Рабочая программа по искусству 9 класс
рабочая программа по музыке (9 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Искусство" для 9 класса УМК Критская Е.Д. Кашекова И.Э., Сергеева Г.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass_iskusstvo_2016-17.docx | 71.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №3
среднего общего образования открытого акционерного общества
«Российские Железные Дороги»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы-интерната№3
школы-интерната №3 ОАО «РЖД» ОАО «РЖД»
_________/Болдова В.В. / _____________/Балберова О.В./ _____________/Изотова Е.Н./
Протокол №____ от «____»___________2017г Приказ №_____ от
«____»___________2017г. . «____»____________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Искусство»
основного общего образования (9 класс)
педагога Крайновой Елены Демьяновны
(первая квалификационная категория)
на 2017-2018 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №____ от
«____»________2017 г.
г. Ртищево
Структура рабочей программы
- Титульный лист............................................................................................................................. стр
- Структура рабочей программы.....................................................................................................стр
- Пояснительная записка..................................................................................................................стр
- Учебно-тематический план. .........................................................................................................стр
- Содержание тем учебного курса..................................................................................................стр
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе...............стр
- Перечень учебно-методического обеспечения стр. ...................................................................стр
- Список литературы (основной и дополнительной) ...................................................................стр
- Приложения к программе............................................................... ..............................................стр
- Лист коррекции…………………………………………………………………...………………стр
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа «Искусство» для учащихся 8 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Распоряжение министерства образования Саратовской области от 27.04.2011 года №1206 «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Саратовской области».
- Учебный план школы-интерната №3 ОАО «РЖД» на 2017 - 2018 учебный год.
- Программа «Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2011 год.
Данная рабочая программа «Искусство» для учащихся 9 класса разработана на основе примерной программы « Искусство 8-9 классы» (Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2011 год.), допущенной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения. Рабочая программа является приложением к образовательной программе основного общего образования МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 в неделю). Программа « Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской используется в данной рабочей программе без изменений.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
—развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
—воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
—формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
—приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
—овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
ЗАДАЧИ:
—актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
—культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
—формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
—углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
—воспитание художественного вкуса;
—приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.). Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них. Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла. В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.
Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания — выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами. На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).; Программа является частью учебно-методического комплекта для VIII—IX классов образовательных учреждений разного типа и включает в себя учебник, компакт-диск с творческими заданиями, фонохрестоматию музыкального материала (на CD) и пособие для учителя.
Учебник, кроме краткого по форме, но емкого по содержанию текста, содержит творческие вопросы и задания, иллюстративный материал (нотная графика, репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников, сцены из музыкальных спектаклей, кадры из кинофильмов). Изобразительный ряд учебника отражает особенности художественного образа в современных видах искусства (реклама, видеоклипы, кино, телевидение, компьютерная графика). Учебник придаст процессу обучения системность, повысит престиж предмета, художественной деятельности, упрочит авторитет искусства благодаря раскрытию его многоплановости и всеобщности для современной культуры.
Творческие задания (CD-ROM) нацелены на восприятие различных произведений искусства, их анализ, индивидуальную интерпретацию и оценку, обобщение и систематизацию знаний в области «Искусство». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков.
Фонохрестоматия музыкального материала адресована как учащимся, так и учителю, преподающему интегративный курс «Искусство». Она содержит музыкальные сочинения, включенные в программу, в исполнении лучших солистов и музыкальных коллективов. Различные интерпретации музыкальных произведений помогут школьникам осознать стилистические, жанровые особенности музыки, глубже проникнуть в их эмоционально-образный строй.
Пособие поможет учителю организовать процесс изучения тематических линий программы, познакомиться с комплексом технологий обучения, методических приемов и способов творческой деятельности. В пособии включены фрагменты сценариев уроков, варианты разработки исследовательских проектов и художественных событий в школе. Предлагаются разноуровневые процедуры диагностики художественно-эстетического развития школьников.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа. Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9 классах.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве. Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства. При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы.
Образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие технологии (создание здорового психологического климата на уроках, формирование положительной мотивации к процессу обучения, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе)
- Деятельностные технологии обучения. Проектная деятельность (доклады, рефераты и учебные исследования)
- Информационно-коммуникативные технологии (поиск информации из различных источников, презентации и т.д.)
- Игровые технологии (подвижные игры и т.д.)
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8 — 9 классов:
эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познаниям, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и сознании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л. В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом. Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов. На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио - и видеоматериалы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по искусству
Класс: 9
Учитель: Крайнова Е.Д.
Количество часов
Всего __34_ часов; в неделю _1__ час.
Плановых контрольных работ;
Административных контрольных уроков ___ч.
