинки с выставки» - «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов»; «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»;

«До чего у бабушки вкусные оладушки»

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

Научиться выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра

Проявление эмоциональной отзывчивости

Проявление эмоциональной отзывчивости



Предварительный просмотр:

Бусыгина Полина, 40 группа

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: закрепить знания о музыкальных инструментах.

Планируемые результаты:

Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Предметные: закрепить знания о жанрах инструментальной музыки, развивать умение размышлять о музыке, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки через песню «Солнышко в окно впускает мама»

Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкальных произведений, исполненных в стиле блюз, способствовать формированию ценностно-личностного отношения учащегося к высокохудожественным образцам мирового искусства;  понимание инструментальной музыки как средства коммуникации между людьми.

Оборудование: Музыкальный инструмент, компьютер, экран, музыкальный проигрыватель.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент

(2 минуты)

2.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

3.  Изучение нового материала. (8 минут)

4.Организация слушательской и исполнительской деятельности. (12 минут)

5.Организация исполнительской деятельности(10 мин)

Рефлексия     деятельности.       (Итог урока 5 минуты)

-Добрый день, 3 класс,

Очень рада видеть вас!

Ученики

— Добрый день, добрый день,

Заниматься нам не лень!

Музыкальное приветствие.

- Ребята, я очень рада нашей встрече. Сегодня у нас не простой урок. Муза приглашает нас в мир музыки, написанной для прекрасных инструментов.

Звучит тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева

Проверочные вопросы:

- Какой композитор написал эту прекрасную музыку? (ответы детей: С. Прокофьев) 

- Как называется музыкальное произведение? (ответы детей: симфоническая сказка «Петя и волк»)

- Это не просто сказка, а сказка-учебник, написанная для того, чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. Каждого героя изображает свой музыкальный инструмент. Назовите героя, которого изобразил инструмент? (ответы детей: птичка)

 - Какой музыкальный инструмент озвучил тему птички? (ответы детей: флейта)

А как вы определили, что именно флейта исполнила тему птички, по каким признакам? (ответы детей: по звучанию, т.е. окраске звука, а в музыке – это понятие называют тембром).

- Какое настроение выражает музыка? (ответы детей: радостное, беззаботное)

- К какой группе инструментов относится флейта: деревянной или медной? (ответы детей: деревянной)

- Правильно, это деревянный духовой инструмент.

- Молодцы, ребята! 

- Флейта прекрасно изобразила интонации, передающие радостный щебет порхающей птички. Но флейта может «спеть» и другую удивительную мелодию.

 - Люблю волшебной флейты звуки

И слушаю их нежный перелив,

Склонивши голову и руки,

В груди дыханье затаив.

Звучит «Мелодия. Жалобы Эвридики» из оперы К. Глюка

- Ребята, я вижу, что вы узнали эту мелодию. Назовите композитора и название произведения (ответы детей: «Мелодия. Жалобы Эвридики» К. Глюка из оперы «Орфей и Эвридика»)

Портрет К. Глюка и опера «Орфей и Эвридика»

- Как звучала мелодия флейты в этом произведении? (ответы детей: грустно, печально, нежно)

- Вы заметили, что звучал не один музыкальный инструмент флейта? Кто ей помогал в этом произведении? (ответы детей: симфонический оркестр)

- Какие же чувства вызывает в вашей душе эта «Мелодия»? (ответы детей: музыка вызывает чувства одиночества, печали, тоски, передаёт чувства любви).

Вывод: Флейта исполняет удивительную по красоте, возвышенную, полную скорби мелодию.

- Обратите внимание на картины, «Мальчик-флейтист» Д. Лейстера , «Музыкантши» неизвестного автора XVI в., «Флейтистка» неизвестного автора, которые полны гармонии чувств, красок, музыки.

- О музыке какого времени, каких веков, нам рассказали картины? (ответы детей:18-19века и 21 век)

- В чём обнаруживается сходство, а в чём – различие? (Инструмент флейта, разная музыка)

- Какая музыка звучит на этих картинах? (ответы детей:1 и 2 картины – старинная музыка, Флейтистка - старинная и современная).

Вывод: - В какую бы эпоху ни была написана музыка, она выражает те или иные чувства и мысли человека, а потому созвучна нашей эпохе, нам с вами.

- Значит, какому музыкальному инструменту посвящён наш урок?(ответы детей: флейта) 

– Тема нашего урока: «Музыкальный инструмент флейта – деревянный духовой инструмент.

- Флейта (поперечная) – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского слова «флатус» - дуновение. Разновидности флейты: блок - флейта (продольная) — это духовой инструмент, как правило, изготовлен из дерева или пластика. В настоящее время используется для исполнения некоторой старинной музыки, а также в народной музыке и для обучения детей. О происхождении флейты сложены легенды и мифы. Вот один из них. 

  • Древнегреческий Бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она боялась некрасивого, колченогого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти ее,  и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана.

- Как же звали Бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов и охотников (ответы детей: Пан)

- В кого же был влюблён Пан, как звали нимфу? (ответы детей: Сиринкс)

- Ребята, а Сиринкс ответила взаимностью Пану или убежала от него? (ответы детей: нет, не ответила взаимностью, она убежала)

- Ребята, а сейчас мы немножко отдохнём и  вспомним песню с который вы уже были знакомы «Солнышко в окно впускает мама»

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Удержание интонации на одном звуке

Сравнения, показ звуковыстоности

Скачки на ч5, ч8

Показ звуковысотности

Legato, stacatto

Дирижёрский жест, сравнения

- Молодцы, ребята. Похлопайте себе за прекрасное дружное исполнение.

