Обучение в сотрудничестве с применением современных технологий на уроках эстетического цикла.
статья по музыке на тему

Бабаева Елена Владимировна
Краткая аннотация: в данной статье представлена история интеграции, формы интеграции. Сотрудничество педагогов на предметах эстетического цикла, через современные технологии путём интеграции. Приведены фрагменты уроков с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_pechati.docx667.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обучение в сотрудничестве с применением современных технологий на уроках эстетического цикла.

Бабаева Е.В. Тел.: +7(937)177 88 83 E-mail: lena1111_1991@mail.ru

Ермакова Г.И. Тел.: +7(927)010 56 33 E-mail: galkaerm@yandex.ru 

Бабаева Е.В. – учитель музыки, Ермакова Г.И. – учитель технологии и изобразительного искусства, государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п.г.т. Суходол
муниципального района Сергиевский Самарской области, Россия.

Ключевые слова: сотрудничество, интеграция, эстетическое воспитание, современные технологии, «Learning Apps», «Google Презентация», «Google Формы».

Краткая аннотация: в данной статье представлена история интеграции, формы интеграции. Сотрудничество педагогов на предметах эстетического цикла, через современные технологии путём интеграции. Приведены фрагменты уроков с использованием ИКТ.

Основная часть статьи

Сотрудничество это совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. Сотрудничество сравнимо с интеграцией.

Интеграция в обучении  процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.

Сейчас нет единого мнения о том, что такое интеграция, хотя сама эта идея существует давно. Корни интегрированного урока уходят аж в 18 век.

В отечественной и зарубежной педагогической науке имеется богатый опыт исследования проблем интеграции. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.–Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.

Комплексная система обучения с самого начала складывалась как альтернативная. Критикуя классно–урочную систему Коменского за разобщенность изучения обособленных учебных предметов и формально–логические связи между ними, ее основоположники предлагали объединить обучение вокруг интересующих ребенка процессов и явлений и связать с естественными жизненными ситуациями. Одним из первых эту проблему поставил еще Руссо. Его французские последователи Карпантье и Робен разработали несколько программ «интегрального воспитания» и обучения школьников, согласно которым центральное место в образовании отводилось ручному труду. Вокруг этой ремесленной работы постепенно выстраивались и все остальные «теоретические» занятия.

В Германии комплексной метод отстаивал один из основоположников экспериментальной психологии и дидактики Иоганн Фридрих Гербарт. Главным стержнем образования он считал географию, «науку ассоциирующего характера», вокруг которой естественно объединить математику, историю и естествознание. Последним, крупным немецким теоретиком, одобрявшим комплексный метод, был Рудольф Штайнер. Его «эпохи» стали своеобразными учебными формами глубокого погружения детей в культуру, науку или ремесло.

Огромное воздействие на формирование государственной системы образования в Бельгии оказал и ярый «комплексник» Жан Овид Декроли. Созданная им в 1907 году в Брюсселе «Школа для жизни, через жизнь» предусматривала организацию обучения вокруг «центров интереса ребенка». Одним словом, идеи комплексной, «интегрированной» педагогики имеют достаточно серьезное и славное зарубежное прошлое.

Наши российские просветители все это время тоже не оставались в стороне. К.Д. Ушинский, с одной стороны, и Н.А. Корф, с другой, разрабатывают учебные пособия и хрестоматии для начальной школы на основе «объяснительного чтения». Опыт обоих педагогов был использован в начале нашего века при составлении концентрических программ по первой официальной интегрированной дисциплине в России – «природоведению». Видимо, вдохновляясь проектами предшественников, Государственный ученый совет при Наркомпросе РСФСР разработал для новых революционных школ учебные планы, полностью основанные на комплексном подходе. В начале 30–х этот метод подвергся жесткой критике. Комплексный подход не способствовал быстрой подготовке узких специалистов. Комплексную систему обучения в советской школе отвергли. И все же рациональное зерно в ней было.

Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Но решить такую задачу невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин (интегрированные курсы, интегрированные уроки), которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира.

Термин «интеграция» все чаще и чаще используется в научной педагогической литературе и в практике преподавания.

Развитие любой науки, и методики в том числе, всегда напрямую связано с формированием ее терминологии. Поэтому неудивительно, что и в методике время от времени появляются новые слова – названия типа методист–исследователь, новатор, оптимизация обучения и т.д. Последняя новация такого рода, получившая распространение в 90–е годы, – это интеграция учебных предметов. Что же такое интеграция как термин и явление с методической точки зрения.

На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова интеграция. Зато хорошо известно, что латинское слово «интеграцио» – восстановление, восполнение, «интегр» – целый принято к употреблению в двух значениях:

  • объединение в целом каких–либо частей, элементов;
  • процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем.

 Первое значение признается книжным, второе – экономическим, т.е. терминологическим для данного рода наук. Такое же наличие однотипных частей или элементов и возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов есть основа для определения термина «интеграция» и в методике, т.е. науке о закономерностях обучения, воспитания и развития, учащихся средствами определенного учебного предмета и их совокупностью.

