РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для 5 - 9 классов
календарно-тематическое планирование по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая образовательная программа разработана на основании Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «Физическая культура» для 5-9 классов под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарно - издательский центр ВЛАДОС, 2011 год.
Рабочая образовательная программа включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, сроки реализации программы, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, контроль и оценка планируемых результатов реализации рабочей программы, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности, перечень компонентов учебно-методического комплекса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_-_9_klass.doc | 311.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная программа разработана на основании Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «Физическая культура» для 5-9 классов под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарно - издательский центр ВЛАДОС, 2011 год.
Рабочая образовательная программа включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, сроки реализации программы, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, контроль и оценка планируемых результатов реализации рабочей программы, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности, перечень компонентов учебно-методического комплекса.
Рабочая образовательная программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в
силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон 02.07.2013 № 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области» (с изменениями
и дополнениями);
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О физической культуре и спорте в
Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" (статья 6, 9, 10, 11);
- Распоряжение Министерства образования и науки Архангельской области № 259 от 27.02.2013
«О региональном учебном плане специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Архангельской области»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего
часа физической культуры»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Адаптированной образовательной программы ГБОУ АО «Коряжемский детский дом – школа» и
учебного плана на 2015 - 2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета:
Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.
Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.
У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно - сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке. Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях. Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, пространственно-временной организации моторного акта.
К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физической культуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.
Следует отметить, что среди учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Место предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану на обязательное изучение всех учебных тем программы отводится 102 часа, из расчета 3 ч в неделю. Рабочая программа рассчитана на 510 часов на пять лет обучения (по 3 часа в неделю). В зависимости от конкретных региональных и климатических условий учителю разрешается изменить выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.
Региональный компонент по предмету «Физическая культура» представлен в виде практических (подвижные игры) и теоретических учебных заданий.
При проведении теоретических занятий используется следующая информация:
- Спортивные сооружения города Коряжмы;
- Развитие различных (в первую очередь – связанных с соответствующим разделами программы) видов
спорта в городе;
- Развитие различных видов спорта в регионе;
- Выдающиеся спортсмены города и региона.
Количество часов регионального компонента по предмету «Физическая культура» определено равным
10 % от количества часов программы и составляет 10 часов в год.
В рабочей программе календарно - тематическое планирование составлено с учётом индивидуальных особенностей учащихся 5 – 9 классов, их психофизических особенностей.
Материал систематизирован, распределён по классам с учётом задач обучения.
Цель обучения:
развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
Основные задачи реализации содержания учебного предмета:
- Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни;
- Соблюдение индивидуального режима питания и сна;
- Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;
- Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости,
выносливости и других качеств;
- Формирование умения следить за своим физическим состоянием;
- Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и
другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
- Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
- Развитие и совершенствование волевой сферы;
- Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Программа по физической культуре для учащихся 5 - 9 классов структурно состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры (волейбол, баскетбол), подвижные игры.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ:
класс | Разделы программы, количество часов | ВСЕГО ЧАСОВ | ||||||
Легкая атлетика | Гимнастика | Лыжная подготовка | Баскетбол | Волейбол/ Пионербол | Мини – футбол | Подвижные игры | ||
5 | 34 | 14 | 24 | 7 | 8 | 6 | 9 | 102 |
6 | 34 | 14 | 24 | 7 | 9 | 6 | 8 | 102 |
7 | 34 | 16 | 24 | 7 | 8 | 9 | 4 | 102 |
8 | 34 | 16 | 24 | 7 | 8 | 9 | 4 | 102 |
9 | 34 | 16 | 24 | 7 | 8 | 9 | 4 | 102 |
Раздел «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты
реакции. Известно, что упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с
достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.
В раздел «ГИМНАСТИКА» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя, даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища. Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем
направлении, темпе, ритме.
Постоянно регулируется физическая нагрузка подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.
Обучение правильному дыханию в покое и при выполнении физических упражнений помогает также более эффективной работе логопеда при постановке звуков, а на уроках труда — правильному сочетанию дыхания с выполнением трудовых приемов.
В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений учащихся, в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, малые и большие обручи и скакалки.
На уроках с элементами гимнастики умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазанья и перелезания.
Упражнения в лазаньи и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.
Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др.
«ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА» Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ». В него включены и подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Каждый урок включает элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры. Обязательным для учителя является контроль за уровнем физического развития и двигательной активностью учащихся. По мере прохождения учебного материала проводятся проверочные (контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30—60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками из положения сидя ноги врозь.
Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно). Полученные данные обрабатываются, сопоставляются с показателями физического развития (рост, вес, объём груди, спирометрия), записываются в специально отведенный журнал учета двигательной активности и физического развития. Успеваемость по предмету «Физическая культура» в 5—9 классах специальной коррекционной школы определяется отношением ученика к занятиям, степенью сформированности учебных умений навыков с учетом индивидуальных возможностей.
Исключительное значение имеет внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию. В основе ее реализации лежит программный материал. В этом плане особое значение в последние годы приобрела Международная программа «Специальная олимпиада», в которой принимают участие на школьном уровне все учащиеся. Программа предусматривает как тренировки, так и соревнования по различным направлениям и видам спорта.
Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке:
- словесный;
- демонстрация;
- разучивание упражнений;
- совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств;
- игровой и соревновательный.
Форма организованной деятельности обучающихся: урок.
Результаты изучения учебного предмета:
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности.
- Развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл обучения, принятие и освоение
социальной роли обучающегося;
- Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях,
умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- Формирование умения планировать, контролировать, и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Определять способы достижения результата;
- Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
- Готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- Овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Формирование представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека
(физического, социального, психического), о ее позитивном влиянии на человека (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- Овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные и спортивные игры);
- Формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием.
Контроль и оценка планируемых результатов реализации программы:
Успеваемость по предмету «Физическая культура» в 5—9 классах специальной коррекционной школы определяется отношением ученика к занятиям, степенью сформированности учебных умений навыков с учетом индивидуальных возможностей.
В коррекционной школе главным требованием при оценивании умений и навыков является создание благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение:
- как ученик овладел основами двигательных навыков;
- как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
- как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
- как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения;
- как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;
- как относится к урокам;
- каков его внешний вид; соблюдает ли дисциплину;
- как понимает правила спортивных игр;
- как взаимодействует с партнерами по команде.
Успеваемость оценивается по пятибалльной системе.
Выставление оценок в классный журнал (по 5- балльной системе) осуществляется следующим образом:
«5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;
«4» - упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;
«3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;
«2» - упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов.
Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знаний и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом.
Итоговые оценки:
Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих.
Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных и зачета по физической культуре (для выпускных классов) и за счет прироста в тестировании (если такое проводится).
Материально - техническое обеспечение образовательной деятельности:
№ | наименование оборудования, спортивного инвентаря |
Спортивные и подвижные игры: | |
1. | Сетка баскетбольная |
2. | Щит баскетбольный |
3. | Кольцо для баскетбола |
4. | Мяч баскетбольный |
5. | Сетка волейбольная |
6. | Стойка волейбольная |
7. | Мяч волейбольный |
8. | Мяч для мини - футбола Selest |
9. | Мяч для мини - футбола |
10. | Мяч для мини – футбола МБП |
11. | Мяч футбольный |
12. | Ворота для флорбола |
13. | Клюшка |
14. | Мяч для флорбола белый МБП |
15. | Мяч МБП |
16. | Шорты зеленые |
17. | Перчатки вратаря |
18. | Ковер для бочче |
