Представление опыта работы «Реализация учебного предмета «Музыка» в рамках ФГОС ООО»
статья по музыке на тему
Представление опыта работы «Реализация учебного предмета «Музыка» в рамках ФГОС ООО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_opyta_raboty.docx | 35.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Левокумского района Ставропольского края
Представление опыта работы
«Реализация учебного предмета «Музыка» в рамках ФГОС ООО»
Подготовила учитель музыки
Первой квалификационной категории
Волобуева Галина Михайловна
2017год
Представление опыта работы «Реализация учебного предмета «Музыка» в рамках ФГОС ООО»
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры, в которых находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей. Включение в программу произведений духовной музыки дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Поскольку образовательные запросы изменяются, для полного удовлетворения спектра образовательных услуг, программа используемого песенного репертуара может дополняться (изменяться).
Работая в системе государственного образования каждый учитель должен соотносить свою работу с "требованиями заказчика", которым в данном случае является государство. Сегодня такой заказ есть – это "Федеральный государственный образовательный стандарт" – сокращенно ФГОС.
На сегодняшний день принципы работы по ФГОСам - один из наиболее важных вопросов современной музыкальной педагогики.
Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта «второго поколения» диктуют необходимость освоения педагогами-музыкантами его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». В него включены: базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях; основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы; универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.
Базовые национальные ценности представлены в содержании вариативных программ по предмету «Музыка» и новых учебно-методических комплектов и направлены на формирование ценностных ориентаций личности, ее духовного багажа, так как изучаемые на уроках музыки произведения представляют, прежде всего, «золотой фонд» мирового музыкального наследия прошлого и настоящего времени.
К основным элементам научного знания следует отнести теорию интонационной природы музыки, музыковедческие категории – образ, жанр, стиль, язык; композитор – исполнитель – слушатель; музыка народная и профессиональная; социальные функции музыки и др., а также основные положения музыкально - педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в которой задачи воспитательной направленности предмета «Музыка» решаются на основе усвоения основных закономерностей музыкального искусства.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня—форма художественного отображения жизни и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребёнку наслаждение красотой музыки, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно-эстетическому развитию личности, дают специфические знания, умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение—личные качества формируются именно там. Музыкальное образование детей не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается музыкальный слух, ребёнок учится исполнять вокальные произведения и расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства. Реализация внеурочной деятельности в 5-х классах по предмету музыка направлена на раскрытие, развитие музыкальной одарённости обучающихся.
Для этого, на первом этапе, необходимо выявить музыкально одарённых детей. Для любого музыканта это не является проблемой, музыкально одарённого ребёнка видно и слышно сразу, с первых минут работы с ним, каждым педагог-музыкант без труда обнаружит признаки музыкальной одарённости своих учеников, которые проявляются в следующих способностях:
Познавательные музыкальные способности: мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуза и чувство ритма. Интеллектуальные музыкальные способности: музыкальное мышление и воображение.
В музыкальной психологии выявлены особенности личности мастеров искусства и все они необъяснимым образом группируются вокруг так называемых 5-и Т—талант, творчество, трудолюбие, терпение, требовательность. Основываясь на этой теории (Ражников В.Г., Петрушин В.И), я выстраиваю свою работу с музыкально одарёнными детьми, развивая их в каждом направлении.
Талант. Таланты своих учеников я развиваю на каждом занятии, уделяя внимание работе над специальными музыкальными способностями: музыкальная память, мелодический интонационный и гармонический слух, чувство ритма и др. С этой целью я выбираю соответствующие вокальные упражнения, выбираю репертуар по принципу возрастания уровня его сложности.
Творчество. Потребность в творчестве — одна из отличительных черт музыкально одарённого ребёнка. Реализовать эту потребность, поддержать её, является одной из моих задач. Участники вокальных ансамблей имеют возможность реализовываться в творческой деятельности, принимая участие в гимназических и городских мероприятия, выступления ансамблей и солистов стали неизменной составляющей тематических мероприятий и концертов, проводимых в гимназии. Успех и радость, которые приносят выступления перед публикой юным вокалистам, повышают мотивацию к продолжению творческой деятельности. Кроме того, со своими учениками я посещаю концерты с участием вокальных коллективов нашего города, т.к., по моему мнению, это творчески обогащает детей.
Трудолюбие. Трудолюбие—это замечательное качество, тоже необходимо воспитывать в музыкально одарённых детях. Этому способствует планомерная и регулярная работа ансамблей, солистов по утверждённому расписанию. Регулярность занятий носит неуклонный характер, пропуски занятий по неуважительным причинам недопустимы. Даже у одарённых учеников не всё и не всегда получается легко, с первого раза, с первой репетиции. Работа над деталями, их «отшлифовка» и многие другие трудности, которые молодые дарования учатся преодолевать, воспитывают в них трудолюбие.
Терпение. Терпение—качество, далеко не всегда свойственно современным детям, но для человека искусства оно крайне необходимо. Мои ученики уже понимают, что ради «минуты славы» на сцене, придётся ждать своё время для выступления на генеральной репетиции своего номера в концерте и относятся к этому с пониманием и выдержкой.
Требовательность. Требовательность к себе — непреложное свойство личности любого музыканта. Поэтому давно стало традицией устраивать обсуждения по прошествии концерта. Дети учатся анализировать самостоятельно, что получилось, что не получилось, если не получилось, то почему. Под руководством педагога делают выводы, выделяют, над какими аспектами необходимо ещё работать. Очень важно научит детей вдумчиво и критично относиться к собственной музыкальной деятельности. Требовательность к себе обеспечит, в дальнейшем, музыкальному дарованию перспективу творческого роста и развития.
Обучение вокалу в учебной деятельности пятиклассников обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать художественно-творческие задачи;
воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах гимназии, культурных событиях региона.
В результате освоения содержания программы, происходит гармонизация интеллектуального, эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие, через освоение способов творческого самовыражения, осуществляется познание и самопознание.
Планируемые результаты:
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- Научится слышать, слушать и анализировать музыку.
Разовьется познавательный интерес, музыкальные способности, исполнительские и коммуникативные навыки с помощью инновационных методов, УУД, детей младшего школьного возраста.
Разовьется у детей любовь к серьезному музыкальному искусству, любовь к Родине, через воплощение героических образов народной и композиторской музыки.
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по введению ФГОС на территориальном семинаре «Выявление профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС НОО и поиск решений по их устранению».
Выступление на семинаре ФГОС...
Обобщение опыта работы «Интеграция предметов музыки, ИЗО, МХК в современной школе»
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики..В данном опыте предлагаются схемы построения интегрированного урока....
Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»
Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...
Представление опыта работы по составлению рабочей программы по технологии для 6 класса в рамках ФГОС.
Данный материал является одним из вариантов составления современной рабочей программы по технологии для 6 класса. Программа разработана на основании принципов ФГОС....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме «Групповая работа на уроках истории в рамках ФГОС»,
Учитель работает с самым хрупким материалом- личностью ребенка, и его задача – «найти человека в человеке» - как говорил Ф.Достоевский. В этом мне помогают педагогические технологии ...
Представление опыта работы в рамках технологии Системно-деятельностного подхода по методике Л.Г.Петерсон
Презентационный материал выступления о практическом опыте работы по методике Л.Г Петерсон...
Справка о представлении опыта работы по теме: "Методические особенности проведения урока физической культуры в рамках реализации ФГОС"
Справка о представлении опыта работы по теме "Методические особенности проведения урока физической культуры в рамках реализации ФГОС"...