Открытый урок –" Музыкальный зоопарк"
учебно-методический материал по музыке по теме
План – конспект открытого урока – музыкальный зоопарк с использованием игровой формы работы для 2 класса по сюите К.Сен-Санса "Карнавал животных".
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока – музыкальный зоопарк с использованием игровой формы работы.
Дата проведения урока: 13. 12. 17.
Класс: 2б
Тема урока: «Карнавал животных»
Форма урока: урок – путешествие с использованием игровой формы работы.
Цели урока:
Для учителя:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с музыкой французского композитора К.Сен-Санса «Карнавал животных», закрепить понятия жанра «сюита», знакомство закрепление понятия «средства музыкальной выразительности», «изобразительность» и «выразительность», показать связь с другими видами искусства (живопись, промыслы).
Развивающие:
- Развивать творческое воображение детей в процессе знакомства с музыкальными образами зверей и птиц; при помощи игровых приемов сформировать понимание содержания музыкального произведения и его художественные особенности;
Воспитывающие:
- Прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи при работе в группе.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
- воспитание интереса к музыкальному искусству посредством восприятия и исполнения музыкальных произведений, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы.
Регулятивные УУД:
- планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.
Познавательные УУД:
- формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о средствах музыкальной выразительности.
Коммуникативные УУД:
- взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, владение умениями совместной деятельности
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки «Проверь себя»; таблица средств музыкальной выразительности; дополнительный материал о К.Сен-Сансе, карточки с названием музыкальных номеров сюиты, карточки с изображением животных карточки-анаграммы, фигуры для «Танграма».
На уроке были использованы:
- музыка К. Сен-Санса:
- «Лев»
- «Петухи и куры»
- «Слоны»
- «Лебедь»
- картина М. Врубеля Царевна- Лебедь»;
- архангельские игрушки из глины.
На уроке были использованы различные виды музыкальной деятельности:
- исполнительская деятельность – хоровое пение;
- игра на шумовых музыкальных инструментах;
- творческая деятельность: создание словесных портретов;
- игровая деятельность - театрализация.
Методы: Общедидактические: практический, словесный, наглядный, объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, игровой, методы стимулирования деятельности учащихся: метод эмоционального воздействия, создание игровых и проблемно-поисковых ситуаций, метод создания композиций.
Тип данного урока: комбинированный
Ход урока.
- Организационный момент.
- Музыкальное приветствие (Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Лариса Эдуардовна.)
- Попевка «Здравствуй, солнышко! Здравствуй, земля», (использование в попевке мелодии в разных регистрах).
Слайд №1 (Титульный лист).
Слайд №2 (Портрет композитора Камиля Сен-Санса).
Слайд №3 (Текст с пропуском слов)
Учитель: Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! Однажды французский композитор Камиль Сен-Санс был приглашен на праздник к другу. В качестве подарка он написал цикл пьес " ----------- -----------(пропуск слов)". Какого же было удивление гостей, когда в образах ------------- (пропуск слова) они узнавали собственные характеры, которые они олицетворяют. Какие именно черты характера гости усмотрели в ------------? Попробуем догадаться? (Прием " Отсроченная загадка")
Учитель: Отгадываем слово, пользуясь табличками, прикрепленными на доске, и определяем тему нашего урока.
(На доске «Праздник сказочных героев», «Праздник музыкальных инструментов», «Праздник животных».)
Для подсказки: В этой сюите, -
Увидите сами! –
Ноты живые:
С хвостами,
С усами.
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать.
Ноты мохнатые,
Ноты пернатые,
Стройные ноты
И даже горбатые,
Добрые, злые,
Наземные, водные-
Кто же они?
Догадались? (Животные!)
Учитель: Отгадываем первое слово
(Отгадываем ребус) + загадка
КАР ВАЛ | ? |
Учитель: И так тема нашего урока
Ученики: «Карнавал животных»
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в необычный зоопарк. Наш зоопарк не только музыкальный - он еще и загадочный. Потому что вы попробуете отгадать, какое животное нарисовал композитор музыкальными звуками-красками.
