Использование средств музыкального воспитания для коррекции произноси-тельной стороны речи у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями
методическая разработка по музыке по теме
Наличие у большинства детей нарушений речи различной степени тяжести, остро ставит вопрос о поиске новых форм обучения. Одной из таких форм может стать внесение в содержание уроков музыки специфических логопедических приемов. Использование различных видов музыкальной деятельности для коррекции произносительной стороны речи очень актуально для детей с особыми образовательными потребностями, так как восприятие музыки, исполнение музыки, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма, активизируют слуховое восприятие, что является базой для формирования фонематического слуха, развивают функции голосообразования, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания, развивают артикуляционную моторику, а также побуждают детей к творческой активности, инициативе, развивают волевую сферу, быстроту реакции, формируют коммуникативные способности.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование средств музыкального воспитания для коррекции произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста
с особыми образовательными потребностями
Ребенок с особыми образовательными потребностями – это термин, отражающий меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии. Он вытесняет иные термины, воспринимаемые как обозначение ненормальности, неполноценности человека и фиксирует внимание общества на потребностях таких детей в особых условиях и средствах образования для достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются принятыми в обществе способами массового образования [3].
Образование детей с особыми потребностями является одной из приоритетных задач системы общего образования. Задача педагога - дать возможность каждому ребенку, полностью реализовать свой потенциал, полноценно социализироваться.
Формы обучения детей с особыми образовательными потребностями:
дистанционное обучение; обучение на дому; обучение в массовых школах в общеобразовательных классах; обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, школах-интернатах [4]. Основная цель – создание психологически и технологически комфортных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего (полного) общего образования.
В настоящее время существует несколько программ по музыке для общеобразовательных школ, но наиболее предпочтительной нам представляется программа Д.Б. Кабалевского.
Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека [1].
Но, несмотря на хорошо продуманное построение программы Д.Б.Кабалевского, она требует адаптации к условиям обучения детей с особыми образовательными потребностями. Долгое время, эти дети находились в определенной изоляции от общей образовательной среды. Реализация программы дистанционного обучения позволяет детям охватить все школьные дисциплины, недоступные при традиционном надомном обучении. Между тем, возникает ряд проблем, так как, каждый ребенок к началу обучения обладает своим собственным багажом знаний, который и становится отправной точкой обучения, и имеет индивидуальные особенности развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д.
Наличие у большинства детей нарушений речи различной степени тяжести, остро ставит вопрос о поиске новых форм обучения. Одной из таких форм может стать внесение в содержание уроков музыки специфических логопедических приемов. Усиление руководящей и организующей деятельности учителя, позволит, не меняя структуры урока усилить коррекционное воздействие, т.е. комплексно подойти к проблеме устранения речевых нарушений и других отклонений в развитии. Ведь своевременное выявление и преодоление нарушений играет важную роль в формировании личности ребенка, способствует успешному освоению школьной программы и дальнейшей социальной адаптации в целом.
Для успешной коррекционной работы по устранения речевых нарушений и других отклонений в развитии ребенка с особое значение имеет преподнесение изучаемого материала в легкой, доступной, непринужденной игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки. Именно к такой форме коррекционного воздействия можно отнести занятия по музыкальному воспитанию.
Использование различных видов музыкальной деятельности для коррекции произносительной стороны речи очень актуально для детей с особыми образовательными потребностями, так как восприятие музыки, исполнение музыки, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма, активизируют слуховое восприятие, что является базой для формирования фонематического слуха, развивают функции голосообразования, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания, развивают артикуляционную моторику, а также побуждают детей к творческой активности, инициативе, развивают волевую сферу, быстроту реакции, формируют коммуникативные способности.
Интеграция логопедических приемов на музыкальные занятия поможет решить не только специфические музыкально-развивающие задачи, но и усилят коррекционное логопедическое воздействие на детей с особыми образовательными потребностями.
