6 класс - Урок № 2 - Образы романсов и песен русских композиторов
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Насонова Людмила Александровна

Цель  урока: Ввести учащихся в эмоционально – образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса

Задачи урока:  Образовательные: расширить знания о понятии «романс», как жанре старинной вокальной музыки;

Развивающие: развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при разучивании романсов;

Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraza_romansov_i_pesen_rus.komp_.doc71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

6 класс

Урок №2

Тема: «Старинный русский романс. Образы романсов и песен русских композиторов»

Цель  урока: Ввести учащихся в эмоционально – образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса

Задачи урока:  Образовательные: расширить знания о понятии «романс», как жанре старинной вокальной музыки;

Развивающие: развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при разучивании романсов;

Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Тип урока Урок изучения нового материала

Музыкальный материал:

«Красный сарафан» - А.Варламов, слова Н.Цыганова

«Гори, гори, моя звезда» - П.Булахов, слова В.Чуевского.

« Жаворонок» - М.Глинка, слова Н.Кукольника

Ход урока.

  1. Музыкальное приветствие.
  2. Проверка по журналу.
  3. Повторение пройденного материала и проверка д\з:
  • Послушайте и скажите, что звучит: (романс Варламова «Горные вершины»)
  • А что такое романс? (Романс – это небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом.)
  • Что звучит? (Вокализ Рахманинова)
  • А что такое вокализ? (Вокализ – это пение без слов.)
  • Что звучит? (Мендельсон Песня венецианских гондольеров)
  • А как называется такая песня? (баркарола)
  • А как переводится баркарола? (Баркарола – песня на воде.)
  • Все,  что мы услышали это какая музыка? (вокальная)
  • А если звучат одни инструменты, это какая музыка? (инструментальная)
  • Что объединяет вокальную и инструментальную музыку, что в каждом из них присутствует? (Мелодия, интонация)

         

  1. Новая тема урока:

В общении людей главную роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесенные эмоционально, с искреннем чувством звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в душе.

Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие.

Из устного общения людей выросла и музыкальная речь.

И вслушиваясь в музыкальную интонацию всегда можно понять смысл музыки, почувствовать ее выразительность.

  • Как вы думаете, а в каком жанре вокальной музыки наиболее ярко проявляется взаимосвязь разговорной и музыкальной интонации?  В песнях и романсах.
  • А что такое романс? Романс  это такое произведение, которое исполняется в небольшом помещении для голоса и инструмента, и выражает  чувства человека к природе, любви.

Тема нашего урока: «Старинный русский романс»

Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяются два обязательных элемента - музыка и слово, но в каждом по-своему.

В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе  раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности.

Давайте с вами обратимся к старинному русскому романсу. Они воспевают великое человеческое чувство – любовь, а в месте с ней смятение души и восторг встреч и  горечь разлук, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Знакомые звуки, чудесные звуки!

О, сколько вам силы дано!

Прошедшее счастье, прошедшие муки,

И радость свиданья, и слезы разлуки...

А. Плещеев

Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с тремя романсами, а о ем они и какие, вы мне ответите в течение урока.

И так, первый романс, который мы с вами послушаем и не просто послушаем, а посмотрим видеоклип называется «Гори, гори, моя звезда»

Время появления романса можно определить как декабрь 1846 года. Накануне 1847 года московские власти решили отметить 700-летие города. К дате объявили множество творческих конкурсов. К сочинению вдохновляла рождественская звезда (Рождество тогда предшествовало Новому году). К тому же, в это время воображение потрясало научное открытие планеты Сатурн, предсказанное астрономом Урбеном Леверье и сделанное Иоганном Галле в конце 1846 года. И в этой творческой атмосфере появился романс "Гори, гори, моя звезда". Стихи написал студент Московского университета, юрист Владимир Чуевский, музыку - композитор Пётр Булахов.

Давайте посмотрим, познакомимся с романсом

Видеоклип романса «Гори, гори, моя звезда» из фильма «Адмирал»

Мы с вами прослушали романс.

Давайте обратимся к тексту: (слайд слова)

  • О каких чувствах рассказал нам этот романс? О любви
  • Какой он по характеру? Этот романс задушевный, грустный, печальный. Он вызвал чувство переживания, тоски.

Можно поверить, что адмирал Колчак (а отрывок из фильма, который вы сейчас увидели о нем)  пел "Гори, гори..." перед расстрелом зимней и звёздной сибирской ночью, с такой песней и умирать не страшно.

Это исполнение Колчака отразилось и на судьбе самого романса. Было решено, что Александр Васильевич и есть его автор. К тому же, после революции некоторые артисты и композиторы-эмигранты заявляли, что видели ноты романса с автографом Колчака, значит, именно он автор стихов. Потому романс признали "белогвардейским" и его исполнение в Советской России сочли не желательным.

Создателями романсов были и выдающиеся композиторы, и певцы-любители, и неизвестные музыканты. Поэтому определить границы этого жанра нелегко. Одно и то же произведение часто называют то романсом, то песней, а иногда и народной песней.

Одним из известных композиторов, сочинявших романсы, был Александр Егорович Варламов (1801-1848) -  известный русский композитор, автор около 150 романсов и песен, вошедших в классику русского искусства и не утерявших современного звучания вплоть до нашего времени.