Учебник: «Искусство» 8-9 класс Г.П.Сергеевой, И.Э Кашековой, Е.Д.Критской, М., «Просвещение» 2013 г.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Количество контрольных работ (лабораторных работ, сочинений) |
1. | Воздействующая сила искусства. | 9 | Тест |
2. | Искусство предвосхищает будущее. | 7 | Тест |
3 | Дар созидания. Практическая функция. | 10 | Тест |
4 | Искусство и открытие мира для себя. | 8 | Тест |
Учебно-тематический план по искусству 9 класс (34 ч.)
№ п/п | Наименование разделов и тем программы. | Количество часов | Календарные сроки | Виды учебной деятельности учащихся | Использование ИКТ | Повторение | Примечание | ||
план | факт | ||||||||
Воздействующая сила искусства (9 ч.) | |||||||||
1 | Искусство и власть. | 1 | а. б. | а. б. | Беседа. Слушание музыки. Анализ произведений различных видов искусств. | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация | Л.В.Бетхове Симфония №3 «Героическая» | ||
2 | Искусство и власть. | 1 | а. б. | а. б. | Выявление средств художественной выразительности произведений.. Беседа | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | А.П.Бородин «Князь Игорь» | ||
3 | Искусство и власть. | 1 | а. б. | а. б. | Интонационно-образный и художественный анализ прослушанной музыки. | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Символы Российского государства | ||
4 | Какими средствами воздействует искусство? | 1 | а. б. | а. б. | Интонационно-образный и художественный анализ прослушанной музыки. | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | С.Рахманинов «Сирень» | ||
5 | Какими средствами воздействует искусство? | 1 | а. б. | а. б. | Слушание музыки. Интонационно-образный и художественный анализ прослушанной музыки. Хоровое пение | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Э.Григ «Пер Гюнт» | ||
6 | Храмовый синтез искусств. | 1 | а. б. | а. б. | Слушание музыки. Интонационно-образный и художественный анализ | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Органные прелюдии И.С.Баха | ||
7 | Храмовый синтез искусств. | 1 | а. б. | а. б. | Анализ произведений различных видов искусств. Дискуссия | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | А.Березовский «Не отвержи мене во время старости» | ||
8 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | 1 | а. б. | а. б. | Выявление средств художественной выразительности иллюстраций. Беседа | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | М.Глинка «Иван Сусанин» | ||
9 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | 1 | а. б. | а. б. | Интонационно-образный и художественный анализ прослушанной музыки. Беседа. | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | А.Рыбников «Юнона и Авось» | ||
Искусство предвосхищает будущее (7 ч.) | |||||||||
10 | Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? | 1 | а. б. | а. б. | Слушание музыки. Интонационно-образный и художественный анализ прослушанной музыки. Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. | Просмотр презентации, прослушивание муз. фрагментов по теме урока. | Русские народное музыкальноеискусство | ||
11 | Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? | 1 | а. б. | а. б. | Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Песни Великой Отечественной войны | ||
12 | Предсказание в искусстве. | 1 | а. б. | а. б. | Интонационно-образный и художественный анализ прослушанной музыки. Слушание музыки | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | П.И.Чайковский «Лебединое озеро» | ||
13 | Художественное мышление в авангарде науки. | 1 | а. б. | а. б. | Слушание фрагментов. Интонационно-образный и художественный анализ произведений. | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Хоральная прелюдия фа минор И.С.Баха | ||
14 | Художественное мышление в авангарде науки. | 1 | а. б. | а. б. | Слушание музыки. Интонационно-образный и художественный анализ | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Композитор А.П.Бородин | ||
15 | Художник и ученый. | 1 | а. б. | а. б. | Выявление средств художественной выразительности иллюстраций. Беседа | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Наука и искусство. Знание научное и художественное | ||
16 | Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности | 1 | а. б. | а. б. | Слушание фрагментов. Анализ произведений. Дискуссия. Хоровое пение | Просмотр презентации, видео файлов по теме урока. | Стили и направления современной популярной музыки. | ||
Дар созидания. Практическая функция. (10 ч.) | |||||||||
17 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | 1 | а. б. | а. б. | Выявление средств выразительности в различных видах искусств | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Храмовый синтез искусств | ||
18 | Архитектура исторического города. | 1 | а. б. | а. б. | Слушание музыки. Интонационно-образный и художественный анализ | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Р.Глиэр «Гимн великому городу» | ||
19 | Архитектура современного города. | 1 | а. б. | а. б. | Художественный анализ произведений современной архитектуры. Дискуссия. | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация | Искусство России | ||
20 | Специфика изображений в полиграфии. | 1 | а. б. | а. б. | Слушание музыки. Интонационно-образный и художественный анализ | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Н.А.Римский-Косаков. «Три чуда» | ||
21 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 1 | а. б. | а. б. | Слушание музыки. Просмотр презентации, иллюстраций. Беседа | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Виды дизайна | ||
22 | Декоративно-прикладное искусство. | 1 | а. б. | а. б. | Слушание музыки. Просмотр презентации, иллюстраций. Беседа | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Русское народное творчество | ||
23 | Музыка в быту. | 1 | а. б. | а. б. | Демонстрация муз.файлов. Просмотр презентации, иллюстраций. Дискуссия | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Классика и современность | ||
24 | Массовые, общедоступные искусства. | 1 | а. б. | а. б. | Выявление средств художественной выразительности массового искусства. Беседа | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Рок и поп музыка | ||
25 | Изобразительная природа кино. Музыка в кино. | 1 | а. б. | а. б. | Слушание музыки. Интонационно-образный и художественный анализ | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Музыка в театре, кино и на телевидении | ||
26 | Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. | 1 | а. б. | а. б. | Слушание музыки. Просмотр фрагментов фильма. Дискуссия | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | «Город золотой» Б.Гребенщикова | ||
Искусство и открытие мира для себя. (8 ч.) | |||||||||
27 | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. | 1 | а. б. | а. б. | Слушание музыки. Интонационно-образный и художественный анализ | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Дж.Гершвин Голубая рапсодия | ||
28 | Симметрия и асимметрия в искусстве | 1 | а. б. | а. б. | Слушание музыки. Просмотр, анализ иллюстраций | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | С.Прокофьев Мимолетности | ||
29 | Литературные страницы. | 1 | а. б. | а. б. | Художественный анализ музыкальных, литературных и художественных произведений. | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Ф.Шуберт Аве Мария | ||
30 | Литературные страницы. | 1 | а. б. | а. б. | Сравнительный анализ музыкальных, литературных и художественных произведений. | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | И.С.Бах-Гуно Аве Мария | ||
31 | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» | 1 | а. б. | а. б. | Слушание музыки. Интонационно-образный и художественный анализ . Выявление средств музыкальной выразительности | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | М.Глинка «Руслан и Людмила» | ||
32 | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» | 1 | а. б. | а. б. | Обсуждение материалов к проекту, сбор и анализ информации по теме проекта | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | М.Глинка «Я помню чудное мгновенье» | ||
33 | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» | 1 | а. б. | а. б. | Демонстрация проектов | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Г.Свиридов «Пушкинский венок» | ||
34 | Обобщающий урок. | 1 | а. б. | а. б. | Демонстрация проектов | Видео, аудио фрагменты по теме урока. Презентация. | Взаимодействие жанров музыки как основа воплощения эмоционально-образного содержания в классич. и популярной музыке |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ИСКУССТВО» 9 КЛАСС
Раздел 1. «Воздействующая сила искусства» - 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. «Искусство предвосхищает будущее» - 7 часов.
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их
художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,
93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. «Дар созидания» - 10 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений — по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. «Искусство и открытие мира для себя» - 8 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Исследовательский проект «Пушкин — наше все» — воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Рабочая программа «Музыка» Г. П.. Сергеевой и др. (М.: Просвещение, 2015) и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Сергеева, Г.П. Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций, Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М. : Просвещение, 2014.
2. Сергеева, Г. П. Музыка. 8-9 классы: творческая тетрадь : пособие для учащихся общеобразовательных организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2014.
3. Искусство. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала. 8 класс [Электронный ресурс] / сост. Г.- П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2014. - электрон. диск (СD-RОМ).
4. Сергеева, Г. П. Уроки искусства. 8-9 классы. Порочные разработки: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014.
5. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. - М.: Просвещение, 2015.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др. В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
знать/понимать:
- иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
уметь:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
- «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
- «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
Для учащихся:
Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
- Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
- «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Рабочая программа «Музыка» Г. П.. Сергеевой и др. (М.: Просвещение, 2015) и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Сергеева, Г.П. Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций, Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М. : Просвещение, 2014.
2. Сергеева, Г. П. Музыка. 8-9 классы: творческая тетрадь : пособие для учащихся общеобразовательных организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2014.
3. Искусство. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала. 8 класс [Электронный ресурс] / сост. Г.- П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2014. - электрон. диск (СD-RОМ).
4. Сергеева, Г. П. Уроки искусства. 8-9 классы. Порочные разработки: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014.
5. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. - М.: Просвещение, 2015.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рогинский Я. Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.
Кирнарская Д. К. классическая музыка для всех. М., 1997.
Алпатов М. В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
Рапацкая Л. А. История русской музыки. М., 2001
Клиентов А. Е. Пять встреч с музой кино. М., 2001.
Кумиры западной рок- и поп- музыки. М., 1994.
Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
«Хрестоматия музыкального материала»
Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2005;
Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2006,
Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
Лист коррекции рабочей программы
№ урока | Тема урока | Сроки | Причина | Подпись зам. директора по УВР | |
План. | Факт. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...
Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского
Рабочая программа по искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...
Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству Примерной учебной программы основного обра...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеево...
Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс
Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...