Открытый урок
план-конспект урока по музыке на тему

Федорова Елена Вячеславовна

Конспект урока музыки   4 класс

Цель – Знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирования музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского – балет «Петрушка». 

 Задачи:

1.Образовательные:

1) Знакомство с образом ярмарки на примере балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского

2)Повторение средств музыкальной выразительности

2.Развивающие

1)Развитие музыкальной отзывчивости.

2)Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)

3)Развитие практических навыков игры на ДМИ

4) Развитие творческого отношения к музыке.

5)Активизация познавательной деятельности.

3.Воспитательные

1) Воспитание умения работать в группе.

2)Воспитание уважения друг к другу.

3)Воспитания любви и интереса к музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_muzyki_4_klass.docx24.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки   4 класс

Учитель музыки Федорова Е.В.

СЛАЙД 1     Тема: «Ярмарочное гулянье.  Ярмарка»

СЛАЙД 2    

Цель – Знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирования музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского – балет «Петрушка».  

СЛАЙД 3    

Задачи:

1.Образовательные:

1) Знакомство с образом ярмарки на примере балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского

2)Повторение средств музыкальной выразительности

2.Развивающие

1)Развитие музыкальной отзывчивости.

2)Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)

3)Развитие практических навыков игры на ДМИ

4) Развитие творческого отношения к музыке.

5)Активизация познавательной деятельности.

3.Воспитательные

1) Воспитание умения работать в группе.

2)Воспитание уважения друг к другу.

3)Воспитания любви и интереса к музыке.

СЛАЙД 4

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Вход под музыку (припев «Ярмарки краски» исполнитель В. Леонтьев)

На экране иллюстрация картины Нагорнова Владислава Анатольевича

«Ярмарка»

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Вячеславовна Федорова.

Сегодняшний урок-путешествие проведу у вас я.

- Посмотрите на экран, как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока?

 Итак, мы с вами отправляемся на ярмарку.

Каковы цели урока?

ОБРАЗ ЯРМАРКИ

- Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка?

(как вы представляете себе ярмарку?…вам поможет иллюстрация на  экране)

(Ответы детей.)

СЛАЙД 5    

- Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года.

     Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!»

СЛАЙД 6    

       Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу вас выполнить следующее задание:

     1 группа -  вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики.. Подумайте, как вы будете зазывать покупателей.  (На столе у ребят лежит ожерелье из сушек)

    2 группа -  вы продаете посуду, украшенную хохломской росписью. (На столе у ребят – сахарница, солонка).

     3 группа - вы продаете сказочных птиц - сувениры. (На столе – изделия народных промыслов).

       Каждый из вас продавец. По моей команде каждый,  не сговариваясь,  начнет расхваливать свой товар. И, начали! (мои подсказки: покупаем маковые сушки, бублики. Самые вкусные только у нас!, сахарницы, солонки расписные, подходите, покупайте!, сказочные птицы, птицы-счасться, покупай, не скупись!»)

      Нет, если вы будете очень тихо расхваливать свой товар, то к вам никто никогда не подойдет. (Повторяем задание все вместе)

Стоп. Спасибо, ребята.

Теперь нам, я думаю понятно, что происходило  на ярмарке.

СЛАЙД 7    

ОБРАЗ СКОМОРОХА

- На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!  (На экране изображение скоморохов)

       Без этого весельчака и балагура не обходилась ни одна ярмарка. Он

пел, танцевал, шутил со всеми. Кто этот герой?  -

(Ответы детей - конечно, Скоморох)

СЛАЙД 8    

       На иллюстрации справа вы видите Скоморохов, которые разыгрывают кукольные представления. Посмотрите, какой кукольный герой появился на нашей  ярмарке? (ответы детей – Петрушка)

СЛАЙД 9

 (Я достаю перчаточную куклу-Петрушку и декламирую):

 

СЛАЙД 10        

Эй! Народ честной да удачливый,

     Все на ярмарку поворачивай.

- Кто из вас хочет сыграть роль скомороха?

Выбираю 1 ребенка, надеваю ему на руку куклу-перчатку, даю текст.

Встань, пожалуйста,  со своего места, повернись к ребятам и громко, с выражением прочти эти слова:

     Поближе подходите!

     Глаза получше протрите!

     У нас тут уйма идей

     Для взрослых и для детей.

(ребенок декламирует стихи)

- И у нас сегодня много идей и затей.

Игра «Я - композитор»

- Давайте попробуем сочинить музыкальное произведение «Петрушка».

СЛАЙД 11 (Средства музыкальной выразительности)

 СЛАЙД 12  

1. Какое настроение будет у нашего произведения?  (Из предложенных на доске прилагательных выберите подходящие) (на доске прилагательные: резкая, торжественная, праздничная, печальная, нежная, яркая…)

- Молодцы, ребята. (На экране появляются названия средств музыкальной

выразительности).  

2. Какую мелодию можно подобрать к нашему музыкальному произведению? (протяжную или отрывистую?)   - (ответы ребят)

3. В каком ладу она будет написана? (Мажор или минор?)

4. Какой темп - скорость будет у нашей «Ярмарки»  

- (ответы ребят)

5.  А теперь подберите динамические оттенки. (Что такое динамика? – громкость) (ответы ребят)

5. В каком регистре она будет написана? (Верхний, средний, нижний)

6. Какие музыкальные инструменты исполнят наше произведение? (ответы ребят)

СЛАЙД 13

- Каждый из вас побывал в роли композитора и сочинил веселое и задорное музыкальное произведение.

СЛАЙД 14

5. Слушание музыки 

- А теперь давайте послушаем, какой образ Петрушки, образ ярмарки получился у  русского композитора Игоря Федоровича Стравинского (на экране – фото композитора, годы жизни)

- Сопоставьте образ Петрушки композитора и тот, который получился у

нас. (Слушание фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского).

СЛАЙД 15

1) Совпало ли настроение музыкального произведения Стравинского с тем, что у нас получилось?

2) Почему композитор взял и соединил несколько мелодий, превратив в шум и  гомон?

Стравинский показал нам оживленный характер многолюдной ярмарки, показал веселого Петрушку.

Вспомните, как мы наперебой расхваливали свой товар, + добавьте выкрики скоморохов – и вы получите этот шумный образ.

СЛАЙД 16

6. Пение частушек

( использование перчаточной куклы)

    Эй, не стойте у дверей,

    Заходите к нам скорей! – выкрикивает Петрушка.

    Мы все частушки пропоем

    Вас послушать позовем.

(выдаю тексты частушек, давайте вспомним мелодию частушек)

(все вместе 1)

К нам сюда скорее просим,

Подходи, честной народ.

Веселиться начинайте.

Всех нас ярмарка зовет!

- Молодцы, вспомнили мелодию. Усложним задание.  Петь мы будем стоя, по очереди – мальчики, девочки. Во время проигрыша не стойте смирно, придумайте танцевальные движения, например, (показываю «ковырялочка»).

(пение с  движениями)

СЛАЙД 17

(девочки)

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к вам пришли матрешки!

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные

(мальчики)

 Мы на ярмарке бывали

 И подарки выбирали.

 Принесли вам сундучок –

Позолоченный бочок.

СЛАЙД 18

(вместе)

  Велика Россия наша,

 И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Пели с душою вы, молодцы! Будете знатные вы….(кто?)

Ну конечно же, певцы!

7.Игра «Что находится в огромном мешке»

- Наш Петрушка-затейник принес огромный мешок, без вас открывать запретил, что в мешке – не сказал, вам загадку загадал.

Смотрим на экран (на экране загадка)

«Дорог этот предмет к обеду», — гласит русская пословица.

Этот предмет -  самый практичный  из всех столовых приборов.

Он изготавливается из золота, серебра, дерева и т.д.

Этот предмет иногда украшают росписью.

Часто его используют для декора помещений, то есть для украшения.

А также этот предмет используют как музыкальный инструмент.

Что находится в мешке?

СЛАЙД 19

Конечно, деревянные ложки.

СЛАЙД 11

8. Игра на муз. инструментах

Следующую потеху придумал для вас Скоморох.

Ложки – это ударный инструмент, они издают хлопающий звук.

          Давайте попробуем взять в руку ложку. Для этого покажите мне ладонь правой руки. (Я также показываю им  свою ладонь).

      Указательным пальцем я прижимаю черенок ложки (я показываю) Повторяйте за мной.

        Посмотрите на свою ложку. Углубление черпака смотрит как раз на меня.  Держим первую ложку.

           Вторую ложку мы зажимаем остальными тремя пальцами (я показываю ребятам). Черпаки смотрят в разные стороны.

        Очень сильно не зажимайте ложки, иначе никакого музыкального звука мы не получим. Держим 2 ложки.

     А теперь ударяем о левую ладонь 2 ложками. Мы услышим красивый звук. Пробуем все вместе.

А) Молодцы, теперь попробуйте исполнить следующий ритм:

11, 1     11, 1…….

Я наиграю вам русскую народную мелодию.

Попробуйте подыграть на музыкальных  ложках, исполните этот же самый ритм.   (исполнение с музыкой).

Задание Б смотрим по времени!!!!!

Б) 2 куплет мы исполним следующим образом.

Немного развернитесь на стуле ( в сторону прохода между рядами)

         Для игры на ложках мы будем использовать правую ногу. Посмотрите, как я ударяю ложками о ногу (я показываю), а теперь повторите за мной (дети исполняют)

     А теперь то же самое задание выполним с музыкой. (исполнение)

Молодцы, ребята, справились с этим сложным заданием.

Как думаете, какие еще муз. инструменты можно услышать на ярмарке? Слайд с муз. инструментами.

СЛАЙД 21

9. Вокальная импровизация «Сочини мелодию»

 (перчаточная кукла Скоморох)

Внимание! Внимание! Внимание!

Подходит к завершению веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Песню сочинить зовет!

СЛАЙД 22

- На экране вы видите текст, который нужно пропеть. Сочините каждый свою мелодию. Я вам даю 1 минуту на сочинение.

Пришла пора нам с ярмаркой прощаться

И ей мы До свиданья говорим.

За добрый смех и за участье

Друг друга мы благодарим!

СЛАЙД 23

10. Подведение итогов.

- Итак, давайте вспомним, где мы сегодня побывали.  (На ярмарке.)

- Мы сами были композиторами, сочинили музыкальное произведение под названием «Петрушка», вспомнили некоторые средства музыкальной выразительности, такие как мелодия, лад, темп, динамика, регистр

- Вспомните, какой известный русский композитор написал замечательный балет «Петрушка»? (И.Ф.Стравинский)

- Вы замечательно спели  веселые….(частушки) – были вокалистами.

- Играли на музыкальном инструменте…. (на ложках).

Спасибо вам за этот замечательный праздник.

СЛАЙД 24 - 37 Исполнение песни "Ярмарка"

СЛАЙД 38

До свидания, ребята! До скорой встречи!

СЛАЙД 39 - 41 Литература и ссылки 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...