На уроках музыки для детей младшего школьного возраста для улучшения произносительной стороны речи можно использовать упражнения на:
1. Развитие просодических элементов речи и эмоциональной экспрессии;
2. Развитие речевого и певческого дыхания;
3. Развитие артикуляционной моторики;
4. Формирование звукопроизношения, фонематического восприятия и развитие голоса.
Раздел 1. Развитие просодических элементов речи и эмоциональной экспрессии.
Для развития просодических элементов речи и эмоциональной экспрессии в структуру музыкальных занятий включаются музыкально-дидактические игры на различение регистровых, темповых и динамических оттенков, на развитие чувства ритма [8].
Музыкально-дидактические игры проводятся в начале урока перед изучением основной темы в течение 5-7 минут. Предлагаемые игры не связаны с определенной темой и другими разделами урока и поэтому учитель имеет возможность, для решения определенных коррекционных задач, выбирать игры на свое усмотрение, а также при недостаточном усвоении материала повторять задания на последующих уроках.
Формирование речевого и певческого дыхания, развитие артикуляции-
оной моторики, работу над звукопроизношением проводится в разделе
«Пение». Обычно, формирование дыхания и развитие артикуляционного аппарата на уроках музыки проводится в ходе разучивания или исполнения попевок и песен. Для усиления коррекционного воздействия нужно включить упражнения на дыхание и развитие артикуляционного аппарата в каждое занятие.
Раздел 2. Развитие речевого и певческого дыхания.
Основная задача данного раздела - обучить детей глубоко вдыхать и плавно, протяжно выдыхать, не поднимая плечи. Упражнения вводятся в работу в определенной последовательности: сначала упражнения простые в выполнении, затем, по мере их освоения, постепенно упражнения усложняются [7].
Виды упражнений на дыхание и последовательность введения в работу:
1) упражнения без звуков;
2) упражнения с правильно произносимыми звуками;
3) упражнения на произнесение различные звукосочетаний;
4) произнесение на выдохе звукоподражаний;
5) произнесение на выдохе коротких фраз.
Раздел 3. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения для развития артикуляционной моторики заимствованы из логопедических занятий. Упражнения эти несложные и не занимают много времени [6].
Раздел 4. Формирование звукопроизношения, фонематического восприятия и развитие голоса.
В структуру уроков музыки в разделе «Пение» входят упражнения на развитие голоса и музыкального слуха. В предлагаемых интегрированных музыкальных занятиях упражнения подбираются таким образом, чтобы одновременно с задачами музыкального воспитания решались логопедические задачи по улучшению звукопроизношения. Последовательность закрепления правильного произношения звуков на музыкальных занятиях соответствует программе фронтальных занятий по произношению изложенной в учебно-методическом пособии Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» [5]. Произношение всех закрепляемых звуков должно быть исправлено детям заранее на логопедических занятиях. В сложных случаях дизартрии, сопутствующей ДЦП, когда постановка звуков очень затруднена, можно использовать только упражнения с правильно произносимыми звуками.
Остальная работа на уроке проводится по традиционной программе музыкального воспитания младших школьников Д.Б.Кабалевского.
