Использование информационных технологий на уроках эстетического цикла
методическая разработка по мхк по теме

Литовченко Татьяна Николаевна

Методическая разработка на тему сочетания традиционных и информационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И                              ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Тема использования в педагогической практике традиционных и новых информационных технологий требует в первую очередь уточнения терминов.

        В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие технические информационные средства (аудио, кино, видео, ЭВМ). Вообще, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение. Проще говоря, информационными технологиями можно считать и работу с привычной книгой, и с уходящими в прошлое слайдами, диафильмами, грампластинками, магнитофонными записями, и популярными ныне видеофрагментами, компакт-дисками и только входящими в повседневность учебного процесса компьютерными материалами.

        Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» или мультимедийные технологии.

        Естественно, что использование как традиционных, так и новых информационных технологий не самоцель. Все они являются лишь средствами для достижения поставленной цели. В условиях работы в гимназии художественно-эстетического профиля для кафедры эстетических дисциплин такой целью мы считаем формирование эстетически развитой личности, хорошо информированной в названной области, имеющей художественный вкус, обладающей эмоциональной отзывчивостью. Безусловно, эмоционально отзывчивого человека можно воспитать только в процессе общения – и личность педагога, и творческую атмосферу в коллективе невозможно заменить никаким компьютером. А вот художественный вкус во многом зависит от уровня информированности человека. Если же говорить о самой информированности – широте кругозора, общей эрудиции, разносторонней образованности – то для воспитания этой стороны личности информационные технологии незаменимы. Как мы убедились, при изучении предметов эстетического цикла весьма эффективными оказываются как традиционные средства обучения, так и средства новых информационных технологий.

        Роль традиционных технологий в учебном процессе преподавания эстетических дисциплин велика и никем не оспаривается. Стоит ли говорить о том, что книгу человеку не смог заменить ни один компьютер. Мы не спешим отказываться и от проверенных и надежных технологий, опирающихся на технические средства прежних поколений, тем более что для них у нас накоплен достаточно богатый учебный материал. Библиотека книг по художественной культуре подобрана в соответствии с программой, постоянно пополняется  и обновляется, книги пользуются большим спросом у гимназистов.

        Однако в последние годы компьютеры все более настойчиво входят в нашу жизнь, и школа не только не может с этим не считаться, она обязана привлечь уникальные возможности компьютера для решения своих, с каждым годом усложняющихся, задач.        

         Одной из таких проблем нашего времени является усиливающееся влияние на подростков различных образовательных телевизионных программ и широкое распространение всевозможных компьютерных средств, что существенно повлияло на отношение школьников к учёбе. Профессионально написанные тексты учебников и учебных пособий, ориентированные на вдумчивую работу мысли сейчас меньше привлекают, чем красочная виртуальная реальность, возникающая на экране телевизора или мониторе компьютера  - логическая составляющая обучения школьному предмету уступает место визуальному восприятию. К тому же нельзя упускать из виду несомненный факт вредного, нередко подрывающего авторитет школы влияния на учащихся средств массовой коммуникации. С помощью современной теле и видео техники подрастающим поколениям поставляется, как правило, коммерчески выгодная, ходовая массовая продукция,  негативно действующая на ещё не устоявшиеся вкусы молодых людей.

        Противостоять этому явлению призвана школа. Конечно же, для полного успеха желательно использование самых современных средств массовой информации и коммуникации, в том числе компьютерных технологий.

        Нет сомнения, что возможности, которые дают компьютерные технологии, уникальны - они не могут быть в полной мере заменены ни одним другим техническим средством.  

         Если для большинства школьных дисциплин знания, представленные через образ, - это лишь  способ облегчить ученику восприятие этих знаний, то для  предметов эстетического цикла образ- это основной предмет исследования. Поэтому для нас компьютер открыл совершенно новые формы обучения: перед учеником образ, который он может изучать непосредственно – рассматривать с разных точек зрения, изменять, анализировать результат, сравнивать, усложнять, упрощать. Кроме того, компьютер с успехом может заменить многие традиционные иллюстративные средства:  слайды, видео- и аудиозаписи, а также книги-справочники.   Словом, мы убедились, что компьютер может помочь учителю сделать эту работу более успешной во многом. Но не во всем.

