Музыкальная гостиная "В гостях у трех Татьян" сценарий мероприятия на вокально-хоровом отделении
материал по музыке по теме
"Музыкальная гостиная" это организационная форма работы педагогов, которая органично сочетает обучение и воспитание. С одной стороны,это способствует формированию у ребенка различных представлений о сущности тех или иных явлений, развивает определенные умения и навыки, а с другой стороны, досуг формирует нравственные качества личности человека, такие как целеутремленность, личностную и познавтельную активность. "Музыкальная гостиная" не расчитана на быстрый педагогический результат, но вызывает эмоциональный отклик в детских сердцах, открывает новые возможности для формирования эстетического и нравственного отношения к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий мероприятия на вокально-хоровом отделении | 40.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки и молодежи
Республики Крым
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный
комплекс-интернат-лицей искусств»
Музыкальная гостиная
«В гостях у трех Татьян»
(сценарий мероприятия
на вокально-хоровом отделении)
Педагоги дополнительного образования
по классу хоровых дисциплин
Васильева Татьяна Николаевна
Захарова Татьяна Геннадьевна
Подковская Татьяна Леонтьевна
2017
Цель мероприятия: знакомство учащихся отделения с разными видами вокального творчества, расширение профессионального кругозора, воспитание толерантности и уважения к направлениям искусства.
Задачи мероприятия:
- развить интерес обучающихся к вокальному творчеству;
- содействовать воспитанию вокальной культуры;
- создать условия для сплочения творческих коллективов отделения;
- содействовать воспитанию культуры общения среди обучающихся и культуры слушания вокальных достижений;
- содействовать духовному воспитанию обучающихся.
Оборудование: сценические костюмы, видеозаписывающая аппаратура, музыкальные инструменты.
Место проведения: актовый зал музыкального отделения лицея искусств.
Васильева Т.Н. (заведующая вокально-хоровым отделением)– руководитель ф/а «Любысток»
Вокально-хоровое отделение - самое разножанровое музыкальное отделение лицея искусств. Отделение объединяет творческие коллективы, которые работают в таких кардинально противоположных направлениях вокальной музыки как фольклор, классика, эстрада. И сегодня наша встреча носит подзаголовок: «Давайте познакомимся».
Исторически первенство возникновения вокального искусства принадлежит народному творчеству, которое своими истоками уходит в глубокую древность. Поэтому на сцену для представления своего творчества приглашаются учащиеся фольклорного ансамбля «Любысток».
На заре своей цивилизации народное вокальное искусство носило прикладной характер и, в отличие от всех других направлений вокального искусства, за время своего становления никогда не создавалось для сцены (так сказать, созерцания со стороны). В результате этой особенности народное (фольклорное творчество) имеет ряд особенностей в плане звучания и исполнения
Святки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи гадания, а с 15 по 19 января — тоже веселились на славу, но побаивались страшных вечеров — времени разгула темных сил. Рождество Христово – один из главных православных праздников. Как гласит церковное предание, Иисус Христос родился в ночь на 7 января. Именно с этого дня начинаются так называемые святки, которые длятся в течение двух недель. У православных христиан с этим праздником связано огромное количество традиций и обрядов. И один из них – рождественские колядки.
Слово «коляда» произошло от латинского «calendae», что означает «первый день месяца». Раньше словом «коляда» славяне называли Рождество, но со временем значение слова изменилось, и колядками стали называть обрядовые песни, с которыми обходились дома в канун Рождества. Колядная дружина (в основном дети и молодежь), выходила на улицу со звездою и вертепом (старинный народный кукольный театр), как только наступали сумерки.
Колядующих всегда встречали гостеприимно и щедро. Обязательно одаривали заранее приготовленными гостинцами (пирогами, печеньями, конфетами и т.д.), а так же деньгами.. Не впустить колядующих являлось плохой приметой.
Фольклорный ансамбль «Любисток «исполняет колядку «Василько».