Программа коррекции произносительной стороны речи с использованием средств музыкального воспитания
Месяц | Неделя | Урок | Задачи | Содержание работы |
Сентябрь | I | 1 | Выявление уровня произносительных возможностей и музыкальной подготовки детей | Обследование, диагностика |
II | 2 | Развитие чувства ритма Звук «А» | Дидактическая игра «Повтори ритмический рисунок» 1) Упр. на дыхание «Ракета» 2) Упр. для развития артикуляционного аппарата «Бегемот» 3) Упр. для развития голоса и музыкального слуха «Лесенка» (Пропевание вокализа на звук «А») ٭ | |
III | 3 | Развитие чувства ритма Звук «У» | Игра «Придумай свой ритмический рисунок» 1) Упр. «Подуем в дудочку» 2) Упр. «Бегемот» - «Дудочка» 3) Попевка «Пароход гудит» (Пропевание звукоподражания «У-у-у» | |
IV | 4 | Развитие чувства ритма Звуки «А-У» | Игра «Угадай имя по ритму рисунку» 1) Упр. «Стеснительный путешественник» 2) Упр. «Бегемот» - «Дудочка» 3) Попевка «Заблудились мы в лесу» (Пропевание звукоподражаний «Ау», «Уа») | |
Октябрь | I | 5 | Развитие чувства ритма Звуки «И-А» | Игра «Найди свое место» 1) Упр. «Хохотушки» 2) Упр. «Бегемот» - «Улыбка» 3) Попевка «Ай ли, ай люли» (Пропевание вокализа со звуками «А-и») |
II | 6 | 1)Развитие силы голоса 2) Отработка побудительной и вопросительной интонации 1) Звук «Э» 2) Дифференциация звуков «А»,«У»,«Э» | Музыкально-дидактическая игра «Эхо» 1) Беззвучное произнесение «Э» на выдохе 2) Упр. «Качели» 3) Пропевание вокализа со звуками «А-э-у» | |
III | 7 | Работа над тембром, темпом, тональной окраской речи Звук «П» | Музыкально-дидактическая игра «Угадай, кто поет?» 1) Упр. «Шарик сдулся» 2) Упр. «Иголочка» 3) Пропевание слогов «Па», «Пэ», «Пу» | |
IV | 8 | Работа над тембром, темпом, тональной окраской речи Звук «Пь» | Музыкально-дидактическая игра «Пропой как…» 1) Упр. «Шарик сдулся» 2) Упр. «Пятачок» 3) Попевка «Птички запели» (Пропевание вокализа со звукоподражанием «Пи») | |
V | 9 | Работа над темпом Звук «Т» | Музыкально-дидактическая игра «Паровоз» 1) Упр. «Паровоз гудит» 2) Упр. «Поплевывание» 3) Попевка «Дятел» (Пропевание звукоподражания «Тук») | |
Ноябрь | I | 10 | Работа над темпом, ритмом, высотой Звук «К» | Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные животные» 1) Беззвучное произнесение гласных «у-о-а» на выдохе 2) Упр. «Покашливание» 3) Попевка «Кукушка» (Пропевание звукоподражания «Ку-ку») |
II | 11 | Работа над веселыми и грустными интонациями Звук «Кь» | Музыкально-дидактическая игра «Весело-грустно» 1) Упр. «Ослик кричит» 2) Упр. «Покашливание» 3) Попевка «Чаепитие» | |
III | 12 | Работа над темпом Звук «Ль» | Музыкально-дидактическая игра «Быстро-медленно» 1) Упр. «Долго-коротко» 2) Упр. «Лопаточка» 3) Попевка «Ай ли, ай люли» | |
IV | 13 | Работа над тембром, темпом, тональной окраской речи Звук «О» | Музыкально-дидактическая игра «Поздоровайся как…» 1) Беззвучное произнесение гласного «о» на выдохе 2) Артикуляция звуков «а-о-у» 3) Упр. «Лесенка». (Пропевание вокализа на звук «О») | |
V | 14 | Развитие слухового внимания Звук «Х» | Музыкально-дидактическая игра «Услышь акцент и хлопни» 1) Упр. «Погреем ладошки» 2) Упр. «Дровосек» 3) Попевка «Мы поймали петуха» | |
Декабрь | I | 15 | Развитие внимания, мышления, памяти Звук «Хь» | Музыкально-дидактическая игра «Будь внимательным» 1) Упр. «Хохотушки» 2) Упр. «Вкусное варенье» 3) Попевка «Боевые петухи» |
II | 16 | Развитие слухового восприятия, отработка доброжелательных интонаций Звук «Й» | Музыкально-дидактическая игра «Кто сядет?» 1) Упр. «Ай-ай-ай!» 2) Артикуляция звуков «и-я-и-о» 3) Пропевание: «Маленькой елочке холодно зимой» | |