           Для того, чтобы достигнуть успеха, важно осознать, что использование компьютера на уроке есть всего лишь средство, вспомогательный элемент для достижения намеченной цели. Следует рассматривать экран, управляемый компьютером, просто как еще одно доступное учителю средство обучения, которое хорошо приспособлено для одних вещей и плохо для других.  Очень важно не «перегрузить» учащихся работой с компьютером. Чрезмерное увлечение компьютером на уроке может принести вред, а не пользу.    

        За последний год нам удалось собрать пусть небольшую, но очень точно соответствующую нашим задачам мультимедиотеку, включающую компьютерные диски  с материалами по мировой художественной культуре, музыке, этикету, основам имиджелогии, изобразительному искусству.  кабинете одного компьютера.

Один компьютер в кабинете – это электронная доска для преподавателя, практикум для группы учеников, школьное настольное издательство, культурно – информационный центр. Естественно, невозможно использовать один компьютер для всех перечисленных направлений одновременно, но учитель всегда может выбрать из этого набора то, что ближе его интересам. Главное, чтобы установленный в кабинете компьютер начал сразу давать отдачу, а не стоять в закрытом кабинете без программного обеспечения.

        При этой схеме сразу начинается использование мультимедийных возможностей, предоставляемых современным компьютером. Постепенно он «осваивается» учителями, становится привычны.

        В нашем кабинете  компьютер в основном играет роль культурно- информационного центра, хотя как инструмент для практикума для группы учеников мы его тоже используем. Работа с мультимедийной информацией позволяет привить ученикам навыки, необходимые для жизни и работы в современном информационном  обществе. Кроме того, мультимедиаматериал  представлен в самых разных формах и содержит самую разнообразную информацию. Здесь и набор современных электронных энциклопедий, художественные галереи, путеводители по достопримечательным местам разных стран и набор дополнительных материалов  по  эстетическим предметам и т.д.  Однако для качественного использования мультимедийных технологий на уроках просто коллекций мультимедийных материалов недостаточно.      

    Первостепенной задачей в сфере применения информационно-коммуникативных технологий в области школьного эстетического образования является программное обеспечение курсов соответствующих дисциплин.

Готовых компьютерных образовательных программ, отвечающих нашим программным установкам нет, или, по крайне мере, нам они неизвестны. Однако мы имеем четкое представление, каким требованиям такие программы должны отвечать, какими они должны быть по целям, структуре и материалу.

В первую очередь необходимы программы – информаторы. Мы не называем их учебником, поскольку в преподавании эстетических дисциплин в нашей гимназии мы не используем даже обычных школьных учебников по концептуальным соображениям – мы считаем, что в сфере эстетического образования учебник ограничивает  творчество  как учителя, так и ученика. Программы – информаторы должны включать не обобщенные энциклопедические сведения, а информационные блоки, соответствующие гимназическим задачам и требованиям.

Еще одним типом программ, необходимым в школьной практике, являются программы – тренажеры. С их помощью гимназисты могли бы применить полученную информацию для приобретения определенных навыков работы с предложенным художественным материалом.  Последний из трех самых необходимых типов – программ – это программа – контролер. Для работы в области эстетических дисциплин она тоже должна быть специфической. Поскольку в нашей сфере количество усвоенной информации ни в коей мере не является мерилом успешности, то в основу контроля должны лечь глубоко продуманные критерии оценки.

Конечно, возможны другие варианты компьютерных программ: рассчитанные для наших условий справочники, а так же комбинированные программы, включающие информацию, справку, тренинг, контроль по заданной теме с учетом возраста и подготовленности ученика.

Поскольку появление таких программ эстетической направленности на рынке мультимедиа продукции в ближайшее время маловероятно, то основную ставку мы делаем на адаптацию имеющихся в нашем распоряжении мультимедиа материалов к задачам преподавания эстетических  дисциплин, на создание условий для эффективного использования информационных технологий   в формировании познавательной компетенции учащихся.

        Важнейшим техническим средством, помогающим сделать современный урок ёмким, помочь учащимся легче усвоить основные термины и понятия предмета, запомнить необходимые сведения, стали интерактивные доски и мультимедийные проекторы. С их помощью можно мгновенно вывести на экран максимум полезной информации. Однако чтобы эта технология работала, перед учителем встала задача так отобрать, скомпоновать и оформить материал, чтобы ученики могли в считанные минуты освежить в памяти, систематизировать уже знакомые сведения или увидеть, на какие аспекты следует обратить внимание. В связи с этим появилась необходимость в разработке тематических блок-схем по крупным темам предмета.

