Опыт работы «Использование элементов народного танца в работе с детьми»
учебно-методический материал по музыке на тему

Кириллова Людмила Владимировна

В публикации представлен опыт работы педагога по развитию музыкально-ритмических движений с детьми 4-5 лет и методическая разработка разработка организованно-обраховательной деятельности "Матрёшка в гостях у детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_.docx24.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы музыкального руководителя Кирилловой Л.В.

по теме «Использование элементов народного танца в работе с детьми»

В наше  социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических  движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, чем занять ребёнка для его развития. Очень многие выбирают танцы. Для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, каким он видит этот мир. Танец – это музыкально - пластическое искусство. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах.

Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, формируют правильную осанку. Музыкальный руководитель должен подходить к такой работе профессионально и ответственно.

Известный балетмейстер К.Я. Голейзовский подчеркивал: «Под словом «танец» следует подразумевать нечто более содержательное и идейно осмысленное, чем простую сумму технических приемов.

Так и народная пляска – не набор виртуозных коленец и акробатических трюков, а плавно текущая речь, сознательно развивающийся перед зрителем, рассказ на определенную тему с сюжетом, пересказ событий действительной жизни, понятная и реальная картина окружающего».

Работая более 30-ти лет музыкальным руководителем в детском саду, с каждым днем все сильнее ощущаю важность обучения детей народным танцам, прививающим детям любовь к Родине и развивающим чувство патриотизма.

На занятиях ритмики я рассказываю детям об истории возникновения танцев, особенностях ритмической и музыкальной структуры, так как основная цель занятий ритмикой  -  это всестороннее развитие ребенка через музыкально-ритмическое воспитание. Так же, занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.

Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в творческой группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представления об актерском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи, его характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.

Возможность раннего знакомства с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких- либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела».

Все сказанное показывает, что танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития детского творчества.

Предлагаю вашему вниманию мою  разработку занятия «На музыкальной полянке»  с использованием элементов народного танца для детей средней группы (4-5 лет). Основная цель занятия – развитие музыкально-ритмических  способностей детей через овладение ими элементов русских народных танцевальных движений. В ходе занятия решаются задачи образовательные: закрепление умения детей выполнять элементы танцевальных движений русского народного танца (притопы с пружинкой, кружение вокруг себя по одному, топающий шаг, поочередное выставление ноги на носок), музыкальной. Развивающие задачи: развитие чувства ритма, активности, самостоятельности в передаче образов различных персонажей. Воспитательные задачи: воспитание интереса к танцевальному творчеству через чувство радости, удовольствия; стимулирование желания заниматься музыкально-ритмической деятельностью.

Для более качественного проведения занятия используются разнообразные методы и приемы такие как: практический - выразительный показ танцевальных движений с объяснением, закреплением; словесный - художественное слово, образные сравнения, подговорки; наглядно-зрительный – «волшебные сапожки и перчатки, видеописьмо; слуховой – слушание песенки «Колобок». А так же индивидуально-дифференцированный подход и подражание.

Неотъемлемой частью  этого занятия является предварительная работа, заключающаяся в чтении  русской народной сказки  «Колобок», слушании песенки «Колобок», определении её характера, настроения, знакомства с элементами танца, обучении элементарным приемам игры на бубне и ложках.

Чтобы заинтересовать  детей и вызвать положительные эмоции необходимо подготовить материалы и оборудование.  Музыкальный центр, диски с записями музыки, мультимедийное сопровождение, видеописьмо, музыкальную полянку с елочками, мягкими игрушками, цветами, корзину с «волшебными» сапожками и перчатками, карусель, шапочку Колобка, бубны, ложки по количеству детей, костюм Матрешки.

Ход занятия:

Звучит спокойная музыка. Дети заходят в зал.

М.Р.: Доброе утро, ребята! Посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними  веселой песенкой.

 Песенка-приветствие «Здравствуйте, ладошки».

М.Р.: Дети, сегодня утром, в музыкальном зале, я нашла на своем столе корзиночку с письмом. Вам интересно узнать от кого? (показывает письмо и корзинку)

Дети: Да!

