Образы романсов в творчестве русских композиторов
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему
Роль романса в творчестве русских композиторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_starinnyh_russkih_romansov.docx | 23.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: образы старинных русских романсов.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности, организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок я бы хотела начать стихами Беллы Ахмадулиной:
Не довольно ли нам пререкаться
Не пора ли предаться любви,
Чем старинней наивность романса
Тем живее его соловьи.
Толь в расцвете судьбы, толь на склоне,
Что я знаю про век и про дни,
Отвори мне калитку в былое
И Былым мое время продли.
Учитель:
- Сегодня на уроке, мы отвлечемся от нашей современной жизни с ее сумасшедшим и стремительным темпом и «отворим калитку в былое», окунемся в мир старины.
2.Актуализация знаний.
Учитель:
- Посмотрите на выставку из рисунков, которые появились на слайде: веер, русский платок, шкатулка, свечи в подсвечнике, перо с чернильницей, колокольчик. СЛАЙД №1
- Что вы знаете об этом предмете (показывает на веер)
Учащиеся:
- Украшение, язык жестов. С помощью него красавицы посылали своим обожателям тайные знаки. Например, приложенный к правому уху веер означал просьбу надежно хранить секрет.
Учитель:
- Что вы знаете об этом предмете? (показывает на шкатулку)
Учащиеся:
- Для хранения старинных вещей, украшений. Потом появились музыкальные шкатулка – настоящие произведения искусства. Шкатулки изготавливали из ценных пород дерева, драгоценных камней.
Учитель:
Показывает оставшиеся предметы старины
- Что общего между всеми этими предметами?
Учащиеся:
- Это все предметы старины (слово старина на доске, пишу маркером).
3.Постановка учебной задачи.
Учитель:
- Ребята, а давайте попробуем пополнить нашу выставку рисунков еще одним предметом старины, это музыкальный инструмент, который нужно угадать. Слушают РНП «Тонкая рябина» в сопровождении гитары. ДОСКА ВЫКЛЮЧАЕТСЯ 1 минута.
- Какой музыкальный инструмент прозвучал, и что можете рассказать о нем? В какой стране был популярен?
Учащиеся:
- Струнный музыкальный инструмент, был популярен в Испании.
На выставке появляется гитара. СЛАЙД №2
Учитель:
- В этом произведении прозвучала не только гитара, но еще был и голос. А как называются вокальные произведения для голоса, которые исполняются в сопровождении гитары?
Учащиеся:
- Романс (слово романс появляется на доске, пишу маркером)
Учитель:
- Так о чем сегодня на уроке мы будем говорить?
Учащиеся:
- Старинные романсы
Учитель:
- Правильно. Тема сегодняшнего нашего урока: «Образы старинных романсов». СЛАЙД №3. ДОСКА ВЫКЛЮЧАЕТСЯ.
4.Открытие учащимися новых знаний
Учитель:
- Старинный русский роман – целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и сегодня. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композиторы, о которых мы сегодня поговорим, их имена вы услышите позже.
- Предлагаю послушать романс «Колокольчик» на слова поэта Ивана Макарова. (Портрет вывешивается на доске). У вас на столиках лежит текст стихотворения.
- Попробуйте раскрыть содержание этого стихотворения, и почему произведение называется именно «Колокольчик». Слушание романса «Колокольчик» 3.30 минут
Учитель:
-Что описывается в этом стихотворении? Прочитайте из стихотворения.
Учащиеся:
- Описывается дальняя дорога, где слышится звон колокольчика, размышления, тоска, воспоминание.
Учитель:
- А кто главный герой стихотворения, чья песнь заливается ?
Учащиеся:
-Ямщика
Учитель:
- Кого на Руси называли ямщиком?
Учащиеся:
- Управляющий лошадиной тройкой
Учитель:
- А какой символ дороги, вот этой тройки лошадей был? Так почему назвали романс «Колокольчик»? Прочитайте начало и конец романса. Что нам слышится в этом романсе?
Учащиеся:
- Колокольчик. Слышится, как будто он звучит. А так как он был символ дороги, поэтому и назвали его «Колокольчик».
Учитель:
- Какой характер музыки, выберите из предложенный ассоциаций на доске.
Учащиеся:
- Нежная, спокойная, грустная, печальная, задумчивая.
Учитель:
- Так как в этом романсе затрагивается тема природы и души русского человека, попробуйте выбрать, какой образ из предложенный на доске, рисуется в этом старинном романсе? (на доске слова: исторический, комический, лирический, драматический, трагический)
Учащиеся:
- Лирический. А лирика была здесь внешняя или внутренняя?
Учитель:
- Какой инструмент сопровождал романс?
Учащиеся:
- Фортепиано
Учитель: ВКЛЮЧАЕТСЯ ДОСКА
- Давайте обратимся к нашей выставке, какие предметы по принадлежности близки романсу «Колокольчик»
Учащиеся:
- Колокольчик, русский платок.
Учитель:
- А как вы думаете, для кого предназначался этот романс, для простого народа или светского общества, почему?
Учащиеся:
- Для простого народа, потому что описывается природа, ямщик, который управляет лошадьми, а он выходец из простого народа.
Учитель:
- Сейчас мы с вами послушаем еще один старинный романс «Я вас любил». Может кто-то скажет автора этих стихов? на стихи А.С. Пушкина (Портрет вывешивается на доске). СЛУШАЕМ РОМАНС 3 минуты. ДОСКА ВЫКЛЮЧАЕТСЯ
Учитель:
- О чем романс?
Учащиеся:
- О любви
Учитель:
- Какая любовь взаимная или безответная. Найдите в тексте доказательство и прочитайте
Учащиеся:
- Безответная. Я Вас любил безмолвно, безнадежно.
Учитель:
- А какими чувствами наполнен этот романс, как автор относится к девушке, которой говорит эти слова? Найдите доказательство в тексте.
Учащиеся:
- С любовью, нежностью, искренностью, волнением, благодарностью. Я вас любил так искренне, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим.
Учитель:
- Какое настроение передает музыка, выберите из предложенных ассоциаций на доске?
Учащиеся:
- Нежная, трепетная, проникновенная.
Учитель:
- Какой образ в этом романсе, выберите из предложенных слов на доске
Учащиеся:
Лирический, но затрагивает внутренний мир человека, его душу, чувства.
Учитель:
- Какие инструменты прозвучали здесь?
Учащиеся:
- Народные инструменты.
Учитель: ВКЛЮЧАЕТСЯ ДОСКА
- Давайте обратимся к нашей выставке и выберем предмет, близкий по образу
Учащиеся:
- Веер, шкатулка.
5.Включение новых знаний в систему знаний и повторений.
Учитель:
- Итак, мы познакомились с двумя романсами, которые являются шедеврами русской музыкальной культуры. Подведем итог, заполнив таблицу и сравним.
Появляется слайд с таблицей. СЛАЙД №4
Учитель:
- Что вызвало у вас затруднения?
Учащиеся:
- Композитор
Учитель
- Чтобы заполнить, кто композитор этим романсов, послушайте небольшие сведения об авторах и самостоятельно определите, какой романс написал данный композитор.
На слайде появляются два портрета (Гурилева и Шереметева) СЛАЙД №5
Учитель
Борис Сергеевич Шереметев (1822-1906) владелец имения в селе Волочаново. Он был младшим из 10 детей. Получил блестящее образование, с 1842 года служил в лейб-гвардии Преображенскому полку, учувствовал в Севастопольской обороне. В 1878 году являлся предводителем дворянства Волоколамского уезда, организовал музыкальный салон, который посещали соседи – дворяне.
Александр Львович Гурилев (1802-1856) – Родился в семье Льва Гурилева – крепостного музыканта графа Орлова. Первое музыкальное образование получил от своего отца, крепостного музыканта. Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также в квартете князя Голицына. В 1831, после смерти Орлова, вместе с отцом получил вольную и отправился в Москву, где вскоре стал известен как композитор, пианист и педагог.
Учащиеся:
- Автор романса «Колокольчик» А.Гурилев, так как он сын крепостного крестьянина и общаясь с простым русским народом сочинил романс. Композитор Шереметев представитель светского общества и по духу романс «Я вас любил» близок знатным дамам и господам.
6.Итог урока
Учитель:
- Какие образы могут быть в романсе?
- А существуют ли в наше время романсы?
- Вы любите путешествовать
- Чувства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы романсов и песен русских композиторов
Данная презентация используется при знакомстве с темой "Романсы". Учащиеся знакомятся с историей возникновения этого музыкального искусства, песенного жанра.Они узнают причину и...
Поэтичекий образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
Раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки. Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», ...
Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
Интегрированный урок (музыка и литература) для 5 класса...
Презентация на тему: "образы романсов в творчестве русских композиторов"
Презентация к уроку...
Образы романсов и песен русских композиторов
Презентация о романсах и песнях знаминитых композиторов...
6 класс - Урок № 2 - Образы романсов и песен русских композиторов
Цель урока: Ввести учащихся в эмоционально – образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романсаЗадачи урока: Образовательные: расширить знания о понятии «роман...
Музыкальный проект «Сказочные образы в творчестве русских композиторов»
Эстетическое воспитание учеников начальной школы через знакомство с классической музыкой....