 Особенно удобны блок-схемы для работы на вступительных и обобщающих уроках.

Помимо удобства для быстрого повторения, они помогают учащимся скорректировать их собственные записи на уроках, уточнить формулировки, осознать связи, запомнить зрительные образы и символы.

Ещё одна форма работы с мультимедийными технологиями – создание учебных и контрольных слайд-фильмов по программным темам. Сейчас в нашей методической копилке есть слайд-фильмы практически к каждому уроку программы по мировой художественной культуре.

Формы такого видеоряда могут быть разными – с музыкальным или словесным сопровождением или без него, когда необходим комментарий со стороны учеников или учителя; с установленным периодом смены слайдов или по щелчку; насчитывающие до 100 слайдов, когда необходимо дать представление о каком-либо общем явлении, или совсем короткие, 8-10 слайдов, если требуется, чтобы зрители запомнили какие-то конкретные образы.

Одним из самых эффективных методов использования информационно-коммуникационных технологий с целью формирования гармоничной личности, бесспорно, является проектная деятельность старшеклассников.

В нашей практике накоплен обширный опыт работы такого характера. Мы разрабатываем этот метод на протяжении более десяти лет.

Когда наши воспитанники впервые перешли от реферативных проектов, выполненных с помощью библиотечных книг, к простым компьютерным презентациям с привлечением интерактивных программ с тематических дисков и из Интернета,   они сами увидели, какие перспективы открывает такой вид деятельности. Вырос познавательный интерес, повысилась самооценка, появилось стремление к самообразованию.

С годами  арсенал технических средств  и  методических приёмов менялся, расширялся, становился разнообразнее.

Сейчас в кабинете хранится обширная коллекция проектных работ старшеклассников, выполненных при помощи различных технологий, а также созданы условия для успешного их осуществления и использования.

Как известно, учёт знаний по предметам эстетического цикла – вопрос сложный и спорный. Однако, и учителю, и самим школьникам всё же хочется видеть результаты своих усилий.

Конечно, тестирование на компьютере не может служить основным способом учёта успехов по МХК, но как промежуточный или вспомогательный способ контроля оно вполне эффективно.

На кафедре эстетических дисциплин школы создан полный пакет контрольно-обучающих тестов в двух стандартных оболочках.

С гордостью можем отметить, что такие контрольные школьники всех возрастов не просто выполняют с удовольствием – отмена компьютерного теста воспринимается как наказание. И, самое приятное для нас, ученики старших классов, оказавшиеся у кабинетного компьютера, не упустят случая пройти тест прошлых лет и убедить себя и окружающих в своей компетентности – это престижно

Концепция эстетического образования, выбранная нашей кафедрой много лет назад и подтвердившая свою состоятельность, не предусматривает системного искусствоведческого подхода к изучению явлений искусства – мы предпочитаем воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, исповедуем практическое участие детей в художественном процессе. Для исследовательской работы в условиях школы больше подходит непосредственный эксперимент, что более характерно для цикла естественных дисциплин.

Но в тех ситуациях, когда потребность в исследовании явлений, связанных с художественной культурой, возникает у самих учащихся, мы не отказываемся и от исследовательской работы. Так высказанный в прошлом учебном году учеником 8 А класса Безьяновым Артёмом интерес к вопросу возникновения образа Христа обернулся серьёзным для его возраста исследованием заинтересовавшей его проблемы и  нашёл выход в выступлении на научно-практической конференции старшеклассников.

Безусловно, чтобы осуществить работу такого уровня, Артёму пришлось привлекать источники как традиционно книжного, так и мультимедийного характера. Сведения о христианских артефактах, свидетельства древних историков и философов и авторов 18 века, фильм американского кинорежиссёра и разноречивые отклики на него – вот неполный перечень тем, с которыми Артёму довелось работать в Интернете, в библиотеке, в кабинете МХК. Итог своего исследования он представил в электронном виде в форме обширной презентации с многочисленными приложениями и гиперссылками.

Исследовательская работа учащихся школы  находит выход на ежегодных научно- практических конференциях, участвовать в которых считается честью. Работы проходят конкурс, и отбираются на конференцию строгим Советом НОУ. Лучшие работы отмечаются грамотами и дипломами.

У нас достаточно большое количество CD, содержанием которых являются энциклопедии самых разных областей эстетических знаний (живописи, классической музыки, зарубежного искусства, мировой архитектуры, музеев мира и т.д.). Они дают основу для подбора необходимой информационной базы для многих разделов наших программ, тем самым в определенной степени исполняют роль программы – информатора.

Если же говорить о системе методических средств или даже отдельных методиках работы с мультимедийной продукцией, то это по большому счёту наша перспектива. Те информационные технологии, которые можно считать традиционными, такие как работа на уроке с видеофрагментами, компакт-дисками, 10 лет назад, тоже были инновационными. В этой области мы накопили богатый опыт овладения новыми технологиями: мы не создаём теоретических выкладок новых методик раньше, чем испробуем их на деле. Школа не научная лаборатория, а учитель – не теоретик. В практической деятельности учителя открытие новых методик идёт практическим путём: изучение каждой конкретной темы программы требует своих собственных специфических средств, идёт поиск самых оптимальных их них, затем апробация на разных учебных  группах, далее корректировка методики в соответствии с полученными результатами и лишь потом и только самые удачные методики ложатся в общую методическую копилку гимназии. Такая работа по накоплению мультимедийных технологий у кафедры эстетических дисциплины ещё впереди.

Нельзя не сказать несколько слов об организации урока с использованием мультимедийных технологий. Ткань уроков эстетического цикла, где решающую роль играет не передача информации, а создание соответствующей духовной атмосферы, рассчитанной на эмоциональный отклик обучающегося, очень хрупкая. Введение в неё новых информационных средств не должно быть подавляющим, разрушительным, оно должно стать органичной частью общего продуманного процесса. С этой точки зрения практически невозможен  (или во всяком случае не нужен) урок, построенных полностью на компьютерных технологиях, они должны стать лишь способом создания пространства урока, в котором ученику будет комфортно. Таким образом, урок не может быть организован «под компьютер», а наоборот компьютер должен помочь организовать урок.  

Подводя итог сказанному, хочется еще раз уточнить, что мы относимся к мультимедийным технологиям как лишь одному из многочисленных средств создания информационной среды обучения, но понимаем, что это средство уникальное, в современных условиях совершенно необходимое и очень перспективное.    

В каждом большом проекте есть начальный этап, на котором лишь несколько человек понимают более или менее ясно, что они задумали сделать. Затем следует пилотный этап, когда в работу включается большое количество энтузиастов; и, наконец, заключительный этап повседневной работы. Причём на этом последнем этапе вполне может оказаться, что проект потерпел фиаско. На предыдущих-то этапах работы выполняли увлечённые люди, которые достигали хороших результатов за счёт своих личных качеств. С этой точки зрения проект мультимедиа в образовании находится на второй стадии, когда к нему подключается большое количество увлечённых людей.

Мы видим это на примере работы нашей гимназии, в частности, нашей кафедры, где большинство педагогов, не считаясь со временем, техническими и материальными сложностями, с энтузиазмом взялись за освоение этой очень сложной и совершенно новой области педагогической деятельности и уже добились первых успехов. Мы понимаем, что судьба проекта использования информационных технологий в школьном образовании в наших руках и верим, что осуществление этого проекта поможет в нашем главном деле – воспитании гармоничной и эстетически развитой личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Материалы XVIIМеждународной конференции «Применение новых технологий в образовании», (Тровант, 2006г., 750 экз., стр.587-590.) ...

Педагогические технологии на уроках эстетического цикла

В докладе раскрывается тема о педагогических технологиях применяемых на уроках эстетического цикла....

Использование мультимедийных презентаций на уроках эстетического цикла

В докладе освещается использование мультимедиа на уроках эстетического цикла....

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА.

Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться".Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и ...

Обучение в сотрудничестве с применением современных технологий на уроках эстетического цикла.

Краткая аннотация: в данной статье представлена история интеграции, формы интеграции. Сотрудничество педагогов на предметах эстетического цикла, через современные технологии путём интеграции. Приведен...

Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»

В данной статье рассматривается организация  деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....