М.Р.: (Открывает письмо) Да, письмо не простое  – это диск. Сейчас посмотрим, что там.

Дети  садятся на стульчики.

На экране появляется Матрешка (воспитатель)

Матрешка: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Приглашаю вас на музыкальную полянку. Я знаю, что вы очень любите песни петь, играть и танцевать. Грустно мне без веселья. А, чтобы вы поскорее добрались, отправляю вам волшебную корзинку.  До скорой встречи!

М.Р.: Так вот, кто прислал нам письмо и корзинку! Посмотрим, что же в ней. Да здесь сапожки и перчатки (достает из корзинки). Ну что, ребята, пойдем к  Матрешке?

Надеваем мы на ножки необычные сапожки (дети имитируют «надевание»). Знают сапожки, когда под музыку шагать, бегать, прыгать и скакать. Ай да дети, молодцы, всем сапожки подошли?!

М.Р.: Мы перчатки надеваем, пальцы пляску затевают,

          Дружно, весело играют и ребяток  развлекают!

(поглаживают каждый пальчик левой, затем правой руки)

Пальчиковая гимнастика.

1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять.

Вот большой пустился в пляс,

Указательный - в припляс,

Средний пальчик - поклонился,

Безымянный притаился,

А мизинец-удалец – цепь сомкнул и молодец!

Как же дальше танцевать? 

Надо цепь нам разорвать!

М.Р.: Ай да дети, молодцы, всем перчатки подошли?! А теперь весело по дорожке зашагают наши ножки!

 Звучит музыка. Дети идут за музыкальным руководителем  друг за другом, змейкой, бегут на носочках, двигаются по залу подскоками, прямым галопом, врассыпную,

передавая в движениях образы «хитрой лисички», «неуклюжего медвежонка», «зайчика-трусишки», «скачущей лошадки».   Останавливаются.

М.Р.: Вот и пришли мы на музыкальную полянку. Какая красота! А где же Матрешка? Попляшите вы немножко, пусть услышит нас Матрешка.

М.Р.: Ручки, ножки, пляшут вместе, нам не устоять на месте. Ручку, раз – в кулачок, ставим ручку на бочок. И другую – в кулачок, ставим ручку на бочок.

 Музыкально – ритмическая разминка.

  1. Пружинка. На диванчики мы сели, покачаться захотели

                                Качи – качи, качи – чи покачались малыши.

  1. Тарелочки. Вот тарелочки шуршат, веселят они ребят.

                                Шу-шу, шу-шу-шу. Веселят они ребят.

  1. Фонарики. Вот фонарики сверкают и улыбочки сияют.

                               Ля-ля, ля-ля и улыбочки сияют.

  1. Моталочки. Вот моталочки мы крутим, дружно весело, вот так.

                                 Трик-трак, трик-трак дружно, весело, вот так.

  1. Хлопки.      Ручки наши не устали и ладошки заплясали.

                                Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп ручки наши заплясали.

  1. Ножку на носок. Ножку ставим на носок, ой, хорош наш сапожок!

                                         Раз – носочек, два – носочек, ой, хорош наш сапожочек!

  1. Кружение.  Мы покружимся немножко, пусть потопают сапожки.

                                Покружились, покружились и красиво поклонились.

Звучит музыка.

М.Р. Слышите задорную музыку? Это издалека по дорожке к нам спешит сюда Матрешка!

 Входит матрешка, танцует, кланяется. В руках у нее корзиночка с деревянными ложками.

Матрешка поет: Привет! Привет! Я вам говорю. Привет! Привет! Вас я люблю!

Дети (отвечают песенкой): Привет! Привет! Я вам говорю. Привет! Привет! Вас я люблю!

                     

Матрешка: Очень рада видеть вас на музыкальной полянке.

Долго вы ко мне шагали.

И, наверное, устали?

Дети: Нет не устали!

Матрешка: Тогда поиграем? Я веселая матрешка, принесла ребяткам ложки.

Ложки, ложечки резные

Зазвенят в один момент.

Не простые, расписные,

Древнерусский инструмент!

Будем весело играть, будем ложками стучать!

Ой, а как же их держать?

