Рабочая программа по учебному предмету специальность (скрипка)
рабочая программа

Коломеец Елена Юрьевна

Программа учебного предмета "Специальность" по виду инструмента "скрипка" разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства "Струнные инструменты". Создание программы обусловлено потребностью и необходимостью обмена опытом, практикой и достижениями в сфере дополнительного музыкального образования в современных условиях развития культуры и искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsialnost_rabochaya_programma.docx76.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЙДАКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО

Кайдаковской ДШИ

Вяземского района

Смоленской области

________ Е.Н.Федорова

«____»_______ 2016г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (СКРИПКА)

Срок обучения:

8 лет, 8 лет с дополнительным (9) годом обучения

                                                                 Смоленская область

Вяземский район

д. Кайдаково

2016г.

ОДОБРЕНО                            ПРИНЯТО

Методическим советом МБУДО                          Педагогическим советом МБУДО

Кайдаковской ДШИ                                               Кайдаковской ДШИ

Вяземского района                                                 Вяземского района

Смоленской области                                              Смоленской области

Протокол № _____                                                  Протокол № ______

от «____» ______2016г.                                          от «____» ______2016г.

Рабочая программа учебного предмета СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (СКРИПКА) разработана  на основе Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства (далее ФГТ)  «Струнные инструменты» со сроком обучения 8 лет, 8 лет с дополнительным (9) годом обучения.

Организация-разработчик: МБУДО Кайдаковская ДШИ Вяземского района Смоленской области

Разработчики: преподаватель МБУДО Кайдаковской детской школы искусств Вяземского района Смоленской области

Коломеец Е.Ю.

Рецензенты:

Федорова Е.Н., директор высшей категории МБУДО Кайдаковской ДШИ Вяземского района Смоленской области

Новичкова Е.А., директор высшей категории МБУДО Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  • Контрольные требования на разных этапах обучения;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Список рекомендуемой нотной литературы;
  • Список рекомендуемой методической литературы.

  1. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа        учебного предмета        «Специальность»        по        виду инструмента «скрипка», далее – «Специальность (скрипка)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты».   Создание программы обусловлено потребностью и необходимостью обмена опытом, практикой и достижениями в сфере дополнительного музыкального образования в современных условиях развития культуры и искусства.

Занятия по предмету «Специальность» (скрипка) проводятся в объеме, определенном действующим учебным планом школы. Программа создана на основе типовой программы Министерства культуры Российской Федерации для детских музыкальных школ, содержит разные варианты сложности программ с учетом возраста и индивидуальности учащихся.

Перед всем педагогическим коллективом школы и, особенно, перед педагогом по специальности, который является основным руководителем и воспитателем ученика, поставлена ответственная задача по воспитанию и формированию мировоззрения, морального облика, эстетических взглядов и профессионального мастерства ученика.

Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Скрипка является не только сольным инструментом, но и ансамблевым. Владея игрой на данном инструменте, учащийся имеет возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах. В классе ансамбля учащийся оказывается вовлеченным в процесс коллективного музицирования, используя знания, умения и навыки, полученные в классе по специальности.

Настоящая программа отражает организацию учебного процесса, все разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность реализации индивидуального подхода к каждому ученику.

Срок реализации учебного предмета «Специальность (скрипка)»

Срок реализации учебного предмета «Специальность (скрипка)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

Объем учебного времени.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (скрипка)»

Срок обучения

1-8

9

Максимальная        учебная        нагрузка

  (в часах)

1777

297

Количество часов на аудиторные занятия

592

99

Количество  часов  на  внеаудиторную

(самостоятельную) работу

1185

198

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные и физические возможности, эмоционально- психологические особенности.

 Цель и задачи учебного предмета «Специальность (скрипка)»

Цель и задачи учебного предмета «Специальность (скрипка)»

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области скрипичного исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:

  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих  воспринимать,  осваивать   и   исполнять   на   скрипке   произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  • освоение  учащимися  музыкальной  грамоты,  необходимой  для  владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
  • приобретение        учащимися  опыта  творческой  деятельности  и  публичных выступлений;
  • приобретение        учащимися        умений        и  навыков,  необходимых        в  сольном и ансамблевом исполнительстве.

Обоснование структуры учебного предмета «Специальность (скрипка)»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация  инструментальных         приемов);
  • практический (работа на инструменте, упражнения);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях исполнительства на струнных смычковых инструментах.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Специальность (скрипка)»

Материально-техническая база Кайдаковской ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Помещение имеет хорошую звукоизоляцию, освещение, хорошо проветривается, обеспечена ежедневная уборка учебной  аудитории.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета Ансамбль, оснащаются пианино, скрипками, смычками, канифолью, зеркалом, пюпитрами, которые можно легко приспособить к любому росту ученика и должны иметь площадь не менее 12 кв.м.

Пианино должно быть хорошо настроено.

  1. Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (скрипка)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Класс

Распределение по годам обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

3

Общее количество часов на аудиторные занятия

                                               592

691

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные  и самостоятельные)

                                               1777

2074

Объем времени на

консультации (по годам)

6

8

8

8

8

8

8

8

8

Общий объем времени на консультации

                                                62

70

Виды  внеаудиторной  работы:

  • выполнение  домашнего  задания;
  • подготовка  к концертным  выступлениям;
  • посещение учреждений культуры;
  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской  деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Требования по годам обучения

1 класс

В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на скрипке, познакомиться с нотной грамотой, динамическими обозначениями, аппликатурой; знать название частей скрипки и смычка,  уметь играть в первой позиции и правильно распределять смычок; изучить штрихи деташе и легато в простейшем их сочетании;  уметь исполнять разнохарактерную музыку.

В этот период желательно проходить большой объем музыкального материала ввиду его достаточной лаконичности, формировать навыки чтения с листа, внимание к звукоизвлечению и чистому интонированию.

В течение года необходимо пройти: 2 -3 мажорные и минорные гаммы и арпеджио (тонические трезвучия) в одну октаву, 1-2 гаммы в
две октавы, 4 -6 этюдов, 8 -10 пьес.

 Примерный репертуарный список:

Школы, гаммы, упражнения, этюды:

Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980

Гуревич Л. – Зимина Н. Скрипичная азбука 1, 2 тетр. М., «Композитор», 1998

Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М.,  «Композитор», 2006

Захарьина Т. Скрипичный букварь. М., 2000

Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000

Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы  (1-2 классы).