К концу урока мы попробуем ответить на серьезный вопрос: «можно ли с помощью музыки изобразить и передать характеры животных»?
Слайд №4 (животные)
Проверка домашнего задания:
Учитель: В нашем празднике будут участвовать разные птицы, звери, с которыми вас познакомит музыка.
-Это будет карнавал животных. Ребята, а что такое карнавал?
Ученики: Это праздник, где поют, танцуют, обретают друзей. Обязательно переодеваются в костюмы и маски.
Учитель: А поможет нам в этом сюита французского композитора Шарля Камилла Сен-Санса «Карнавал животных».
Учитель: А что такое сюита?
Ученики: Сюита – это цикл самостоятельных пьес, объединенных общей темой.
Слайд №5
Работа с новым текстом по группам ( У каждой группы на парте текст с информацией о композиторе К.Сен-Сансе.)
Приложение №1
Игра «Вопрос-ответ» (по тексту)
-К. Сен-Санс композитор, какой страны?
-Игрой, на каких музыкальных инструментах владел композитор?
-Какими науками, помимо музыки, интересовался К.Сенс-Санс?
-Какими чертами наделена его музыка?
-Выбрать из текста все слова, относящиеся к музыке?
(Отвечают командиры в группе, назначенные самими ребятами).
Учитель: Вы замечательно поработали, ребята. А сейчас мы с вами споем попевку-канон «Черепаха». (Встали в певческую позицию, распределились на два голоса сопрано – альты, поем выразительно, слушаем себя и другой голос).
Учитель: Что нужно композитору, чтобы его произведение зазвучало?
(Инструменты)
Как называется звук инструмента или голос человека? (Тембр)
Новое слово ТЕМБР – окраска звука инструмента
Слайд №6
Учитель: Произведение К. Сен-Санса “Карнавал животных” написано для инструментального ансамбля – 2 фортепиано, 2 скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, фисгармония, ксилофон, челеста.
Слайд №7
Внимательно прослушайте тембры музыкальных инструментов, нам они понадобятся для дальнейшей работы.
Учитель: Закрепим свои знания: с помощью какого, средства музыкальной выразительности можно изображать что либо? (Тембр)
Слайд №8
«Проверь себя» - ребята слушают звуки инструментов, работают по карточкам.
( музыкальная викторина), (заполняем таблицу по группам)
Слайд №9
Учитель: “Карнавал животных”- сюита из 14 номеров, композитор сам определил ее как музыкальная шутка
Учитель: Вы сами будете угадывать персонажей музыкального карнавала, и заполнять таблицу, а для этого нам понадобятся наши помощники - средства музыкальной выразительности.
Индивидуальная работа: Ученики расшифровывают анаграммы. (Кто первый выполняет работу, записывает слова на доске).
БМЕТР | ИСГРЕТР | МИДИКАНА | ЕМПТ | ЛОЯМИЕД |
-тембр, регистр, динамика, оркестровка, мелодия
Учитель: И так КАРНАВАЛ. Одеваем маски, сделанные вами на уроке труда. Слушаем внимательно вступление во время, которого можно представить, как звери прихорашиваются, надевают маски, костюмы и у всех создается радостное настроение, надеюсь и у вас!
Слайд №10
Учитель: Итак, как вы думаете, кто будет открывать карнавал и почему?
-( выбирают картинку животного и показывают).
Учитель: Верно! Это лев, ведь всем известно, что он - король зверей. Я думаю, что все услышали низкие звуки рояля очень похожие на рычание льва. Что же он делает – бежит, охотится или спит?
Ученики: Лев идет, шествует, рычит.
Учитель: Правильно. Не случайно эта музыка называется «Королевский марш льва», а марш – это всегда торжественное шествие.
Какой этот лев? (Выбираются слова из таблицы)
Важный | независимый | веселый | пугающий | с гордо поднятой головой | несмелый. | ленивый |
(Ответы учеников)
Учитель: А как же композитору так здорово удалось передать нам образ льва? С помощью музыкальных красок. Давайте попробуем определить музыкальные краски, которыми показан лев.
