Проблема трудно интонируемого пения младших школьников на уроках хорового класса в ДШИ – от теории к практике.
статья по музыке на тему
В статье затрагивается проблема детей с ограниченными от природы музыкальными данными. Раскрываются основные приемы работы на начальном этапе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akimova_doklad_1.docx | 24.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Акимова Татьяна Валерьевна
Преподаватель хорового класса
МАУДО г. Нижневартовска
«Детская школа искусств №3»
Аннотация: В статье затрагивается проблема детей с ограниченными от природы музыкальными данными. Раскрываются основные приемы работы на начальном этапе обучения.
Ключевые слова: хоровое пение, проблема, гудошники, координация, дыхание, упражнение, голос.
Проблема трудно интонируемого пения младших школьников на уроках хорового класса в ДШИ – от теории к практике.
Хоровое пение в детской школе искусств – это обязательный предмет для учащихся музыкального отделения, потому что оно «наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей, развитию певческих навыков, усиливает рост интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру». [6, с. 37] Воспитывает эстетический вкус, развивает фантазию и творческие способности детей.
Однако, как показывает практика, в процессе обучения детей пению возникает немало проблем, и главная среди них – это трудно интонируемое пение (фальшивое), возникающее по разным причинам. Это может быть невнимательность, не достаточная острота слуха, небольшой диапазон чистого пения, но чаще всего мы сталкиваемся с таким явлением как отсутствие координации между слухом и голосом. Об этом говорит Н.А.Метлов – ведущий педагог-музыкант, исследователь в своей работе «Музыка – детям». Он считает, что дети – «гудошники», те, у которых «отсутствует координация между слухом и голосом, прекрасно слышат, но поют мелодию на кварту или квинту ниже, чем остальные. И, самое важное в работе с такими детьми научить их слышать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию» [3, с.54].
Все можно исправить систематической ежедневной работой, требующей терпения, не только от педагога, но и самого ученика, времени и особой методики. Одним из самых важных условий в достижении цели, помимо, активного сотрудничества педагога по хоровому пению с родителями и с преподавателями других музыкальных дисциплин, является само желание ученика.
Одним из первых видов работы по развитию вокальных навыков являются распевания, которые выполняют функции настройки, подготовки голосового аппарата к работе. Распевание предваряет певческая установка, для этого необходимо:
- рассказать и показать ученикам, как сидеть при пении, как правильно держать корпус, чувствовать опору в ногах.
- что такое «Вокальное дыхание» – короткий вдох и длинный выдох. В момент вдоха – «живот надувается как шарик», на выдохе – «шарик сдувается». Это упражнение на первых занятия занимает много времени, потому что не все могут сразу понять и проконтролировать этот процесс. В последствие, это должно быть доведено до «автоматизма».
- понятие «вокальный зевок» - предложить детям зевнуть с закрытым ртом, в этом упражнении важно обратить внимание на то, что происходит во рту. Верхнее небо поднимается и образуется «купол» – это и называется вокальный зевок, который необходимо сформировать во время певческого вдоха.
- показывается правильная певческая позиция, находится примарный звук (тон, данный от природы), если ученик не может повторить задаваемый звук, можно попросить его пропеть свое имя, на определенной высоте.
Начинать следует с очень простых вокальных упражнений (распевок), которые строятся на одном-двух звуках. Например, «ку-ку» интонация строится на нисходящем интервале большой терции.
Полезным и эффективным будет упражнение, затрагивающее развитие внутреннего слуха – учитель воспроизводит на инструменте один звук, ученик слушает его и как бы «прицеливается», мысленно его пропевает. Затем воспроизводит звук голосом вместе с инструментом. В этом упражнении ученику необходима концентрация внимания.
Методом работы с проблемными детьми могут быть не только игровые упражнения, но и другие приемы. Например, можно периодически заменять вокально-слуховую работу - инструментально-слуховую.
- Ученику предлагается не спеть мелодию, а сыграть - на память. Певческое закрепление слуховых навыков подкрепляется инструментальным звучанием.
- Хорошим приемом, особенно с “гудошниками” является “сольфеджирование” (пение мелодии с названием нот) – навык быстрого восприятия нотного текста в ритмической организации.
- Показ музыкальной интонации через движение рук, пальцев, тела.
Благодаря кропотливой, целенаправленной работе, терпению и вниманию педагогов, дети с ограниченными от природы музыкальными возможностями могут приобщаться к вокально-хоровому искусству, способствующему формированию и развитию эстетического вкуса. Это непременно приведет к положительным результатам.
В заключение хочется процитировать одного из основоположников советского музыковедения, педагога, композитора Б.В. Асафьева: “ То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство».
Список литературы:
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.Л. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989.
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2000.
- Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.
- Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в школе. – С.-Пб.: Музыка, 1972.
- Осеннева М.С. Методика работы с детским хоровым коллективом. – М: Музыка, 1999.
- Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 37-39.. URL: https://moluch.ru/archive/81/14737
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема двигательной активности младших школьников
Одним из требований ФГОС, предъявляемым к современной школе, является разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Она должна обеспечивать: пробуждение в детях жела...
Развитие креативности младших школьников на уроках хора в хоровой школе мальчиков и юношей/
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему ...
Курсовая работа "Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки"Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки Курсовая работа
Курсовая работа...
Практико-значимый проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии»
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии: - возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действий; - практика реализации по формированию универсальн...
"ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ"
Актуальность исследования.В настоящее время в теории и практике музыкальной педагогики все острее встают вопросы форм и методов обучения детей младшего школьного возраста на уроке музыки в общеобразов...
Вокально-хоровая работа с младшими школьниками на уроках музыки
Цель мастер-класса – создать условия для передачи коллегам личного профессионального опыта вокально-хоровой работы с младшими школьниками на уроках музыки....
Статья "ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"
В статье проанализирована и систематизирована современная психолого-педагогическая литература по проблеме социальной компетентности младших школьников с умственной отсталостью. Освещены взгляды извест...