Составители:  М.  Гарлицкий,  К.  Родионов,  Ю.  Уткин,  К.  Фортунатов.        М., Музыка, 1990

Юный скрипач,        вып.1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Композитор», 1999

Якубовская В. Вверх по ступенькам. С-Пб «Композитор», 2003

 Пьесы:

Английская народная песня  Спи, малыш

Бакланова Н. Колыбельная, Марш октябрят                            

Барток Б. Детская песня

Бах И.С. Песня

Гайдн Й. Песенка

Герчик В. Воробей

Дунаевский Й. Колыбельная

Иванников В. Паучок

Калинников В. Тень-тень, Журавель

Кабалевский Д. Вежливый вальс, Вроде марша, Прогулка, Шуточная

Комаровский А. Маленький вальс, Песенка

Кепитис Я. Вальс куклы

Карасев А. Горошина

Люлли Ж. Песенка

Литовская народная песня  Два цыпленка, Добрый мельник

Моцарт В. Пастушья песня, Аллегретто

Магиденко М.Петушок

Полонский С. Перепелочка

Попатенко Т. Эхо

Ребиков В. Воробышек

Русские народные песни: Андрей-воробей; Во саду ли, в городе;

Скок, скок, поскок;  Как пошли наши подружки;

Ладушки;  Не летай, соловей; Как под горкой, под горой

Сигал Л. Мы со скрипкой друзья

Тиличеева Е.  Яблонька,  Березка,  Часы

Филиппенко А. Цыплятки

Чешская народная песня  Прогоним курицу

Якубовская В.   Как у нашего кота, Колыбельная, Козочка

Четыре струны, Пастушок, Зарядка

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1:

Гамма Ре мажор (однооктавная)

Родионов К. Этюд №12

Русская народная песня  Как под горкой, под горой (обр. Фортунатова)

Полонский С. Перепелочка

Вариант 2

Гамма Ре мажор (однооктавная)

Родионов К. Этюд №46

Моцарт  В. Аллегретто

Бакланова Н. Колыбельная

Вариант 3

Гамма Ля мажор 2-октавная

Избранные этюды, вып.1 № 16

Гендель Г.Ф.        Гавот с вариациями

2 класс

Продолжение  работы над постановкой, свободой игровых движений, интонацией, звукоизвлечением, более сложным ритмом. Усложнение и детализация игровых навыков.  Изучение штрихов деташе, мартле, легато  и их сочетание. Начало изучений позиций и переходов в простейших вариантах. Работа над  более разнообразным звучанием инструмента в зависимости от характера  музыкального материала.  Культура распределения смычка. Чтение с листа на уроке. Развитие навыка анализа музыкальных и технических задач. В течение года необходимо пройти: 4 - 5 мажорных и минорных гамм и арпеджио (тонические трезвучия с обращениями) в две октавы,  6 -8 этюдов, 6 -7 пьес, 1 произведение крупной формы.

Примерный репертуарный список:

Школы, гаммы, упражнения, этюды:

Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука,  1, 2 тетр.  М., «Композитор», 1998

Григорян А.  Начальная школа игры на скрипке. М.,  «Композитор», 1999

Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., « Композитор», 2000

Захарьина Т.  Скрипичный букварь. М., 2000

Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., Музыка, 2000

Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы (1-2 классы) Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., Музыка, 1990

Юный скрипач,        вып.1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Композитор», 1999

Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб, «Композитор», 2003

 Пьесы:

Амиров Ф. Ноктюрн

Березовский М. Мелодия

Бакланова Н. Мазурка, Романс, Хоровод

Бетховен Л. Три народных танца, Сурок

Бах И.С. Гавот

Бекман Л. Елочка

Введенский В. Паровоз

Гайдн Й. Анданте

Гедике А. Колыбельная, Марш, Старинный танец

Гречанинов А. Колыбельная

Глюк К. Веселый хоровод

Дварионас Б. Прелюдия

Захарьина Т. Колыбельная

Кабалевский Д. Наш край,  Хоровод

Комаровский А. Маленький вальс, Вперегонки

Красев М. Топ-топ

Русские народные песни: Две тетери, А я по лугу гуляла, Во саду ли, в огороде

Стеценко К. Колыбельная

Старокадомский М. Воздушная песня

Степневский С.  Журавель

Филиппенко А. По малину в сад пойдем

Фрид Г. Грустный марш

Хаджиев П. Игра

Чайковский П. Старинная французская песенка

Шебалин В. Колыбельная, Менует

Шостакович Д. Хороший день, Маленький вальс

Шуман Р. Веселый крестьянин

Произведения крупной формы:

Гендель Г. Вариации Ля мажор(обработка К. Родионова)

Комаровский А. Концертино Соль мажор

Ридинг О. Концерт си минор, ч. 1

                   Концерт Соль мажор

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1

Гамма Соль мажор 2-октавная

Избранные этюды, вып.1 №17

Бетховен Л. Сурок

Комаровский А. Вперегонки

Вариант 2

Гамма Соль мажор в 3 позиции

Избранные этюды, вып.1. №31

Дварионас Б. Прелюдия

Бакланова Н. Мазурка

Вариант 3

Гамма Соль мажор с переходом в 3 позицию

Избранные этюды, вып.2 № 31

Ридинг О. Концерт си минор,ч.1

3 класс

Дальнейшая работа над развитием музыкально - образного мышления и техническим развитием. Работа над интонацией, звукоизвлечением, ритмом.  Усвоение позиций (I, II и III) и их смена. Элементарные виды флажолетов. Двойные ноты и несложные аккорды в I позиции. Гаммы и трезвучия в отдельных позициях и с применением переходов. Хроматические последовательности. Подготовительные упражнения к исполнению трелей. Подготовительная работа по освоению навыков вибрации. Навыки самостоятельного разбора несложных пьес, чтение нот с листа. Навыки ансамблевогомузицирования.

В течение года необходимо пройти: 4 - 5 мажорных и минорных гамм и арпеджио (тонические трезвучия с обращениями) в I, II и III позиции и с переходами, 6 -8 этюдов на различные виды техники, 6 -8 пьес различного характера, 1 - 2 произведения крупной формы.

Примерный репертуарный список:

Школы, гаммы, упражнения, этюды

Вольфарт Ф.  Легкие мелодические этюды. М. Гос. муз.изд., 1987

Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы».  М., « Композитор», 1992

Избранные этюды 1-3 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

Избранные этюды 3-5 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

Хрестоматия для скрипки        Пьесы и произведения крупной формы, 2-3 классы.

Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов,  М., Музыка, 2008

Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы, 3-4 классы.

Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М., Музыка, 1991

Юный        скрипач, вып.        1 (сост. К.Фортунатов). М.,«Советский композитор», 1992

Пьесы:

Александров Ан. Песенка, Русская

Айвазян А. Армянский танец

Бах И.С. Марш, Маленькая прелюдия

БартокБ.Танец

Багиров З. Романс

Богословский Н. Грустный рассказ

Брамс И. Колыбельная

Вебер К.  Хор охотников из оперы Волшебный стрелок

Ган Н. Раздумье

Глюк К. Веселый танец

Глинка М. Танец из оперы Иван Сусанин

Гречанинов А. Весельчак

Глиэр Р. Русская песня, Монгольская песня

Ильина Р. На качелях,  Этюд-мазурка

Кабалевский Д.  Галоп, Полька

Комаровский А.  Русская песня, Мелодия,  Веселая пляска, Перепелочка,                                                               Комариный пир, Вперегонки,  Тропинка в лесу

Корелли А. Гавот

Люлли Ж. Менуэт

Муффат Г. Колыбельная

Ниязи Н. Колыбельная

Рамо Ж. Ригодон

Раков Н. Прогулка

Ребиков В. Грустная песня

Синисало Г. Миниатюра

Украинская народная песня  Прилетай, прилетай

Фрид Г. Грустный вальс

Хаджиев П. Вальс

Чайковский П. Старинная французская песня,  Шарманщик поет, Игра в        лошадки

Шостакович Д.  Шарманка

Шольц П. Непрерывное движение

Шуберт Ф. Вальс

Шишов И. Маленький вальс

Произведения крупной формы:

Бакланова Н. Сонатина, Концертино

Комаровский А. Вариации на тему украинской народной песни «Вышли в поле косари»

Зейтц Ф. Концерт Соль мажор.1часть

Ридинг О. Концерт си минор, чч. 2 и 3, Концерт Соль мажор

Яньшинов А. Концертино

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1:

Гамма Соль мажор в первой позиции(2-х октавная)

Избранные этюды вып.1 №31

Богословский Н. Грустный рассказ

Комаровский А. Веселая пляска

Вариант 2:

Гамма Фа мажор во 2позиции

Избранные этюды вып.1 №37

Вебер К. Хор охотников из оперы Волшебный стрелок

Багиров З. Романс

Вариант 3:

Гамма Ре мажор с переходом в 3-ю позицию

Избранные этюды вып.2 №45

Яньшинов А. Концертино

4 класс

Дальнейшее изучение грифа.  Работа над интонацией, звукоизвлечением, ритмом. Работа над штрихами: деташе, легато, мартле и их сочетанием. Ознакомление со штрихом сотийе, спиккато. Пунктирный штрих. Изучение первых четырех позиций, различные виды их смены. Несложные упражнения в более высоких позициях. Упражнения и этюды в двойных нотах (в I позиции). Аккорды. Дальнейшее изучение двухоктавных гамм и арпеджио. Ознакомление с трехоктавной гаммой и арпеджио. Развитие навыков более виртуозной игры, легкость и точность артикуляции пальцев левой руки, разнообразное вибрато. Продолжение работы над кантиленой и звуковедением. Стилевое разнообразие репертуара, классическая  и романтическая пьеса. Ансамблевое музицирование. Чтение с листа более сложных произведений.

В течение года необходимо пройти: 4 - 5 мажорных и минорных двухоктавных гамм и арпеджио (тонические трезвучия с обращениями) с переходами в позиции, 6 -8 этюдов на различные виды техники, 6 -8 разнохарактерных пьес, 1 - 2 произведения крупной формы.

Примерный репертуарный список:

Школы, гаммы, упражнения, этюды

Бакланова  Н.  Этюды  средней  трудности.  М.,  « Композитор», 1999

Донт Я.  Этюды, соч. 37.  М., Музыка, 1998

Избранные этюды, 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

Мазас К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор», 2004

Хрестоматия  для  скрипки.  Пьесы  и  произведения  крупной  формы.  4-5 классы (Составитель Ю.Уткин). М., Музыка, 1987

Хрестоматия для скрипки.  Средние и старшие классы ДМШ.        М., Музыка, 1995

Юный        скрипач,        вып.2        (Редактор        К.Фортунатов).        М.,        «Композитор», 1999

Пьесы:

Бах И.С. Рондо, Марш, гавот Ре мажор

Бакланова Н. Аллегро

Бетховен Л. Контрданс

Брамс Й. Колыбельная

Глинка М. Жаворонок

Григ Э. Андантино

Гендель Г. Бурре

Глиэр Р. Народная песня

Дварионас Б. Вальс

Дженкинсон Э. Танец

Зноско- Боровский А. Мазурка

Кабалевский Д. Клоуны, Полька, На празднике

Караев К. Маленький вальс, Задумчивость

Косенко Мазурка, Скерцино, Вальс

Комаровский А. Русская песня

Люлли Ж. Гавот и волынка

Обер Л. Тамбурин

Раков Н. Рассказ, Прогулка, Маленький вальс

Ребиков В. Грустная песнь

Свиридов Г. Грустная песня

Стоянов В. Колыбельная

Соколовский Н. Мелодия

Тартини Д. Сарабанда

Фрид Г. Заинька

Чайковский П. Неаполитанская песенка, Колыбельная в бурю, Вальс, Сладкая греза

Шостакович Д. Танец

Произведения крупной формы:

Бакланова Н.   Вариации Соль мажор

Вивальди А.    Концерт Соль мажор,ч.1

Данкля Ш.    Вариации№1(на тему Пачини)

Вариации №6(на тему Меркаданте)

Зейц Ф.    Концерт №1,ч.1

Комаровский А.  Вариации на тему украинской народной песни Вышли в поле косари

Телеман Г.   Аллегро (финал из концерта)

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1:

Гамма Ре мажор в 3 позиции

Избранные этюды вып.2 №16

Комаровский А. Русская песня

Бах И.С. Марш

Вариант 2:

Гамма До мажор с переходом в 3-ю позицию

Избранные этюды вып.2 №54

Кабалевский Д. Полька

Брамс Й. Колыбельная

Вариант 3:

Гамма ля минор 3-х октавная

Мазас К. этюд №15

Зейц Ф. Концерт №1,ч.1

5 класс

Продолжение работы над штрихами в более сложном их сочетании. Развитие беглости. Трели.  Усвоение более высоких позиций. Изучение гамм в более сложных тональностях.  Двойные ноты (терции, сексты, октавы) в первых трех позициях. Работа над соединением позиций при исполнении двухголосия. Изучение трехоктавных гамм; различные виды арпеджио. Ознакомление с хроматической гаммой, исполняемой двумя видами аппликатуры - скольжением и чередованием пальцев. Ознакомление с квартовыми флажолетами.  Старинная соната. Пьесы и концерты виртуозно-романтического характера. Ансамблевоемузицирование  в  разных  составах.  Чтение  с  листа более сложных произведений.