(кто-то из детей выходит к доске)
Темп | умеренный | ведь лев идет, а не бежит |
Регистр | низкий | так как лев не может рычать высоким голосом |
Тембр | виолончель и рояль. |
Новое слово для нас - РЕГИСТР - этот нижний диапазон звуков
( заполняем таблицу)
Название музыкального номера | Тембр - звук музыкального инструмента | Регистр - высокий низкий средний | Темп – быстрый (б); медленный (м); умеренный (у) |
Физкультминутка «Зверобика».
Учитель:
- Ребята, смотрите, какие необычные герои показались на горизонте!
(Учитель показывает картинки следующих героев и предлагает группам сложить его из разных фигур.)
Слайд №11 Игра «Танграм»
Учитель: Если вы правильно соберёте, то узнаете следующих героев карнавала.
Консультанты те, которые первыми выполнили задание, проверяют у остальных. (Проводится коллективная проверка).
Учитель: Дайте словесный портрет петуха и курицы.
Ученики: - петух - гордый, драчливый, суетливый.
Ученики: - курица - добрая, хлопотливая, заботливая.
Игра «Юный композитор»
Учитель: Теперь мы композиторы, сочиняем музыку про петушка и курочку.
Какими выразительными средствами мы воспользуемся?
- быстро, отрывисто, громко, весело.
- (ученик пробует на инструменте это исполнить)
Учитель: Слушаем «Петухи и куры» муз. Сен-Санса.
Посмотрите на игрушки, сделанные из глины, опишите их.
(глиняные фигурки петушка и курочки в нарядных русских костюмах)
Учитель: Что вы представили, когда слушали музыку?
Ученики: Куры ссорились. Может они не поделили червячка.
Учитель: Какой был характер и настроение в этой пьесе?
Ученики: По характеру и настроению музыка была напряжённая, отрывистая, неуклюжая, назойливая, однообразная, шутливая.
Учитель: Какие средства выразительности использовал композитор?
Ученики: Ритм передавал, как курицы кудахчут, темп ускорялся, показывал их ссору. Музыка звучала напряженно, казалось, что они вот-вот подерутся.
Учитель: Итак, вместе взятые выразительные и изобразительные средства помогли выразить характер домашней птицы и их действие.
(заполняем таблицу)
Учитель: На карнавале принято не только петь и веселиться, но шутить, переодеваться и перевоплощаться в другой образ. Вот следующий персонаж решил нарядиться балериной. О каком персонаже идёт речь, вам поможет узнать песня.
Песня «Удивительный слон» (исполнение ансамбль девочек)
Слайд 12:
-О каком персонаже пелось в песне?
( дети называют животное)
Слайд№ 13:
Слушание: «Слоны» (Видео)
Учитель: Слон, точнее Слониха, решила стать балериной и, надев легкую юбочку и поднявшись на задние ноги, тяжеловесно закружилась в вальсе. Тему вальса исполняет самый большой струнный инструмент – контрабас.
Слайд №14
Он передает неповоротливые, неуклюжие движения танцующей Слонихи. А давайте, и мы поддержим Слониху, и станцуем вместе с ней.
( танцуем под музыку).
( заполняем таблицу)
Учитель: Чтобы узнать, какой следующий герой, мы отгадаем кроссворд. Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки!
Отгадывают кроссворд: Учитель в стихотворной форме подсказывает ответ на кроссворд)
1.Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые. Педаль,
Как зовут меня? (рояль)
2.Ими друг о друга бьют,
А они в ответ поют
И блестят, как две копейки, -
Музыкальные …(тарелки)
3.У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку.
Он и пляшет и поёт –
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём,
С перламутровым огнём
Весельчак и буян
Голосистый мой… (баян)
4.Инструмент зовем роялем,
Я с трудом на нем играю.
Громче, тише, громче, тише -
Все игру мою услышат.
Бью по клавишам я рьяно,
Инструмент мой - …(фортепиано)
5.Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком…(аккордеон).