Веснянки– старинные обрядовые песни календарного цикла, распространённые у украинцев, белорусов, русских и др. народов. К веснянкам относятся «заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов. Веснянки-заклички, для которых характерны многократные повторения мелодических фраз небольшого диапазона, составляют основной вид весенних обрядовых песен восточных славян: у русского народа они распространены не повсеместно. Утратив прежнее магическое значение, веснянки– заклички сохранились в качестве детских песен. В ряде местностей веснянки бытуют как лирические песни пробуждения природы.
Фольклорный ансамбль «Любисток « исполняет веснянку «Вийду я на мосточок».
Лирические песни – яркий образец художественного творчества народа. Они внесли в национальную культуру особый художественный язык и образцы высокой поэзии, отразили душевную красоту, идеалы и чаяния народа, нравственные устои крестьянской жизни.
Вместе с тем лирические песни многообразны по тематике, а, в зависимости от этого, и по героям. В основном они посвящены проблемам семейно-бытовой жизни крестьянства.
Лирические песни являются своеобразным жанром песенного фольклора. Включая мотивы символического характера, они отражают мир чувств и переживаний человека. В песнях заключена искренность переживаний людей, мироощущение и свойство национального характера.
Фольклорный ансамбль «Любисток» исполняет лирическую песню «Вишенька».
Подковская Т.Л. – руководитель младшего хора девочек « Колибри»
Добрый день дорогие друзья! Рада, что сегодня я имею возможность представить вам коллектив, руководителем которого я являюсь. Название нашего коллектива очень доброе и позитивное – хор «Колибри». В составе хора входят девочки младших классов. Репертуар разнообразный, разноплановый. Это и произведения классического жанра, а также музыка современных композиторов.
Так сегодня мы представим два произведения современных отечественных композиторов. Первое произведение называется «Речная прохлада», написанное композитором Ростиславом Бойко. Эта песня вошла в хоровой сборник «Серебристый поясок», который получил первую премию на Международном конкурсе в Варшаве. Этот цикл уникален тем, что песни написаны в стиле музыки разных народов (белорусской, итальянской, аргентинской и др.). А в том произведении, которое мы исполним вам сегодня, вы услышите черты африканской народной музыки. Это пластичный ритм, синкопирование, переменный метр, игра ладовых красок. Итак, мы в Африке! Свежее утро.
Песня «Речная прохлада».
Следующее произведение, которое мы исполним, написал композитор Олег Хромушин. Этот композитор сочинил много произведений для детей в джазовом стиле. Джаз – это вид музыкального искусства, возникший в Америке в конце XIX века, благодаря слиянию двух музыкальных культур: африканской и европейской. Название джаз происходит от английского слова «jazz», означает ободряющий выкрик у чернокожих американцев.
Характерные черты джаза: острый ритм, сильно развитое импровизационное начало, выразительная манера исполнения, отличающаяся экспрессией, звуковой напряженностью.
Произведение, которое мы сейчас исполним, яркое веселое, зажигательное, энергичное по характеру. И называется оно «Индюк по кличке Дюк». Дюк в переводе – важный человек, господин. Для этого произведения характерна четкая метроритмическая основа, синкопирование, непрерывный ход баса в аккомпанементе, энергичные восклицательные интонации в вокальной партии, все это создает радостное приподнятое настроение, итак слушаем.
Музыка джаза может передавать не только радостное настроение, но также грусть, печаль или философское размышление о жизни. Обычно такие настроения в музыке написаны в стиле блюз.
Я надеюсь, наш хор познакомится и с такой музыкой. А сейчас вы услышите «Колыбельную» в моем исполнении, которая написана в стиле блюзовой баллады композитором Джорджом Гершвином. Эту музыку знают во всем мире под названием «Самтайм». Эта колыбельная исполняется на английском языке, и перевод звучит так:
Летняя пора и жизнь легка
Рыбки плещутся, и хлопок уродился.
- Твой отец богат, а мама - красавица,
Так тише, детка, не плачь.