  • Этого композитора вы уже знаете по романсу? (Горные вершины)

Среди его популярных произведений можно назвать песню-романс «Красный сарафан» на стихи Н.Цыганова.

Песня – романс  «Красный сарафан» написана в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени (19 в)— шло становление русского искусства, и народные мотивы плавно и органично входили в структуру общей европейской культуры. 

Это было время, когда стала активно развиваться русская национальная культура.

Место рождения песни: Москва.

Хотя песня имеет авторство, она очень часто позиционируется как народная, а исполнители используют различные ее варианты; некоторые устаревшие слова постепенно заменились на более современные литературные (родимушка — родимая и т. д.)

  • А вот о чем этот романс, ваша задача прослушать и ответить мне?

Слушаем романс «Красный сарафан»

(на экране слова)

  • О чем этот романс? В нем рассказывается о девичьей доле, о привольной жизни в родительском доме. И о том, что девушка не хочет выходить замуж, а ее матушка вспоминает о своей молодости.
  • Какая мелодия у романса?  В этом романсе мелодия плавная, широкая, напевная.
  • Ребята, а как строится беседа дочери с матерью? Как меняются характер звучания, ладовая окраска, тембр? Сначала поет дочь, а затем матушка. Беседа строится в форме диалога. Сначала песня поется в мажоре, затем переходит в минор, на заключительных словах  « и я молодешенька была такова» музыка вновь возвращается к мажору и темпу, который был вначале.

Да, тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое развертывание — все это близко народной бытовой манере.

Песня сразу запомнилась московским зрителям, и те запели ее — как запомнили.
Вскоре песня «Красный сарафан» приобрела немалую известность и вышла за пределы Москвы, ее стали распевать по городам и весям и она стала одной из самых популярных русских песен. 

Обычай старины:

В старину девушка, выходящая замуж, считалась "умершей" для прошлой девической жизни и для своей семьи, поскольку с момента замужества уходила жить к мужу. Поэтому женский свадебный наряд на Руси менялся в течение дня бракосочетания, и состоял из довенчального и послевенчального.
На венчание девушка шла в "траурных", печальных и скромных одеждах, так как она расставалась со своей девичьей жизнью. В некоторых регионах девушки шли под венец в одежде черного цвета и такой же фате.

После венчания невеста переодевалась в праздничные и нарядные одеяния, красных оттенков. Красный цвет символизировал радость и начало новой жизни.

        Образный строй романсов русских композиторов охватывает различные сюжеты, но главное - передаёт палитру человеческих чувств и переживаний, от философских  раздумий  о смысле жизни, до восторженного любования красотой русской природы.

В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте, любви.

Романс - это жанр камерной музыки, которая первоначально предназначалась для исполнения перед небольшой аудиторией. Сегодня мы можем услышать романсы и в больших концертных залах.

  • Как вы думаете, почему романсы живут в памяти людей? Романсы воспевают великое человеческое чувство- любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Ну, а мы, переходим к прослушиванию последнего романса на этот уроке.

  • Теперь я вам не скажу и название романса, ваша задача подумать, как он может называться и о чем он?

Слушаем романс М.Глинки «Жаворонок»

  • Как, по вашему мнению, может он называться? Жаворонок
  • О чем этот романс? В романсе  отражён образ русской природы, её неброских пейзажей и бескрайних полей
  • Какой романс по характеру?

Написал этот романс русский композитор М.И. Глинка (1804-1857)= 52 года.

“Жаворонок” — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков.  Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.

Романсы и песни Михаила Ивановича Глинки — гордость русской классики.

   Лирические романсы Глинки — это своего рода исповедь его души. Михаил Иванович писал их на протяжении всей жизни.

  В романсах Глинка обобщил и развил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками — авторами бытового романса. 

  Михаил Глинка был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса, поэтому он сумел довести жанр романса до совершенства.

5. Итог урока:

Ребята, сегодня мы еще раз с вами поговорили о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в том, что без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.

  • Перечислите, с какими романсами мы познакомились,  и кто их автор?

Романса голос узнаю

На самом дальнем расстоянье:

Стою и мысленно пою,

И мне приятно с ним слиянье.

И всех я вспоминаю вас,

Друзей и родственников дальних,

Уже ушедших и печальных:

Напомнил мне о вас — романс

К глазам я подношу платок,

Который мне не помогает,

И только воздуха глоток

Мне умереть не позволяет.

О том, что я отстал от вас

И в этой жизни затерялся,-

Напомнил старый мне романс,

Романс, который оборвался...

                            В.Семернин

  1. Распевание.
  2. Разучивание песни.
  3. Д/З (история создания любого романса)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы романсов и песен русских композиторов

Данная презентация  используется при знакомстве с темой "Романсы". Учащиеся знакомятся с историей возникновения этого музыкального искусства, песенного жанра.Они   узнают причину и...

Образы романсов в творчестве русских композиторов

Роль романса в творчестве русских композиторов....

Образы романсов и песен русских композиторов

Презентация о романсах и песнях знаминитых композиторов...

5 класс - Урок № 5 - Фольклор в музыке русских композиторов

Цель урока:1.      Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.2.      Знакомство ...