Элекменты музыкальной речи. Лад.
план-конспект урока по музыке на тему

Лукомская Марина Анатольевна

Сегодня мы снова отправляемся в путешествие по Музыкальному Королевству. Мы приглашены в летнюю резиденцию Её Величества Мелодии – деревушку с необычным названием «ЛАДная».Это один из самых спокойных и уравновешенных населённых пунктов Королевства, ведь жители деревушки – обаятельнейшие и добрейшие люди на свете!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_muzyke_3_klass.doc648.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лукомская Марина Анатольевна

Тема урока « Элементы музыкальной речи. Лад. » / 3 класс

Тип урока:  урок - сказка

Цель:  раскрыть выразительные особенности лада в процессе создания музыкального образа.

Задачи:

Обучающие:

  • введение понятий лад, мажор, минор
  • на основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, пластическое интонирование, исполнение) показать выразительные возможности мажора и минора, обозначить их место в повседневной «не музыкальной» жизни
  • закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности, активная практика

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение друг к другу;
  • воспитывать отношение к малому и привычному, как  к важному;
  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся.

Технические средства: магнитофон или CD-проигрыватель, аудиокассеты (диски) с

                                           записью музыки для слушания, фортепиано.

Методическое обеспечение:

      *  музыка для слушания:

          - нотный материал для иллюстрации сказки о ладах;

          - А.Дворжак «Юмореска»;

          - «Города в облаках» Н.Власенко (фрагмент)

      *  наглядность:

          - карточки настроений

          - иллюстрации к сказке (деревушка «ЛАДная», Мажор, Минор)

          - плакат со стихотворением «Деревня наша «ЛАДная»…» (с выделением однокоренных слов

             к слову «лад»)

          - иллюстрация к песне «Города в облаках»

*  Песня «Города в облаках»  Н.Власенко (ноты)

Ход урока

1. Новый материал.

Сегодня мы снова отправляемся в путешествие по Музыкальному Королевству. Мы приглашены в летнюю резиденцию Её Величества Мелодии – деревушку с необычным названием «ЛАДная».

Это один из самых спокойных и уравновешенных населённых пунктов Королевства, ведь жители деревушки – обаятельнейшие и добрейшие люди на свете!

Никто не знает точно, когда в Музыкальном Королевстве появилась эта деревушка, но первыми поселенцами её стали два брата – Мажор и Минор. И жили они душа в душу много – много лет: построили дома по соседству, обзавелись семьями, их дети своими домами и семьями, и стала деревушка расти и процветать. Даже присказка появилась (показ плаката):

Деревня наша «ЛАДная»

Так названа не зря:

Не избами, не кЛАДами 

Прославилась она.

В ЛАДу да в мире жили мы

И ЛАДили всегда.

И в радости, и в горести

Хватает всем тепла!

И до того прославилась деревушка своей сердечностью, что и жителей её стали попросту называть – лады, поэтому в Королевстве часто слышалось:

- Ты куда идёшь?

- К ладу Мажору чай пить. А ты?

- А я к ладу Минору в шахматы играть.

- Значит увидимся!

Давайте и мы познакомимся с братьями поближе.

                                      ЛАД  МАЖОР был бодр и весел:

                                      Балагурил и шутил,

                                      Красил дом свой ярким цветом,

                                      С ясным солнышком дружил!

                                     

                                    ЛАД  МИНОР   куда спокойней:

                                    Любит размышлять в тени.

                                    Иногда он смотрит строго,

                                    Иногда всерьёз грустит.

                                                           Если ты разбил колени

                                                           Или в лужу угодил,

                                                           Лад МИНОР тебя жалеет,

                                                           

                                                           А МАЖОР тебя смешит.

Ну-ка, поднимите руки те, кто похожи на весёлого, бодрого и всегда довольного сеньора Мажора? А теперь поднимите руки те, кто похожи на задумчивого, немного грустного сеньора Минора?

Вот видите, даже в нашем классе есть их родственники – мажорики и минорики.

Мажор и минор живут в любом музыкальном произведении: в каждой пьесе, в каждой песне. Вы найдёте их даже в наших карточках настроений. Посмотрите внимательно, в каких из них скрывается настроение мажорное, а в каких минорное?

Молодцы! И Мажор, и Минор очень дружны между собой и, когда они встречаются вместе, любят поговорить и пофантазировать. Может быть, именно тогда к композиторам всего мира в голову приходят удивительные истории, они записывают их нотами, и мы тоже можем их услышать. Кто знает, может быть и эта мелодия чешского композитора XIX века Антонина Дворжака с весёлым названием «Юмореска» тоже один из рассказов Мажора и Минора.

Слушание: Антонин Дворжак «Юмореска» главная тема 

Правда, красиво? Знакомьтесь, это главная тема. Она встретится вам не раз.