III | 17 | Развитие слухового внимания; работа над высотой звука Звук «Ы» | Музыкально-дидактическая игра «Самолеты» 1) Беззвучное произнесение звукосочетания «хы-ы» на выдохе 2) Упр. «Почистим зубки» 3) Попевка «Я и ты – мы умыты» | |
IV | 18 | Работа над ласковыми интонациями Звуки «М», «Мь» | Музыкально-дидактическая игра «Пропой ласково» 1) Упр. «Мяу» 2) Упр. «Сытый хомячок»-«Голодный хомячок» 3) Пропевание слогов «Ма-мэ-ми-мо-му» | |
Январь | III | 19 | Развитие эмоциональной экспрессии, внимания, мышления, памяти Звук «С» | Музыкально-дидактическая игра «Небылицы» 1) Упр. «Пузырь» 2) Упр. «Лопаточка» 3) Попевка «Дятел» |
IV | 19 | Развитие эмоциональной экспрессии, умений импровизировать Звук «Сь» | Музыкально-дидактическая игра «Покажи, что услышал» 1) Упр. «Пузырь» 2) Упр. «Накажем непослушный язычок» 3) Попевка «Смелый пилот» | |
I | 20 | Работа над грустными и веселыми интонациями Звук «З» | Музыкально-дидактическая игра «Скажи с различной интонацией» 1) Упр. «Комарики» 2) Упр. «Часики» 3) Попевка «Зайка-зазнайка» | |
Ф е в р а л ь | ||||
II | 21 | Работа над высотой, длительностью, силой голоса Звук «Зь» | Музыкально-дидактическая игра «Комар» 1) Упр. «Кто дольше?» 2) Упр. «Лошадка» 3) Попевка «Зайку бросила хозяйка…» | |
III | 22 | Работа над высотой, длительностью, силой голоса Звук «Ц» | Музыкально-дидактическая игра «Угадай, какой звук мы будем петь?» 1) Упр. «Мама спит» 2) Упр. «Лошадка» (с ускорением-замедлением темпа) 3) Попевка «Цок-цок» | |
IV | 23 | Работа над акцентами Звук «Ть» | Музыкально-дидактическая игра «Горячая вода» 1) Упр. Беззвучное произнесение гласных «и», «я», «ё» на выдохе 2) Упр. «Поплевывание» 3) Попевка «Тень-тень-потетень..» | |
Март | I | 24 | Работа над высотой звука, развитие слухового внимания Звук «Б» | Музыкально-дидактическая игра «Два барабана» 1) Беззвучное произнесение звукосочетаний «ба», «бо», «бу» на выдохе 2) Упр. «Маляр» 3) Попевка «Колыбельная» |
II | 25 | Отработка вопросительных и побудительных интонаций Звук «Бь» | Музыкально-дидактическая игра «Ручей» 1) Упр. «Машинки» 2) Упр. «Забияки» 3) Попевка «Бьют часы» | |
III | 26 | Работа над ритмом Звук «Д» | Музыкально-дидактическая игра «Послушай ритм и повтори» 1) Упр. «Ау» 2) Упр. «Молоточек» 3) Попевка «Дудочка» | |
IV | 27 | Работа над тембром Звук «Дь» | Музыкально-дидактическая игра «Догодайся кто поет?» 1) Упр. «Задуй свечу» 2) Комплекс упр. «Строим дом» 3) Попевка «Строим дом» | |
А п р е л ь | I | 28 | Работа над тембром, слуховым вниманием Звук «Г» | Музыкально-дидактическая игра «Узнай по голосу» 1) Упр. «Перекличка животных» 2) Упр. «Расческа» 3) Попевка «Гуси-гусенята» |
II | 29 | Развитие эмоциональной экспрессии, умений импровизировать Звук «Гь» | Музыкально-дидактическая игра «Веселый музыкант» 1) Упр. «В лесу» 2) Упр. «Качели» 3) Попевка «Гуси-гусенята» | |
III | 28 | Работа над высотой, тембром, слуховым вниманием Звук «Ш» | Музыкально-дидактическая игра «Зайцы и медведи» 1) Упр. «Накачаем шину» 2) Упр. «Накажем непослушный язычок» 3) Попевка «Мишка в лесу» | |
IV | 29 | Развитие чувства ритма, слухового внимания Звук «Л» | Музыкально-дидактическая игра «Кулачки и ладошки» 1) Упр. «Вьюга» 2) Упр. «Индюк» 3) Попевка «Кукла пела и плясала» | |
V | 30 | Звук «Ж» | 1) Музыкально-дидактическая игра Весенние голоса» с комплексом дыхательных и артикуляционных упражнений 2) Попевка «пчела жужжит» | |