М.Р.: Посмотрите, как я возьму их в руки. Зажму в кулачках и поверну друг к другу спинками (раздают с матрешкой ложки).

М.Р.: А вы не забыли, что на ногах у нас волшебные сапожки? Ложечкою хлопнем, ножкою притопнем. Посмотрите как (показывает). Ложки – сапожки, ложки – сапожки. Найдите себе свободное местечко на веселой полянке. Будет музыка играть, будем ложками стучать! (дети занимают места в зале)

«Веселые ложки» Дети исполняют на ложках разный ритмический рисунок по показу музыкального  руководителя, затем сами.

Матрешка: Ой, ребята, молодцы! А ложки – то устали, соберем их вместе и положим отдыхать на пенек. (Дети кладут ложки)

Дети: Нам на месте не сидится

Мы пришли повеселиться.

Любим петь и танцевать,

Друзей кашей угощать.

Матрешка: А какая каша самая любимая?

Дети: Манная!

Матрешка: Тогда сварите ее скорее!

М. Р.: Встанем радугой, будем петь песенку весело и дружно, чтобы вкусная каша у нас получилась.

 Дети исполняют песню «Манная каша». В конце песни говорят: «Кушайте, пожалуйста!»

М. Р.: Молодцы, ребята, всех угостили.

Никого не позабыли.

 Звучит музыка «Колобок»

Матрешка: Что за музыка звучит? Кто–то в гости к нам спешит?

Дети: Колобок!

М. Р.: А как мы можем рассказать сказку про Колобка?

Дети: Словами, движениями, песенкой.

М. Р.: А песенка про колобка, какая по настроению?

Дети: Веселая, озорная, быстрая, задорная, радостная.

М. Р.: Верно. Итак, начинаем рассказывать сказку про Колобка. Круглый бок, румяный бок. Покатился колобок.

 Танец «Колобок» (на ребенка-солиста надевают шапочку колобка)

Матрешка: Какой ловкий Колобок!  Никто его не нашел даже хитрая лиса. А мы сейчас его найдем. Колобочек, ты где?

Дети: Я здесь!

Матрешка: Вот и закончилась наша сказка про веселого колобка. (Снимают шапочку колобка)

М. Р.: Ах, Матрешечка - матрешка,

Хороша -  не рассказать.

И с тобою наши дети

Очень любят поиграть.

Правда, ребята?

Матрешка: Посмотрите, вот наш бубен,

 Засиделся он в углу.

 Зазвенит он веселее,

Когда мы начнем игру!

Есть у меня для вас замечательная карусель. К карусели подойдите и за ленточки возьмитесь. Все уселись? Поехали!

 

 Игра «Карусель»(2 раза). Часть детей «катается», остальные дети играют на бубнах. Затем меняются.

М. Р.:  Как весело, Матрешка, с тобой. Жаль, что нам прощаться надо. В детский сад уже пора.

Матрешка: Спасибо, развеселили вы меня. А карусель я оставлю вам в подарок. До свидания, детвора! (уходит).

Дети: До свидания!

М. Р.: Пусть волшебные сапожки зашагают по дорожке в детский сад (дети шагают).

М. Р.: Вот и побывали мы на веселой полянке! Расскажите нашим гостям, кого мы там видели, что делали?

 Дети: отвечают.

М. Р. А скажите, что вам понравилось на музыкальной полянке?

 Дети, вы просто молодцы, замечательно пели, плясали! Какие волшебные вещи были у нас? Давайте снимем сапожки, перчатки и попрощаемся с гостями.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение якутских народных сказок в работе с детьми

Очень важно, чтобы ребенок с малых лет знакомился с народными сказками, так как  они имеют глубокое нравственное, воспитательное содержание, которые способствуют развитию таких психических ...

Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».

В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу  «Исполь...

Методическая разработка открытого занятия "Элементы народного танца"

Методическая разработка открытого занятия "Элементы народного танца" может быть использована в учреждениях дополнительного образования....

Элементы опорной йоги в работе с детьми с ОВЗ

Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков.  Ни для кого не секрет, что чем подвижне...

Использования элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в коррекционной педагогике.Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушения...