Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях: музицирование на свирели"
методическая разработка по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»
Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно-эстетического цикла
Итоговая практико-значимая работа
Здоровьесберегающие технологии
на музыкальных занятиях:
музицирование на свирели
(компьютерная презентация)
Гаподченко Татьяны Анатольевны,
учителя музыки МАОУ «СОШ № 1» г. Домодедово,
слушателя курсов повышения квалификации 2017 г.
«Развитие профессиональной компетентности учителей музыки в процессе
освоения методики инструментального музицирования в 1-8 классах ОО
(свирель, блокфлейта)»
Куратор курса -
старший преподаватель И.А. Переверзева
Москва 2017
Оглавление
Описание слайдов……………………………………………………………… 3
Литература……………………………………………………………....….…... 15
Актуальность темы, цель и задачи
Тема сохранения здоровья детей актуальна во все времена. Каждый родитель старается создать благоприятные условия для развития своего ребенка. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, будущее государства. По статистике здоровье учащихся в последние годы не улучшается, а лишь снижается. За период обучения лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. Около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% детей поступают в школу с изменениями здоровья, в том числе с хронической патологией. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число учащихся с нарушениями зрения и осанки. Я считаю, что в наше время родители и учителя должны с раннего возраста учить детей заботиться о своем здоровье, как физическом, так и психическом. Ведь стрессы во время обучения в школе, неправильное питание, постоянное положение детей в сидячей позиции могут привести к серьезным заболевания. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить и беречь свое здоровье, то мы получим здоровое, счастливое поколение в будущем!
Работая над проектом, я поставила перед собой цель – показать, что игра на свирели по многим показателям помогает сохранить и улучшить здоровье детей.
Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
* обеспечение школьнику возможности сохранения и укрепления здоровья в процессе игры на свирели;
* сохранение работоспособности на уроках;
* формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков в процессе игры на свирели;
* раскрытие принципов здоровьесберегающих технологий и использование их на занятиях.
Название. Описание инструмента
Свирель – русский народный духовой инструмент флейтового типа, который относится к разряду наиболее простых для использования музыкальных инструментов. Такой тип инструментов существовал у разных народов с древних времён, в древнегреческих мифах и легендах. По преданию на свирели играл сын славянской богини любви и весны Лады-Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. Свирель представляет собой деревянную (иногда металлическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде "клюва", а на середине лицевой стороны вырезаны шесть игровых отверстий. Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи. Он состоит из ствола и мундштука. Ствол свирели имеет небольшую коническую форму и выполнен из двух трубочек, вставляемых одна в другую. Длина трубок также различна и достигает одного метра. Свирели изготавливают в разной тональности.
Виды свирели
Одинарная свирель является инструментом типа продольной флейты и представляет собой простую деревянную дудку с различным количеством игровых отверстий и со свистковым приспособлением на верхнем конце для воспроизведения звука. Существуют две разновидности одинарной свирели – со специальным свистковым устройством и без него. Первая разновидность называется пыжаткой, вторая – дудкой. Пыжатка имеет шесть игровых отверстий, расположенных на лицевой стороне инструмента, дудка – только пять.
Двойная свирель состоит из двух однотипных дудок неравной длины. Каждая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия – два с лицевой стороны и одно с тыльной. В целом звукоряд двойной свирели охватывает семь звуков.
Знакомство с инструментом и организация занятий
Знакомство с инструментом и организация занятий включает в себя:
1) Знакомство с правилами обращения со свирелью
2) Гигиенический уход за инструментом (промывание мундштука и трубки)
3) Правильную постановку рук и положение рта
4) Правильную постановку дыхания
У каждого ребенка на занятиях должна быть своя свирель и влажные салфетки.
Методика при игре на свирели
Под «постановкой» при игре на свирели подразумевается положение корпуса исполнителя, положение рук, техника пальцев, способы держания инструмента:
• при игре участвуют пальцы левой и правой руки. Пальцы правой руки (указательный, средний и безымянный) находятся на трех нижних отверстиях ствола инструмента, а пальцы левой руки (указательный, средний и безымянный) на трех верхних;
• большие пальцы обеих рук поддерживают ствол инструмента с тыльной стороны.
• локти находятся в слегка приподнятом положении. Свободное положение рук и пальцев обеспечивает хорошее извлечение звука.
Для получения красивого звука и тембра губы ребенка не должны быть слишком напряженными. Нужно постоянно следить за правильным интонированием при звукоизвлечении на свирели, регулярно делать упражнения, построенные на нотном материале, использовать гаммы и интервалы, исполнять упражнения в медленном темпе.
Значение свирели
Приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Играя на свирели можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка. Благодаря игре на данном инструменте у детей развивается воображение, формируется музыкальный слух.
Здоровьесберегающие технологии музицирования на свирели
Работая над данным проектом, я поняла, что игра на свирели по многим показателям помогает сохранить и улучшить здоровье. Свирель, как музыкальный инструмент, достаточно доступен для любого ребенка, удобен в использовании и легок для восприятия заданий педагога при обучении.
* Играя на свирели, мы решаем вопрос дыхательной гимнастики. Происходит интенсивный массаж внутренних органов полости живота (желудка, печени, почек и кишечника), улучшается кровообращение, происходит вентиляция легких, благодаря чему уменьшается риск заболевания астмой и происходит уменьшение частоты астматических приступов. Если больше внимания уделять тренировке дыхания, то реже встречается инфаркт миокарда.
