Разработка урока музыки для 5 класса по теме "Кино и музыка"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Шевченко Светлана Владимировна

Разработка урока музыки для 5 класса по теме "Кино и музыка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.71 КБ
Файл prilozhenie.docx32.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Кино и музыка

 

Цель урока: довести до сознания учащихся, что киномузыка помогает зрителям лучше понять фильм,  создаёт настроение картины, характеризует героя фильма,  пробуждает наши чувства и делает наше восприятие более живым

Задачи:

  1. Создать условия для осознания значения музыки в кинематографе.
  2. Развивать умение на слух определять эмоциональные характеристики героев и происходящих событий в кинокартине; развивать творческое воображение, вокально-хоровые навыки.
  3. Способствовать формированию музыкальной культуры и музыкального вкуса посредством изучения связи музыкального искусства и кинематографа; воспитывать уважение к профессиональной музыкальной культуре, чувство коллективизма во время разучивания и исполнения хоровых произведений.

 

Тип урока: комбинированный.

Методы:объяснительно-иллюстративный,наглядно-слуховой,  частично-поисковый, эмоционального воздействия, метод музыкального обобщения, метод размышления о музыке, метод создания ситуации успеха.

Музыкальный материал:

  1. Е. Птичкин Увертюра к кинофильму «Два капитана»
  2. М.Дунаевский «Леди-совершенство», «Лев и брадобрей» – песни из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания»
  3. Е. Крылатов «Мы маленькие дети» из кинофильма «Приключения Электроника»

Музыкальная викторина: песни и саундтреки из кинофильмов

  1. «Приключения Электроника» (Е. Крылатов «До чего дошёл прогресс»)
  2. «Приключения Буратино» (А. Рыбников «Бу-ра-ти-но»)
  3. «Кавказская пленница» (А. Зацепин «Песенка о медведях»)
  4. «Гардемарины, вперёд!» (Лебедев «Не вешать нос, Гардемарины»)
  5. «Про Красную Шапочку» (А. Рыбников «Песенка Красной Шапочки»)
  6. «Гарри Потер»
  7. «Пираты Карибского моря»
  8. «Иван Васильевич меняет профессию»

Оборудование: электронная презентация, компьютер, фортепиано, раздаточный материал.

Хронометраж времени данного урока:

1 этап - 3 минуты;

2 этап – 5 минут;

3 этап – 26 минут;

1) Слушание

2) Музыкальная викторина

3) Вокально-хоровая работа

4 этап –2 минуты;

5 этап- 4 минуты

Итого: 40 минут.

Ход урока

1. Организационное начало урока. Музыкальное приветствие.

2. Формулирование темы и постановка задач урока.

Ребята, отгадайте загадки:

  1. Он работает играя.
    (Есть профессия такая!)
    Он на сцене с давних пор.
    Та профессия
    – (актер).
  2. Он спектаклем заправляет,
    Наизусть все сцены знает,
    Учит он как роль играть.
    Как профессию назвать? (режиссер)
  3. Со звонком он в зал придет,
    Место нужное займет.
    Посмотрев спектакль хороший
    Будет хлопать он в ладоши (зритель)
  4. Есть у каждого в квартире
    Он расскажет: что же в мире
    Происходит каждый день.
    Говорить ему не лень.
    Папа смотрит там футбол
    И кричит все время – «Гол!»,
    Мама любит сериалы,
    Что идут на всех каналах,
    Ну, а я, – «Спокойной ночи»
    И мультфильмы очень, очень! (телевизор)

В каком виде искусств можно встретить все эти слова? (Кино).

Предположите,  о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

Сл. 1.

Действительно, тема нашего урока «Кино и музыка».

Я думаю, не ошибусь, если скажу, что кино для вас является самым любимым видом искусства. В каждом из фильмов обязательно звучит музыка.

Сл. 2

Мы так привыкли к этому, что даже не задумываемся:

  • Зачем нужна она в фильме, каково её назначение?        
  • Может ли музыка являться главным действующим лицом фильма?
  • Является ли композитор одним из равноправных авторов фильма или просто подчиняется режиссёру и сценаристу?        

На все эти вопросы мы постараемся ответить в течение урока.

3. Основной этап.

        1)Сообщение нового материала.

Сл. 3.