Однажды утром ты расправишь крылья и поднимешься в небо. Сейчас все хорошо, рядом с тобой папа и мама.
Итак «Колыбельная» Клары из оперы Порги и Бесс композитора
Дж. Гершвина.
Захарова Т. Г–руководитель старшего хора девочек «Контабиле»
Хор - единственный в своем роде «живой» музыкальный инструмент, основу звучания которого составляет ансамбль вокальных унисонов. Специфические свойства вокальных голосов, определяющие высокий уровень ансамблевой сложности в хоре. Хоры академические, народные, оперные, учебные, детские, церковные, ансамбли песни и пляски.
Профессиональное хоровое искусство сложилось в то время, когда был накоплен богатый опыт в области народно-песенного творчества. Профессиональным его можно считать потому, что оно было подчинено определенным правилам и законам, для постижения которых требовалась специальная подготовка и выучка. В Египте эпохи Древнего царства (2800-2250 до н.э.) возникает хейрономия – способ управления певцами при помощи условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы. Профессия хейрономов (предшественников нынешних дирижеров) получает распространение, а сами они пользуются авторитетом в обществе. Основной сферой деятельности профессиональных певцов и хоров было участие в культовых действах, связанных с религиозными обрядами и храмовыми ритуалами. История свидетельствует об участии хора в страстях – мистериях в честь богов Осириса и Мардука в Древнем Египте и Вавилоне.
Традиция ансамблевого пения в Древней Греции была связана с развитием театральных представлений. Самым крупным достижением в области театра была древнегреческая трагедия. Само действие разворачивалось на особой площадке – схене – прообразе современной сцены. Хор располагался перед схеной в определенном месте, которое называлось орхестрой. (Понятия хор, сцена, оркестр, театр греческого происхождения). Состоял хор из 12 – 15 певцов-мужчин, которые исполняли одноголосные песни часто под аккомпанемент авлоса – древнегреческого духового инструмента. Вступая в определенные моменты действия, хор комментировал происходящие на сцене события. Хор мог выступать от лица как автора, так и действующих лиц. Он высказывал одобрение, поддержку, осуждал, призывал к мщению или милости. Также хоры принимали участие в проведении Олимпийских и Пифийских игр– знаменитых древнегреческих состязаний (Олимпийские игры – спортивно-военные состязания, Пифийские игры – состязания поэтов, певцов, музыкантов в честь бога Аполлона). Там выступали мужские, женские и детские хоры.
Еще в античные времена Аристоксен говорил, что “тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом ”. Пение в хоре считалось обязательным. По словам Платона, хоровое пение – “божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке”, это один из элементов образования, а слово “необразованный” трактовали, как “неумеющий петь в хоре”. Аристотель отмечал, что обучение пению следует начинать с молодого возраста, т.к. хоровая музыка влияет на человеческую психику и этику.
В средние века - Средоточие видов профессионального искусства в монастырях. В средние века считалось, что хоровое пение способно сплачивать людей, примирять враждующих, соединяя их в союзе дружбы. Певчие в хор набирались не только по вокальным данным, но и по велению души и сердца. Звучание музыки способствовало украшению богослужебного христианского обряда. Богослужения в храмах сопровождалось унисонным пением мужского хора. Эти песнопения назывались григорианскими хоралами.
Начиная с XIII века в Италии, а потом и других странах Западной Европы, формируется новая художественная эпоха, которую принято называть Возрождением или Ренессансом. Светская музыка, равно как и живопись, отражала гуманистические идеи эпохи – интерес к внутреннему миру человека, к его личности в условиях повседневной жизни Детское исполнительское творчество поднимается на новую ступень – пение в храмах. В певческих школах при католических храмах с ранних лет мальчики обучаются искусству пения.
В ХIХ веке господствующей формой существования хоровой музыки становится ее концертное исполнение. Характерной чертой является приобщение детей к высокой профессиональной культуре пения. Продолжают свою деятельность школы, консерватории, колледжи. Появляются первые труды по обучению пению Дж. Кервина (Англия), А.Хандеггера (Германия), системы музыкального воспитания К.Эйца и З.Кодая.