Как вы думаете, почему Антонин Дворжак начинает «Юмореску» именно с этой мелодии? Какая она? Подберите другое название к этой теме («Улыбка», «Летний день», «Тёплый вечер»). А ведь названия и вы, и композитор придумали в одном и том же ладу! В каком? (в мажоре) Молодцы!

А давайте попробуем отразить «Юмореску» в наших руках – зеркалах! Только у меня к вам сегодня необычное предложение: мы привыкли рисовать музыкальные картинки «воздушной  кисточкой». А вот как называется рисунок, выполненный на ткани цветными нитями при помощи обычной иголки? (вышивка)

Давайте попробуем вышивать! Смотрите, как мелодии главной темы похожи на этот вид рукоделия:

1) поставьте левую ладошку перед собой – это ткань.

2) в правой руке волшебная иголочка.

3) попробуйте сделать один стежок и вытянуть ниточку. Молодцы!

4) а теперь послушайте мелодию первой части (показ на ф-но главной темы). Сколько  

    раз хочется потянуть ниточку после одного стежка? (три, мелодия проходит три

    «ступеньки» на счёт 2, 3, 4)

5) Хорошо! А что происходит с мелодией в конце музыкальной фразы, стежки

    непрерывны? (нет, мелодия там как бы приостанавливается)

    Знаете почему? Потому что любой мастер не раз посмотрит на свою работу, прежде,

    чем выполнит её до конца, чтобы увидеть, что получается. Правда? Мне, например, очень  

    хочется, чтобы в конце фразы распустился вот такой цветок (перекрещиваю кисти рук,

    соединяю ладони тыльной стороной друг к другу, а затем разворачиваю ладонями к себе –  

    пальцы превращаются в лепестки колокольчика). Попробуйте! Это мне музыка подсказала!

    У вас тоже будет время присмотреться к «полотну», потому что за главной темой всегда

    будет встречаться музыкальная картинка, и даже мы с вами не знаем сейчас, что скрыто между

    повторениями! Перед такой страничкой я буду жестом «передавать» вам полотно. Вот так

    (показ).  Давайте не будем медлить! Очень хочется узнать, на что способна волшебная иголочка

    в ваших руках. Музыка вам обязательно поможет!  

    Готовы? Давайте встанем. Наши руки – зеркала, в которых отражается музыка!

Слушание и пластическое интонирование «Юморески» А. Дворжака

                                                       

Какая красота! Прежде, чем вы расскажете мне о том, что вышивали, я задам вам очень важный вопрос: а какого цвета вы подбирали нити? (ответы ребят) Целый фейерверк красок! А эти цвета присутствовали в каждой части? (нет, в разных частях разные цвета) Почему? (менялся лад, настроение в музыке).

Какие же цвета встречались в мажорных частях? (розовый, жёлтый, оранжевый, зелёный, золотистый) Что же вы вышивали такими «красками»? (цветы, солнце, птиц, белок  и т.д.)

А какие тона вы заметили в минорной части? (синие, фиолетовые, тёмно – зелёные) Как вы думаете, что могло произойти в этой истории минорного? (ответы ребят)

Какой лад завершил повествование? (мажор, всё успокоилось и затихло, уснуло)

А менялись ли жесты вместе со сменой лада? (да, мажор был более лёгкий, свободный, а в миноре линии «натягивались» и жесты становились тяжелее)

Молодцы!

2. Вокально – хоровая работа

    На самом деле нити на нашем уроке появились не случайно. Иногда они тонки и легки, иногда, даже самые толстые, натягиваются, как струны… Нити – струны человеческой души… И вы ещё совсем не знаете о том, что есть они и в нашей песне «Города в облаках»!.. Скоро вы поймёте, что это именно так, а пока повторим уже известную вам часть песни.  

                     

Исполнение изученного фрагмента песни 

    * Как вы думаете, в каком ладу написана песня? Почему выбран именно этот лад?  

    * Какие элементы музыкальной речи потребуются для создания настоящего мажорного    

       настроения? Как этого достичь? Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

   

Краткая беседа и повторное исполнение 1 - 2 куплетов с учётом замечаний.

    На прошлом уроке вы были удивлены тем, что мы остановились посередине третьего куплета и

    не продолжили разучивание. Сегодня я могу вам открыть секрет: я не могла этого сделать, ведь

    вы ещё почти ничего не знали о мажоре и миноре. Теперь всё по-другому!

    Хотите услышать продолжение? Тогда будьте внимательны!

                             

Слушание 3 куплета и коды в записи 

    Есть ли отличие от первой части? В чём оно выражается? (появилось минорное настроение)

    Странно, правда? Ведь столько было чудес, столько веселья! Попробуйте догадаться, о чём же

    на самом деле песня? А я ещё раз  прочитаю вам слова, которые звучали после раскатов грома:

                                                  К облаку ниточка тонкая – тонкая…

                                                  Вдруг оборвёт её ветер?..

