Открытый урок - "звучание музыкальный форм в других видах искусства"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
-Итак, сколько же музыкальных предложений прозвучала в этом периоде.(4)
-Молодцы!
-Оказывается, что эту музыкальную форму можно услышать и в других видах искусства. Как вы думаете, в каких? (Архитектура, изобразительное искусство)
-Давайте обратимся к архитектуре. Слайд 4 Какое из архитектурных сооружений будет соответствовать музыкальной форме «Период».
-Почему?
- А теперь перейдем к изобразительному искусству. Обратите внимание, у нас несколько орнаментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_6_klass.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
6 класс. Открытый урок.
Слайд 1
Тема: «Звучание» музыкальных форм в других видах искусства.
Цели: развитие вокально-хоровых навыков и творческого мышления;
раскрытие понятия «музыкальная форма»;
воспитание музыкального вкуса.
Задачи: 1.Раскрыть понятие «Период», «Рондо», «Вариация»;
2. Показать взаимосвязь музыки с другими видами искусства.
I Организационный момент.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкальными формами «Период», «Рондо», «Вариация». Убедимся, что эти формы связаны не только между собой, но и с другими видами искусства. Запишите в тетради тему урока.
II Вступительное слово учителя.
- Пытаясь понять и объяснить любое музыкальное произведение, вновь и вновь убеждаемся, что его содержание неотделимо от формы, то есть строении музыкального произведения. Формы в музыке развиваются от самых простых до сложных циклических структур.
III Фронтальный опрос.
-Чтобы понять музыку, определить характер произведения, что мы должны знать?
-Как вы понимаете смысл прочитанного произведения?
- Через что вы понимаете друг друга в общении? (речь)
-Верно, в музыке тоже есть своя музыкальная речь. (Запишите в тетради: музыкальная речь). Слайд 2
-Что же представляет собой музыкальная речь?
-У вас бывает так, что целый день можете напевать одну и ту же мелодию, иногда и без слов? (Да)
-Что же может звучать в нашей голове? (Мотив)
- Слайд 2 (мотив –фраза –предложение -период)
-Запишите в тетради.
-Затем мы вспоминаем еще часть песни и мотив перерастает в музыкальную Фразу.
-Фраза в предложение. А предложение в период.
- И первая музыкальна форма, с которой мы познакомимся – Период.
Запишите в тетради «Музыкальные формы»
Слайд 3 (период)
-Период – это небольшое законченное музыкальное произведение, которое состоит из нескольких одинаковых музыкальных предложений.
-К такой музыкальной форме относится отрывок из балет «Ромео и Джульетта», С.Прокофьева. («Приказ герцога»).
-Послушайте внимательно, и скажите, сколько музыкальных предложений вы услышали. На каждое повторяющееся предложение будем поднимать руку.
IV Слушание. «Ромео и Джульетта», С.Прокофьева. («Приказ герцога»).
-Итак, сколько же музыкальных предложений прозвучала в этом периоде.(4)
-Молодцы!
-Оказывается, что эту музыкальную форму можно услышать и в других видах искусства. Как вы думаете, в каких? (Архитектура, изобразительное искусство)
-Давайте обратимся к архитектуре. Слайд 4 Какое из архитектурных сооружений будет соответствовать музыкальной форме «Период».
-Почему?
- А теперь перейдем к изобразительному искусству. Обратите внимание, у нас несколько орнаментов.
Слайд 5, 6
-Как вы думаете, какой из орнаментов будет соответствовать форме «Период»?
-Почему?
-Как этот орнамент называется в изобразительном искусстве? (раппорт)
-Раппорт – это повторение одинаковых мотивов в изобразительном искусстве. Слайд 7
-Итак, что объединяет музыкальную форму «Период», «Раппорт» в изобразительном искусстве и архитектурные сооружения? (повторение)
- Знакомимся со следующей музыкальной формой. Для начала внимательно послушайте и ответьте, что общего и чем отличается эта музыкальная форма от формы «Период»?
V Слушание «Рондо», В.Моцарт.
VI Беседа.
- Что общего у этой музыкальной формы с формой «Период»? (Повторялись музыкальные предложения)
-А что их отличает друг от друга? (Звучала еще и разная музыка)
-Может кто-нибудь назовет мне композитора и название этого произведения? (В.Моцарт «Рондо»)
Слайд 8 запишите в тетради
- Верно, это форма Рондо – (ит.сл. «Круг»). Основана на многократном повторении главной темы (периода), чередующейся с эпизодом различного содержания.
-Эту музыкальную форму тоже можно встреть и в архитектуре и в изобразительном искусстве.
-Как вам кажется, какое архитектурное сооружение будет соответствовать музыкальной форме «Рондо»? Слайд 9
-Почему?
-Как вы думаете, какой орнамент соответствует форме «Рондо»?
