Принцип психологической комфортности на уроках музыки для обучающихся с умственной отсталостью.
методическая разработка по музыке на тему

Миронова Татьяна Сергеевна

В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход к обучению.-Его реализация предполагает соблюдение системы дидактических принципов. Один из принципов – это принцип  психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. Реализация этого принципа особенно  важна для  обучающихся с  умственной отсталостью.

Я работаю учителем музыки в специальной школе длительный срок и понимаю ценность этого принципа. Уроки музыки в значительной мере способствуют созданию на уроке психологически комфортной обстановки.

Зная особенности  детей с умственной отсталостью (слабая регулирующая роль мышления, нарушение произвольности внимания)  я в своей работе использую  характерную для таких детей черту, как склонность к подражанию. Многократно  выполняю совместно  с обучающимися музыкальные движения,  чтобы  через некоторое время они сами  были в состоянии справиться с заданием. На занятиях используются, в основном, практические методы с получением обратной связи, например: если я прохлопываю ритм, то дети повторяют. Такое задание можно варьировать: я хлопаю – дети топают, сами дети по желанию  придумывают и прохлопывают ритм, остальные повторяют.

  

            Дети любят петь хором. На уроке музыки я использую различные вариации исполнения песен: я пою запев, дети - припев, либо повторяющиеся строчки. Если дети хорошо знают песню, то поют  соло и хором, учитывая желания детей. Дети любят петь на сцене, поэтому новую песню мы разучиваем сидя, а знакомую - исполняем  на сцене. Такой подход  активизирует деятельность детей, поддерживает интерес к занятию.  Путем многократного повторения песни из урока в урок  я создаю условия для развития внимания, речи,  ситуации успеха, при которой у детей появляется уверенность в себе.

На уроках  музыки  дети не только поют, но и учатся танцевать. Танцевальная терапия помогает высвободить детям негативные эмоции, танцы помогают выражать  свою индивидуальность, одновременно растет сплоченность коллектива, доброжелательное отношение друг к другу. Все это создает психологичекий комфорт  на уроке, создает доброжелательную атмосферу.

На своих уроках я большое внимание уделяю игротерапии.  Обучающиеся младших классов любят играть, Игры раскрепощают детей, организуют, вызывают положительные эмоции, что создает психологический комфорт и  мотивируют к занятию музыкой. Большое внимание уделяю смене разнообразных видов музыкальной деятельности: в течение урока мы поем, танцуем, играем на музыкальных инструментах, играем в подвижные игры под музыку, смотрим музыкальные клипы из мультфильмов. Каким бы видом деятельности не занимались обучающиеся на уроке я стараюсь, чтобы у детей  на протяжении всего урока сохранялись положительные эмоции.

Мощной мотивацией к занятиям музыки является выступления  перед родителями. Обучающиеся с удовольствием готовятся и ежегодно выступают на День Учителя, Новый год, 8 Марта.

Демократический стиль работы учителя, доброжелательный тон  имеют важное значение на протяжении всего урока. Улыбка, поощрения и  соответствующая музыка  снимают стресс, помогают создать психологический комфорт  для обучающихся специальных школ, снижает уровень их агрессии. Кроме того,  обучающийся   должен быть уверен, что учитель всегда ему поможет и поддержит, это вселяет ему уверенность, снимает стресс, сохраняется душевное равновесие.

           Важно отметить, что принцип психологической комфортности является необходимым условием для дальнейшей  адаптации и социализации детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya1.docx15.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Принцип психологической комфортности на уроках музыки  для обучающихся с умственной отсталостью.

В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход к обучению.-Его реализация предполагает соблюдение системы дидактических принципов. Один из принципов – это принцип  психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. Реализация этого принципа особенно  важна для  обучающихся с  умственной отсталостью.

Я работаю учителем музыки в специальной школе длительный срок и понимаю ценность этого принципа. Уроки музыки в значительной мере способствуют созданию на уроке психологически комфортной обстановки.