Хоровая культура в России была неразрывно связана с церковью. Однако ранние формы церковной музыки развивались в значительной степени под влиянием народной песни.
В Х веке хоровое пение являлось обязательной частью существовавшего в то время общего образования. Человек, владевший навыками чтения, письма, как правило, умел петь,
Во второй половине XV века создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки. От них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла.
Наряду с хоровыми коллективами, существовавшими на средства государства (Петербургская капелла, Московский синодальный хор, хоры оперных театров), появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии. Крепостная хоровая капелла графа Шереметева, возглавляемая выдающимися русскими хоровыми дирижерами С.А.Дегтяревым и Г.Я.Ломакиным. Капелла князя Ю.Н.Голицына. К концу XIX века количество частных хоров значительно возросло.
Возникают хоры в различных учебных учреждениях. Хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге. Создание бесплатных классов хорового пения в Москве и Петербурге, хора Пречистенских рабочих курсов в Москве. Организация Русского хорового общества в 1878 году.
Дальнейшее развитие культуры хорового исполнения связано с хоровым творчеством русских композиторов XIX века (М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков).
Появление первых записей народных песен в конце XVIII и начале XIX века, их хоровые обработки явились стимулом для развития стиля светского хорового творчества и исполнительства.
Новую эпоху открыло хоровое творчество М. И. Глинки, вобравшее в себя достижения предшествующих поколений и школ и послужившее истоком для развития хоровой музыки русских композиторов-классиков. Среди его многочисленных произведений– оперные хоры, хоровые полонезы, гимны, песни, хоровые обработки; в сферах духовной и светской музыки выделяются "Херувимская песнь", а также хор. эпилог "Славься" из оперы "Иван Сусанин". Драматургическое значение хоров в русской опере было очень велико.
Вопросы к участникам встречи:
1.Что такое хор и когда и где стали формироваться первые хоровые коллективы? Хор - единственный в своем роде «живой» музыкальный инструмент, основу звучания которого составляет ансамбль вокальных унисонов. Профессиональное хоровое искусство сложилось в то время, когда был накоплен богатый опыт в области народно-песенного творчества. Профессиональным его можно считать потому, что оно было подчинено определенным правилам и законам, для постижения которых требовалась специальная подготовка и выучка
2. Что такое акдемическое пение и какие виды и стили пения вы ещё знаете?
Классическое (академическое) пение
Народный вокал
Джазовый вокал
Эстрадный вокал
Африканские стили– РЭП, Ритм-знд-блюз, Соул
Экстремальный вокал Гроулинг. Очень необычный стиль, который строится на своеобразной имитации звериного рыка. Также требует очень сильной технической подготовки.
Скриминг. Не менее яркий жанр, выражающийся в визгливом или хриплом крике. Требует очень высокой тесситуры, а потому характерен в большей степени для вокалистов– мужчин
3.Какие виды хоров вы знаете? (по составу голосов) – Мужской хор, Женский хор, Смешанный хор, Хор мальчиков и юношей, Детский хор.
4. Назовите типы голосов– сопрано, альт, дискант, тенор, баритон, бас, контр=тенор, бас-профундо.
Воспитание средствами хорового пения
Здесь нам и приходит на помощь МУЗЫКА!
– Ведь музыка — это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. И, если словом ограничивается проникновение воспитателя в сокровенные уголки юного сердца, если после слова не начинается более тонкое и глубокое проникновение – музыка, воспитание не может быть полноценным. Музыка – распетая интонация! Богатство интонаций талантливой музыки — это возможность пережить огромную гамму чувств. Поэтому нужно тщательно подходить к подбору хорового репертуара.