6.В руки ты её возьмешь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая. Нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут её?... (гармонь)
Какое слово получилось по вертикали?
р | о | я | л | ь | |||||||
т | а | р | е | л | к | и | |||||
б | а | я | н | ||||||||
ф | о | о | т | е | п | и | а | н | о | ||
а | к | к | о | р | д | е | о | н | |||
г | а | р | м | о | н | ь |
-Учитель: Вот и наш последний гость.
-Кто же это? (Лебедь)
Все номера сюиты «Карнавал животных» - это музыкальная шутка, где легко и остроумно представлены разные животные. Но вот заключительный номер из сюиты, к которому Камиль Сен-Санс относился более чем серьезно. «Лебедь» Сен-Санса – самая яркая всегда узнаваемая музыка, единственная, которую сам композитор разрешал исполнять на концертах. Она существует и как отдельное музыкальное произведение. Большую известность пьеса имела и потому, что на эту замечательную музыку для всемирно известной балерины Анны Павловой был поставлен танец.
( видео фрагмент «Умирающий лебедь») Анна Павлова
-Какая музыка прозвучала? (плавная, красивая, певучая, протяжная)
А теперь посмотрите, как художник М. А. Врубель изобразил лебедя на картине.
Слайд№15
Какой инструмент звучал?
Выберите – труба или виолончель?
- (виолончель)
-К какой группе симфонического оркестра он относится? (струнно-смычковые)
- Каким вы себе представили лебедя? (Грациозным, изящным)
- Какой жанр у этой пьесы? (песенный)
( заполняем таблицу)
Учитель: О чем же здесь грустит композитор?
Праздник завершается, многие звери подружились, жалко расставаться с друзьями.
Музыка настраивает на размышление. Всегда ли мы внимательны к животным? В музыке «Лебедь» слышится скрытый призыв к доброте, это гимн красоте.
Итог урока.
- Что вы узнали нового?
-С кем вы сегодня познакомились?
-Композитор с помощью музыки может рисовать картины изобразить и передать характеры животных.
-Что он для этого использует?
Для этого он использует средства музыкальной выразительности (ритм, тембр, динамику, лад, темп).
- Мне хочется отметить работу на уроке …..
Рефлексия: Слайд 16
Продолжите, пожалуйста, предложения:
Творческая работа:
Учитель: К следующему уроку в «Интернете» найдите интересные факты про животных и птиц, с которыми мы сегодня встретились на уроке.
Нарисуйте наиболее понравившегося героя из сюиты. И мы как настоящие художники оформим выставку посвященную «Карнавалу животных» К.Сен-Сенса.
Учитель: Как много замечательных моментов подарила сегодня встреча с прекрасной музыкой и удивительной природой.
-Любить музыку и природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться. И тогда звуки музыки и краски природы буду приносить нам радость многие годы.
-И в заключении мы исполним песню
Слова: М. Пляцковского, музыка: Б. Савельева. «Мир вам, люди» (видео)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Музыкальные страницы в романе И.А.Гончарова "Обломов"
Урок проводился во время участия в конкурсе педагогического мастерства "Педагог года 2004"...
План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....
Разработка открытого урока "Музыкальная палитра родного города".
Разработка открытого урока "Музыкальная палитра родного города". Подготовила :учитель ИЗО первой квалификационной категории муниципального бюджетного обще...
Разработка открытого урока "Музыкальный образ"
В этой работе предпринята попытка закрепить в сознании учащегося понятия выразительных средств и их влияния на эмоционально- образный тон произведения.Шире раскрыть особенности инструмента...
Урок "Музыкальный зоопарк"
Цели и задачи:- познакомить с музыкой французского композитора К.Сен-Санса, с понятиями «ансамбль», «сюита»;- развивать умение сравнивать и различать музыку по характеру;- разв...
открытый урок "Музыкальное оформление урока по предмету "классический танец"
План-конспект открытого урока по предмету "классический танец" с подбором музыкального сопровождения....