Образовательная программа по учебному предмету «Специальность» (фортепиано) (для дошкольников)
методическая разработка по музыке на тему
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ.С.С.ЛЯХОВИЦКОЙ"
«УТВЕРЖДАЮ» Директор СПб ГОУ ДО ГДМШ им. С. С. Ляховицкой" Н.П. Климовская
Образовательная программа по учебному предмету «Специальность» (фортепиано) (для дошкольников)
адапт ированная Составитель: Вотинцева Наталья Анатольевна
преподаватель по классу фортепиано
Рассмотрена и одобрена на
Заседании педагогического совета
СПб ГОУ ДО ГДМШ им. С.С Ляховицкой
Протокол № 4
от «10» июня 2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 77.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ.С.С.ЛЯХОВИЦКОЙ"
«УТВЕРЖДАЮ» Директор СПб ГОУ ДО ГДМШ им. С. С. Ляховицкой" Н.П. Климовская
Образовательная программа по учебному предмету «Специальность» (фортепиано) (для дошкольников)
адаптированная Составитель:
Вотинцева Наталья Анатольевна
преподаватель по классу фортепиано
Рассмотрена и одобрена на
Заседании педагогического совета
СПб ГОУ ДО ГДМШ им. С.С Ляховицкой
Протокол № 4
от «10» июня 2016 г.
Пояснительная записка
Эстетическое воспитание - один из факторов формирования нравственности и
сознания, всестороннего развития творческих и художественных способностей
подрастающего поколения. Важным разделом эстетического воспитания является
музыкальное образование.
Дать учащимся общее музыкальное развитие, приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки, а также произведений
современных композиторов, воспитать активных участников художественной самодеятельности - основные направления работы ДМШ.
В настоящее время развитие музыкальной культуры на селе затруднено из-за низкого уровня общей культуры населения, отдалённости от передовой информации о культурной (музыкальной) жизни страны, недооценки значения музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Появляется необходимость в поиске новых путей совершенствования музыкально-воспитательной работы, которые способствуют привлечению детей к занятиям в ДМШ по классу фортепиано.
В предлагаемых типовых программах по классу специального фортепиано для ДМШ авторы подробно раскрывают цели и задачи обучения, предлагают сведения о формах, методах работы с учащимся в классе фортепиано, перечень рекомендуемых сборников, а также примерные репертуарные списки по классам. Однако в связи с вышесказанным, применять на практике типовые программы очень сложно, поэтому возникает необходимость в создании адаптированной программы по специальности фортепиано на основе предлагаемых типовых программ с у чётом особенностей ДМШ на селе, возраста и уровня подготовки обучающихся.
Целью данной программы является – изменение и адаптирование примерной (типовой) программы для конкретной детской музыкальной школы.
Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:
- определить наиболее приемлимые формы и методы работы с учащимися в классе фортепиано;
-определить годовые требования по классам;
-проанализировать предлагаемые репертуарные списки и отобрать нотный материал для использования на уроках фортепиано.
Поставленные цель и задачи определяют следующую структуру программы:
Пояснительная записка.
Учебно-воспитательные задачи специального класса.
Основные задачи начального обучения.
Развитие технических навыков.
Составление индивидуального плана.
Методические рекомендации по чтению нот с листа и игре в ансамбле.
Творческие навыки.
Учёт успеваемости.
Годовые требования по классам.
Примерный репертуарный список произведений.
Перечень рекомендуемых сборников.
Список методической литературы.
Учебно-воспитательные задачи специального класса.
Школа обязана выявить и развить творческие задатки детей, обучить игре на музыкальном инструменте и привить им комплекс важнейших практических навыков (игра по слуху, транспонирование, чтение с листа, игра в ансамблях, умение аккомпанировать легкие партии). Одновременно с этим школа призвана подготавливать наиболее одаренных учащихся для поступления в музыкальный или культурно-просветительный колледж.
Нужно выявить в детских садах и общеобразовательных школах детей, с увлечением слушающих музыку, выразительно и чисто поющих, обладающих хорошей памятью, т.е. проявляющие первые признаки музыкальных способностей.
Указанные задачи музыкальных школ определяют содержание обучения, формы и методы индивидуальной работы.
Урок в классе по специальности является основной формой учебной и
воспитательной работы.На педагога возлагается ответственная задача музыкального развития учащегося, формирование его морального облика.
Форма индивидуальных занятий в специальном классе создает педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка. Объективная оценка его индивидуальных возможностей (общего и физического развития, строения рук и приспосабливаемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.) обусловливает конкретные дифференцированные педагогические задачи и методы работы.
Важной частью воспитательной работы является проведение коллективных занятий с группами учеников. Тематика подобных собраний широка и разнообразна: прослушивание музыки (в живом исполнении или в записи) с последующим обсуждением; концерты силами учеников и с участием педагога, посвященные различным
событиям музыкальной жизни: подведение итогов истекшего полугодия, заключительная оценка педагогом успехов класса. Также возможны мелкогрупповые формы, пи которых время урока целиком (или какая – либо часть) используется на занятии с двумя тремя учениками одновременно. Это даёт возможность педагогу работать эффективнее и больше внимания уделять развитию навыков чтения с листа, транспонирования, подбору по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.
Данная программа предусматривает требования к занятиям не только по предмету «Музыкальный инструмент» (фортепиано), но и по фортепианному ансамблю. Занятия фортепианным ансамблем возможно проводить как на уроке фортепиано, так и вне его – «Предмету по выбору». Начинать занятия фортепианным ансамблем рекомендуется после получения учащимися необходимых навыков игры на фортепиано.
При все расширяющемся охвате детей начальным музыкальным образованием лишь небольшая часть воспитанников музыкальных школ сможет избрать профессию музыканта. Тем не менее, эта задача школы чрезвычайно важна. Необходимо учитывать, что не все выпускники фортепианных отделений обладают хорошими пианистическими данными, но при наличии общих музыкальных способностей могут поступить на теоретические или дирижерско-хоровые отделения музыкальных колледжей. Школа обязана дать этой категории учащихся соответствующую подготовку и профессиональную ориентацию. Поступление в школу не в коей мере не предрешает музыкального будущего детей. Музыкальные способности и в особенности профессиональные данные выявляются постепенно в процессе обучения.
Показателем профессиональных данных, наряду с общемузыкальными способностями (музыкальный слух, ритм, память и т.д.) являются исполнительское мастерство, эмоциональное отношение к исполняемым произведениям. Свое право на выбор профессии музыканта ученик обязан доказать целеустремленной и настойчивой
работой за инструментом, серьезным отношением к музыке (посещение концертов, прослушивание записей, чтение книг о музыке).
От педагога требуется большое мастерство, творческая инициатива, умение терпеливо и кропотливо работать над развитием музыкальных данных детей. К старшим классам - примерно к пятому - естественно, без всякого нажима выявляется та часть учеников, которых можно рассматривать как потенциальных профессионалов, но решение этого вопроса должно быть отложено до окончания школы. Работа в старших классах станет испытанием их профессиональных данных.
Повышенные исполнительные требования необходимо применять только к одаренным учащимся. Выражаются они в следующем: включение в репертуар учащихся значительных произведений крупной формы - сонат, концертов и т.д.; изучение сложных полифонии и фуг И.С. Баха; изучение протяжных этюдов различных стилей, исполнение которых требует большой выдержки; начало работы над такими элементами фортепианной технике, как двойные ноты, октавы.
Дополнительный восьмой год обучения разрешается ученикам, обладающим профессиональными данными, но по возрасту не имеюшими еще права поступать в училище, колледж. Этот год должен быть использован для всестороннего развития ученика, углубления и закрепления всех полученных ранее навыков и знаний, а для будущих теоретиков и дирижеров - хоровиков - совершенствования знаний в области музыкально-теоретических дисциплин, а не для изучения одной сверхтрудной программы, как это иногда практикуется.
Педагог должен наблюдать за поведением ученика в школе, поддерживая тесный контакт с преподавателями теоретических дисциплин, с родителями учащегося, систематически просматривать табель успеваемости в общеобразовательной школе.