В течение года необходимо пройти: 5 - 6 мажорных и минорных  трехоктавных гамм и арпеджио (тонические трезвучия с обращениями), 6 - 7 этюдов на различные виды техники, 5 - 6 разнохарактерных пьес, 2 произведения крупной формы.

Примерный репертуарный список:

Школы, гаммы, упражнения, этюды

Донт Я.  Соч. 37. Этюды. М., Музыка, 1998

Донт Я.  Соч. 38.  Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980

Избранные этюды, вып.2,  3-5 классы. М., «Кифара», 1996

Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004

Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009

Фиорилло Ф.  36 этюдов и каприсов для  скрипки. М., Музыка, 1987

Хрестоматия для скрипки.  Пьесы и произведения крупной формы.  4-5 классы.

Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987

Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы, 5-6 классы.

М., Музыка, 1987

Хрестоматия. Концерты.  Вып.2. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка,1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3, Холлендер Г.

«Легкий концерт»)

Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995

(Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С. Концерт ля

минор: 1 часть, Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти Дж. Концерт №23:        1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть, Шпор К. Концерт №2: 1 часть

Пьесы:

Бах И.С. Сарабанда (обр. Дулова Г.), Прелюдия и фуга (обр. Мостраса),Инвенция си минор

Бетховен Л. Менуэт

Бацевич Прелюдия

Боккерини Л. Жига, Менуэт

Бомм К. Непрерывное движение

Гайдн Й. Менуэт быка

Глюк К. Гавот

Глинка М. Чувство

Глиэр Р. Ария, Юмореска

Корелли А. Куранта, Сарабанда, Жига

Кабалевский Д. В пути

Кулау Ф. Рондо

Кюи Ц. Жига

Лысенко Н. Элегия

Мусоргский М. Слеза

Муффат Г. Жига (обр. К. Мостраса)

Обер Л. Престо

Перголези Дж.   Ария

Попатенко Т. Скерцо

Раков Н.   Тарантелла, Вальс, Напев, Веселая игра

Ребиков В. Характерный танец

Рамо Ж.   Гавот, Тамбурин

Рубинштейн Н. Прялка

Соколовский Н. В темпе менуэта

Спендиаров А. Колыбельная

Чайковский П. Сладкая греза, Мазурка, Грустная песня

Юон П. Мелодия

Произведения крупной формы:

Акколаи Ж.  Концерт

Вивальди А.  Концерт Соль мажор, Концерт ля минор

Данкля Ш. Вариации№5 (на тему Вейгля Й.,Вариации№3(на тему Беллини В.)

Комаровский А. Концерт№1,чч.2 и 3, Концерт№2

Корелли А. Соната ми минор, Соната ре минор

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1:

Гамма Ля мажор 3-х октавная

Избранные этюды вып.2 №31

Боккерини Л. Менуэт

Корелли А. Соната ми минор

Вариант 2:

Гамма ми минор 3-х октавная

Мазас К. этюд №3

Комаровский А. Концерт №2

Бакарак Б. Капли дождя

Вариант 3:

Гамма Си-бемоль мажор, двойные ноты

Донт Я. Соч.37 этюд №9

Акколаи Ж. Концерт

Юон П.Мелодия

6 класс

Дальнейшая работа над развитием музыкально – исполнительских навыков.продолжение развития техники левой руки, совершенствование различных видов штрихов и их вариантов в этюдах и пьесах. Изучение трехоктавных гамм и арпеджио. Для профессионально ориентирующихся учащихся: септаккорды (ум.и Д), гаммы двойными нотами (терции, сексты, октавы), хроматическая гамма. Работа над более разнообразным звучанием инструмента, более эмоциональное и смысловое наполнение исполняемого произведения. Игра в ансамблях. Изучение партий, чтение с листа.

В течение года необходимо пройти: 5 - 6 мажорных и минорных трехоктавных гамм и арпеджио, 1 гамма двойными нотами, 6 - 7 этюдов на различные виды техники, 6 - 8
разнохарактерных пьес, 2 произведения крупной формы.

Примерный репертуарный список:

Школы, гаммы, упражнения, этюды

Донт Я.  Соч. 37 Этюды. М., Музыка, 1998

Избранные этюды, вып.2.  3-5 классы. М., «Кифара», 1996

Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004

Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009

Фиорилло Ф.        36 этюдов и каприсов для  скрипки. М., Музыка, 1987

Хрестоматия для скрипки.  Пьесы и произведения крупной формы.  4-5 классы. Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987

Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы 5-6 классы. М., Музыка, 1987

Хрестоматия.  Концерты,  вып.2, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3, ХоллендерГ.«Легкий концерт»)

Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 (Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С. Концерт ля

минор: 1 часть, Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти Дж. Концерт №23:

1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть, Шпор К. Концерт №2: 1 часть.)

Пьесы:

Аренский А. Фуга на тему журавель

Бах И.С. Фантазия, Ария, Жига

Бакланова Н. Этюд октавами

Балакирев М. Полька

Бетховен Л.  Контрданс, Турецкий марш

Бородин Р. Что ты рано, зоренька (обр. Мостраса К.)

Глиэр Р. У ручья, Прелюдия, Пастораль

Гайдн Й. Менуэт

Ипполитов-Иванов М. Мелодия

Игольников С. Непрерывное движение

Кабалевский Д. Скерцо, Пинг-понг

Калинников В. Грустная песня

Караев К. Колыбельная

Кюи Ц. Непрерывное движение

Львов А. Народная мелодия

Леклер Ж. Престиссимо (ред. Давида Ф.)