Интеграция как процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии целевой и функциональной их однотипности – совсем не новое методическое явление. Оно ценилось и использовалось, например, еще К.Д. Ушинским, в частности при построении курса обучения грамоте аналитико–синтетическим методом.

В связи с тем, что проявления интеграции знаний имеют много различных аспектов и уровней, в литературе существуют многозначные определения интеграции, носящие не взаимоисключающий, а взаимодополняющий характер. Например, один из специалистов рассматривает интеграцию:

  • как процесс возникновения и развития связей, ведущих к становлению целостности, объединение в целостное единство каких–либо элементов;
  • как состояние связанности (интегрированности) целого;
  • как восхождение от низшего к высшему в общефилософском смысле.

В современной школе интеграция предметов – один из путей направленный на активный поиск новых педагогических решений, развития творческого потенциала педагогических коллективов с целью эффективного и разумного воздействия на учащихся.

Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплектом универсальных человеческих ценностей.

В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в синтезе разных учебных предметов, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью нескольких школьных дисциплин. Один педагог не в состоянии всегда осуществить интеграцию в полном объеме и по этой причине при сотрудничестве с коллегами достигается поставленные цели.

Сотрудничество в современной школе необходимо рассматривать в различных аспектах:

  • Учителя – ученики
  • Ученики – ученики
  • Учителя – учитель
  • Учителя –  родители
  • Учителя – администраторы

При современных требованиях ФГОС к уроку были предъявлены иные требования так, как настоящие ученики выходят за рамки традиционных требований и нуждаются в новых условиях образования. Интерес к образованию падает, ученики среднего звена не желают учиться в традиционных условиях.

В школы поступило новое оборудование, в каждом классе есть П/К учителя, экран и проектор, но обыкновенными презентациями современных учеников не удивить постоянно требуется придумывать различные формы и методы подачи нового материала, способы проверки знаний, усовершенствоваться необходимо и всем учителям.

Мы постоянно учимся, за плечами у каждого множество курсов переподготовки учителей, но порой мы чувствуем себя не уверенно при встрече с новым программным обеспечением и онлайн-сервисами.

Молодые учителя в этом намного мобильнее и ориентируются в этом гораздо быстрее. Учителя же с опытом, со знанием множеств методик могут поучиться у молодёжи.

 Хорошо ещё вспомнить интеграцию меж предметов и курсов. Сколько раз в разных странах мира возвращались к интегрированию предметов, к ведению уроков несколькими учителями предметниками. Мы в своей работе попробовали способ сотрудничества и метод интеграции между предметами эстетического цикла: изобразительного искусства, музыки и технологии.

По этим предметам не сдают экзамены, значит изучать их не нужно, зачем тратить время на предметы, которые при поступлении в учебные заведения нужны лишь единицам. Так рассуждают большинство не только детей, но и родителей.

Самым, пожалуй, сложным было свести программный материал и найти точки соприкосновения тем уроков. Но когда на примерах нескольких занятий удалось спроектировать изучение нового материала, были разработаны новые формы проверки с помощью современных онлайн-сервисов, мы поняли, что двигаемся в правильном направлении.

Нет вместе мы урок не ведём, мы лишь знаем программу друг друга и при подготовке к своим урокам ссылаемся на темы, иногда на материал урока по интегрированной теме. Занятия по расписанию идут один раз в неделю, например, в 5 классах – музыка в понедельник, ИЗО в среду, а технология в пятницу.  

В понедельник при изучении нового материала по музыки всплывают иллюстрации тем по ИЗО, как художественные образы. В среду рассматривается материал под музыку или фрагменты тем с урока музыки понедельника. Сложнее с предметом технология, но и там при практических работах фоном звучат музыкальные произведения, и учитель как бы невзначай в физминутки обращает внимание и как бы случайно интересуется материалом с предмета музыка. Сейчас мы продемонстрируем вам несколько фрагментов уроков с этими приёмами.

Конечно работа с этими приёмами возможна только при наличии Интернета, что не во всех школах пока ещё и есть в доступном варианте, или стоят фильтры, не дающие доступа.  Учителю необходимо владеть следующими программами: которые вы видите на экране.

Сейчас мы продемонстрируем вам несколько фрагментов уроков с этими приёмами.

Конечно работа с этими приёмами возможна только при наличии Интернета, что не во всех школах пока ещё и есть в доступном варианте, или стоят фильтры, не дающие доступа.  Учителю необходимо владеть следующими программами: AVC Video, Audacity, VK saver и т.д.

Но мы русские люди находчивые и предлагаем вам раздать беспроводной Интернет с телефона, благо это многим доступно. Дети получают ссылку с доступом документа от учителя через, беседу в VK и отвечают через свои ПК или мобильные устройства, чаще работая в группах от двух до четырёх человек. Что вы видите на экране.