Итак, учебно-воспитательная работа фортепианного класса включает в себя: тщательное изучение основной программы учащихся с целью публичного исполнения её, воспитание эстетического вкуса учащихся на основе осознанного восприятия музыки: ознакомление под руководством педагога с разнообразными музыкальными произведениями; развитие основных технических навыков на материале упражнений и этюдов;
повышение музыкальной грамотности, расширение и закрепление теоретических и исторических познаний;
помощь ученикам в их самостоятельном музицировании и участии в общественной жизни школы.
Все названные формы работы специального класса образуют в совокупности «комплексный метод» музыкального восприятия и обучения игре на фортепиано. Таким путем педагог может решить основную задачу музыкальной школы - воспитание жизнеспособных музыкантов, готовых служить развитию музыкальной культуры в нашей стране.
Нередко высказывается возражение : педагог не имеет возможности осуществлять в ограниченное время, предоставленное ему для занятий , все перечисленные стороны музыкально – воспитательной работы. Несомненно, от педагога требуется умелая организация каждого урока, продуктивное использование каждой минуты ,продуманное планирование занятий. Некоторые из названных выше сторон воспитательной работы проводятся незаметно, как бы между прочим, не требуя особого времени, для других- педагог обязан отводить специальное время , хотя и не на каждом уроке.
Систематическая воспитательная работа педагога непременно приводит к повышению самостоятельности ученика, что в итоге высвободит часть времени и обеспечит возможность проведения всех необходимых форм учебно-воспитательной работы.
Дополнительные сведения о формах и методах работы с учеником в классе фортепиано педагог может получить в специальной методической литературе. (см. список методической литературы в конце программы.
Основные задачи начального обучения.
Основная задача педагога - научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы. Пение, подбор мелодии по слуху, транспонирование способствуют возникновению четких музыкальных представлений и предшествуют началу обучения игре на фортепиано. Первичные навыки оказывают огромное влияние на всё последующее развитие ученика Непринужденная прямая посадка, активный музыкальный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, четкое ощущение клавиатуры - залог успехов ученика в овладении фортепиано.
Тщательная работа в этом направлении и повседневный контроль как педагога, так и самого учащегося предотвратит излишнее мышечное напряжении, тормозящее развитие учащегося и вызывающего иногда профессиональное заболевание рук.
Особая гибкость и такт требуется от педагога в то время, когда у многих подростков в период так называемого « переходного возраста» появляется угловатость, нервозность, рассеянность, что отражается не только в посадке, но и в преувеличении темпов и динамики, резкости звучания и т.д. Все эти моменты должны стать для педагога предметом тщательного наблюдения и изучения.
Простейшая мелодия была и остаётся основой музыкального воспитания и обучении на любом музыкальном инструменте (следует использовать народные и современные массовые, а также детские песни).Необходимо научить детей слышать и вести мелодическую линию, исполняемую вначале несвязно (non legato), а затем связно (legato), прислушиваться к протяжённости фортепианного звука , стремиться к выразительной фразировке, передавать характер каждой мелодии песенного или танцевального склада.
С первых же уроков необходимо приучать ученика вслушиваться в свое исполнение, добиваясь выразительного звучания инструмента внимательно и точно прочитывать авторский текст, работать над преодолением технических трудностей. Педагог должен неуклонно вырабатывать у учащегося сознательное отношение к работе над музыкальным произведением, не допуская механического проигрывания , которое неизбежно приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие учащегося.
При разучивании произведений педагогу следует выбирать аппликатуру в наиболее удобной последовательности. В старших классах эту работу могут выполнять сами учащиеся. Необходимо знакомить ученика с музыкальными терминами, поясняя их значение при исполнении. Работа над выразительностью исполнен , развитием слухового контроля, качеством и разнообразием звучания, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом пристального внимания педагога.
Развитие технических навыков.
В процессе обучения преподаватель должен добиваться гармоничного развития художественных и технических навыков.
Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется в процессе работы над всеми изучаемыми учеником произведениями; развитию техники в узком смысле (пальцевой беглости, четкости и т.д.) способствует регулярная работа над гаммами, этюдами и упражнениями.
Основным условием продуктивности работы ученика над упражнениями является четкое их назначение для преодоления трудностей (технических): стройность аккордов, плавность и ровность гаммы, незаметное подкладывание первого пальца в арпеджио и др. В старших классах, наряду с увеличением темпа, постоянно возрастают и требования к качеству исполнения. Так например, в гаммах перед учеником ставятся различные задания по динамике, артикуляции, группировке. Одновременно изучение аккордов и гамм способствует закреплению теоретических знаний ученика и выработке первичных аппликатурных навыков. Педагог – пианист имеет полную возможность выбрать для каждого ученика разнообразные по стилю, по музыкально – пианистическим заданиям, лаконичные, легко запоминающееся этюды. Ученик извлечёт наибольшую пользу из каждого этюда в том случае, если доведёт исполнение его до законченности и блеска в подвижном темпе. Необходимо развивать в ученике сознательное отношение к освоению различных технических приемов, помогающих осуществлять художественный замысел произведения.
Составление индивидуального плана.
Успеваемость ученика во многом зависит от целесообразности составленного индивидуального плана, в котором должен быть предусмотрен уровень общего музыкального развития и индивидуальные особенности ученика.
Одним из важнейших средств музыкального воспитания и развития эстетического вкуса v учащегося является выбор репертуара, в котором основное место отводится изучению произведений русских и зарубежных композиторов-классиков.
Репертуар ученика должен быть разнообразным по форме, стилю, фактуре.
Исключительную ценность представляют пьесы для детей, в которых мелодии органически сочетаются с современными средствами выразительности.
В программе предлагается примерный репертур, рассчитанный на различную степень подвинутости учащихся. Преподавателю предоставляется право дополнять его в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося.
При правильной и объективной оценке данных, разумно составленном плане работы и сугубо индивидуальном методе обучения каждый учащийся может успешно закончить ДМШ.
Пути развития ребенка определяются лишь в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученику должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Необходимо помнить, что непосильная художественная задача является зачастую еще более вредной, чем чисто техническая, т.к. приводит к чрезмерной эмоциональной и умственной перегрузке.
В музыкальной школе дети различных музыкальных способностей, поэтому в отдельных случаях является педагогически оправданным включение в индивидуальном плане произведений из репертуара предыдущего класса. Наравне с этим в индивидуальные планы учащегося, обладающих хорошими данными, могут быть включены отдельные произведения из репертуара следующего класса. Учитывая большую учебную нагрузку учащиеся музыкальных школ, совмещающих занятия в двух школах и ограниченное время на домашние занятия по специальности, не следует одновременно работать над большим количеством произведении, что приводит к поверхностному отношению к работе, а иногда и неверной оценке успеваемости и работоспособности учащегося, поставленного таким образом в тяжелые условия.
Рекомендуется одновременно изучать не более 3-4 пьес, помимо регулярной работы почтению с листа. Последовательность проверки домашних заданий на каждом уроке должна изменяться.
При первом прослушивании не рекомендуется прерывать исполнение замечаниями. Объяснения и указания целесообразно делать при повторном проигрывании. Сочетание показа на инструменте с пояснениями является наилучшей формой классной работы, стимулирующей воображение, интерес, внимание и активность учащегося.
Очень важно научить учащихся рационально использовать время, отведённое для подготовки домашних заданий, а также соблюдать расписание занятий и установленный учебный режим.
Методические рекомендации по чтению нот с листа и игре в ансамбле.
Одним из важнейших разделов работы в специальных классах является развитие у учащихся навыков чтения нот с листа, необходимого для их дальнейшей практической работы.
Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведется по двум, тесно связанным, но несколько различным направлениям; развитие навыка тщательного разбора и навыка беглого чтения с листа. Грамотным и осмысленным разбором является определение ладотональности, метроритма, умение охватить мелодические фразы, заметить и правильно использовать все имеющиеся в тексте знаки и авторские ремарки, внимательное отношение к аппликатуре, понимание ее значения не только для удобства игры, но и для передачи верной фразировки, голосоведения. Всему этому педагог учит, давая ученику вначале очень простые, а затем и сложные задания по разбору текста.