Зная особенности  детей с умственной отсталостью (слабая регулирующая роль мышления, нарушение произвольности внимания)  я в своей работе использую  характерную для таких детей черту, как склонность к подражанию. Многократно  выполняю совместно  с обучающимися музыкальные движения,  чтобы  через некоторое время они сами  были в состоянии справиться с заданием. На занятиях используются, в основном, практические методы с получением обратной связи, например: если я прохлопываю ритм, то дети повторяют. Такое задание можно варьировать: я хлопаю – дети топают, сами дети по желанию  придумывают и прохлопывают ритм, остальные повторяют.

   

         Дети любят петь хором. На уроке музыки я использую различные вариации исполнения песен: я пою запев, дети - припев, либо повторяющиеся строчки. Если дети хорошо знают песню, то поют  соло и хором, учитывая желания детей. Дети любят петь на сцене, поэтому новую песню мы разучиваем сидя, а знакомую - исполняем  на сцене. Такой подход  активизирует деятельность детей, поддерживает интерес к занятию.  Путем многократного повторения песни из урока в урок  я создаю условия для развития внимания, речи,  ситуации успеха, при которой у детей появляется уверенность в себе.

На уроках  музыки  дети не только поют, но и учатся танцевать. Танцевальная терапия помогает высвободить детям негативные эмоции, танцы помогают выражать  свою индивидуальность, одновременно растет сплоченность коллектива, доброжелательное отношение друг к другу. Все это создает психологичекий комфорт  на уроке, создает доброжелательную атмосферу.

На своих уроках я большое внимание уделяю игротерапии.  Обучающиеся младших классов любят играть, Игры раскрепощают детей, организуют, вызывают положительные эмоции, что создает психологический комфорт и  мотивируют к занятию музыкой. Большое внимание уделяю смене разнообразных видов музыкальной деятельности: в течение урока мы поем, танцуем, играем на музыкальных инструментах, играем в подвижные игры под музыку, смотрим музыкальные клипы из мультфильмов. Каким бы видом деятельности не занимались обучающиеся на уроке я стараюсь, чтобы у детей  на протяжении всего урока сохранялись положительные эмоции.

Мощной мотивацией к занятиям музыки является выступления  перед родителями. Обучающиеся с удовольствием готовятся и ежегодно выступают на День Учителя, Новый год, 8 Марта.

Демократический стиль работы учителя, доброжелательный тон  имеют важное значение на протяжении всего урока. Улыбка, поощрения и  соответствующая музыка  снимают стресс, помогают создать психологический комфорт  для обучающихся специальных школ, снижает уровень их агрессии. Кроме того,  обучающийся   должен быть уверен, что учитель всегда ему поможет и поддержит, это вселяет ему уверенность, снимает стресс, сохраняется душевное равновесие.

           Важно отметить, что принцип психологической комфортности является необходимым условием для дальнейшей  адаптации и социализации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по СБО на тему: «Организация комфортной развивающей предметно-пространственной среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС»

Комфортная предметно-пространственная среда формируется в соответствии с программой, которая реализуется в учреждении. Развивающая предметная среда имеет свою спец...

Методические рекомендации "Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями ) на занятиях труда.

В данных методических рекомендациях раскрыты формы и методы организации учебно-трудовой дкятельности на занятиях по слесарному делу....

Тема по самообразованию "Особенности построения урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС"

В соответствии с ФГОС существенно меняется уровень активности обучающихся и деятельности педагога. В данной работе изложены требования, предъявляемые к построению современного урока; дана характеристи...

Система мониторинга эффективности уроков физкультуры обучающихся с умственной отсталостью в ГКОУ СО «Кировградская школа-интернат»

Клинические наблюдения и  практический опыт показывают, что ученики  специальных (коррекционных) школ 8 вида нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений моторики и р...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...