Конспект занятия: «Традиции русской духовной и светской музыки в формировании внутреннего мира детей»
план-конспект занятия по музыке (6 класс) на тему
Занятие предназначено для педагогов дополнительного образования, руководителей музыкальных объединений (студий, кружков и т.п.). Рассчитано на дете в возрасте от 12 лет и старше. Цель занятия: способствовать формированию внутреннего мира ребенка на традициях русской духовной и светской музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 22.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагог дополнительного образования
МИРОНОВА Е.В.
Тема занятия: «Традиции русской духовной и светской музыки в формировании внутреннего мира детей»
Цель: способствовать формированию внутреннего мира ребенка на традициях русской духовной и светской музыки.
Образовательная задача: познакомить обучающихся с традиционными произведениями русской духовной и светской музыки; научить ориентироваться в понятиях: русская, духовная, светская музыка;
Развивающая задача: развитие восприятия музыкальных произведений, интереса к духовной музыке через слушание и исполнение музыки, соответствующих жанров; развитие слуха, памяти, внимания.
Воспитательная задача: воспитание духовной культуры ребенка, отклика на духовную музыку, уважения к традициям своего народа.
Тип занятия: введение в тему.
Форма занятия: комбинированная.
Методы: словесный, наглядно-слуховой, анализ.
Материал:
Музыкальный ряд:
Знаменный распев «Господи воззвах»,
Партесное пение
Духовный концерт. М.С.Березовского
Изобразительный ряд:
Фото соборов, куполов, храмов, дидактический материал, раздаточный материал
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийный проектор, экран
- музыкальный центр
Программное обеспечение:
- компьютерная презентация «Образы русской духовной, светской музыки.»
Занятие предназначено для педагогов дополнительного образования, руководителей музыкальных объединений (студий, кружков и т.п.)
Этапы занятия:
1. Организационный
2. Проверочный
3. Подготовительный
4. Основной
5. Контрольный
6. Итоговый
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
|
Где она может звучать (в церкви) Итак, как вы уже догадались, сегодня на занятии пойдёт речь о духовной русской музыке и о светской. Возможно, кто-то из вас может сказать, что это за музыка |
3. «Блаженно нищий духом, ибо их есть царствие небесное» - сказано в евангелие «От Матфея». Стать нищим духом означает подготовить, открыть, очистить свою душу, но освободить свой дух от груза низменных, стяжательных и бесплодных устремлений, очистить , подготовить и открыть свою душу, свой внутренний мир для восприятия высоких божественных истин непросто. Путь очищения и возвышения души своей многотруден для каждого человека. И на этой нелёгкой и долгой дороге длинной в человеческую жизнь, искусство самое эмоциональное и поэтому самая действенная его часть музыка, незаменимый друг и помощник. |
4. Русский язык в широком смысле этого слова и русская музыка составляют и формируют наиболее важные стороны русской души любого россиянина. Но русская музыка должна быть созвучна душе гражданина не только поэтому. Ведь русская музыка - это своеобразная летопись истории нашей страны. Истоки русской музыки находятся в глубокой древности. Её корни в народном искусстве. Русский народ всегда славился своей музыкальностью. Песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим объясняется и большое разнообразие песенных жанров среди которых есть былинные, трудовые, обрядовые песни, трудовые, игровые и многие другие. |
Уже в древние времена была широко распространена и инструментальная музыка. Она исполнялась на различных струнных, духовых и ударных инструментах. Среди которых, одним из самых любимых были гусли. Постепенно в народных танцах, песнях, наигрышах складывался определённый тип мелодии, особенности лада, ритма, многоголосия, то есть, формировался национальный музыкальный стиль, который позже и определил неповторимое своеобразие русской профессиональной музыки |
Зарождение профессиональной музыки в России происходило в эпоху создания первого русского государства Киевской Руси в 9-13 веках. Огромное значение для развития государственного и культурного развития имело принятие христианства. В 988 году было Крещение Руси. С принятием христианства начинает развиваться духовная музыка. Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось особыми знаками – знамёнами или крюками, происходившими от невменного письма. Как и невмы, знамёна и крюки могли обозначать как один звук так и группу звуков, целую характерную попевку. Мелодии знаменного распева плавные в диапазоне кварты или квинты. Попевки, мелодические формулы, часто повторялись, как правило с некоторыми изменениями в вариантном развитии. |
В 15-16 веке знаменный распев становится более протяжным, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней. 17 век век перемен в русской духовной музыке. Вначале появляется немало авторских и местных распевов (Киевский, Смоленский, Кирилловский…) Во второй половине 17 века русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» - «старой», связанной с одноголосным сдержанно-суровым знаменным пением, по образному строю близким к строгим ликам древних икон, и «новым» - многоголосным партесным пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством, полнокровностью звучания, ощущением движения, света, огромного пространства. Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения. |
Постарайтесь проследить за развитием эмоционально-образного состояния человека, молящего Бога о сострадании и помощи. - Как вы думаете, почему автор поручает исполнение вступительного раздела Концерта солистам? - Как взаимодействуют голоса в хоровом звучании? - Какие чувства подчёркивают контрасты звучностей |
Перед вами высказывание композитора М.С.Березовского, объясните смысл его изречения. |
На странице 55 вы видите нотную запись главной темы 1-й части концерта М.С.Березовского. Ваша задача, прочитать ноты с названием длительностей. (выполняют задание сначала самостоятельно, потом 1 человек зачитывает вслух) Следующее задание – прохлопать ритмический рисунок данного произведения. |
- какой эмоциональный настрой несёт в себе эта мелодия? - в каком характере необходимо её исполнять? - какой партии хора, по вашему мнению, можно поручить первоначальное её проведение? После того, как мы выяснили всё, что касается этого музыкального отрывка, попробуем спеть его. |
А теперь, мы познакомимся со вторым направлением музыкального искусства Древней Руси – это светская музыка. |
Сейчас посмотрите в распечатки, найдите и запишите в тетради, что такое знаменный распев, партесное пение, в каком веке появился новый жанр многоголосия – духовный концерт |
5. Сегодня на занятии мы познакомились с двумя направлениями музыкальной культуры Древней Руси Это музыка светская и духовная. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, закрепляющие тему нашего занятия: - что такое знаменный распев? - что такое партесное пение? - один из жанров многоголосного пения – это (духовный концерт) С каким композитором, автором Духовного концерта мы сегодня познакомились? Какой тип фактуры полифонический или гомофонный использовал автор Концерта? 6. Молодцы, сегодня все хорошо потрудились, занятие окончено, до новых встреч в мире музыки! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние информационных технологий и рыночных отношений на формирование внутреннего мира ребенка.
Очень полезная информация для родителей заинтересованных в будущем своего ребенка....
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»....
занятие "Традиции русского гостеприимства"
Прием гостей...
Конспект занятия "Традиции здорового питания в русской культуре"
Конспект занятия "Традиции здорового питания в русской культуре!...
Конспект занятия «Традиции и обряды русской кухни»
Познакомить учащихся с традициями и особенностями русской национальной кухни.Формирование интереса к русской национальной кухне....
презентация "Духовная и светская музыка"
Презентация на тему "Духовная и светская музыка"...
Конспект занятия: «Традиции русского народа!».
Конспект занятия: «Традиции русского народа!».Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры.Задачи: ...