Систематическая работа в этом направлении позволит со временем потребовать от ученика самостоятельного, осмысленного и тщательного разбора.
Параллельно с навыками тщательного разбора и на базе этих навыков необходимо
развивать беглое чтение с листа, основанное на умение схватывать главное в музыкальной ткани, умении непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-либо поправок и остановок. Уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, охват все более протяженных музыкальных фраз, свободная ориентация на клавиатуре, аппликатурная находчивость является непременным условием успешного овладения навыком чтения с листа.
Как правило, пьесы для чтения нот с листа должны быть значительно легче изучаемых учащихся по программе, поэтому целесообразно использовать произведения из репертуара предыдущих классов, а также различные переложения , популярные пьесы.
Чтение с листа должно начинаться с первого года и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.
В наибольшей мере развития навыков чтению нот с листа способствует игра в ансамблях, в частности, в четыре руки. В специальном классе следует широко практиковать чтение нот с листа ансамблевых произведений. Необходимо, чтобы учащийся, играя в ансамбле, приучался читать не только первую, но и вторую партию, а также просматривать текст на один такт или несколько тактов вперед.
Следует подбирать ученикам материал постепенно возрастающей трудности : от лёгких тональностей переходить к более сложным , осваивать расположение нот на добавочных линейках, всё более сложные ритмические соотношения ,разнообразные формы изложения и т.д. В хрестоматиях для чтения с листа педагог найдет материал постепенно возрастающей трудности.
Участие учеников в смешанных ансамблях ,практика аккомпанемента , помимо ознакомления с разнообразными произведениями, способствует развитию чувства коллективизма , чего порой не хватает ученикам, привыкшим . в основном , к условиям индивидуального обучения.
Творческие навыки.
Практика игры по слуху (подбор небольших отрывков из народных и детских песен), транспонирование продолжается на протяжении всех лет обучения и способствует развитию творческих навыков учащихся. Учитывая тот факт, что подбирать по слуху аккомпанемент значительно труднее, чем мелодию, следует научить учащихся элементарному анализу гармоний, поддерживающих данную мелодию.
Педагогам необходимо поощрять и тактично направлять любые проявления творческой инициативы ученика: попытки импровизации, сочинения небольших пьес. Эти пьесы могут сочиняться как на заданную тему, так и на свободную.
Такие опыты, даже если не обнаруживают наличия соответствующих данных, всегда способствует и содействует развитию музыкальных задатков ученика, в частности, его попыткам по-своему истолковать изучаемую музыку, а также помогают более свободно и широко использовать выразительные возможности инструмента.
Учёт успеваемости.
Большое значение для успешной деятельности музыкальной школы имеет разумно организованный учет успеваемости учащихся. Исполнительские успехи ученика учитываются на вечерах, концертах и переходных зачетах и экзаменах, а также конкурсах, прослушиваниях. Все ученики обязаны выступать по три раза в год: в первом полугодии, в начале или середине второго и на переводном зачёте или экзамене. Программа выступления в целом составляется так, чтобы выявить сильные стороны ученика и отразить работу над преодолением недостатков. Ученик в течение года должен сыграть произведения различных жанров и форм (начиная с 3 класса – крупная форма, полифония, пьеса, этюд). Не следует, однако, точно регламентировать программу каждого выступления. Впечатление от выступления ученика окажется более ясным в том случае, когда он играет хотя бы два контрастных произведения.
Все выступления учеников обсуждаются комиссией под председательством директора (или назначенного им педагога). Основная цель обсуждения - оказание помощи педагогу, который должен в свою очередь прислушиваться к критике, использовать советы товарищей в своей дальнейшей работе. От коллектива и его руководителя зависит плодотворность обсуждения, соблюдение тактичной, доброжелательной формы. Конкретные выводы из обсуждения и советы педагогу фиксируются в кратком протоколе. Качество работы ученика оценивается самим педагогом за каждую четверть и за весь год.
Успех выступлений зависит от ряда условий :качества работы ученика , его исполнительских данных, выбора программы для выступления. При выступлении всегда возможны случайности. Одной цифрой невозможно точно отразить всё это переплетение факторов; отсюда - постоянные споры о критериях оценок. При выставлении оценок, следует руководствоваться следующими соображениями:
-использование оценки как стимула для улучшения работы ученика (поэтому приходится несколько повышать оценку старательному, но исполнительски неяркому ученику и, наоборот снижать одарённому, но плохо работающему).
-не следует отвлекаться от непосредственно воспринимаемого уровня и качества игры ученика, нельзя ставить высокую оценку только лишь за «корректную» игру.
Таким образом, оценка за выступление и за работу дополняют и корректируют друг друга.
Учёт успеваемости ученика по всем другим видам его работы проводится на контрольном уроке в классе комиссией в составе двух – трёх педагогов.
Ученик обязан выполнить следующие задания:
-прочесть с листа (с третьего класса) предложенный ему отрывок ( примеры заранее подбираются для каждого класса, если ученик хорошо справляется с простым примером , ему даётся более сложный);
-транспонировать заранее выбранный отрывок (с пятого класса);
-сыграть гамму, арпеджио и т. д. соответственно требованиям данного класса (с третьего по шестой класс включительно один раз в году в III четверти).
Ученик представляет список произведений, с которыми он познакомился под руководством педагога или самостоятельно;по заданию комиссии он играет (по нотам) в среднем темпе какой либо отрывок, отвечает на вопросы о форме произведения, тональности, о значении встречающихся в ней музыкальных терминов.
За успешный контрольный урок ученику ставится зачёт. В случае незачёта по тому или иному разделу контрольного урока ему даётся дополнительный срок для повторной сдачи.
Контрольные уроки, зачёты должны быть хорошо организованы и проводиться по продуманному расписанию с тем , чтобы они занимали минимальное количество времени учеников с учётом их загруженности в общеобразовательной и музыкальной школах.
Важное значение имеет оценка на выпускном экзамене, которая должна быть основательно продумана экзаменационной комиссией. Эта оценка выставляется не только на основании впечатления от исполнения выпускной программы, но и с учётом показателей успехов ученика, качества работы всех лет обучения.
На выпускные экзамены выносятся 5 произведений.
Экзаменационные программы в классах профессиональной ориентации составляются в соответствии с приемными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих в средние специальные учебные заведения искусств и культуры.
Годовые требования по классам
ПЕРВЫЙ КЛАСС
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником20-30музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также (для более - одаренных учащихся )легкие сонаты и вариации.
2. Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок, а затем,на протяжении всего года - песен (типа «Во поле береза стояла»). Освоение нотной грамоты; простейшие упражнения в чтении нот с листа.Приобщение ученика к ансамблевому музицированию (исполнение с педагогом простейших пьес в четыре руки).
Вовлечение ребенка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных склонностей, начиная с первого класса и затем в течение всех лет педагог должен:
- знакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов. Чьи произведения изучаются в классах фортепиано и фортепианного ансамбля; с музыкальными жанрами, формами наиболее употребительными требованиями.
- развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения.
3. Упражнения в виде различных последований пальцев (нон легато , затем легато)в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.
Мажорные гаммы (2-3 по выбору) в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре; тонические трезвучия аккордами по три звука без обращений каждой рукой отдельно в тех же тональностях.
.
ВТОРОЙ КЛАСС
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-20 различных музыкальных произведений.
2-4 полифонических произведения;
2 произведения крупной формы;
5-6 пьес (включая 2-3 ансамбля;
5-8 этюдов.
Чтение с листа мелодий песенного характера с несложным сопровождением в виде опорных звуков гармоний в басу. Игра с педагогом в четыре руки простых ансамблевых пьес разных жанров. Подбор по слуху песенных мелодий (типа « Заинька попляши», « Маленькой елочке») с простейшим сопровождением
Транспонирование песенных мелодий (например « как пошли наши подружки» из До-минор в ближайшие тональности. Опыты сочинения музыки (возможно на заданное стихотворение ), изображение звуками на инструменте сказочного образа и др.; досочинение мелодий, например, ответных предложений.