* Игра на свирели позволяет контролировать процесс дыхания (вдох и выдох). Подобная работа способствует профилактике стрессов у ребенка и снятию нервных перегрузок.
* Благодаря игре на свирели можно избавиться от храпа.
* Игра на свирели благотворно влияет на сердечную и костно – мышечную системы, а также способствует гипервентиляции мозга. Благодаря занятиям на свирели дети реже болеют острыми вирусными инфекциями, бронхитом, фарингитом, ангиной. В практике был случай снятия диагноза «судорожный синдром».
* Ухо, горло, нос активно участвуют в процессе при игре на свирели и получают постоянную прокачку и внимание, поэтому происходит плавное развитие этих органов.
* Благодаря игре на свирели у дошкольников развивается мелкая моторика пальцев, что способствует развитию речевых навыков у детей, благотворно влияет на работу головного мозга. На пальцах и ладонях располагаются нервные окончания, и их массаж отвечает за работу разных внутренних органов. Даже простое надавливание и потирание пальцев рук помогает успокоиться и отдохнуть. К примеру, большой и указательный палец облегчает головную боль, средний палец снимает гнев, безымянный палец помогает повысить устойчивость организма к перепадам давления, а мизинчик отвечает за работу сердца. У детей улучшается почерк, они делают меньше ошибок при письме. Логопеды в своей работе обязательно применяют пальцевые упражнения. Также одинаково развиваются обе руки (левши и правши в одинаковых условиях), происходит гармоничное развитие личности ребенка, его внутреннего мира, повышается работоспособность.
* В процессе игры на свирели у детей происходит интенсивное развитие музыкального слуха, что приводит к активизации внимания. Есть вероятность, что к старшему классу ребенок запоет. Этому способствует еще тот момент, что при игре на свирели обязательно про себя нужно пропевать произведение, которое исполняешь и, следовательно, улучшается чистота интонирования.
* Благодаря музицированию на свирели совершенствуется чувство ритма.
* Метроритмическая функция, с которой связаны движения при музицировании на свирели, вызывает у дошкольника согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а так же оказывает положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма. Происходит снятие мышечных зажимов, напряжений, успокаиваются нервы.
* При игре на свирели укрепляется осанка, ей уделяется огромное значение. Важно крепко стоять на ногах без напряжения, спина должна быть прямая, а плечи расправлены. Также происходит увеличение двигательной активности, что необходимо детям, т.к. в школе большую часть времени, ученики проводят в положении сидя.
* Благодаря игре на свирели у детей улучшается музыкальная память и развивается артикуляционный аппарат (язык, губы, небо-все они должны быть в полной мере задействованы) , поэтому игра на свирели способствует профилактике многих речевых нарушений.
* Не маловажным является тот факт, что с помощью игры на свирели имеется возможность для погружения ребенка в интонационный мир устного народного творчества и осваивания дразнилок, считалок. А знания родной культуры позволяет воспитывать нравственно здоровую личность.
* Свирель позволяет развивать творческий интерес детей и формировать личные качества такие как ответственность, самостоятельность, аккуратность, внимательность. Не могу не сказать, что дети становятся увереннее в себе, не боятся сцены и активнее себя проявляют.
Вывод
Таким образом, подводя итоги, я могу сказать, что занятия на свирели развивают певческое дыхание, музыкальный слух, улучшают интонацию, а также способствуют профилактике и лечению простудных и легочных заболеваний, развивают моторику, логику, мышление, укрепляют психику и физическое здоровье детей, что особенно актуально в наше время. Кроме того, специально подобранная музыка тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т.е. приводит к снижению его заболеваемости. В своей работе я постаралась показать, как через обучение игры на свирели можно сохранить и укрепить здоровье учащихся. Проведя теоретический анализ, опираясь на опыт работы, я могу с уверенностью сказать, что использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях позволяет сохранить здоровье детей, создать условия для их полноценного психического развития, обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Литература
1. Закон РФ об образовании.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
6. Дзержинская И. Л. «Музыкальное воспитание младших
дошкольников»
7.Социальная сеть работников образования nsportal ru 2016 г.
8.Конч А. И. «Играем на свирели»
9.Смелова Э. Я. «Свирель поет»
10.Бычкова В.Н. «Музыкальные инструменты» Москва, « Аст-
Пресс»
11. 2000 Интернет: www. smelova.com – сайт Смеловой Э.Я
12.Смирнова Л.Ю. «Здоровье детей, играющих на свирели»
13.Васильженко А.Л. «Здоровье ребенка и игра на свирели». Челябинск, «Гранада – Пресс», 2015.
14.Дубровская В.Д. «Игра на свирели». Екатеринбург, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Создание музыкальной композиции на синтезаторе"
Работа над музыкальным произведением разных жанров и направлений является главным видом творчества в классе электронных инструментов. Целью этой работы является создание художественной инт...
Собственная методическая разработка "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка"
Этот материал собственная разработка, выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели ...
Методическая разработка "Развитие музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству"
Методическая разработка посвещена развитию музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству. Данная разработка будет полезна преподавателям хоровых дисц...
Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"
"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях : музицирование на свирели ( компьютерная презентация)
Презентация по теме " Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях с использованием свирели"...
Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ"
Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ" состоит из пояснительной записки, основной части работы где раскрываются содержания понятий "музыка...