19. | Набор шаров для бочче |
20. | Тренажер для настольного тенниса |
21. | Набор для настольного тенниса |
22. | Ракетка для настольного тенниса |
23. | Шар для настольного тенниса |
24. | Бадминтон комплект |
25. | Воланчики для бадминтона |
26. | Ракетки для бадминтона |
27. | Сетка для бадминтона |
28. | Футболка зеленая |
29. | Футбольная форма |
30. | Футбольные перчатки |
31. | Кроссовки, кеды |
32. | Костюм спортивный х/б |
33. | Костюм спортивный командный |
34. | Костюм вратаря |
35. | Шлем вратаря |
36. | Гетры спортивные |
37. | Футбольные щитки |
38. | Защита голени футбольная |
Легкая атлетика: | |
1. | Барьер легкоатлетический |
2. | Стойка для прыжков в высоту (пара) |
3. | Гантели |
4. | Штанга гнутая с дисками |
5. | Планка для прыжков в высоту |
6. | Гиря 8 кг |
7. | Гиря 12 кг |
8. | Конус красный |
Гимнастика: | |
1. | Брусья гимнастические пристенные |
2. | Бревно гимнастическое напольное постоянной высоты |
3. | Скамейка гимнастическая |
4. | Стенка гимнастическая |
5. | Канат |
6. | Мост гимнастический подкидной |
7. | Конь гимнастический |
8. | Козел гимнастический |
9. | Мат гимнастический |
10. | Скамья для пресса |
11. | Скакалки |
12. | Палки гимнастические |
13. | Батут спортивный |
14. | Обруч |
15. | Насадки для обруча |
Лыжная подготовка: | |
1. | Лыжи Jarvinen |
2. | Лыжи Fisher |
3. | Ботинки лыжные |
4. | Крепление лыжное |
5. | Крепление лыжное автомат |
6. | Лыжи МБП |
7. | Лыжи полупластик |
8. | Мазь лыжная |
9. | Палки лыжные |
10. | Стол для обработки лыж |
Измерительные приборы: | |
1. | Секундомер |
2. | Насос универсальный |
3. | Рулетка 10 м |
4. | Шагометр |
5. | Эспандер кистевой |
Средства первой помощи: | |
1. | Аптечка универсальная |
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию образовательной программы:
№ п/п | Автор | Название | Издательство |
В.В. Воронкова | Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «Физическая культура» для 5-9 классов; | Москва: Гуманитарно - издательский центр ВЛАДОС, 2011 год. | |
В. М. Мозговой | «Уроки физической культуры в старших классах» (коррекционная педагогика); | Просвещение, 2009. – 256 с.: ил. | |
Т. П. Бегидова | Пособие для тренеров и правила соревнований по спортивной гимнастике по программе Специальной Олимпиады: Учебно-методическое пособие; | Москва, 2003. – 155с.:ил. | |
В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. | Физкультурно-оздоровительная работа в школе: методическое пособие; | Москва: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 184с. – (Портфель учителя). | |
В.И. Лях | «Физическая культура 5-7 класс» - методическое пособие; | Москва, Просвещение, 2011 год. | |
Б. Х. Ланда | Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] : учеб. пособие / Б.Х.Ланда. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 208с. : ил. | М.: Советский спорт, 2006. – 208с. : ил. | |
А.М, Щербакова (автор курса А.С. Девятков) | Учебные программы и методические материалы сборника «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида». | Книга вторая Москва: Издательство «НЦНАС», 2002 год. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ | Название раздела программы | Кол-во часов | Содержание деятельности | Цель | Обязательный минимум ЗУН | Методы | |
1. | ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА | 34 | |||||
Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики. | Формирование знаний и представлений учащихся о правилах безопасного поведения на беговой дорожке. Развитие быстроты, выносливости. | - передвигаться в медленном темпе в течение 5 минут; - пробегать дистанцию 60м; на время - правильно финишировать в беге на 60 м. | словесный, наглядный, практический | ||||
БЕГ | 12 | Старт, стартовый разгон. | |||||
Старты из различных И. П. На скорость 40 м. | |||||||
Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением 2 – 3 серии по 20 – 40 метров. Эстафеты, встречная эстафета. | |||||||
Бег в равномерном темпе до 10 минут по пересеченной местности. | |||||||
ПРЫЖКИ | 11 | Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Отработка отталкивания. | Формирование знаний и представлений учащихся о правилах безопасного поведения при занятиях физическими упражнениями. В прыжках развивать выносливость, совершенствовать технику прыжка. | - фазы прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания»; - правильно отталкиваться в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги» и в прыжках в высоту способом «перешагивания» | словесный, наглядный, практический | ||
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением зоны отталкивания до 80 см. Отработка отталкивания. | |||||||
МЕТАНИЕ | 11 | Мяча в вертикальную цель шириной 2 м на высоте 2-3 м. | Формирование знаний и представлений учащихся о правилах безопасного поведения на площадке при метаниях. Развивать координацию движений в пространстве, силу рук. | - метать малый мяч в цель из различных исходных положений и на дальность с 2 шагов разбега. | словесный, наглядный, практический | ||
Метание малого мяча на дальность отскока от стены и пола. | |||||||
Толкание набивного мяча. | |||||||
Метание мяча в цель правой и левой рукой. | |||||||
2 | ГИМНАСТИКА | 14 | |||||
Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики. | |||||||
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ | 3 | Перестроение из одной шеренги в две; Выполнение команд: «Шире шаг!», «Короче шаг!» | Формирование знаний и представлений учащихся о правилах безопасного поведения на площадке при занятиях гимнастическими упражнениями, развивать координацию движений в пространстве, гибкость, ловкость, силу | - как правильно выполнять перестроение из колонны по одному в колонну по два. - соблюдать дистанцию в движении. -подавать команды при выполнении ОРУ. | словесный, наглядный, практический | ||
Повороты кругом. | |||||||
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ И КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ | 11 | Упражнения на осанку; Дыхательные упражнения; Упражнения на расслабление мышц; Упражнения со скалками; Упражнения на гимнастической скамейке; Упражнения на гимнастической стенке; | |||||
Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев; | |||||||
Два последовательных кувырка вперед; | - как правильно выполнять акробатические упражнения; | словесный, наглядный, практический | |||||
Кувырок назад. Стойка на голове. Мост. | |||||||
Снарядовая гимнастика: конь. Прыжок, согнув ноги. | |||||||
Снарядовая гимнастика: козел, прыжок, ноги врозь. | |||||||
Снарядовая гимнастика: батут. | |||||||
3. | ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА | 24 | |||||
Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки. | Формирование знаний и представлений учащихся о правилах безопасного поведения при занятиях физическими упражнениями на улице зимой. Развивать быстроту и выносливость при передвижении на лыжах. | -для чего и когда применяются лыжи; -правила передачи эстафеты: -координировать движения рук, туловища в одновременном бесшажном ходе на отрезке 40-60 м; - пройти в быстром темпе; 120 м любым ходом; -преодолевать спуск в низкой стойке; - тормозить плугом; Преодолевать на лыжах; Девочки до 1500 м Мальчики до 2000 м | словесный, наглядный, практический | ||||
23 | Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом | ||||||
Передвижение на скорость на расстояние до 100м. | |||||||
спуск со склона | |||||||
Подъем «лесенкой» | |||||||
Непрерывное передвижение Девочки до 1500 м Мальчики до 2000 м | |||||||
4. | СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ | 30 | |||||
Инструктаж по технике безопасности на уроках по спортивным и подвижным играм. | |||||||
10 | «Удочка» «Попади в мяч» «Перестрелка» «Полет мяча» «Защита крепости» «Не давай мяч водящему» «Мяч капитану» «Самый, самый «Полоса препятствий» «Кто дальше» «Перенеси флажок» «Быстрый лыжник» | Формирование знаний и представлений учащихся о правилах безопасного поведения во время подвижных игр. | - знать и соблюдать правила игры; | словесный, наглядный, практический игровой | |||
5 | Баскетбол | Формирование знаний и представлений учащихся об игре и правилах безопасного поведения во время игры. Формирование умений играть командой Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки, | - Правила игры в баскетбол; - Основная стойка; - Передвижение без мяча вправо, влево, вперед, назад; - Передвижение без мяча вправо, влево, вперед, назад с ударами мяча об пол; - Ведение мяча на месте, с заданиями, в движении, остановка по сигналу учителя; передачи мяча. | словесный, наглядный, практический игровой | |||
5 | Пионербол | Формирование знаний и представлений учащихся об игре и правилах безопасного поведения во время игры. Формирование умений играть командой Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки, | - Ознакомление с правилами, расстановка игроков на площадке; - Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке; - работа в парах, передачи через сетку; - Подачи мяча двумя руками снизу, боковая подача; - Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке; - Подача мяча двумя руками снизу, боковая подача; Учебная игра. | словесный, наглядный, практический игровой | |||
4 | Волейбол | ||||||
6 | Мини - футбол | - Ознакомление с правилами, расстановка игроков на площадке; - Подачи мяча; -Нападающие удары; - работа с мячом у ворот; - элементы учебной игры. |
КАЛЕНДАРНО - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
I четверть ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА Количество уроков в четверти: 27 уроков, из них: 17 уроков – легкая атлетика; 10 уроков – подвижные и спортивные игры. ЗУН учащихся: Знать: фазы прыжка в длину с разбега; расстановку игроков на площадке, правила перехода играющих. Уметь: выполнять разновидности ходьбы, пробегать в медленном темпе до 5 минут; бегать на время 60 м; выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги» из зоны отталкивания не более 1м; прыгать в высоту способом «перешагивание»; подать боковую подачу, разыгрывать мяч на три паса. | |||||||