3.Работа над пальцевой техникой на различного вида упражнениях (в том числе типа мордент, группетто), а также над развитием навыков свободных кистевых движений путём игры интервалов.
Мажорные гаммы До, Соль; Ре ,Ля ,Ми в прямом и противоположном движении двумя руками в две октавы; Фа мажор двумя руками в прямом движении; минорные гаммы ля , ми , ре ( в натуральном виде) каждой рукой отдельно в две октавы; тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука каждой рукой отдельно в пройденных тональностях.
ТРЕТИЙ КЛАСС
В течение учебного года педагог должен поработать с учеником 14-18 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
2-4 полифонических произведения;
5-6 пьес;
5-6 этюдов
Чтение с листа пьес различного характера (уровня трудности 1 класса). Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий, используя на опорных звуках простейшее аккордовое сопровождение. Транспонирование, наряду с пьесами из репертуара 1 класса, этюдов с фигурационными изложениями в пределах позиции руки ( типа первых этюдов К. Черни по редакции Г. Геймера) в 2-3 тональности с сохранением аппликатуры оригинала. Учитывая индивидуальные возможности ученика, целесообразно сочинение легких пьес различных жанров в форме периода, сочинение подголоска к песенным мелодиям
Упражнения в виде различных позиционных фигур, коротких трелей и других мелизмов ,репетиций интервалами (с перемещениями через октаву или секвенционно).
Мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, в прямом движении; в противоположном движении- гаммы с симметричной аппликатурой; минорные гаммы (натуральные ) ля, ми , ре ,соль – в прямом движении двумя руками в две октавы; хроматические гаммы отдельно каждой рукой от всех клавиш; тонические трезвучия с обращениями по три звука в пройденных тональностях двумя руками; арпеджио короткие по четыре звука каждой рукой отдельно.
ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС
1.В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-19 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
2-3 полифонических произведения;
1-2 произведения крупной форме;
5-7 пьес (включая 2-3 ансамбля);
5-7 этюдов.
2. 4,5 и 6 классы: чтение с листа постепенно усложняющихся произведений различных жанров музыкальной литературы (уровень трудности примерно на два класса ниже изучаемых учеником); дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле, легких переложенных отрывков из оперной, балетной и симфонической музыки; подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением; транспонирование в различные тональности несложных пьес и этюдов; возможны сочинения пьес на заданный текст, сопровождения различного типа к мелодиям; возможно сочинение небольших пьес в разных жанрах.
Начинается и продолжается в течение последующих лет обучения работа над осознанной художественной интерпритацией музыкального образа, стиля , формы исполняемого музыкального произведения .
3. Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых педагогом с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ученика; постепенный переход к работе над октавами для развития кистевой техники (упр. секстами).
4.Мажорные гаммы до 4х знаков включительно в прямом движении (в противоположном движении- гаммы с симметричной аппликатурой) в четыре октавы ;минорные гаммы ( натуральные, гармонические ,мелодические) ля, ми, си, ре, соль, до, фа- двумя руками в прямом движении в четыре октавы; хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от 2-3 клавиш; в противоположном – от ре и соль диез; простейшие кадансы ко всем пройденным гаммам; тонические трезвучия с обращениями аккордами по три или четыре звука ( в зависимости от величины рук) в этих же тональностях; арпеджио короткие двумя руками; арпеджио длинные без обращений каждой рукой отдельно в трёх – четырёх гаммах от белых клавиш.
ПЯТЫЙ КЛАСС
1.В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 14-19 различных музыкальных произведений, в ом числе несколько в порядке ознакомления:
2-3 полифонических произведения;
1-2 произведения крупной формы;
5-6 пьес (включая один ансамбль );
5-6 этюдов.
1 несложный аккомпанемент
Кроме того, самостоятельно подготовить 1-2 пьесы (по трудности на два класса ниже).
2.См.сооответствующий пункт требований 4 класса.
3.Все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в четыре октавы; 2-3 мажорные гаммы в терцию и дециму в прямом движении; минорные гаммы до 4-х знаков включительно (натуральные, гармонические и мелодические) , в прямом движении двумя руками в четыре октавы ; кадансы ко всем пройденным гаммам (тоника – субдоминанта –доминанта- тоника); хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от всех звуков ,в противоположном – от ре, соль диез; тонические трезвучия с обращениями по три или четыре звука (в зависимости от величины рук);арпеджио короткие двумя руками ; арпеджио ломаные каждой рукой отдельно; арпеджио длинные каждой рукой отдельно , двумя руками в двух, трёх тональностях; доминантсептаккорд – построение и разрешение, Арпеджио длинные каждой рукой отдельно от белых клавиш; уменьшенный септаккорд- построение и разрешение, арпеджио короткие каждой рукой отдельно во всех пройденных тональностях.
ШЕСТОЙ КЛАСС
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 11-17 произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления.
2-3 полифонических произведения;
1-2 произведения крупных форм;
4-5 пьес;
3-5 этюдов;
1 аккомпанемент.
Смотреть соответствующий пункт четвертого класса.
3. Все мажорные и минорные гаммы; мажорные- в прямом и противоположном движении в четыре октавы; несколько гамм в терцию и дециму; минорные (натуральные, гармонические и мелодические) в прямом движении в четыре октавы;1-2 гаммы (гармонические , мелодические) с симметричной аппликатурой в противоположном движении; кадансы ко всем пройденным гаммам; хроматические гаммы в прямом движении от всех звуков ,в противоположном – от ре и соль диез; тонические трезвучия с обращениями аккордами по четыре звука; арпеджио короткие, ломаные обеими руками во всех тональностях.;арпеджио длинные обеими руками от белых клавиш; доминантсептаккорд длинными арпеджио двумя руками от белых клавиш; уменьшенный септаккорд короткими арпеджио двумя руками во всех тональностях, длинными арпеджио – от белых клавиш.
СЕДЬМОЙ КЛАСС
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления .
1-2полифонических произведения;
1-2 произведения крупной формы;
4-5 пьес ( включая один ансамбль)
3-5 этюдов;
аккомпанемент
7 и 8 классы: продолжение занятий по чтению с листа, подбору по слуху и транспонированию постепенно усложняющегося материала.
Учащиеся, готовящиеся к поступлению в музыкальный колледж на фортепианное отделение , должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм, арпеджио и других технических формул более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения, расширяя требования указанные в VI классе , п.3 (гаммы в сексту ,11 видов длинных арпеджио и др.).
Остальные учащиеся могут повторять гаммы в объёме требований 6 класса, добиваясь более высокого технического уровня исполнения.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1 класс
ПЬЕСЫ
Александров А.
6 маленьких пьес для фортепиано: Дождик накрапывает, Когда я был маленьким
Аллерм С.
Время чая, Конфетки, Астролог, Вальс-мюзетт, Марш-канкан, Астролог
Антюфеев Б.
Детский альбом: Грустная песенка, Русский напев,Колыбельная
Барток Б.
Детям.Тетр.1(наиболее лёгкие пьесы)
Микрокосмос. Тетр.1(по выбору)
Беркович И.
25 лёгких пьес:Украинская мелодия, Осень в лесу, Вальс, Сказка
Градески Э.
Сборник пьес: Задиристые буги
Гречанинов А.
Соч.98. Детский альбом: по выбору
Жилинский А.
Ф-ые пьесы д/детей: Игра в мышки, Вальс, Утро в пионерском лагере
Любарский Н.
Сборник лёгких пьес для детей: Ночью на реке, Вроде вальса
Литовко Ю.
Пьесы для ф-но: Вальс – этюд, Два кота, Канон, Вальс
Майкапар С.
Соч.28. Бирюльки : Пастушок, В садике , Сказочка
Соч.33.Миниатюры: Раздумье
Массон Г.и Нафельян Г.
Маленькая песня, Добрый король, Старинная мелодия, Первая серенада, На карусели, Весеннее утро, Через холм и долину, Таинственное шествие
Рюингрок А.
Горе куклы
Слонов Ю.
Пьесы для детей: Шутливая песенка, Рассказ, Разговор с куклой, Сказочка, Кукушка, Колыбельная
Фрид Г.
