Урок музыки в 7-м классе по теме «Драматический образ в музыке»
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
Урок музыки в 7-м классе по теме «Драматический образ в музыке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_7_klass_dramaticheskiy_obraz.docx | 26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки. 7 класс.
Тема урока: «Драматический образ в музыке»
Тип урока: урок изучения нового материала
Используемые методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- проблемно-поисковые;
- самостоятельной работы;
- работы с учебником;
- проектный;
- устного контроля;
- тестирования;
- взаимоконтроля.
Используемые приемы обучения:
- объяснение;
- практические задания;
- проблемная ситуация;
- анализ и синтез;
- сравнение и сопоставление.
Формы организации познавательной деятельности:
- индивидуальные;
- парно-групповые;
- коллективные;
- фронтальные.
Средства обучения:
- mp3 с записью музыкального произведения;
- учебник и дидактические материалы к уроку;
- компьютер и мультимедиапроектор;
- презентация к уроку.
Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
Задачи:
- образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;
- развивающие – развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;
- воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт. Песня-баллада «Лесной царь»
Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальный инструмент.
Дополнительный материал: презентация к уроку, печатный вариант таблицы для заполнения по вариантам и биографии Ф. Шуберта с вопросами.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1
– Добрый день, дорогие ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень известным произведением композитора Франца Шуберта, определим музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт.
II. Повторение пройденного.
_ Что такое музыкальный образ?
– Какие образы существуют в музыке? (Лирические, эпические, драматические).
Слайд 2
– С какими произведениями Франца Шуберта вы уже знакомы и какой образ в них преобладает? («Аве Мария», «Баркарола», «Форель» – лирический образ).
III. Изучение нового материала.
1) – Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие лирические произведения? Ответить на этот вопрос мы сможем после самостоятельного ознакомления с биографией композитора. Я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.
(Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию композитора и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии).
Слайд 3
2) Вопросы для проверки выполнения работы.
- Кто такой Франц Шуберт?
- Когда и где родился Шуберт?
- Кем были родители Шуберта?
- Где Шуберт получил музыкальное образование?
- Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
- Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
- Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта?
- Сколько песен написал Ф. Шуберт?
- Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
- Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?
- Каким человеком был Шуберт?
- Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
- Какого композитора Шуберт боготворил?
- Представителем какого музыкального направления был Шуберт?
- Когда к Шуберту пришел настоящий успех?
- Сколько лет прожил Шуберт?
(Учитель, называя порядковый номер, задает вопросы. Каждый ученик по порядку отвечает на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.)
Слайды 4-6
3) Слушание баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на русском языке.
– Послушайте одно из самых известных произведений Шуберта и ответьте на следующие вопросы:
Слайд 7
– Какие чувства выражает музыка?
– Какой образ передал в своей музыке композитор?
– Кто исполняет это музыкальное произведение?
(Слушание баллады. Ответы детей на поставленные вопросы.)
– Как называется это произведение?
– Что такое баллада?
Слайд 8
– Это сольная повествовательная песня с элементами фантастики. В ней композитор создал живую картину, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.
Слайд 9
– Сколько действующих лиц в балладе?
– Как звучит тема каждого героя?
– Какая интонация преобладает в речи персонажей?
– Что вы услышали в аккомпанементе?
– Обобщим наши выводы, прослушав интонации всех действующих лиц. Заполните таблицу, которую вы видите на слайде.
Слайд 10
Вариант | Действующие лица | Речь | Мелодия | Музыкальное сопровождение |
I | АВТОР |
|
|
|
II | ЛЕСНОЙ ЦАРЬ |
|
|
|
– Работать будете по вариантам: 1 вариант характеризует речь, мелодию и сопровождение отца, сына и рассказчика, а 2 вариант – Лесного царя.
(По вариантам раздается фрагмент таблицы. Дети ее заполняют. Проверка заполнения таблицы по слайду.)
Слайд 10
– Послушайте еще раз балладу, проследите по тексту (текст на партах) и ответьте на следующие вопросы:
– Каким образом Шуберт смог передать трагедию, боль и крик человеческой души?
– Как происходит развитие сюжета в балладе?
– Какую роль в произведении играет фортепиано?
Слайд 11
(Слушание баллады на немецком языке. Ответы детей на вопросы.)
– Баллада Франца Шуберта «Лесной царь» – образец драматического произведения. Она представляет собой целую сцену с участием различных действующих лиц.
4) История создания баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
– Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте.
Слайд 12
– Лучший перевод гётевской баллады на русский язык почти два столетия назад сделал Василий Андреевич Жуковский – современник А. С. Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт.
– Ф. Шуберта зачаровывала поэзия В. Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.
Слайд 14
– Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».
IV. Закрепление.
– В заключение нашего урока предлагаю вам выполнить тест по вариантам. У вас на парте лежат листочки, на которых вы будете записывать ответы на мои вопросы.
Слайд 15
(Выполнение тестовых заданий по вариантам. Взаимопроверка.)
1 вариант | 2 вариант |
1. В какой стране родился Ф. Шуберт? | 1. Сколько лет прожил Ф. Шуберт? |
1 вариант | 2 вариант |
1. В | 1. Б |
Слайд 16
Ответы для взаимопроверки: 7 – «5», 6 – «4», 5 – «3», 4 – «2».
V. Итог урока.
– С каким произведением Франца Шуберта мы познакомились сегодня на уроке?
– Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»?
Слайд 16
– Что в музыке помогло нам прочувствовать созданный композитором драматический образ?
(Оценивание работы учеников. Выставление оценок за работу на уроке.)
VI. Домашнее задание.
– Нарисуйте рисунок, соответствующий характеру баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
– Спасибо за вашу творческую работу. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР
Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....
урок английского языка для 8 класса по теме Здоровый образ жизни
Комбинированный тип урока с использованием ИКТ....
Урок музыки в 6-м классе по теме "В чем сила музыки М.И. Глинки"
Урок музыки в 6-м классе по теме "В чем сила музыки М.И. Глинки"...
Методическая разработка урока английского языка в 9 классе по теме :"Здоровый образ жизни"
Данный урок посвящен проблемам здорового образа жизни.Основная воспитательная цель которого - создать условия для воспитания у учащихся ответственности за свое здоровье, воспитания устойчивого негатив...
Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Как образуются слова в русском языке"
В папке вы найдете конспект урока,презентацию и дополнительный материал к уроку....
Технологическая карта урока по музыке для 7 класса по теме "Драматические образы в музыке"
Данный урок музыки в 7 классе по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева "Искусство. Музыка."...
Методическая разработка урока музыки для 8 класса по теме "Пушкинские образы в музыке"
Урок разработан для учащихся 8 класса. Цель урока: проследить, как литературные образы А.С. Пушкина воплотились в музыке на примере музыкальных произведений Сцена письма Татьяны из оперы «Е...