№ урока, дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Коммуникативные навыки. Работа по социализации | Коррекцион. работа | Индивидуальн. работа | Вид контроля |
1 | Техника безопасности при занятии легкой атлетикой. Программный материал. | вводный | Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. Инструктаж по л/а. Понятие об утомлении и переутомлении. Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма. | Фронтальный опрос | Коррекция пространственных представлений | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
2 | Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон. | обучение | Комплекс ОРУ. Повторение ранее пройденных строевых упражнений. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением (30 – 60 м) с максимальной скоростью. Старты из различных И. П. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 15 – 20 с.). | Выполнение действий по инструкции | Коррекция пространственных представлений | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
3 | Развитие скоростных способностей. | совершенствование | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Скоростной бег.до 40 метров. Бег 60 метров – на результат. | Развитие скоростных способностей | Коррекция двигательных умений | снижение дозировки для ослабленных детей | |
4 5 | Высокий старт. | обучение | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Высокий старт и скоростной бег до 50 метров (2 серии). Бег со старта в гору - 2 - 3 х 20 – 30 метров. | Учить анализировать действия | Развитие координации движений. | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
6 | Кроссовая подготовка. | совершенствование | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Бег в равномерном темпе до 15 минут по пересеченной местности. | Уметь демонстрировать физические кондиции | Коррекция двигательных навыков | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
7 | Эстафеты. | комплексный | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением 2 – 3 серии по 20 – 40 метров. Эстафеты, встречная эстафета. | Учить анализировать предстоящие действия | Коррекция двигательных навыков | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
8 | Прыжок в длину с места. | обучение | ОРУ в движении. Прыжок в длину с места. Ходьба с остановками для выполнения заданий Прыжки произвольным способом на двух и на одной ноге через набивные мячи. | Выполнение действий по инструкции | Коррекция слухового восприятия через выполнение движений по команде | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
9 | Развитие силовых способностей и прыгучести | комплексный | Комплекс с набивными мячами (до 1 кг). Специальные беговые упражнения. Прыжок через 2 или 4 шага (серийное выполнение отталкивания); повторное подпрыгивание и прыжки на одной ноге, делая активный мах другой; Прыжки с места и с разбега – доставать подвешенные предметы, ветки рукой, головой. Прыжки в длину с места – на результат. Прыжок через препятствие (с 5 -7 беговых шагов), установленное у места приземления, с целью отработки движения ног вперед. | Уметь демонстрировать технику прыжка в длину с места | Коррекция слухового восприятия, выполнение команд | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
10 | Прыжки в длину с разбега. | Прыжки в длину с разбега. способом «согнув ноги» с ограничением зоны отталкивания до 1м. Ходьба с различными положениями рук. | Учить анализировать предстоящие действия | Коррекция двигательных навыков | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий | |
11 | Подвижные игры. | комплексный | Строевые команды. ОРУ в движении. Игры: «Перестрелка»; «Салки»; «Третий лишний»; «Поймай мяч»; «Не дай мяч водящему». | Воспитание выносливости | Коррекция двигательных навыков | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
12 | Развитие скоростно-силовых способностей. | совершенствование | комплекс ОРУ с теннисным мячом. Специальные беговые упражнения. Разнообразные прыжки и многоскоки. Броски и толчки набивных мячей. Метание на заданное расстояние. | Воспитание дисциплинированности | Коррекция слухового восприятия через выполнение движений по команде | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
13 14 | Прыжки в высоту с укороченного разбега способом «перешагивание» | комплексный | Специальные прыжковые упражнения. Прыжки в высоту с укороченного разбега способом «перешагивание». Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги. | Выполнение действий по инструкции | Коррекция слухового восприятия, выполнение команд | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
15 16 | Метание мяча в цель и на дальность. | совершенствование | ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе. Специальные беговые упражнения. Прыжковые упражнения, выполняемые сериями. Метание теннисного мяча в цель, с 4 – 5 шагов разбега на дальность. | Уметь демонстрировать технику в целом | Коррекция пространственных представлений | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
17 | Подвижные игры. | комплексный | Строевые команды. ОРУ в движении. Беговые и прыжковые упражнения. Подвижные игры. | Воспитание дисциплинированности | Коррекция двигательных навыков | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