Ночью в лесу
Юный пианист. Вып.1. Сост. И ред. Л. Ройзмана и В.Натансона:
Александров А.А кто у нас умный?
Бекман Л. Ёлочка
Бер О.шалун , Тёмный лес
Беркович И. Мазурка
Волков В. Капризуля, Светлячки
Грачёв М. Весёлые мастера
Качурбина М. Колыбельная
Литкова И. Кукла танцует
Решевский Ш. Угощение
Филипеннко А. На мосточке, Цыплятки
ЭТЮДЫ
Беренс Г.
Соч. 70. 50 маленьких ф-ных пьес без октав №№1-30
Беркович И.
Маленькие этюды: №№1-14
Гнесина Е.
Маленькие этюды для начинающих:№№1-3,7,9-13,15,19
Подготовительные упражнения к различным видам ф-ой техники (по выбору)
Ф-ая азбука (по выбору)
Шитте А.
Соч. 108.25 мал.этюдов:№№1-15
Соч.160.25 лёгких этюдов:№№1-20
ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Аллерм Ж.М.
Перемена, Мелодия,Арфа
Сборник полифонических пьес .Тетр.1. Сост. Ляховицкая С.:
Русские нар. Песни: Дровосек, Ночка тёмная , Не кукуй кукушечка, Как во городе царевна
Укр. нар. Песни : У Маруси хата ,Ой ,летает сокол
Масон Г. и Нафельян Г.
Свет и тьма
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ
Штейбельт Д.
Сонатина До мажор, ч.1
Школа игры на ф-но. Под ред.А.Николаева:
Моцарт В. Аллегро Си-бемоль мажор
Салютринская Т. Сонатина
АНСАМБЛИ
Аллерм С.
Северная Аврора
Массон Г. и Нафельян Г.
Церковные колокола
Юный пианист. Вып.1. Сост. И ред. Л. Ройзмана и В.Натансона:
Калинников В. Тень-тень
Лазаренко В.Зимняя забава
Левина З.Тик – так
Р.н.п. Здравствуй, гостья-зима!
Шмитц М.
Принцесса танцует вальс, Марш гномиков
2 КЛАСС
ЭТЮДЫ
Беренс Г.
Соч. 70. 50 мал. ф-ых пьес без октав:№№31,33,43,44,48,50
Гедике А.
Соч.6.20 мал. пьес для начинающих:№5
Соч.32.40 мелодических этюдов для начинающих:№№11,12,15,18,19,24
Соч.47.30 лёгких этюдов:№№2,7,15
Гнесина Е.
Этюды на скачки:№№1-4
Подготовительные упражнения к различным видам ф-ой техники (по выбору)
Лекуппе Ф.
Соч.17.Азбука.25 лёгких этюдов:3,6,7,18,21,23
Этюды для I-IV кл. ДМШ. БЮП (по выбору)
ПЬЕСЫ
Гречанинов А.
СОч.98.№13 Мазурка
Бетховен Л.
Экосезы: Ми-бемоль мажор, Соль – мажор
Майкапар С.
Соч.28. Бирюльки: Маленький командир, Мотылёк, Мимолётное видение
Слонов Ю.
Пьесы для детей: Скерцино, Светланина полька ,Утренняя прогулка
Сорокин К.
Детский уголок: Грустный вальс, В дремучем лесу, Русская песня (ля-минор)
Чайковский П.
Детский альбом: Болезнь куклы, Старинная французская песня
Шуман Р.
Соч.68. Альбом для юношества: Мелодия, Марш, Первая утрата
Питерсон О.
Зимний блюз
Жилинскис А.
Весёлый пастушок , В лодке по Лиелупе
ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Бах И. С.
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах:Менуэт Соль - мажор, Менуэт Ре- мажор, Волынка Ре- мажор, Полонез Соль- минор №2
Гендель Г.
Две сарабанды: Фа-мажор , ре-минор
Павлюченко В.
Фугетта
Свиридов Г.
Альбом для детей: Колыбельная песенка
Корелли А.
Сарабанда
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ
Андре А.
Сонатина Соль мажор (Сонаты , сонатины, рондо, вариации для ф-но. Ч.I.Сост. С. Ляховицкая
Бетховен Л.
Сонатина Соль мажор,ч.1,2
Диабелли А.
Сонатина Фа можор ( Школа игры на ф-но. Для второго года обучения)
Моцарт В.
Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
Сорокин К.
Детская сонатина ре-мажор №1
АНСАМБЛИ
Вольфарт Р.
Вальс
Иванов Т.
Регтайм - шутка
Сибирский В.
Жили были два кота
Чайковский П.
Танец лебедей из балета «Лебединое озеро»
3 класс
ЭТЮДЫ
Беркович И.
Маленькие этюды:№№33-40
Лемуан А.
Соч.37.50 характерных прогрессивных этюдов: №№4,5,9,11,12,15,16,20-23,35.39
Шитте А.
Соч.68.25 этюдов :2,3,6,9
ПЬЕСЫ
Барток Б.
Избранные детские рьесы (по выбору)
Барскаускас В.
Улыбочка
Вилла Лобос Э.
Избранные нетрудные пьесы (по выбору)
Глинка М.
Полька, Чувство, Простодушие
Гнесина Е.
Пьесы –картины:№4. С прыгалкой; №9.Проглянуло солнышко;№11.Верхом на палочке
Градески Э.
Мороженое
Майкапар С.
Соч.23. Миниатюры: Тарантелла
Соч.28. Бирюльки: Тревожная минута, Эхо в горах, Весною
Сибирский В.
Часы с кукушкой
Хачатурян А.
Андантино
Чайковский П.
Соч.39.Детский альбом: Марш оловянных солдатиков, Новая кукла, Мазурка, Итальянская песенка, Немецкая песенка
Шостакович Д.
Танцы кукол: Шарманка ,Гавот , Танец
Шуман Р.
Соч.68. Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Весёлый крестьянин
Шмитц М.
Микки-Маус
ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Бах И.С.
Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт №3 до-минор, Менуэт №12 Соль мажор, Марш №16, Полонез №19, Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. 1: Прелюдия До мажор, Прелюдия соль минор, Менуэт соль минор
Сборник полифонических пьес.Ч.1. Сост. С. Ляховицкая :
Арман А. Фугетта до мажор
Корелли А.Сарабанда ми минор
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ
Андре А.
Соч.34. Сонатина №5 Фа мажор,ч. 1
Кулау Ф.
Вариации Соль мажор
Соч.55,№1. Сонатина До мажор, чч. 1,2
Рожавская Ю.
Сонатина, ч. 2
Чимароза Д.
Сонатина ре минор
АНСАМБЛИ
Зив М.
Машенькина сказка, Цветы полевые
Сибирский В.
Тающие льдинки, Часы с кукушкой
Брат и сестра. Вып.3. Сост. В. Натансон
Бизе Ж. Болеро из оперы «Кармен»
Григ Э. В лесу
Морозов И. Танец ласточки из балета «Доктор Айболит»
4класс
ЭТЮДЫ
Беренс Г.
32 избранных этюда из соч.61 и 88:№№1-3,24
Соч.88. Этюды :№№5,7
Лак Т.
Соч.75. Этюды для левой руки (по выбору)
Соч.172. Этюды: №№4,5
Лешгорн А.
Соч.66.Этюды: №№1-4
Школа ф-ой техники .Вып.1. Сост. В. Натансон, В. Дельнова (по выбору)
ПЬЕСЫ
Амиров Ф.
12 миниатюр для ф-но: Ноктюрн
Витлин В.
Страшилище
Григ Э.
Соч. 12. Лирические пьесы: Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов, Песня родины
Даргомыжский А.
Вальс («Табакерка»)
Дремлюга М.
Лирическая песня
Калиниченко В.
Сексты и септимы
Марченко А.
Охота на моль, «Baby love jazz»
Парцхаладзе Н.
18 детских пьес: №№2,11,15
Сигмейстер Э.
Ф-ые пьесы для детей: Ёж, Весёлый клоун, Новый Лондон, Шотландский танец
Чайковский П.