Learning Apps – приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Чтобы создать упражнение, необходимо воспользоваться шаблонами данного приложения. По шаблону вносятся картины, портреты, текст, аудиозапись и вопросы. На экране вы увидите стандартную заставку этого приложения. Конструктор этого приложения позволяет создавать интересные викторины, конкурсные задания и т.д.

На нашем, показаны портреты двух художников и двух композиторов. Мы заготовили по несколько вопросов из тем по изобразительному искусству и по музыкальному искусству. Детям необходимо сопоставить информацию с соответствующим автором и проверить результат.

Например, фрагмент задания звучит музыкальный отрывок, или дано высказывание: «В шесть лет он сочинил свой первый концерт для клавира. Отец взял у него ноты и воскликнул: – Но ведь этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!  – Да нет же, – возразил сын, – его может сыграть даже ребенок. Например, я.», его необходимо соотнести с одним из портретов, который относится – к портрету композитора. Следующее задание, соотнести картины или названия картин с авторами-художниками. Таким образом дети соотносят все задания. Когда все задания будут выполнены, то на экране правильные ответы выделяются зелёным цветом, а не правильные ответы – красным.

Следующее упражнение выполняется так же в программе «Learning Apps», но в другой форме. Задание просмотреть фильм и ответить на ряд вопросов. Фрагмент фильма можно загрузить с вашего персонального компьютера, библиотеки You Tube.  В конструкторе обозначаем время показа вопроса, при просмотре видеофрагмента. Таким образом делим весь видеофрагмент на части или сюжеты, в которых раскрывается тема урока. В данном случае их 8.

Вот так выглядит этот фрагмент (рис.1).

Рисунок 1

Особо хочется отметить возможности Google Презентации. За последнее десятилетие все учителя овладели навыками создания презентаций, но Google Презентации появились возможности с совместным доступом.

Когда можно создать и отредактировать презентацию; импортировать и конвертировать файлы; поработать над презентацией вместе с коллегами и детьми, а затем продемонстрировать результаты другим пользователям; скачать презентацию в разных форматах или в виде текстового файла; добавить изображения и видео; опубликовать на веб-сайте. Сейчас появилась данная возможность и в других приложениях.

Перед вами скриншот (рис.2) такой презентации с интегрированного обобщающего урока «Плясовые наигрыши» – народные игрушки. 5 класс 1 четверть итоговый урок.

Рисунок 2

Возможности интеграции предметов всегда повышали интерес учащихся на уроках. Получаются яркие незабываемые фрагменты уроков. А в освобождающие часы мы стараемся вывести детей в музей или на выставку, где ещё в более нестандартной форме можно получить или закрепить знания по предметам.

Google Формы – универсальный инструмент для создания форм и опросов.

  • Возможность создания разного вида вопросов, а также перемешивания их между собой.
  • Каждая анкета заполнена профессионально под любого клиента.
  • Анализ ответов и автоматические отчёты.
  • Возможность отправить опрос по почте или опубликовать в социальных сетях.
  • Для участия в опросе не нужен аккаунт Google.
  • В опросе могут содержаться до 2 млн ответов.                  

Выпускные классы готовят задания для младших классов, обобщая свои знания в разных формах. Например, викторина по музыкальной матрешке. Переходим по ссылке: https://goo.gl/forms/lxRiys91YP856lJS2.

В этом упражнении просматривается мультфильм с наложенными фрагментами музыкальных отрывков и тест к нему. Дети отвечают на вопросы, а ответы выносятся автоматически в статистический отчёт, по каждому вопросу. Программа автоматически отправляет ответы в прикрепленный документ «Google-таблицы».

Дети воспринимают продемонстрированные задания с восторгом, ждут новых викторин и желают, чтобы все уроки проводились в такой форме.

Источники информации.

  1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
  2. Шевчук, Л.Е. обучение учащихся с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе [Текст]: методические рекомендации / Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. - 3-е изд., перераб. и доп. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ "Образование", 2010. –199 с.
  3. Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках эстетического цикла

Методическая разработка на тему сочетания традиционных и информационных технологий...

Педагогические технологии на уроках эстетического цикла

В докладе раскрывается тема о педагогических технологиях применяемых на уроках эстетического цикла....

Применение современных технологий на уроках английского языка

Презентация по теме " Применение современных технологий  на уроках английского языка"...

Мастер-класс «Эффективность использования современных технологий на уроках гуманитарного цикла»

Данный мастер-класс «Эффективность использования  современных  технологий  на  уроках  гуманитарного  цикла»  был проведен на краевом семинаре для молодых педагогов....

Экспериментальная площадка по теме «Использование современных технологий на уроках естественнонаучного цикла»

Цель: внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных ...

«Концепция обучения и воспитания детей с применением современных технологий на уроках «Технология»

Основой моей концепции обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является: целенаправленное формирование у учащихся положительного отношения, интереса и готовности к труду, как основе ...

Эффективность применения современных технологий на уроках технологии.

Цифровые технологии, ИКТ я использую: в начале, в середине или в конце урока при подведении итогов работы, то есть можно дополнить лекцию, рассказ, показ приемов выполнения практического задания - фра...