Слайд 10, 11
-Верно. Почему? (Повтор одного элемента, а между ними элементы или мотивы меняются)
-Только ли в изобразительном искусстве, архитектуре можно встретить форму «Рондо»?
-В каком еще виде искусства? (литературе)
-Прочитайте два стихотворения. На ваш взгляд, какое соответствует форме «Рондо»? Слайд 12
Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой;
Тихо Брента протекала,
Серебристою луной.(И.Козлова «Венецианская ночь»
Я плачу. Вдоль пути печален сосен ряд.
Уснул ямщик, забыв стегать худую клячу,
Смотря на огненный, торжественный закат,
Я плачу.
Там в небе пламенном, я малый, что я значу?
Здесь тихо дни ползут, а там века летят,
И небу некогда внимать людскому плачу…
Я плачу…(В.Брюсов «Рондо»)
-Итак, какое же стихотворение соответствует этой форме?
-Почему? (повторяется фраза « я плачу»)
-Верно, через определенный промежуток повторяется фраза «я плачу». Это стихотворение так и называется «Рондо», В.Брюсова Слайд 13
-Запишите в тетради «Рондо», В.Моцарт-«Рондо», В.Брюсов
-Как вы думаете эта форма характерна для песни?
-Почему? (Повтор припева)
- Сегодня познакомимся с новой песней, которая будет соответствовать форме «Рондо». Первый куплет и припев пою я, а 2 и 3 куплет вместе.
VII Исполнение.- «Песня художника»
-Молодцы! О чем была наша песня? (Об искусстве)
-Обратите внимание, что все виды искусства взаимосвязаны.
-И последняя форма «Вариация». Слайд 14
-«Вариация»- (лат.сл. «Изменение). Эта форма основана на повторении, но не точной, а видоизмененной или усложненной. Послушайте следующее произведение, но будьте очень внимательны.
VIII Слушание (звучит период) – проблемная ситуация. «Лебединое озеро», П.Чайковский.
-Какая музыкальная форма прозвучала, «Вариация» ли? (нет)
-Молодцы, кто был внимательным.
- А что собой представляет форма «Вариация»? (Изменение музыкальных предложений)
-Послушайте произведение и ответьте какие чувства оно у вас вызвало, настроение, какая нарисовалась музыкальная картина? (Закройте глаза)
IX Слушание «Вариация», 7 симфония Д.Шостакович.
-Выберете архитектурное сооружение Слайд 15
-Какой орнамент соответствует этой форме?
Слайд 16, 17
-Почему?
-Итак, мы с вами познакомились с музыкальными формами, увидели, что они взаимосвязаны с различными видами искусства.
-А можно ли эти музыкальные формы изобразить схематично, используя геометрические фигуры?
-Какая схема будет соответствовать форме «Период»? «Рондо»? «Вариация»?
-Почему?
Показать 4 схемы.
-Запишите в тетради заголовок «Схемы музыкальных форм».
(На доске вывешивается название и соответствующая схема.
XII Итог урока. Выставление оценок.
-Какой можно сделать вывод, глядя на эти схемы? Музыкальные формы взаимосвязаны)
-С какими видами искусства связаны музыкальные формы? (изобразительным, литературой, архитектурой)
-Молодцы!
X Работа на альбомных листах ( домашнее задание)
-Изобразите свою музыкальную форму на альбомных листах, используя только элементы-мотивы живописи.
-Пока вы рисуете, я вам спою песню «Как положено друзьям», а вы мне ответите, к какой музыкальной форме ее отнесем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»
Цель этого проекта: развитие умения находить связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие целостного миро...
Связь музыки с другими видами искусства.
Данный материал представляет собой разработку урока музыки (5 класс) по теме "Связь музыки с другими видами искусства". К разработке прилагается презентация, которая сопровождает все этапы урока. Музы...
Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" в других видах искусства
Урок - исследование.Цель обучающая: обратившись к тексту произведения и к интерпретации романа в музыке, изобразительном искусстве, художественном чтении, опере, по-иному взглянуть на персонажи ...
Музыка и другие виды искусства.
Это не совсем урок, скорее – наброски на тему, цепочка учебных действий, на основе которых можно сконструировать свой вариант урока. Каждому блоку заданий я дала название, которое, как мне кажется, от...
Конспект урока литературы в 9 классе "Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства"
Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства, обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур...
Конспект-разработка обобщающего урока по теме «Многообразие связей музыки с другими видами искусств»
В разработке представлен конспект+ презентация по теме «Многообразие связей музыки с другими видами искусств». Рекомендуется как урок завершение-обощение темы в конце 5 класса. Проводится по тип...
Интеграция литературы с другими видами искусств на уроках литературы в школе.
Перед педагогами средней школы стоит непростая задача — научить ребенка не просто бегло читать, но читать осмысленно, не просто воспринимая информацию и сюжетные линии текста, но и углубляясь в ...