Мострас К. Песня и танец, Рондо

Поплавский М. Тарантелла

Попатенко Т. Романс

Раков Н.  Вокализ, Три прелюдии

Ребиков В. Песня без слов, Тарантелла

Римский-Корсаков Н. Песня Индийского гостя из оперы Садко

Стоянов В. Колыбельная

Чайковский П. Колыбельная, Песенка без слов

Шостакович Д. Романс

Яньшинов А. Прялка

Произведения крупной формы:

Алябьев А.      Вариации Ля мажор

Бах И.С.          Концерт ля минор ,ч.1

Берио Ш.         Вариации ре минор

Вивальди А.    Концерт соль минор

Концерт ре минор

Виотти Д.        Концерт №20

Концерт №23,ч.1

Данкля Ш.       Концертное соло

Комаровский А. Концерт№1

Корелли А.      Соната Ля мажор

Родэ П.             Концерт №8,ч.1

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1:

Гамма соль минор 3-х октавная

Мазас К. этюд №17

Бомм К. Тремоло

Гендель Г. Соната Ми мажор

Вариант 2:

Гамма До мажор, двойные ноты

Мазас К. этюд №25

Вивальди А. Концерт ля минор чч.2 и 3

Вариант 3:

Гамма ля минор, двойные ноты

Крейцер Р. Этюд №11

Берио Ш. Вариации ре минор

Игольников С. Непрерывное движение

7 класс

Активное освоение скрипичного репертуара разностильной направленности. Старинные сонаты. Романтическая кантилена и виртуозные пьесы. Крупная форма более сложной фактуры и содержания для более продвинутых учеников.  Работа над трехоктавнымигаммами и арпеджио (в подвижном темпе: гаммы до 12 нот легато, арпеджио до 9 нот легато). Гаммы в различных штриховых вариантах. Для профессионально ориентирующихся учащихся: секстаккорды, квартсекстаккорды, септаккорды. Гаммы двойными нотами (терции, сексты, октавы). Хроматические гаммы. Чтение нот с листа.  Активное участие в концертах отдела и школы, как в сольном исполнительстве, так и в составе ансамблей.

В течение года необходимо пройти: 5 - 6 мажорных и минорных трехоктавных гамм и арпеджио (тонические трезвучия с обращениями, септаккорды),
2 гаммы двойными нотами (терции, сексты, октавы), 6 - 8 этюдов на различные виды техники, 5 - 6 разнохарактерных пьес, 2 произведений крупной формы.

Примерный репертуарный список:

Школы, гаммы, упражнения, этюды

Григорян А. Гаммы и арпеджио М., 1973 г.

Донт Я. Соч. 37 Этюды. М., Музыка, 1998

Избранные этюды, вып. 3 старшие классы (сост. К. Фортунатов) М., 1974

Крейцер Р. Этюды для скрипки М., Музыка 2006

Классические  пьесы  для  скрипки  и  фортепиано  (составитель  и   .редактор С.Шальман) СПб, «Композитор», 2004

Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004  

Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009

Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для  скрипки. М., Музыка, 1987

Хрестоматия. Концерты. Вып.2. Средние и старшие классы ДМШ. М.,       Музыка, 1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3, Холлендер Г. «Легкий  концерт»)

Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995

(Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С. Концерт ля

минор: 1 часть, Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти Дж. Концерт №23:        1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть,  Шпор К. Концерт №2: 1 часть).

Шрадик Г. Упражнения, тетрадь 1. М.-Л. 1960 г.

Юный скрипач, вып. 3. М., «Композитор», 1999

Пьесы:

Александров А. Ария

Бах И.С. Аллегро изпартиты ми минор

Витачек Ф. Колыбельная

Глиэр Р. Скерцо

Дварионас Б. Элегия

Дакен А. Кукушка

Караев К. Анданте, Колыбельная

Кюи Ц. Непрерывное движение

Корчмарев К. Испанский танец

Косенко В. Украинская тема с вариациями

Лядов А. Маленький вальс, Мазурка

Петров А. Грустный вальс

Прокофьев С.Гавот из классической симфонии

Рубинштейн А.Мелодия

Сен-Санс К.  Лебедь

Спендиаров А.  Колыбельная, Канцонетта

Фиорилло Ф. Этюд №28 Ре мажор

Хачатурян А. Ноктюрн

Чайковский П. Осенняя песня

Шостакович Д. Лирический вальс, Ноктюрн

Яньшинов А. Прялка

Произведения крупной формы:

Берио Ш.       Концерт №3

Концерт №9

Верачини Ф. Соната соль минор

Вивальди А. Концерт Ля мажор

Виотти Д.      Концерт №23

Гендель Г.     Соната соль минор

Комаровский А. Вариации соль минор, Анданте и финал из концерта ми минор

Корелли А.    Соната соль минор

Раков Н.         Концертино, Сонатина

Примеры программ переводного зачета:

Вариант 1:

Гамма Ре мажор, двойные ноты

Мазас К. этюд №30

Комаровский А. Концерт №1 чч.2 и 3

Прокофьев С. Гавот из Классической симфонии

Вариант 2:

Гамма ми минор, двойные ноты

Крейцер Р. Этюд №2

Гендель Г. Соната №6 чч.1 и 2

Дакен А. Кукушка

Вариант 3:

Гамма Фа мажор, двойные ноты

Крейцер Р.этюд №7

Берио Ш. Концерт №9

Рубинштейн А. Мелодия

8 класс

 В  выпускном  классе  учащийся  может  пройти  одну  или  две  программы.  В некоторых случаях может повторить произведение ранее исполнявшееся. В течение года ученик должен иметь возможность обыгрывать ее на классных вечерах и школьных концертах. Программа должна быть построена с учетом индивидуальных возможностей ученика, показать его с лучшей стороны.

 Требования к выпускной программе:

  • 2 трехоктавные гаммы и арпеджио (для учащихся, поступающих после окончания музыкальной школы в музыкальное профессиональное учебное заведение, или экзаменационные программы при переводе в 9 класс, предварительно прослушиваются заведующим отделом и членом экзаменационной комиссии). Гамма в двойных нотах(терции, сексты, октавы).
  • 2 этюда на различные виды техники (для оканчивающих в плане общего музыкального образования второй этюд не обязателен.
  • Пьеса
  • Концерт, ч.1 или чч. 2 и 3
  • Соната, две части (для оканчивающих в плане общего музыкального образования допускается исполнение либо концерта, либо сонаты по выбору)

Примерный репертуарный список:

Григорян А. Гаммы и арпеджио М., 1973 г.