Соч.39. Детский альбом: Шарманщик поёт, Камаринская, Песня жаворонка, Полька, Вальс
Эшпай А.
Перепёлочка
ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Бах И.С.
Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. 1:№№1,3,5-8,11,12;
Тетр. 2: №№1.2,3,6
Мясковский Н.
Соч.43. Элегическое настроение, Охотничья перекличка
Моцарт В.
Жига
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ
Бетховен Л.
Сонатина Фа мажор, ч. 2
Клементи М.
Соч.36. Сонатины: №3 До мажор, №4 Фа мажор, №5 Соль мажор
Медынь Я.
Сонатина До мажор
Рожавская Ю.
Сонатина
Чимароза Д.
Сонаты: соль минор, Ми-бемоль мажор
Щуровский Ю.
Украинская соната
АНСАМБЛИ
Глинка М.
Вальс -фантазия
Дюбук Д.
Полька блины
Сибирский В.
Весёлый точильщик
Шпиндлер Ф.
Сонатина
5класс
ЭТЮДЫ
Лак Т.
20 избранных этюдов из соч. 75 и 95: №№1,3-5,11,19,20
Лешгорн А.
Соч. 66. Этюды :6,7,9,12,18,19,20
Соч. 136. Школа беглости. Тетр. 1 и 2 (по выбору)
Майкапар С.
Соч. 30. Вроде жиги
Соч. 33. Бурный поток (этюд)
Черни К.
Избранные ф-ые этюды. Ч. 2. Под ред. Г .Гермера: №№9-12,15-21,24-32
Соч.299.Школа беглости :№№1-4,6,7,11
Соч.337. 40 ежедневных упражнений (по выбору)
Соч.718. 24 этюда для левой руки:№№1.2,4,6
Соч.821. Этюды №25,26,28,33,43,45,53
ПЬЕСЫ
Бетховен Л.
Семь народных танцев (по выбору)
Глинка М.
Прощальный вальс Соль мажор, Мазурка до минор
Грибоедов А.
Вальсы: Ми мажор, Ля мажор
Григ Э.
Соч. 12. Лирические пьесы: Ариетта, Народный напев, Листок из альбома
Дебюсси К.
Маленький негритёнок
Калинников В.
Грустная песенка соль минор, Русское интермеццо
Свиридов Г.
Альбом пьес для детей: Зима, Дождик, Маленькая токката
Цильхер П.
У гномов
Чайковский П.
Соч. 39. Детский альбом: Утреннее размышление, Нянина сказка, Сладкая грёза, Баба-Яга, Игра в лошадки
Шостакович Д.
Сюита «Танцы кукол»: Полька, Вальс-шутка, Романс
Шмитц М.
Поющие септаккорды
ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Бах И.С.
Двухголосные инвенции: До мажор, Си бемоль мажор, ми минор, ля минор
Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. 1: До мажор.фа мажор; Тетр.2: Ре мажор
Мясковский Н.
Соч.43. В старинном стиле (фуга).
Пахельбель И.
Чакона
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ
Бортнянский Д.
Соната До мажор: Рондо
Гайдн И.- Сейсс И.
Каприччио
Рожавская Ю.
Рондо
Чимароза Д.
Сонатины: ля минор, Си бемоль мажор
Штейбельт Д.
Рондо До мажор
АНСАМБЛИ
Бородин А.
Полька (для ф-но в 4 руки)
Глинка М.
Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (для 2-х ф-но в 4 руки)
Григ Э.
Соч. 35. Избранные произведения: Норвежский танец №2
Прокофьев С.
«Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» (для ф-но в 4 руки)
Сапожников В.
Путешествие в небеса
Петрова О.Петров А.
Вальс
6 класс
ЭТЮДЫ
Беренс Г.
32 избранных этюда из соч. 61 и 88: №№ 13-15,26-29
Крамер И.
Соч.60. Избранные этюды: №№1,3,9
Лак Т.
20 избранных этюдов из соч.75 и 95 (по выбору)
Лешгорн А.
Соч.66. Этюды:№№1,15,17-19,23,25,28
Соч.136. Школа беглости (по выбору)
Мошковский М.
Соч.18. Этюды: №№3,8,10,11
Черни К.
Соч. 299. Школа беглости: №№5,8,9,12,13,15,17-20,28-30
Соч.337. 40 ежедневных упражнений (по выбору)
ПЬЕСЫ
Амиров Ф.
12 миниатюр для ф-но: Токката
Бетховен Л.
Соч.33. Багатепи: №3 Фа мажор, №6 Ре мажор
Соч. 119. Багатели:№3 Ре мажор, №5 До минор
Глинка М.
Мазурки: до минор, ля минор
Калиниченко В.
Септаккорды и их обращения
Мусоргский М.
Слеза
Хачатурян А.
Детский альбом: Музыкальная картина, Подражание народному
Чайковский П.
Соч. 37. Времена года: Песня жаворонка, Подснежник
Соч.40.:№2. Грустная песня, №6. Песня без слов
Шуман Р.
Соч.68. Альбом для юношества: Незнакомец, Зима, Воспоминание, Отзвуки театра
ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Бах И.С.
Маленькие прелюдии и фуги: Трёхголосная фуга № 4 До мажор. Трёхголосная фуга № 5 До мажор, Прелюдия с фугеттой № 60 ре минор
Двухголосные инвенции: № 3 Ре мажор ,№ 5 Ми-бемоль мажор, № 7 ми минор,
№ 10 Соль мажор, № 11 соль минор, № 12 Ля мажор, № 15 си минор
Трёхголосные инвенции: № 1 До мажор, № 2 до минор, № 6 Ми мажор, № 7 ми минор, № 10 Соль мажор, № 11 соль минор, № 15 си минор
Кабалевский Д.
Прелюдии и фуги (по выбору)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ
Беркович И.
Вариации на тему Паганини
Бетховен Л.
Сонатина Ми бемоль мажор,ч. 1
Шесть вариаций на тему из оперы Дж.Паизиелло «Прекрасная мельничиха»
Бортнянский Д.
Соната до мажор
Клементи М.
Соч.26. Соната ре мажор
Раков Н.
Сонатина № 3 («Юношеская»)
Чимароза Д.
Сонаты: до минор, Си бемоль мажор
АНСАМБЛИ
Бизе Д.
Детские игры (для ф-но в 4 руки)
Григ Э.
Сюита «Пер Гюнт»:Утро, Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного короля (для ф-но в 4 руки) Журавицкий В.
Рэгтайм, Канон
7 класс
ЭТЮДЫ
Аренский А.
Соч. 33. Этюды: ми минор, ля минор
Беренс Г.
Соч.61. Этюды. Тетр. 1-4 (по выбору)
Черни К.
Соч. 299. Школа беглости: №№ 9,17,20,23-25,28,29,32,33,34,37-40
Соч. 718. 24 Этюда для левой руки: №№ 16,17,19,24
Соч. 740. Искусство беглости пальцев: №№ 1-6,10-13,17,18,21,24 (для поступающих в училище)
ПЬЕСЫ
Бабаджанян А.
Прелюдия
Боккерини Л.
Менуэт из струнного квартета
Гаврилин Н.
«Ехал Тит по дрова», Полька, Вальс, Прелюдия, Токката
Глинка М.
Мелодический вальс, Тарантелла, Андалузский танец, Ноктюрн («Разлука»), Детская полька
Григ Э.
Соч.3.Поэтические картинки (по выбору)
Пахульский Г.
Соч. 12. Фантастические сказки: №№ 1,7,8
Рахманинов С.
Соч. 3: №1. Элегия, № 3 Мелодия
Фильд Д.
Ноктюрны: № 2 Си бемоль мажор, № 3 ре минор
Чайковский П.
Соч.37. Времена года: Белые ночи, Баркарола, Вальс, Осенняя песня
ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Бах И. С.
Трёхголосные инвенции: № 3 Ре мажор, № 4 ре минор, № 5 ми бемоль мажор, № 8 Фа мажор, № 9 фа минор, № 11 соль минор, № 12 Ля мажор, № 13 ля минор, №14 Си бемоль мажор
Хачатурян А.
Детский альбом: Инвенции
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ
Бетховен Л.