                                                  В пальчиках ниточка тонкая – тонкая…

                                                  Помни, что ждут тебя где-то…

   Почему же гремит гром? Что это за ниточка, о которой забыл герой песни? (земные любовь,  

   дружба, доброта и т.д.)

   В чьих она руках? Что случится с облаком, если человек, который ждёт, не сможет его

   удержать? (облако унесёт ветер и, когда витающий в облаках опомнится, может оказаться,

   что он совсем один вдали от любящих, «привязанных» к нему людей).

   А вдруг кому-то внизу совсем не до веселья и нужна помощь?! А в облаках даже голоса не

   услышать!

   И гром гремел не случайно – он был внутри, а не снаружи: это сердце подсказало, что счастье не

   может быть для одного человека. Часто бывает так, что люди мечтают только для себя, и, когда  

   желаемое сбывается, оказывается, что человек не чувствует себя счастливым…  И тают мечты,

   как снег на ладошке, и становится холодно и неуютно. Зато у тех, кто своим счастьем стремится

   помогать другим людям, его становится всё больше и больше. Помните об этом, и тогда ваш

   земной город станет таким же чудесным, как и город в облаках, хотя самолёты пусть лучше в

   небе летают.  

   А теперь вернёмся к песне. Посмотрите на иллюстрацию: мы снова видим мажор и минор.    

   Почему мажор зачёркнут? (ответы ребят)

   Какие ещё вы заметили изменения в третьем куплете и окончании песни? (более медленный

   темп и тихое звучание, как будто события происходят уже не снаружи, а в душе человека).

   Назовите карточки настроения, которые вы услышали в минорной части песни.

   А теперь ещё раз послушайте 3 куплет и обратите внимание на паузу в тексте:

   это время для  важных мыслей.

                     Слушание, разучивание, работа над характером каждой части.

   А теперь вопрос для самых внимательных: а как закончилась история – хорошо или  плохо?

   (конечно, хорошо, потому что птицы подсказывают нам, что житель поднебесного

   города вернулся, и человек на берегу реки перестал чувствовать себя одиноким).

Видите, сколько важного могут нам открыть всего два музыкальных лада!  

 

 3. Итог, выставление оценок.

     С какими же музыкальными ладами вы сегодня познакомились? Назовите их.

     А может музыкальные лады и сейчас где-то рядом? Вот смотрите: за работу на уроке я могу с

     гордостью поставить пятёрки и четвёрки следующим ученикам…! В каком ладу эти оценки?

     Почему? Какие настроения в мажоре?

     А вот урок наш подходит к концу, и мы не увидимся целую неделю, поэтому мне немножко

     грустно. Это лад?.. (минор)

     Но на самом деле, у меня сейчас два настроения, как в музыке, которую мы сегодня послушали

     и исполнили.

     Помните ли вы имя чешского композитора и название пьесы? (Антонин Дворжак «Юмореска»)

     Где ещё мы встречались с обоими ладами? (в песне «Города в облаках»)

     А что ещё важного сегодня каждый из вас заберёт из нашего урока?

4. Домашнее задание.

     Молодцы! А теперь внимательно послушайте домашнее задание.

     Однажды Мажор и Минор едва не поссорились, потому что решили выяснить, кто  из них

     важнее.

     Попробуйте придумать к следующему уроку сценки, в которых два музыкальных брата

     убеждали бы друг друга в своей важности. Этот непростой спор мы попробуем разрешить на

     следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инновационные методы и приемы развития речи дошкольников на музыкальных занятиях

Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, ра...

Формирование связной монологической речи через театрализованную деятельность средствами интеграции в работе музыкального руководителя.

Предлагаются разнообразные способы организации в детском саду театрализованой деятельности как средства коррекции недоразвития связной речи, а именно монологической речи. Использвоание приемов театрал...

Использование средств музыкального воспитания для коррекции произноси-тельной стороны речи у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями

Наличие у большинства детей нарушений речи различной степени тяжести, остро ставит вопрос о поиске новых форм обучения. Одной из таких форм может стать внесение в содержание уроков музыки специфически...

Развитие речи ребенка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания

Даны рекомендации по ознакомлению детей с художественной литературой в синтезе с музыкальным воспитанием....

Урок музыки 2 класс. Проектирование учебного занятия в формате рекомендаций ФГОС. Тема учебного занятия: «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация».

Открытый урок проводился на окружном семинаре. Дети делились на 4 группы, вели себя очень октивно, урок всем понравился....

Презентация «Элементы музыкальной речи»

Тест "Элементы музыкальной речи"...

Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»

Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»...