Донт Я. Соч. 37 Этюды. М., Музыка, 1998

Избранные этюды, вып. 3 старшие классы (сост. К. Фортунатов) М., 1974

Крейцер Р. Этюды для скрипки М., Музыка 2006

Классические  пьесы  для  скрипки  и  фортепиано  (составитель  и   .редактор С.Шальман). СПб, «Композитор», 2004

Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004  

Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009

Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для  скрипки. М., Музыка, 1987

Хрестоматия. Концерты. Вып.2. Средние и старшие классы ДМШ. М.,       Музыка, 1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3, Холлендер Г. «Легкий  концерт»)

Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995

(Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С. Концерт ля

минор: 1 часть, Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти Дж. Концерт №23: 1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть,  Шпор К. Концерт №2: 1 часть).

Шрадик Г. Упражнения, тетрадь 1. М.-Л. 1960 г.

Юный скрипач, вып. 3. М., «Композитор», 1999

Пьесы:

Аренский А. Незабудка

Балакирев М. Экспромт

Бенда И. Каприс, Граве

Бетховен Л. Рондо

Гендель Жига

Вераччини Фр. Ларго

Венявский Г. Каприс, Куявяк

Витачек Ф. Колыбельная

Глиэр Р. Романс

Гарлицкий М.  Романс

Грациоли Д.      Адажио

Глюк Х. Мелодия

Дакен А. Кукушка

Дворжак А. Цыганская песня (обр. Ф.Крейслера)

Ипполитов-Иванов М. Мелодия

Кабалевский Д. Импровизация

Крейслер Ф. Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни

Куперен Ф. Маленькие ветряные мельницы

Лядов А. Прелюдия

Мострас К. Этюд ля минор, Хоровод

Огинский М.  Полонез

Прокофьев С. Анданте, Гавот из Классической симфонии

Пуньяни Г. Ларго

Спендиаров Канцонетта

Чайковский П.  Осенняя песня

Шостакович Д. Лирический вальс, Весенний вальс

Штраус И. Венский вальс

Шуберт Фр. Пчелка

Яньшинов А. Прялка

Произведения крупной формы:

Бах И.С. Партиты №2 и 6(отдельные части)

Бах И .С. Концерт ля минор

Берио Ш. Копцерт №1, Концерт№7

Вивальди А. Концерт соль минор, Концерт Ля мажор

Верачини Ф. Соната соль минор

Виотти Д. Концерт №23

Гендель Г. Сонаты №1-№6

Корелли А. Сонаты

Комаровский А. Анданте и финал из концерта ми минор

Шпор Л. Концерт №9,ч.1

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1:

Верачини Ф. Соната соль минор

Фиорилло Ф. этюд№28

Огиньский М. Полонез

Вариант 2:

Шпор Л. Концерт №9

Гендель Г. Соната №6,чч.1 и 2

Куперен Ф. Маленькие ветряные мельницы

Вариант 3:

2 трехоктавные гаммы и арпеджио

Гамма в двойных нотах ( терции, сексты, октавы)

Крейцер Р.Этюд №12 (ред. А. Ямпольского)

Этюд в двойных нотах №35 (ред. А. Ямпольского)

Гендель Г. Соната №2,чч.1 и 2

Шпор Л. Концерт №2, чч.1 и 2

Мострас К. Хоровод

9 класс

Работа над программой, соответствующей требованиям приемных экзаменов. Этот класс является подготовительным для поступления в музыкальный колледж. Программу необходимо построить так, чтобы она дала возможность развить у учащегося все его технические и музыкальные потенциальные возможности, привести исполнительские и инструментальные навыки к порогу профессиональных для дальнейшего обучения в музыкальном колледже.

Экзаменационные требования:

  • 2 трехоктавные гаммы и арпеджио.
  • Гамма в двойных нотах (терции, сексты, октавы)
  • 2 этюда на различные виды техники
  • Пьеса
  • Концерт, ч.1 или чч. 2 и 3
  • Соната, две части

Примерный репертуарный список:

Верачини Ф.        Сонаты

Гендель Г. 6 сонат для скрипки и ф-но

Данкля Ш. Этюды соч. 73

Крейцер Р. Этюды        (редакция А.Ямпольского)

Роде П. 24 каприса

Тартини Дж. Соната соль минор «Покинутая Дидона»

Флеш К. Гаммы и арпеджио

Шпор Л. Концерт № 9

Пьесы:

Бах И.С. Ария

Бах И. – Гуно Ш.  Аве Мария

Брамс Й. Танцы

Бенда Н. Граве, Каприс

Верачини Ф. Ларго

Венявский Г. Каприз

Витачек Ф. Колыбельная

Вьетан А. Тарантелла

Глинка М. Чувство, Простодушие

Глиэр Р. Вальс, Романс

Глюк К. Мелодия

Грациоли Д. Адажио

Комаровский А. Тарантелла

Крейслер Ф. Прелюдия и аллегро, Сицилиана и ригодон

Кюи Ц. Непрерывное движение

Кабалевский Д. Рондо

Куперен Ф. Маленькие ветряные мельницы

Корчмарев К. Испанский танец

Львов А. Народная мелодия

Моцарт В. Рондо в турецком стиле

Массне Ж. Размышление

Новачек О. Непрерывное движение

Рис А. Непрерывное движение

Рахманинов Вокализ

Рубинштейн А. Мелодия

Свиридов Г. Грустная песня

Сен-Санс К. Лебедь

Фиокко Ж. Аллегро

Фибих З. Поэма

Чайковский П. Сентиментальный вальс, Песня без слов

Шостакович Д. Романс

Произведения крупной формы:

Алябьев А.-Вьетан А. Соловей (ред. К. Родионова)

Бах И.С.. Концерт ля минор, Соль мажор

Берио Ш. Концерт №1, №6,№7

Виотти Д. Концерт №22

Верачини Ф. Сонаты

Венявский Г. Концерт №2

Витали Т. Чакона

Вивальди А. Сонаты

Гендель Г. Сонаты №1-6

Корелли А. Сонаты

ШпорЛ. Концерт№2,№9

Примеры экзаменационных программ:

Вариант 1:

2 трехоктавные гаммы и арпеджио.

Гамма в двойных нотах (терции, сексты, октавы).

Крейцер Р. Этюд № 12

Крейцер Р.  Этюд № 35

Виотти Дж. Концерт № 22, 1 часть с каденцией

Дакен Дж. Кукушка

Верачини Ф. Соната  Соната соль минор

Вариант 2:

2 трехоктавные гаммы и арпеджио.

Гамма в двойных нотах (терции, сексты, октавы).

Данкля Ш. Этюд № 13

Роде П. Каприс № 4

Шпор Л. Концерт № 9

Венявский Г. Мазурка

Гендель Г. Соната №2 соль минор

Вариант 3:

2 трехоктавные гаммы и арпеджио.