Шесть лёгких вариаций Соль мажор (2/4)
Гайдн И.
Сонаты: № 2 ми минор, №3 Ми бемоль мажор, № 7 Ре мажор
Моцарт В.
Фантазия ре минор, Сонаты: № 5 Соль мажор, ч.1; № 7 До мажор,ч.1; № 9 Ре мажор, ч.1.
АНСАМБЛИ
Сибирский В.
Каприччио (для 2-х ф-но в 4 руки)
Хачатурян А.
Вльс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад» (переложение для ф-но в 4 руки А. Кондратьева)
Перечень рекомендуемых сборников
1.Альтерман С.40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет тет.1-2.-СПб: Композитор,1999.
2.Альбом советской музыки д/ф-но т.2.-М.,1975.
3.Альбом советской детской музыки т.1.-М.,2003.
4.Ансамбли старших классов. Вып.9.-М.,1983
5.Ансамбли младших классов. Вып.7.-М.,1983
6.Ансамбли для 7 класса .-М.,1970
7.Ансамбли для 5 классов.- М.,1970
8.Альбом советской детской музыки.Т.15.- М., 1989
9.Альбом вариаций.Т.2 младшие, средние классы.- М., 1970
10.Альбом вариаций.Т.5 старшие классы. -М., 1970
11.Ансамбли д/ф-но в 4 руки. Вып. 1.-СПб.,2004
12.Баренбойм Л , Перунова Н . Путь к музыке.- Ленинград, 1989
13.Бриль И.Джазовые пьесы д/ф-но 1-3 класс ДМШ.-М.,2003
14. Бах И.С.Избранные пьесы из нотной тетради Анны Магдалены Бах.-Киев,1972
15.Барток Д.Детям. Фортепианные пьесы т.1-2.-М.,1983
16.Бах И.С. Инвенции и симфонии.- М.,1871
17.Бах И.С.ХТК 1-2 т.-Киев,1985
18.Бах И.С. маленькие прелюдии и фуги.- М.,1981
19.Бриль И. Джазовые пьесы д/ф-но 3-5 класс.- М.,2003
20.Бах И. С.Избранные произведения .- М.,1975
21.Брамс И.Избранные пьесы. - М.,1975
22.Бетховен Л.В.Избранные сонаты.-Киев,1974
23.Бах И.С.Маленькие прелюдии и фуги д/ф-но.-М., 1982
24.Вместе весело играть. Фортепианные ансамбли. - СПб.,2002
25.Вдвоем веселее. Пьесы д/ф-но в 4 руки . Мл. и ср. классы.-М.,1988
26.Гнесина Е. Фортепианная азбука. - М.,1984
27.Гречанинов А.Детский альбом. - М.,1978
28. Григ Э.Избранные произведения д/ф-но т.1.-Ленинград,1971
29.Гайдн И.Избранные сонаты. - М.,1989
30.Глинка М. Избранные фортепианные пьесы. - Киев,1975
31.Гедике А.Избранные сочинения д/детей д/фортепиано. -М.,1985
32.Гусаковский А.Произведения д/фортепиано. -Киев,1976
33.Григ Э. Лирические пьесы д/ф-но. Вып.4,3,2,1.- Киев,1973
34.Глинка М.Вариации д/ф-но .-Л.,1982
35.Гаммы и арпеджио д/ф-но.-М,1984
36.Гречанинов А.Пьесы д/ф-но. Вып .1. -М.,1982
37.Джаз для детей. Вып.6.-Ростов н/Дону,2003
38.Джазовые и эстрадные композиции д/ф-но .Вып.7.-М.,1988
39.Джаз д/детей .Вып.3.-Ростов н\дону,2004
40.Джаз в четыре руки д/учащихся средних классов ДМШ.-СПб.,2002
41.Дебюсси К.Образы.- М.,1975
42.Джаз и фортепианная музыка 20 века. Вып.1.-Киев 1987
43.Дунаевский И.Танцевальная музыка. Вып. 2 .-М.,1972
44.Джаз д/детей младших классов ДМШ д/ф-но.- Ростов н/Дону,2003
45.Джазовые произведения д/ф-но. Вып.2.- М.,1986
46.Звуки мира Пьесы д/ф-но. Вып.6.-М., 1986
47.Ивэнс Л.Ритмы джаза.- Киев,1986
48.Косенко В.24 детские пьесы д/ф-но. - Киев,1985
49.Кабалевский Д .Ф-ая музыка д/детей и юношества. Вып.10.-М., 197444. 50.Кабалевский Д. Ф-ая музыка д/детей и юношества. Вып.1. –М.,1983.
51.Клементи М. Сонатины д/ ф – но .-М., 1989
52.Калинка. Альбом начинающего пианиста.-М.,1990
54.Королькова И.Крохе музыканту. Часть I-II.- Ростов н/Дону,2006
55.Крамер К.Этюды. - Киев,1983
56.Курц П.Этюды.- М., 1982
57.Кулау Ф.Избранные сонаты.- М., 1984
58.Композиторы Прикамья – детям. Пермь,1990
59.Концертные произведения советских композиторов.Вып.16.-М.,1990
60.Лисенко М.Ф-ые произведения .- Киев,1976
61.Любимые эстрадные мелодии. Выпуск 33,34,35,36.-Киев,1975
62.Ляховицкая С.Маленькому любителю музыки.Альбом ф-ых пьес д/детей.-Л.,1979
63.Лемуан А.50 характерных и прогрессивных этюдов.- М.,1983
64.Ларионова Е.Муха-цокотуха 15 пьес д/двух ф-но.-М.,1983 65.Нотная папка пианиста. Тетрадь№1.Этюды 1,2,3, класс Тетрадь№2 Полифонические произведения и старинные танцы.
Тетрадь №3.Избранные пьесы из ф-ых циклов.
Тетрадь №4.Пьесы.
