Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta.docx | 22.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»
Табл № 1
Авторы, разработчики: | Учебник Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Музыка». |
Предмет | Музыка |
Класс | 5 |
Цель урока | Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения. |
Задачи |
|
Тип урока | Комбинированный урок. |
Тема | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. |
Оборудование | Компьютер, видео ряд к музыкальному произведению, видео ряд с портретами композитора Г.В.Свиридова, портрета писателя В.П.Астафьева, портрета поэта С.Есенина; видео ряд родных мест Г.В. Свиридова и Е.А.Есенина. |
Табл № 2 Планируемый результат
Предметные умения: 1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета. 2. Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них; знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия. 3. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью; узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики. | Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками. Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока. Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; освоение ознакомительного, поискового чтения; Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания, используя новые понятия; уметь задавать вопросы. |
Табл. № 3 Организация пространства
Формы работы | Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) и т.п.) |
Индивидуальная, групповая, фронтальная. | - Учебник; - Тетрадь; - Фонохрестоматия; - Компьютерная презентация материала. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | 1 этап – Мотивационный | -Здравствуйте, ребята! В этом году у нас очень интересные темы: «Связь музыки с разными видами искусства». В первом полугодии мы рассматриваем связь двух видов искусства: музыки и литературы. Наша задача исследовать, что объединяет эти два вида искусства? – Как он относится к Родине? – Кто исполнил это произведение? | Слушание «Запевки» И.Северянина, Г.В.Свиридова. Просмотр видео ряда. Варианты ответов учащихся. | Личностные Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости Регулятивные Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Познавательные:общеучебные-формулирование темы урока |
2 | 2 этап - Осмысления новой информации | Сообщение: биография Свиридова В.В. -Я думаю, что вам хорошо известен этот поэт. -Послушайте несколько фрагментов самых известных стихов этого поэта. – Вы догадались – это С.Есенин. Красивые стихи этого поэта? (Выписать на доску: динамика, ритм, темп, интонация, мелодия, характер, тембр, лад…) Итак, давайте вслушаемся… Работа с текстом. <Приложение № 1>. Поет зима – аукает, У. – Какая музыка будет созвучна этим строчкам? … (Зима – образ богатырской силы, мужества, «стозвон» – звон колокола.Это – символ Руси) по характеру, ладу, темпу, динамике. Учащиеся предлагают варианты, например: Характер – тревожный, решительный У. – …Кругом с тоской глубокою – Будет ли изменяться музыка? Как? Учащиеся предлагают свои варианты. Характер – решительный, но более спокойный У. – …А по двору метелица У. – Какой возникает образ? Как он изображается в стихах? Как его изобразить в музыке? Варианты учащихся, например: Темп – более быстрый У. – …Воробышки игривые, У. – Опять новый образ. Как изобразить « сиротливых, голодных, усталых воробышков»? Варианты учащихся, например: Характер – более мягкий У. – …А вьюга с ревом бешеным – Как изменяются образы, как изменяется их характер? Варианты учащихся, например: Ритм – четкий У. – …И дремлют пташки нежные У. – Как заканчивается стихотворение С. Есенина? Как это передать в музыке? Варианты ответов учащихся, например: Темп – спокойный У. – Музыка постоянно изменяется. Как? | Ответы на вопросы учителя. Называют поэта. Работа с текстом. Предлагают варианты ответов. | Коммуникативные Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества Познавательные: Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы, попытка классифицировать; действия постановки и решения проблем; учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке. Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию |
– Чем пользуются композиторы, создавая музыкальный образ? (Выписать на доску: динамика, ритм, темп, интонация, мелодия, характер, тембр, лад…) Итак, давайте вслушаемся… Работа с текстом. – Музыка постоянно изменяется. Как? | ||||
3 | 3 этап - Включение в систему знаний и повторение | Анализ произведений: Вторая часть «Поет зима – аукает» В.В. Свиридова; рассказ «Слово о мастере» В.П.Астафьев. -Давайте послушаем, совпадет ли ваш вариант с версией композитора Г.В.Свиридова. | Слушание второй части «Поет зима – аукает», слова Свиридова. Анализируют, отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию Познавательные Учатся определять интонационное сходство, единство средств выразительности двух видов искусства. |
4 | 4 этап - Рефлексия | – Мы увидели, что литература и музыка могут быть вдохновением для творческих людей. Есть общие жанры. Есть общие средства выразительности. Идеи люди творческих профессий черпают для своих произведений из реальной жизни. Литература, музыка всегда Удрас А.Ф. – Основная тема произведений – тема Родины. Но с чего начинается любовь к стране? …С малой родины – с любви к маме, к дому, друзьям… | Ответы на вопросы. Самоанализ. | Регулятивные: Открытость учащихся в осмыслении своих действий Личностные: формирование самооценки, самоуважения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе ФГОС по музыке. Тема урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".
В классе 13 учеников. Разделились на 4 группы, которые выполняют задания по карточкам. В каждой группе выбран учитель, который оценивает работу группы. Для выразительного чтения, заранее д...
Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)
Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" (6 класс)...
Разработка урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"
Писатели и поэты - мастера слова - пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому. Недаром русский композитор А. Н. Серов г...
Тема урока : Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Цель: Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения;активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на о...
Презентация к уроку " Писатели и поэты о музыке и музыкантах "
Цель: Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения;активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на о...
Дополнительный информационный материал для 5 класса, раздел "Что роднит музыку и литературу?", тема урока: "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"
Информационный материал...
Технологическая карта урока " Гармонии задумчивый поэт"
Ознакомить с музыкальными произведениями разных жанров и форм (фортепианные пьесы- полонез, мазурка, вальс, прелюдия, этюд, ноктюрн ) Способствовать накоплению музыкальных впечатлений, связанных с вос...