18 | Преодоление препятствий | Обучение | ОРУ в движении. Бег с преодолением горизонтальных и вертикальных препятствий наступанием, перешагиванием, пролезанием и прыжком в шаге. | Уметь демонстрировать физические качества | Коррекция двигательных умений и навыков | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
19 | Пионербол: расстановка игроков на площадке. Ловля мяча над головой. | Обучение | Ознакомление с правилами, расстановка игроков на площадке. Ловля мяча над головой. Подача мяча двумя руками снизу, боковая подача. Подвижная игра «Не дай мяч водящему» | Воспитание выносливости | Коррекция мышечной памяти через запоминание положений тела. | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
20 | Подача мяча двумя руками снизу, боковая подача. | комплексный | Ловля мяча над головой. ОРУ и корректирующие упражнения с предметами - упражнения с гимнастическими палками. Подача мяча двумя руками снизу, боковая подача. Подвижная игра «Охотники и утки». | Воспитание положительных нравственных качеств | Коррекция двигательной недостаточности | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
21 22 | Учебная игра в пионербол. | совершенствование | Учебная игра в пионербол. Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке. Подача мяча двумя руками снизу, боковая подача. ОРУ и корректирующие упражнения с предметами - упражнения с гимнастическими палками. ОРУ и корректирующие упражнения с предметами Упражнения с большими мячами. | Учить действовать в парах | Коррекция поведенческих навыков | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
23 | Развитие силовой выносливости: полоса препятствий. | комплексный | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков, лазанием и перелезанием. | Развитие силовой выносливости | Коррекция двигательных умений и навыков | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
24 | Правила игры в баскетбол: знакомство с правилами поведения на занятиях при обучении баскетболу. Основная стойка. | Правила игры в баскетболе, знакомство с правилами поведения на занятиях при обучении баскетболу. Основная стойка. Передвижение без мяча вправо, влево, вперед, назад. Передвижение без мяча вправо, влево, вперед, назад с ударами мяча об пол. ОРУ и корректирующие упражнения без предметов - основные положения движения головы, конечностей, туловища. | фронтальный опрос | Развитие координационных способностей и ловкости | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий | |
25 26 | Баскетбол: Ведение мяча на месте. | Ведение мяча на месте. ОРУ и корректирующие упражнения без предметов - основные положения движения головы, конечностей, туловища. ОРУ и корректирующие упражнения без предметов - основные положения движения головы, конечностей, туловища. | Воспитание чувства соперничества, стремления к победе | Коррекция эмоционально-волевой сферы через формирование умения подчиняться правилам игры | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий | |
27 | Подвижные игры. | комплексный | Строевые команды. ОРУ с предметами. Подвижные игры соревновательного характера с предметами и без. | Воспитание дисциплинированности чувства соперничества, стремления к победе | Коррекция эмоционально-волевой сферы | снижение дозировки для ослабленных детей | текущий |
II четверть ГИМНАСТИКА Количество уроков в четверти: 21 урок, из них: 14 уроков – гимнастика; 7 уроков – подвижные и спортивные игры. ЗУН учащихся: Знать: правила поведения при выполнении строевых команд, гигиены после занятий физическими упражнениями; Уметь: выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!», соблюдать интервал; выполнять исходные положения без контроля зрения; правильно и верно реагировать на сигнал учителя; выполнять опорный прыжок через козла ноги врозь; сохранять равновесие на наклонной плоскости; выбирать рациональные способы преодоления препятствия; лазать по канату произвольным способом. | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 6 класс
Программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, базисного учебного плана для школ РФ и комплексной программы по физическо...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 5 класс
Программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, базисного учебного плана для школ РФ и комплексной программы по физической куль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 8 класс
Рабочая программа по физической культуре для 8-х классов разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха,...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 5 класс
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе ФГОС ООО...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 6 класс
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе ФГОС ООО...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 7 класс
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе ФГОС ООО...
Образовательная программа по учебному предмету "Физическая культура" 5-9 класс
Рабочая программаа и приложения....