Гамма в двойных нотах (терции, сексты, октавы).

Роде П. Каприс № 1

Роде П. Каприс № 3

Вьетан А. Концерт № 2, 1часть

Гендель Г. Соната №4

Рис А. Вечное движение

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения образовательной программы учебного предмета «Специальность (скрипка)», который приводит к формированию комплекса знаний, умений и  навыков,  таких как:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности струнного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание репертуара для струнного инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;
  • знание художественно-исполнительских возможностей струнного инструмента;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных   технических приемов;
  •  наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике  разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
  1. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества занятий по «Специальности (скрипка)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться прослушивания, формами текущего контроля могут быть контрольные уроки.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ и др.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих триместр или полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на данный учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Экзамен проводится:

- по окончании 8 класса (выпускной экзамен) при 8-летнем сроке обучения или по окончании 9 класса (выпускной экзамен) при 9-летнем сроке обучения.

Учащиеся остальных классов в конце каждого учебного года сдают переводной зачет.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Критерии оценки

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Учащийся    должен    продемонстрировать    весь

комплекс музыкально-исполнительских достижений на данном этапе, грамотно и выразительно исполнить свою программу, иметь хорошую интонацию, хорошее звучание и достаточно развитый инструментализм

4 («хорошо»)

При     всех     вышеизложенных     пунктах     нет

достаточно музыкальной выразительности или несколько отстает техническое развитие учащегося

3 («удовлетворительно»)

Исполнение   носит   формальный   характер,   не

хватает технического развития и инструментальных навыков для качественного исполнения данной программы, нет понимания стиля исполняемых произведений, звучание маловыразительное, есть интонационные проблемы

2 («неудовлетворительно»)

Программа не донесена по тексту, отсутствуют инструментальные      навыки,  бессмысленное

исполнение, нечистая интонация, отсутствие перспектив дальнейшего обучения на инструменте

Зачет (без оценки)

Исполнение        соответствует необходимому

уровню на данном этапе обучения

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

  • оценка годовой работы учащегося.
  • оценки за академические концерты или экзамены.
  • другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

  • учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.
  • убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.
  • понимание и отражение в исполнительской интерпретации понятия стиля исполняемого произведения.

При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Контрольные требования на разных этапах обучения

Оценки выставляются по окончании триместров учебного года. В

конце учебного года выставляется итоговая (переводная) оценка.

В течение учебного года учащийся должен выступить не менее  3-х раз:

  • октябрь-ноябрь – технический зачет (гамма и этюд)
  • декабрь –академический концерт (2 пьесы или крупная форма)
  • май-  переводной зачет или выпускной экзамен

Гаммы целесообразно выносить на отдельный зачет, чтобы «разгрузить» объем исполняемого материала на переводных зачетах.

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

Необходимым условием для успешного обучения игре на скрипке является формирование у обучающегося уже на начальном этапе правильной постановки рук и корпуса. Что же касается учащихся, которые нуждаются в значительной перестановке рук и освобождении мышечного аппарата, то данную работу необходимо вести по программе, которая в первую очередь предусматривает решение этих задач. В связи с этим в одном и том же классе даны три варианта зачетной программы, где наиболее полно отражены все аспекты художественного и технического развития ученика и его возможности на данном этапе.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении   гамм,   упражнений,   этюдов   и   другого   вспомогательного   материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над произведением, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.

Репертуар учащихся состоит из технического и художественного материала. Репертуар должен быть разнообразным по стилю, содержанию, форме, жанру, фактуре. При составлении зачетной или экзаменационной программы важно соблюсти все аспекты музыкальных и технических сложностей, освоение которых ученик должен продемонстрировать на данном этапе своего развития. Например, если один этюд посвящен проблемам левой руки, то желательно, чтобы во втором этюде акцент делался на технике штрихов; если выбрана классическая крупная форма, то пьеса должна быть романтически-виртуозного характера (и наоборот). Комплексный подход, продуманный выбор учебного материала – важнейшие факторы успешного развития учеников.

К началу каждого полугодия преподаватель составляет на каждого ученика индивидуальный план, который  утверждает  заведующий  струнным  отделением. В конце полугодия преподаватель вносит изменения, если они были, и информацию обо всех выступлениях ученика с оценкой и краткой характеристикой учащегося.

При составлении индивидуального плана необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности, а также степень подготовки учащегося. В репертуар следует включать произведения, доступные с точки зрения технической и образной сложности, разнообразные по стилю, жанру, форме.

Важнейший раздел индивидуального плана – работа над этюдами, гаммами, упражнениями и другим учебно-вспомогательным материалом. При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня исполнительской законченности).

Путь развития ученика определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы, главное, недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности ученика и не соответствующие его возрастным особенностям.

Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. Очень важно показать учащимся, как рационально использовать время, отведенное для работы дома. На уроке необходимо четко ставить конкретные задачи и показывать пути их решения, фиксировать их в дневнике. Это поможет более осознанно строить домашние занятия, развивает навыки самостоятельной работы. В результате учебный процесс проходит значительно плодотворнее.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Они должны быть ежедневными. Количество времени, расходуемого в домашних занятиях, обуславливается степенью сложности проходимого музыкального материала, подготовкой к выступлениям на зачетах и концертах. Кроме того, желательно, чтобы ежедневные домашние занятия были четко распланированы следующим образом:

  • работа над техническим материалом (гаммы, этюды);
  • работа над пьесами и произведениями крупной формы;
  • проработка наиболее трудных эпизодов в изучаемых произведениях;
  • самостоятельный разбор нового музыкального материала;
  • посещение концертов, спектаклей, а также непосредственное участие учащегося в концертной деятельности класса и школы.

Необходимо научить ребенка самостоятельно ставить задачи и решать их в ходе домашних занятий. Кроме того, важно регулярное посещение различных филармонических концертов, музыкальных вечеров, театров, музеев, культурных мероприятий.

Чтобы занятия дома были продуктивнее и интереснее, необходимо научить учащегося самостоятельно и творчески мыслить, уметь четко формулировать проблему на уроке и находить пути ее решения.

Для большей мотивации в домашней работе необходимо чаще менять репертуар, заинтересовывать участием во всевозможных выступлениях, как в качестве солиста, так и в ансамбле. Недопустимо играть одну программу в течение учебного года – это притупляет ощущения музыки, тормозит творческий процесс, вследствие чего самостоятельные занятия дома становятся рутинными, неинтересными и малопродуктивными.