Тетрадь №5.Ансамбли в 4 руки.-М.,2001 65.Мусоргский М.Картинки с выставки.Облегченное переложение д/ф-но.-Челябинск ,2004
66.Моцарт В.А.Пьесы д/ф-но.Вып. 2.-М.,1972
67.Моцарт В.А.Вариации,рондо,фантазии д/ф-но.-М., 1982
68.Методическое пособие по ритмике. Вып.2.- М.,1973
69.Мендельсон Ф.Пьесы д/ф-но.-М.,1982 70.Маленькие пьесы композиторов Чехословакии д/ф-но.-М.,1973
71. Мендельсон Ф.Сочинения.Т 2,3,4.-Киев,1973
72. Моцарт В.А. Альбом.-Будапешт,1972
73.Мусоргский М. Картинки с выставки д/ф-но.-М.,1972
74.Мошковский М. 15 виртуозных этюдов. –Киев,1983
75.Моцарт В.Избранные сонаты .-Киев,1973
76.Маленький виртуоз.Сборник этюдов и виртуозных пьес.Вып. 4 .-Киев,1974
77.Нейперт Э. Избранные этюды д/ф-но. –М.,1962
78.Произведения украинских композиторов д/ф-но.- Киев.1972
79.Путешествие в мир музыки д/ф-но.-Киев,1972
80.Популярные арии и дуэты Ж.Бизе.-Киев,1975
81.Пьесы советских композиторов.-М.,1983
82.Пьесы в форме старинных танцев.-М.,
83.Пьесы ленинградских композиторов .Младшие и средние классы ДМШ. Вып. 5.-Л.,1975
84.Полифонические пьесы 4 класс.-М.,1969
85.Павлюченко С. Несложные обработки д/детей в 4 руки д/ф-но.-М.,1982
86.Петров А.То что хочется играть.Ансамбли д/ф-но.-СПб.,2002
87.Пьесы советских композиторов. Вып. 12.-Л.,1988
88.Пьесы д/ф-но 4 класс.-М.,1963
89.Пьесы для игры на ф-но в 4 руки . Джазовые мотивы.-М.,2003
90.Популярные вальсы и танго д/ф-но.Вып. 3 .-Киев,1986
91.Полифонические пьесы 6 класс ДМШ.-М.,1985
92.По страницам детских альбомов д/ф-но .Вып. 5.М.,1977
93.Пианист – фантазер.Часть 2 .-М.,1988
94.Произведения крупной формы.6 класс.Вып.2.-М.,1983
95.Ритмы 20х годов в ф-ой музыке.-М.,1988
96.Ребиков В.Вальс из оперы-сказки «Елка» д/ф-но.-Л.,1988
97.Ростимашенко Т.Пьесы д/двух ф-но.-Киев,1983
98.Современная ф-ая миниатюра.-Л.,1975
99.Сорокин К.Пьесы д/юношества.-М.,1974
100.Соколова Н.Ребенок за роялем.Изд. 3 д/ф-но.-М.,1983
101.Современная танцевальная музыка д/ф-но.Вып. 1.-М.,1971
102.Современные композиторы юношеству. Произведения д/ф-но.-М.,1975
103.Сотникова О. Играем с удовольствием.Сборник ф-ых ансамблей.-СПб.,2005
104.Скарлатти Д.Сонаты д/ф-но.I-II т.-М.,1982
105.Сонатины .Старшие классы .Вып.2.-М.,1973
106.Скрябин А.Мазурки.-М.,1975
107.Сонаты и вариации. Вып. 4.М.,1973
108.Современная танцевальная музыка. Выпуск 6.-Киев,1989
109.Старинные вальсы д/ф-но. Выпуск 1. –М.,1972
110.Сорокин К.Детские пьесы д/ф-но.-М.,1988
111.Современная ф-ая музыка д/детей .-Л.,1976
112.Современный пианист . Издание 2.-М.,1979
113.Самоучитель игры на ф-но . Изд. 6.-М.,1976
114.Современный пианист. - М.,1983
115.Сонатины и вариации д/ф-но.Вып. 1.-М., 1976
116.Сонатины и вариации д/ф-но. Вып. 5.-М.,1984
117.Скрябин А. Этюды д/ф-но.-М.,1981
118.Свиридов Р.Альбом пьес д/детей.-М.,1983
119.Трельные этюды.Вып. 2. –Л.,1973
120.Таривердиев М.Настроения.-М.,2002
121.Ф-но 7 класс ч. 2.-Киев,1983
122.Фиртич Г.Букет вджазовых тонах.Тетрадь 2 .- СПб .,2000
123.Ф-ая тетрадь юного музыканта .Выпуск 2.-Л.,1989
124.Фортепиано 1 класс.-Киев,1983
125.Ф-но в джазе.-Киев, 1988
126.Ф-но 6 класс.-Киев,1983
127.Ф-но 7 класс. Пьесы .-М.,1982
128.Ф-ная музыка д/ст. классов .-М.,1973
129.Ф-но 4 класс.-Киев,1986
130.Фортепиано. Полифонические пр-я.5-6 класс. М.,1985
131.Ф-но 4 класс.-Киев,1986
132.Фортепианные концерты д/детей .Выпуск 5.-М.,1983
133.Хрестоматия д/ф-но .Этюды 6 класс. Выпуск 1.-М.,1983
134.Хачатурян А.Детский альбом.-М.,1974
135.Хрестоматия д/ф-но .Пьесы 7 класс.-М.,1979
136.Хрестоматия д/ф-но .Пьесы 5 класс.-М.,1989
137.Хрестоматия д/ф-но. Этюды 7 класс. Выпуск 1.-М.,1979
138.Хрестоматия д/ф-но 2 класс.-М.,1982
139.Хрестоматия д/ф-но 3 класс.- М.,1983
140.Хрестоматия д/ф-но .Этюды 6 класс.Вып. 2 .-М.,1983
141.Хрестоматия д/ф-но 3 класс.-М.,1990
142.Хрестоматия пед. Репертуара д/ф-но 1 класс ДМШ.-М., 1976
143.Хрестоматия д/ф-но .Произведения крупной формы.Вып. 1 .-М.,1987
144.Цфасман А. Счастливая встреча.-М.,1974
145.Черни К.Избранные ф-ые этюды.-Киев,1974
146.Чайковский П.Времена года.-Киев,1990
147.Шопен Ф.Экспромты.
Баллады
Ноктюрны
Рондо
Allegro, вариации
Скерцо.-М.,1983
148.Шуман Р.Альбом д/юношества.-Симферопль,1998
149.Штепанова –Курцова И.Фортепианная техника.-Киев,1982
150.Штраус И.Избранные вальсы д/ф-но.-М.,1978
151.Шитте Л.25 этюдов д/ф-но.-Л.,1979
152.Школа игры на ф-но.-М.,1996
153.Этюды д/ф-но .4 класс.-Киев,1972,1975
154.Этюды д/ф-но .5 класс.-Киев,1982
155.Этюды д/ф-но. 6 класс. Выпуск 2.-М.,1984
156.Этюды 7 класс.-Киев,1983
157.Этюды д/развития техники левой руки.-М.,1982
158.Этюды .2 класс. -М.,1975
159.Этюды . 3 класс. –М.,1983
160. Юному музыканту – пианисту.1 класс.-Ростов /на Дону,2007
161.Юному музыканту – пианисту.2 класс. – Ростов /на Дону,2007
162.Я музыкантом стать хочу. - Л.,1986
Список методической литературы
Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд.- М.,1978
Алексеев А.О воспитании музыканта – исполнителя // Сов. Музыка, 1980, №2
Алексеев А. Педагог творческого поиска // Сов. Музыка, 1981, №3
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога – пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.,1935
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л., 1974
Баренбойм Л. Путь к музицированию.- Л.- М.,1973
Баринова М. О развитии творческих способностей ученика.- Л.,1961
Бирман Л. О художественной технике пианиста.- М.,1973
Браудо И. Артикуляция (О произношении мелодии). Л.,1961
Голубовская Н. Искусство педализации.- М.-Л.,1974
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.- М.,1961
Дельнова В. Развитие фортепианной техники в младших классах ДМШ.
Методические указания в помощь педагогам музыкальных школ.Центр.
Метод. Кабинет по детскому муз. и художественному образованию.- М.,1972
Коган Г. Вопросы пианизма. Избр. Статьи. М.,1968
Коган Г. Работа пианиста. 3-е Изд. М.,1979
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М.,1965
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. Изд. 3. М., 2001
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М,1982
Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л., 1963
Макжинмом Л. Игра наизусть. Л., 1987
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
Перельман Н. В клоссе рояля.-Л.,1981
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.- М.,1961
Рафелович О. Транспонирование в классе фортепиано. М.,1963
Ребенок за роялем : Пианисты- педагоги социалистических стран о фортепианной методике.-М.,1981
Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано
. М.,2001
Савшинский С. Работа пианиста над техникой.- Л.,1981
Тургенева Э.Ш. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано. М., 1970
Тургенева Э.Ш. Работа с начинающими в фортепианных классах ДМШ и ДШИ. -М., 1981
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога.- М.,1975
Фейгин М. Мелодии и полифонии в первые годы обучения фортепианной игре.- М., 1980
Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.,1965
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано.- М.,1984
Шеломов Б. Импровизация на уроках сольфеджио. – Л.,1977
Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1971
Штейнгаузен Ф. Физиологические ошибки в технике фортепианной игры.- Спб.,1909
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М., 1959
Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. М.,2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа по учебному предмету АНСАМБЛЬ ДООП "Фортепиано"
Программа учебного предмета «Ансамбль» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – Программа) предназначена для обучающихся клас...
Примерная программа по учебному предмету АНСАМБЛЬ (фортепиано / ФГТ / 3 года)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства (срок реализации 3 года)....
Программа по учебному предмету «Специальность» (аккордеон).
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету «Специальность» (аккордеон)....
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для 5 - 9 классов
Рабочая образовательная программа разработана на основании Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «Физическая культура» для 5-9 классов под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гу...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Сельскохозяйственный труд » 5 класс
Адаптированная программа 5 класс 272 часа...
Программа по учебному предмету "Специальность и чтение с листа" ФГТ 8 лет
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»....
Рабочая программа по учебному предмету специальность (скрипка)
Программа учебного предмета "Специальность" по виду инструмента "скрипка" разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональ...