Открытый урок - "звучание музыкальный форм в других видах искусства"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Лукомская Марина Анатольевна

-Итак, сколько же музыкальных предложений прозвучала в этом периоде.(4)

-Молодцы!

-Оказывается, что эту музыкальную форму можно услышать и в других видах искусства. Как вы думаете, в каких? (Архитектура, изобразительное искусство)

-Давайте обратимся к архитектуре. Слайд 4  Какое из архитектурных сооружений будет соответствовать музыкальной форме «Период».

-Почему?

- А теперь перейдем к изобразительному искусству. Обратите внимание, у нас несколько орнаментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_klass.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

6 класс. Открытый урок.

  Слайд 1

Тема:  «Звучание» музыкальных форм в других видах искусства.

Цели: развитие вокально-хоровых навыков и творческого мышления;

раскрытие понятия «музыкальная форма»;

воспитание музыкального вкуса.

Задачи: 1.Раскрыть понятие «Период», «Рондо», «Вариация»;

        2. Показать взаимосвязь музыки с другими видами искусства.

I Организационный момент.

-Сегодня на уроке мы  познакомимся с музыкальными формами «Период», «Рондо», «Вариация». Убедимся, что эти формы связаны не только между собой, но и  с другими видами искусства. Запишите в тетради тему урока.

II Вступительное слово учителя.

- Пытаясь понять и объяснить любое музыкальное произведение, вновь и вновь убеждаемся, что его содержание неотделимо от формы, то есть строении музыкального произведения. Формы в музыке развиваются от самых  простых до сложных циклических структур.

III Фронтальный опрос.

-Чтобы понять музыку, определить характер произведения, что мы должны знать?

-Как вы понимаете смысл прочитанного произведения?

- Через что вы понимаете друг друга в общении? (речь)

-Верно, в музыке тоже есть своя музыкальная речь. (Запишите в тетради: музыкальная речь). Слайд 2

-Что же представляет собой музыкальная речь?

-У вас бывает так, что целый день можете напевать одну и ту же мелодию, иногда и без слов? (Да)

-Что же может звучать в нашей голове? (Мотив)

  • Слайд 2 (мотив –фраза –предложение -период)

-Запишите в тетради.

-Затем мы вспоминаем еще часть песни и мотив перерастает в музыкальную Фразу.

-Фраза в предложение. А предложение в период.

- И первая музыкальна форма, с которой мы познакомимся – Период.

Запишите в тетради «Музыкальные формы»

Слайд  3 (период)

-Период – это небольшое законченное музыкальное произведение, которое состоит из нескольких одинаковых музыкальных предложений.

-К такой музыкальной форме относится  отрывок из балет «Ромео и Джульетта»,  С.Прокофьева. («Приказ герцога»).

-Послушайте внимательно, и скажите, сколько музыкальных предложений вы услышали. На каждое повторяющееся предложение будем поднимать руку.

IV Слушание.  «Ромео и Джульетта»,  С.Прокофьева. («Приказ герцога»).

-Итак, сколько же музыкальных предложений прозвучала в этом периоде.(4)

-Молодцы!

-Оказывается, что эту музыкальную форму можно услышать и в других видах искусства. Как вы думаете, в каких? (Архитектура, изобразительное искусство)

-Давайте обратимся к архитектуре. Слайд 4  Какое из архитектурных сооружений будет соответствовать музыкальной форме «Период».

-Почему?

- А теперь перейдем к изобразительному искусству. Обратите внимание, у нас несколько орнаментов.

Слайд 5, 6

-Как вы думаете, какой из орнаментов будет соответствовать форме «Период»?

-Почему?

-Как этот орнамент называется в изобразительном искусстве? (раппорт)

-Раппорт – это повторение одинаковых мотивов в изобразительном искусстве. Слайд 7

-Итак, что объединяет музыкальную форму «Период», «Раппорт» в изобразительном искусстве и архитектурные сооружения? (повторение)

- Знакомимся со следующей  музыкальной  формой. Для начала внимательно послушайте и ответьте,  что общего и чем отличается   эта музыкальная форма от формы «Период»?

 V Слушание «Рондо», В.Моцарт.

VI Беседа.

- Что общего у этой музыкальной формы с формой  «Период»?  (Повторялись музыкальные предложения)

-А что их отличает друг от друга? (Звучала еще и разная музыка)

-Может кто-нибудь назовет мне композитора и название этого произведения? (В.Моцарт «Рондо»)

Слайд 8 запишите в тетради

- Верно, это форма Рондо – (ит.сл. «Круг»).  Основана на многократном повторении главной темы (периода), чередующейся с эпизодом различного содержания.

-Эту музыкальную форму тоже можно встреть и в архитектуре и в изобразительном искусстве.  

 -Как вам кажется, какое архитектурное сооружение будет соответствовать музыкальной  форме «Рондо»? Слайд 9

-Почему?

-Как вы думаете, какой орнамент соответствует форме «Рондо»?