Май | I | 31 | Развитие слухового внимания Звук «Р» | Музыкально-дидактическая игра «Пес Шарик» 1) Упр. «Ворона» 2) Упр. «Заведи мотор» 3) Песенка поросят из мультфильма «Три поросенка» |
II | 32 | Развитие эмоциональной экспрессии Звук «Рь» | Музыкальная инсценировка «Три поросенка» 1) Упр. «Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф» 2) Комплекс упр. «Строим дом» 3) Попевка «Строим дом» | |
III | 33 | Работа над грустными и веселыми интонациями Звук «Ч» | Музыкально-дидактическая игра «Грустный и веселый колокольчик» 1) Упр. «Тише» 2) Упр. «Паровоз» 3)Пропевание чистоговорки «Чики-чики-чикалочки…» | |
IV | 34 | Развитие слухового внимания, чувства ритма; Закрепление навыков импровизации Звук «Щ» | Музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит?» 1) Упр. «Подуй на кончик языка» 2) Упр. «Кошка лакает молоко» 3) Пропевание чистоговорки «Мама, ты нас не ищи…» |
٭В разделе «Содержание работы» на 2-ом и последующий уроках под номерами 1) – указаны упражнения на дыхание; 2) упражнения для развития артикуляционного аппарата; 3) - для развития голоса и музыкального слуха.
1. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007
2. Макшанцева Е.Д.: Детские забавы: Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада – М., Просвещение, 1991
3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.: Ребенок с особыми образовательными потребностями [электронный ресурс] – Режим доступа - ISBN:
http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2449
4. http://www.izh.ru/izh/info/49100.html
5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.: Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение - М., Гном-Пресс, 1999
6. Краузе Е.Н.: Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие – СПб., КОРОНА принт, 2004
7. Левина Р.Е.: Основы теории и практики логопедии - М.: Просвещение, 1967
8. Орлова Т.М., Бекина С.И.: Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет – М., Просвещение, 1986
9. Орлова Т.М., Бекина С.И.: Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет – М., Просвещение, 1987
10. Орлова Т.М., Бекина С.И.: Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет – М., Просвещение, 1988
11. Радынова О.П.: Музыкальное воспитание дошкольников – М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"
Рабочая программа "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"...
Презентация программы "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"
Презентация программы "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями" ...
Конспекты занятий к программе "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"
Конспекты занятий к программе "Коррекция познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями"...
Рабочая программа «Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»
Рабочая программа «Развитие восприятия у детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»...
Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"
Давыдова Н.И. Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями" // 2016 г....
Конспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"
Коррекционно-развивающая программа групповых занятийКонспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"...
Конспект коррекционно-образовательного авторского занятия для обучающихся школьного возраста с особыми образовательными потребностями
Конспект коррекционно-образовательного занятия для обучающихся школьного возраста с особыми образовательными потребностямиТворческое и общеэрудиционное развитие школьников с ограниченными возможностям...