Наверняка вы слышали, что 2016 год в нашей стране объявлен Годом Российского кино. Кино – это довольно молодой вид искусства. Оно появилось чуть больше ста лет назад. Изобрели его французы – братья Люмьер. Сначала кино называли «Великим немым». Почему? (Не было звука).

Несмотря на то, что звука в кино не было, с самого своего рождения оно неразрывно связано с музыкой.

Сл. 4

В то время обычно в кинотеатре служил, или как мы говорим сейчас, работал тапёр(пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма).

        Как вы думаете, зачем понадобилась музыка в немом кино?(она помогала лучше воспринимать фильм).

        Конечно же, музыка помогала  понять и пережить события фильма. Она грустила и радовалась, пугалась и удивлялась вместе с артистами на экране.Как и они,бывала нежной, грациозной и грозной, серьёзной и смешной.  

        

2) Слушание «Увертюры» Е. Птичкина из кинофильма «Два капитана».

Но вот герои заговорили, и звуковому кино ещё больше стала нужна музыка.Про музыку к кинокартине, которая звучит вне действия фильма, говорят, что она звучит «за кадром», только для зрителей фильма, а не для его героев. Такой является увертюра к кинофильму «Два капитана». На экране ещё только название картины, фамилии актёров и создателей фильма, а уже звучит музыка, которую композитор написал специально для этого фильма. Послушав вступление увертюры скажите,  с какой целью создатели фильма ввели сюда эту музыку, зачем нужна она здесь, где нет ещё никакого действия? С помощью таблицы попробуйтеопределите жанр этого фильма.

        Итак, с какой целью создатели фильма ввели сюда эту музыку? Что она передаёт? (музыка вводит нас в настроение картины).

В каком киножанре может звучать эта музыка? (Приключенческий фильм).

Как вы определили (музыка стремительная, бурлящая, взволнованная, страстная и немного тревожная)

В чьём исполнении прозвучала увертюра? (Симфонический оркестр)

Какой инструмент здесь очень ярко звучит? (труба).

Почему именно этот инструмент солирует (труба призывает к борьбе, победе).

        Если бы вам как операторам предложили снять кусочек фильма под эту музыку, то какие бы кадры у вас получились бы? (ответы детей).

Сл.5

Вы совершенно верно почувствовали вэтоймузыке настроение фильма: музыка повествует нам о романтике, показывает приключенческий характер событий, зовёт к подвигу. Главный герой фильма, Саня Григорьев, ещё в детстве дал себе клятву найти пропавшую полярную экспедицию капитана Татаринова. И, несмотря на жизненные препятствия, преграды, и даже войну он добился своей цели. А девизом его жизни стали слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Я советую вам посмотреть этот увлекательный фильм, а ещё лучше прочитать книгу писателя Каверина «Два капитана».

        Что же такое увертюра? Чтоб дать полный ответ выполните задание 2 на ваших листах. Заполните пропущенные места в предложении, правильно подобрав слова, которые написаны ниже.

        

Сл.6

вертюра – это оркестровая …(пьеса), звучащая…(вначале) представления и помогающая представить, почувствовать… (настроение, идею, содержание) предстоящего зрелища).  

        Вспомните, где ещё может звучать увертюра? (в каких музыкальных спектаклях) (Опера. балет)

Итак, музыка, звучащая за кадромкак бы раскрывает внутренний смысл происходящих на экране событий. Такая музыка звучит в фильме как бы «от автора», передаёт его отношение к происходящим событиям.

        3) Слушание песен  М Дунаевского из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания!»

Существует великое множество фильмов, в которых герои поют свои замечательные песни. О музыке в таких случаях говорят, что она звучит «в кадре». Многие из таких песен как бы «слетают» с экрана и становятся любимыми песнями целых поколений. Вспомните фильмы, которые невозможно представить без музыки (ответы детей).

        

Сл.7

Ритмические движения

В музыкальных фильмах герои не только поют, но и танцуют. Мне очень нравится музыкальный фильм «Мери Поппинс, до свидания!». В нём очень много замечательных песен, написанных композитором Максимом Дунаевским. Под одну из них предлагаю подвигаться. Выполняйте движения за мной. (Движения под песню)

        Я вижу у вас прекрасное настроение, и чтоб оно оставалось таким я хочу исполнить для вас шуточную песню из этого кинофильма «Лев и брадобрей». (Слушание песни)

        Что произошло бы с музыкальным фильмом, если бы из него убрали музыку? (потеряется сюжет, смысл).

        Может музыка являться главным действующим лицом фильма? (Да)

4) Музыкальная викторина        

        – А сейчас мне хочется узнать, действительно ли вы любите и знаете фильмы, где звучит много музыки. Проведём музыкальную викторину.Узнайте песню или музыку из фильма, назовите песню и фильм. На листе есть подсказки (3 задание). (Проведение викторины).

– По тому, как вы справились с заданием, можно сделать вывод, что вы действительно любите и знаете песни и музыку, звучащие в кино.

5) Вокально-хоровая работа

Для чего нужна песня в кинофильме? (она характеризует героя, помогает зрителям лучше его понять; создаёт настроение картины, украшает её разными звуками, музыка пробуждает наши чувства, делает восприятие более живым).

        – Песня в фильме ставит перед композитором нелёгкую задачу. Ему нужно услышать своих героев, найти круг интонаций, соответствующих их облику и характеру. Таким образом, в музыкальных фильмах композитор является равноправным соавтором кинокартины.

        Сейчас вы послушаете песню, из хорошо знакомого вам кинофильма, а потом ответите на вопросы: как называется кинокартина, как с помощью этой песни мы можем охарактеризовать героя, поющего её, какой он? (слушание песни)

        – Итак, как называется кинокартина, расскажите о герое, исполняющем эту песню, какой он? (песня показала нам весёлого беззаботного мальчишку, которому не очень хочется учиться, а хочется целыми днями бегать по улицам, ему надоели поучения взрослых)

        – Что помогло нам представить его именно таким? (Слова и весёлая, быстрая, беззаботная…музыка).

Сл.8

Разучивание песни

4. Итог урока

         – Сегодня на уроке мы говорили о роли музыки и песни в кинофильме. Как вы считаете, ответили ли мы с вами на главный вопрос нашего урока –  

зачем нужна музыка в кино? (музыка или песня характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его; она создаёт настроение картины, насыщает её красотой, звуковой многозвучностью. Киномузыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым).

Сл.9

5. Рефлексия

Продолжите фразу

Сегодня на уроке

1)  я узнал……

2 )мне понравилось….

3) я вспомнил…..

6. Оценивание класса и отдельных уч-ся.

        Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Вы показали умение размышлять о прослушанной музыке, самостоятельно делать выводы, эмоционально исполнять песни. Но особенно хотелось бы отметить работу…

.

        

        



Предварительный просмотр:

Жанры фильмов

Характеристика музыки

комедия

Весёлая, озорная, шуточная, в высоком регистре

детектив

Негромкая, таинственная, неспешная

триллер (ужасы)

Внезапно громкая, вселяющая страх, ужас, тревожная

приключенческий

Стремительная, бурлящая, взволнованная, страстная, тревожная

мелодрама

Лирическая, нежная. мягкая, мелодичная

Увертюра – это оркестровая…………. ,

звучащая ……………….представления и помогающая представить, почувствовать ………….,   ………….,   ……………..  предстоящего зрелища.  

настроение, идею, вначале,  содержание,  пьеса

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

Урок по музыке 6 класс "В чем сила музыки В.А.Моцарта"

Урок музыки разработан для проведения в 6-м классе, во 2-м полугодии по программе по музыке 1–8-м классе под руководством Д.Б. Кабалевского....

Урок по музыке 5 класс. Сказочные герои в музыке

Урон ознакомливает учащихся с музыкальными сказочными образами.Выявляет роль музыки в литературе....

Открытый урок музыки 7 класс «ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ. СЮИТА»

Цель урока: Закрепление представлений о музыкальной форме как процессе развёртывания музыкального произведения и выяснение значения понятия «циклическая форма».Задачи урока...

урок музыки 7 класс "Лирические образы в музыке"

Разработан на основе программы "Музыка" Науменко, Алеев...

Коспект урока по музыке 8 класс по теме: "Виды музыки в современном мире".

Данный урок рассчитан для учащихся 8 класса, основной целью которого является знакомство с некоторыми основными видами современной музыки и их представителями....