Конспект занятия: «Традиции русского народа!».
план-конспект

Людмила Анатольевна Невакшонова

Конспект занятия: «Традиции русского народа!».

Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры.

Задачи:                                                                                                                                                            -познакомить с традициями.

-дать понятие «традиции ».

-расширять и углублять представление детей о русских народных обычаях.                                      

- развивать эстетическое восприятие детей.

-обогащать словарный запас детей;

-развивать связную речь, внимание, познавательную активность, память.

-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям русского народа.

-способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_russkogo_naroda.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЕГОРЛЫКСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Конспект занятия: «Традиции русского народа!».

                                                                                                          

                                                                   педагог дополнительного образования

                                                                                                     Невакшонова Л.А.

Ст. Егорлыкская

2022 год

Конспект занятия: «Традиции русского народа!».

Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры.

Задачи:                                                                                                                                                            -познакомить с традициями.

-дать понятие «традиции ».

-расширять и углублять представление детей о русских народных обычаях.                                      

- развивать эстетическое восприятие детей.

-обогащать словарный запас детей;

-развивать связную речь, внимание, познавательную активность, память.

-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям русского народа.

-способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия.

Педагог: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям хозяюшка рада!

В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. А называлось это - посиделками.

Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали.

Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят в народе«От скуки бери дело в руки».

Педагог: А хорошо работа спорилась под песню. Песня – это душа народа. Без нее человек не обходится ни в поле, ни дома, ни тем более на гуляньях и на праздниках.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Педагог:Слава нашей стороне, слава русской старине!

И про эту старину, я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли о делах родной земли!

А поговорим мы на наших посиделках о русских народных традициях.

Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше.

Педагог: Какие традиции вы знаете, которые мы соблюдаем на праздники?

Например, на Рождество?

Дети: ходим колядовать

Педагог:А на Масленицу?

Дети: печем блины

Педагог:А на Пасху?

Дети: красим яйца, печем куличи, пироги

Педагог: Правильно. Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней.

                                           

                                       Традиция – гостеприимство.

Русский народ издавна славен гостеприимством. Мы знаем и соблюдаем эту традицию.

– Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство»?

Дети. Это значит гостей принимать.

Педагог: - А что значит «Принимать»?

Дети: - встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.

Педагог: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.

Инсценировка приема гостя. Выбираются дети для показа сцены гостеприимства.

Если заходил запоздалый путник: запоздалый, значит, тот, кто приходил поздно ночью, как его встречали?

Дети: Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим»«Красному гостю - красное место».

Педагог: «Красное место» - особое место для гостей, красный значит красивый. А если гость заходил во время ужина?

Педагог:(детям подсказать) Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»

Педагог: На Руси всегда любили принимать гостей.

                                               

                                           Традиция – хлебосольство.

Педагог: В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль.

Педагог: Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)

Правильно, не зря говорили«Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

Педагог: Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.

Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

Педагог: Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. С хлебом солью встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.

                                         Традиция народное гулянье.

Педагог: Но наш народ отличался не только гостеприимством, да хлебосольством. Он работал дружно и отмечал весело праздники – как говориться «с размахом». По традиции водили хороводы, пели песни, играли в русские народные игры, этот обычай называется народное гуляньеНародные игры сохранились и дошли до наших дней.

                               Традиция- чаепитие.

Педагог:Да девчата все у нас примечательные.

И ребята все у нас замечательные.

А успех их здесь не мелочный,

Значит вкусен русский чай- посиделочный.

Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.

Стол накрывался скатертью.

На середину его ставили самовар.

Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками.

 Затем баранки, бублики, сладости.

В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара.

По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.

Педагог: В старину чай готовили из трав. Добавляли в чай плоды шиповника, цветы липы, листья смородины и малины. Летом их собирали, высушивали на печке и сухими убирали в специальные льняные мешочки.

Педагог: Цветы липы помогают людям от простуды и укрепляют организм.

А чабрец или еще называют тимьян. Он очень приятно пахнет и помогает вылечить кашель, применяют при болях в животе, и имеет многие другие лечебные свойства.

Мята тоже имеет очень приятный и запоминающийся запах. Мята очень хорошо успокаивает, чай с мятой пьют обычно на ночь.

Педагог: Дорогие мои ребята, сегодня мы с вами поговорили о русских народных традициях. Узнали, как на Руси с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей.

Педагог: Ребята, как назывались вечера, когда люди собирались все вместе?

Дети: посиделки.

Педагог: Как называлось место в русской избе, куда приглашали пройти гостя?

Дети: красное место, красный угол.

Педагог:С какими традициями русского народа мы познакомились?

Дети: гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, чаепитие.

Педагог: Ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обычаи и традиции русского народа. Русская осень"

В материале представлены приметы осенних  дней и месяцев, традиционные праздники осени, пожелания для Осени и друзей. ...

Духовные национальные традиции русского народа и русский язык статья

Слово – зерно культуры – является её смыслообразующим центром. Оно формирует мировоззрение.  Даёт важнейшие нравственные ориентиры. Язык же в целом – это народ. В языке наиболее ярко и выпукло от...

Мастер – класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»

Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.Задачи исследования:исследование народных традиций, связанн...

Конспект занятия: «Традиции русской духовной и светской музыки в формировании внутреннего мира детей»

Занятие предназначено для педагогов дополнительного образования, руководителей музыкальных объединений (студий, кружков и т.п.). Рассчитано на дете в возрасте от 12 лет и старше. Цель занятия: сп...

Конспект занятия "Традиции и игры народов России" 4-5 классы

Конспект занятия "Традиции и игры народов России" 4-5 классы...

Методическая разработка внеурочного занятия по изобразительному искусству "Праздники и традиции русского народа"

Тема занятия: «Праздники и традиции русского народа».Направление внеурочной деятельности: общекультурное.Название кружка: «Художественная мастерская».Возраст обучающихся: 11-12...

Презентация к внеурочному занятию по изобразительному искусству "Праздники и традиции русского народа"

Тема: «Праздники русского народа»Цель: познакомить обучающихся с народными традициями, обычаями, обрядами....