 - Посмотрите на картину. В руках исполнителя флейта, он хочет, чтобы мы послушали, как звучит этот инструмент

Звучит «Шутка». И.С. Бах

- В каком темпе звучит этот инструмент? (ответы детей: оживлённом, игривом, в быстром темпе)

- А какой инструмент исполнил эту пьесу? (ответы детей: флейта)

- Какое настроение передаёт звучание флейты: серьёзное, тяжёлое или беззаботное, шутливое? (ответы детей: беззаботное, шутливое)

- Произведение, которое вы прослушали, так и называется – «Шутка». Его написал немецкий композитор 18 века Иоганн Себастьян Бах, который жил более трёхсот лет назад. (Показываю портрет композитора). 

 «Шутка» была написана для камерного оркестра – небольшого состава, основу которого составляет струнная группа, иногда дополняемая духовыми и ударными инструментами. Слово «камерный» означает «комнатный».

- При жизни Баха почти никаких из его сочинений не были изданы, он умер в бедности и безвестности. Только спустя почти сто лет его музыка была оценена по достоинству, и сейчас его имя знает весь мир. Но, несмотря на тяжёлую жизнь, у Иоганна Себастьяна Баха бывали и весёлые минуты. Вероятно, в одну из таких минут и сочинил свою «Шутку» - пьесу, которую вы только что прослушали. Чтобы передать шутливый, искрящийся характер музыки Бах избрал очень быстрый темп, и поэтому его «Шутку» исполнить не так-то очень просто. Как вы уже знаете, с ней может справиться только настоящий виртуоз, т.к. длительности нот шестнадцатые и звучат очень быстро и виртуозно.

- Мы слушали только что эту виртуозную пьесу, но только в инструментальном исполнении на флейте.

- Кто написал эту песню? (ответы детей: немецкий композитор И.С. Бах)

Загадки о музыкальных инструментах:

1. Чудесная трубочка, не простая дудочка.  
Бывает деревянной, фарфоровой и золотой. 
Изумительно поёт, всех в концертный зал зовёт . . . .

2. Расскажу тебе, дружок, в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент музыкальный инструмент.  (ответы детей: флейта

 - Молодцы, все постарались.

 - А теперь закрепим полученные знания в творческом задании РАЗГАДАЙ КРОССВОРД: какой инструмент зашифрован по вертикали?

Творческая работа (показать всё по щелчку)

Задание:

1. Древнегреческий герой, который отправился в царство мёртвых за Эвридикой. (ответы детей: Орфей) 

2. Немецкий композитор, написавший оперу «Орфей и Эвридика» (ответы детей: Глюк) 

3. К какой группе инструментов относится флейта. (ответы детей: деревянный) 

4. Как зовут мальчика, играющего на флейте. (ответы детей: флейтист) 

5. Во что превратил бог реки прекрасную нимфу Сиринкс.(ответы детей: в тростник) 

6. Как звали древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов и охотников. (ответы детей: Пан) 

- О каком же инструменте шла речь? (ответы детей: о флейте)

- Совершенно верно!!!! Молодцы!!!!!

Задание для 1 ряда:

Портрет какого композитора лишний (зачеркните ) Проверяем.

– Похлопайте себе.

 Задание для 2 ряда:

Какое произведение лишнее? (зачеркните) Проверяем.

 - Отличная работа.

Задание для 3 ряда:

Какой лишний музыкальный инструмент. (зачеркните) Проверяем.

А теперь закрепим полученные знания в игре «Закончи фразу», используя картинки:

1. Познакомились с творчеством немецкого композитора Иоганна Себастьяна……. (ответы детей: Бах)

2. Бах написал виртуозную пьесу……. (ответы детей: Шутка)

3. Главную партию в «Шутке» исполнил инструмент…………(ответы детей: флейта)

- Молодцы!!!! Выразительные и изобразительные возможности музыкальных инструментов очень широки. Их голоса (тембры) могут передавать и глубокую скорбь, печаль, и беззаботное веселье, изображать различные звуки природы.

- А теперь подведём итог нашего урока. Закончите предложение…

Сегодня я узнал (а)... Было интересно…

Я научил (ась) ся… У меня получилось…

- Молодцы, ребята, я очень довольна вами сегодня на уроке, вы прекрасно справились с заданиями. 

- На этой веселой ноте мы закончим наш урок. До встречи!!!

Дети покидают класс под музыку «Шутка» И. Баха

Дети, заходят в класс и садятся за парты.

Дети  отвечают на вопросы.

Дети слушают учителя.

Дети слушают музыку.

Дети поют песню.

Дети отвечают на вопросы делают выводы по уроку.

Звучит тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева

Звучит «Мелодия. Жалобы Эвридики» из оперы К. Глюка

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

Научиться выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра

Проявление эмоциональной отзывчивости

Проявление эмоциональной отзывчивости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в начальной школе "Домашние животные"

Обучение немецкому языку в начальной школе имеет ряд особенностей. Урок должен сопровождаться наглядным материалом, презентациями, содержать игры и виктрины. Предалаю Вашему вниманию мою разработку ур...

Конспекты уроков по теме "Звенит звонок"

Уроки по УМК "Синяя птица" 5 класс  по теме "Звенит звонок" с использованием ИКТ.  Эти уроки помогут сделать образовательный процесс интереснее....

Конспекты уроков в среднем звене

конспекты уроков музыки...

Конспекты уроков в начальном звене

Здесь Вы можете познакомиться с моими разработанными конспектами и использовать их в своей работе...

Конспекты уроков в среднем звене

Здесь Вы можете познакомиться с моими разработаннымии конспектами и исследовать их в своей работе...

Техника безопасности на уроках информатики, начальное звено.

Правила техники безопасности  в компьютерном классе для начальной школы....

Конспекты уроков музыки начальное звено

Конспекты  уроков музыки в 3 классе...