– Воспитание через коллектив; чувство коллективной ответственности, общие удачи и неудачи, умение поддержать того, у кого что-то не получается и не завидовать тому, кто сейчас лучше тебя. Умение отодвинуть личное, если общественное на данный момент – решающее выступление, поездка, более важны.
– Но один из главных моментов, касающихся именно хорового исполнительства, это усиление эмоционального переживания музыки во столько же раз, сколько исполнителей в коллективе. КОЛЛЕКТИВНАЯ эмоция— (вспомните общие кричалки в п/лагере, многотысячное скандирование болельщиков).
– Развитие артистизма, эмоциональной раскрепощённости, уверенности в себе
–Развитие вокальной техники, расширение диапазона, выработка опоры дыхания.
Ведь что такое «академическая манер пения»? Академическое или классическое пение основывается на глубокой профессиональной традиции, берущей свое начало в ХVI веке. К академическому (классическому) пению мы относим, прежде всего, оперное пение, исполнение оперетты, мюзикла, романса. В классической манере исполняются и некоторые эстрадные песни.
Академическая манера пения предполагает классическую постановку голоса и приемы звукоизвлечения, характерные для классической музыки: высокая вокальная позиция,
высокий купол (высокое небо), объемное звучание чистого голоса без лишних шумов, хрипа, без форсирования звука.
Хороший академический вокалист должен уметь петь много, в широком диапазоне, разнообразный, сложный в вокальном, музыкальном и литературно-поэтическом смысле материл максимально красивым и ровным по всему диапазону голосом темного тембра. И чтобы Боже упаси, в нем не было бы каких бы то ни было сипов и хрипов, качки, тремоляции и прочих лишних призвуков. Т.е. основная концепция пения в академическом вокале – стремление к прекрасному.
Академический певец должен владеть широкой палитрой вокальной, музыкальной и артистической выразительности от самых тонких и прозрачных пастельных тонов, до самых крайних проявлений экспрессии. Но, при этом певец должен делать так, чтобы его публичная истерика все равно оставалась прекрасной.
– Развитие художественного вкуса, расширение культурного кругозора.
– Получение серьёзных профессиональных навыков: знание нотной грамоты, музыкальной теории, хорового сольфеджио, формирование навыков многоголосного исполнения.
Исполнение— «Хорошенький молоденький» народная песня в академической манере.
«Будь со мною»– молитва.
Мы, три руководителя коллективов представленных сегодня вашему вниманию (по воле случая: три Татьяны), очень надеемся, что наши выступления были интересны для вас. Ждем новых встреч и готовы рассмотреть ваши пожелания для тематической подготовки следующей музыкальной гостиной «У трех Татьян».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Репертуар младшего хора и ансамбля - средство воспитания музыкального вкуса учащихся вокально-хорового отделения ДШИ
В разработке описан практический опыт автора в подборе целесообразного педагогического репертуара для хора и ансамбля младших учащихся ДШИ....
Конкурсы и мероприятия, проводимые МХЦ "Лель" - фестиваль вокально-хорового жанра общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования "Зеленоградская хоровая весна"
Фестиваль вокально-хорового жанра общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования "Зеленоградская хоровая весна"...
Психофизические особенности учащихся вокального, хорового отделения ДМШ и ДШИ
Данный проект рассчитан на преподавателей вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ, руководителей творческих коллективов. Многие положения проекта подходят для преподавателей других творческих спе...
Психофизические особенности учащихся вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ
Данный проект рассчитан на преподавателей вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ, руководителей творческих коллективов. Многие положения проекта подходят для преподавателей других творческих спе...
Презентация методических и практических материалов по предмету "Музицирование" на вокально-хоровом отделении
Краткое описание методических и практических задач курса "Музицирование". Примерная программа для всего периода обучения. Программа нацелена на развитие мелодического и гармоническог...
Презентация методических и практических материалов по предмету "Музицирование" на вокально-хоровом отделении
Краткое описание методических и практических задач курса "Музицирование". Примерная программа для всего периода обучения. Программа нацелена на развитие мелодического и гармоническог...