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список рекомендуемой нотной литературы:

  1. Альбом скрипача. Классическая и современная музыка. Вып.1, М.,1987
  2. Бакланова Н. Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24 тональностях.М.,1987
  3. Гарлицкий М. Шаг за шагом. Методическое пособие для юных скрипачей. М.1986
  4. Гендель Г. Сонаты для скрипки и ф-но
  5. Григорян А. Гаммы и арпеджио. М.,1988
  6. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М.,1991
  7. Донт Я. Этюды соч.37.М.,1988
  8. ЗакарянС.Этюды для скрипки. М.,1975,вып.2
  9. Кайзер Г.36 этюдов ,тетр. 1-2, М.-Л.,1987
  10. Классические пьесы. Ред. Ямпольский.М.
  11. Классические пьесы. Ред. Сапожников, Ильин. М.,1962
  12. Концерты для маленьких скрипачей. Ген. дир. Смирнова О. С.-П.,1988
  13. Концерты и пьесы крупной формы. М.,1984
  14. Корелли А. Шесть сонат для скрипки и ф-но. Пер. Фиртича Г. С.-П.,2005
  15. Крейцер Р.Этюды для скрипки. М.,1978
  16. Любимые мелодии для скрипки и ф-но.
  17. Мазас Ф. Этюды. М.,1971
  18. Пьесы и произведения крупной формы. М.,1988
  19. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М.,1971
  20. Самодеятельный концерт. Сост. Ямпольский Т.  М.
  21. Сборник избранных этюдов, 3-5 кл.М.,1996,вып.2
  22. Сборник избранных этюдов, 1-3 кл. М.,1971,вып. 1
  23. Сборник избранных этюдов. 5-7 кл. М.,1988,вып. 3
  24. скрипки и ф-но. Л.,1981
  25. Танцы для скрипки и ф-но. Ред.Либерова Т. М.,1990
  26. Фортунатов К. избранные этюды для скрипки(ст. кл.)М.,1989
  27. Хрестоматия  3-4 классы ДМШ.М.,1999
  28. Хрестоматия 4-5 классы ДМШ.М.,1981
  29. Хрестоматия. 1-2 классы ДМШ.М.,1988
  30. Хрестоматия. 2-3 классы ДМШ.М.,1989
  31. Шрадик Г. Упражнения для скрипки.М.,1969
  32. Юный скрипач. Вып. 1,М.,1972
  33. Юный скрипач. Вып.2, М 1985
  34. Юный скрипач. Вып.3,М.,1966
  35. Якубовская В.Начальный курс игры на скрипке.Л.,1981
  36. Яньшиновы А. и Н. 30 легких этюдов. М.,1960

Дополнительные источники: нотные электронные библиотеки, энциклопедия, электронные фонотеки.

  1. Интернет – ресурсы:
  2. www. 7 not.ru
  3. www. all – 2 music.com
  4. www. classic.chubrik.ru
  5. www. classika.21.ru
  6. www. classion.ru
  7. www. igrai - poi.narod.ru
  8. www. nlib.narod.ru
  9. www. noty.net.ru
  10. www. safartschool.narod.ru
  11. www. vesnyak.ukoz.ru
  12. www.notes. tarakanov.net

Список рекомендуемой методической литературы

  1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.  М., «Музыка»,  1965
  2. Безродный Игорь. Искусство, мысли, образ.  ООО «Века-ВС», 2010
  3. Беленький Б. – Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. М.,«Музыка», 1990
  4. «Как учить игре на скрипке в школе».  Составитель Берлянчик М. Сборник статей. М., «Классика ХХI», 2006
  5. «Вопросы совершенствования преподавания на оркестровых инструментах».
  6. Сборник статей. Составитель Берлянчик М. - М., «Музыка», 1978
  7. «Вопросы        музыкальной        педагогики».        М.,        «Музыка»,        1980.        Выпуск        2, составитель Руденко В.И.
  8. «Вопросы        музыкальной        педагогики».        М.,        «Музыка»,        1986.        Выпуск        7, составитель Руденко В.И.
  9. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. Москва, «Классика ХХI», 2006
  10. Гутников Борис.  Об искусстве скрипичной игры.  Л., «Музыка»,  1988
  11. Давид        Ойстрах.        Воспоминания,        статьи.        Сост.        Григорьев        В. М., «Музыка»,  2008
  12. Иегуди Менухин. Странствия. Издательство КоЛибри, 2008
  13. .Карл Флеш. Искусство скрипичной игры. М., «Классика ХХI», 2007
  14. Корыхалова        Н.П.        Музыкально-исполнительские        термины.        СПб,

«Композитор»,  2004

  1. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача.        М., «Музыка»,  1985
  2. Либерман        М.        Некоторые        вопросы        развития        техники        левой руки.        М., «Классика  XXI», 2006
  3. Либерман        М.        Развитие        вибрато        как        средства        художественной выразительности. М., «Классика ХХI», 2006
  4. Мострас К.  Система домашних занятий скрипача. М., Музгиз, 1996
  5. Натансон        В.,        Руденко        В.        «Вопросы        методики        начального музыкального образования». М., Музыка, 1981
  6. Порсегов  А.,  Тагиев  М.        «Проблемы  мышечных  ощущений  при  игре  на скрипке».  Ишыг, Баку, 1978
  7. Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М., Музгиз, 1999
  8. Шульпяков        О.        Техническое        развитие        музыканта-исполнителя.        М.,

«Музыка», 1973

  1. Юрьев А.Ю. Очерки по истории и теории смычковой культуры скрипача.

СПб, 2002

  1. Янкелевич Ю.И.  Педагогическое наследие. М., «Музыка»,  2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету « Изобразительное искусство» по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 класс. 2017-2018 уч.год.

Программа составлена на 17 часов в год (по 1 ч. в неделю  в первом полугодии). Индивидуально обучается Терехов Виталий....

рабочая программа по учебному предмету специализация "СКРИПКА"

разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных государственных требований к дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе...

Рабочая программа по учебному предмету ансамбль (скрипка)

Программа учебного предмета "Ансамбль" по виду инструмента "скрипка" разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной о...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы музыкального исполнительства" (скрипка).

Общеразвивающая образовательная программа учебного предмета "Основы музыкального исполнительства" по виду инструмента "скрипка" разработана на основе "Рекомендаций по организа...

Рабочая программа по учебному предмету "Скрипка. Подготовительный класс".

Настоящая учебная программа предназначена для подготовки поступающих на музыкальное отделение по классу скрипки....