Слайд 10, 11

-Верно. Почему? (Повтор одного элемента, а между ними элементы или мотивы меняются)

-Только ли в изобразительном искусстве, архитектуре можно встретить форму «Рондо»?

-В каком еще виде искусства? (литературе)

-Прочитайте два стихотворения. На ваш взгляд, какое соответствует форме «Рондо»?  Слайд 12

        Ночь весенняя дышала

        Светло-южною красой;

Тихо Брента протекала,
Серебристою луной.(И.Козлова «Венецианская ночь»

Я плачу. Вдоль пути печален сосен ряд.
Уснул ямщик, забыв стегать худую клячу,
Смотря на огненный, торжественный закат,
Я плачу.
Там в небе пламенном, я малый, что я значу?
Здесь тихо дни ползут, а там века летят,

И небу некогда внимать людскому плачу…

Я плачу…(В.Брюсов «Рондо»)

-Итак, какое же стихотворение соответствует этой форме?

-Почему? (повторяется фраза « я плачу»)

-Верно, через определенный промежуток повторяется фраза «я плачу». Это стихотворение так и называется «Рондо», В.Брюсова Слайд  13

-Запишите в тетради «Рондо», В.Моцарт-«Рондо», В.Брюсов

-Как вы думаете эта форма характерна для песни?

-Почему? (Повтор припева)

- Сегодня познакомимся с новой песней, которая будет соответствовать форме «Рондо». Первый куплет и припев пою я, а 2 и 3 куплет вместе.

VII         Исполнение.- «Песня художника»

-Молодцы! О чем была наша песня? (Об искусстве)

-Обратите внимание, что все виды искусства взаимосвязаны.

-И последняя форма «Вариация». Слайд 14

-«Вариация»- (лат.сл. «Изменение). Эта форма основана на повторении, но не точной, а видоизмененной или усложненной. Послушайте следующее произведение, но будьте очень внимательны.

VIII Слушание (звучит период) – проблемная ситуация. «Лебединое озеро», П.Чайковский.

-Какая музыкальная форма прозвучала, «Вариация» ли? (нет)

-Молодцы,  кто был внимательным.

- А что собой представляет форма «Вариация»? (Изменение музыкальных предложений)

-Послушайте произведение и ответьте какие чувства оно у вас вызвало, настроение, какая нарисовалась музыкальная картина? (Закройте глаза)

IX Слушание «Вариация», 7 симфония Д.Шостакович.

-Выберете архитектурное сооружение Слайд 15

-Какой орнамент соответствует этой форме?

Слайд  16, 17

-Почему?

-Итак, мы с вами познакомились с музыкальными  формами, увидели, что они взаимосвязаны с различными видами искусства.

-А можно ли эти музыкальные формы изобразить схематично, используя геометрические фигуры?

-Какая схема будет соответствовать форме «Период»? «Рондо»? «Вариация»?

-Почему?

Показать 4 схемы.

-Запишите в тетради заголовок «Схемы музыкальных форм».

(На доске вывешивается название и соответствующая схема.

XII Итог урока. Выставление оценок.

-Какой можно сделать вывод, глядя на эти схемы? Музыкальные формы взаимосвязаны)

-С какими видами искусства связаны музыкальные формы? (изобразительным, литературой, архитектурой)

-Молодцы!

X Работа на альбомных листах ( домашнее задание)

-Изобразите свою музыкальную форму на альбомных листах, используя только элементы-мотивы живописи.

-Пока вы рисуете, я вам спою песню «Как положено друзьям», а вы мне ответите, к какой музыкальной форме ее отнесем.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»

Цель этого проекта: развитие умения находить  связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие  целостного  миро...

Связь музыки с другими видами искусства.

Данный материал представляет собой разработку урока музыки (5 класс) по теме "Связь музыки с другими видами искусства". К разработке прилагается презентация, которая сопровождает все этапы урока. Музы...

Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" в других видах искусства

Урок - исследование.Цель обучающая: обратившись к тексту произведения и к интерпретации романа в музыке, изобразительном искусстве, художественном чтении, опере, по-иному взглянуть на персонажи ...

Музыка и другие виды искусства.

Это не совсем урок, скорее – наброски на тему, цепочка учебных действий, на основе которых можно сконструировать свой вариант урока. Каждому блоку заданий я дала название, которое, как мне кажется, от...

Конспект урока литературы в 9 классе "Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства"

Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства,  обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур...

Конспект-разработка обобщающего урока по теме «Многообразие связей музыки с другими видами искусств»

В разработке представлен конспект+ презентация по теме  «Многообразие связей музыки с другими видами искусств». Рекомендуется как урок завершение-обощение темы в конце 5 класса. Проводится по тип...

Интеграция литературы с другими видами искусств на уроках литературы в школе.

Перед педагогами средней школы стоит непростая задача — научить ребенка не просто бегло читать, но читать осмысленно, не просто воспринимая информацию и сюжетные линии текста, но и углубляясь в ...