Урок музыки в 3 классе, 2 четверть, тема "Древнейшая песнь материнства"
учебно-методический материал по музыке на тему
Воспитывать чувство любви и глубокого уважения к матери. Познакомить с образом Богоматери в русском искусстве, с образом Мадонны в Западно-Европейском искусстве, с образом матери в искусстве 19-20 вв., и в современном искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 3 классе "Древнейшая песнь материнства" | 54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК МУЗЫКИ В 3б КЛАССЕ 14.11.2017г.
«ДРЕВНЕЙШАЯ ПЕСНЬ МАТЕРИНСТВА»
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «О РОССИИ ПЕТЬ – ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»
ТЕМА УРОКА: «ДРЕВНЕЙШАЯ ПЕСНЬ МАТЕРИНСТВА»
ТИП УРОКА: УРОК-ОЗНАКОМЛЕНИЕ.
ЦЕЛИ: Формировать позитивное отношение к обучающим ценностям.
ЗАДАЧИ:
- Познакомить с образом Богоматери в русском искусстве.
- Познакомить с образом Мадонны в Западно-Европейском искусстве.
- Познакомить с образом матери в искусстве 19-20 вв., и в современном искусстве.
- Воспитывать чувство любви и глубокого уважения к матери.
- Учить внимательному, заботливому отношению к ней.
- Содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию сплоченности и ответственности за порученное дело.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- Музыка и песни автора-исполнителя Веры Дворяниновой «Леленьки-леленьки», «Если мама пожалеет».
- Народная колыбельная песня.
- Ф.Шуберт «Ave Maria»
- Песня для мамы.
МЕТОДЫ:
- Словесный (рассказ, беседа, анализ).
- Наглядный (слуховой, зрительный).
- Художественно-практический.
- Метод эмоциональной драматургии.
В ХОДЕ УРОКА ИСПОЛЬЗОВАНЫ:
- Технические средства обучения (мультимедийная техника);
- Икона Владимирской Божией Матери;
ЛИТЕРАТУРА:
- Гамзатов Р. Стихи. – М.,1980.
- Картинная галерея «Старые мастера».- Дрезден, 2010.
- Музыка 1-4 классы. Методическое пособие. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.,2004.
- Музыка. Учебник для 3 класса. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.,2007.
- Островой С. Избранные стихи. Л.,1985.
- Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Начальная школа. –М.,2009.
- Православные святые. Ионина Н.А. РООССА. 2010.
Ход урока
Вход в класс под музыку Веры Дворяниновой.
В исполнении учителя звучит стихотворение Расула Гамзатова «Мама»:
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове сущего душа.
Это искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово - это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем исток всего, ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его: МАМА!
- Ребята, кому будет посвящен наш сегодняшний урок? ( Маме).
- Правильно. В последнее воскресенье ноября в России с 1998 года по указу Президента отмечается День Матери. В этом году мы отмечаем этот праздник 26 ноября.
- Кто из вас слышал об этом празднике?
- Тема нашего урока звучит так: «Древнейшая песнь материнства». Слайд 1.
Мы познакомимся с образом с образом Мадонны в Западно - Европейском искусстве, Богоматери в русском искусстве, с образом матери в современном искусстве. Вспомним хорошо известные вам песни и услышим новые музыкальные произведения.
- Какую самую первую песню слышит ребенок от своей мамы, бабушки?
- Колыбельную. Слайд 2.
- Кто может напеть колыбельную песенку? (по желанию)
- В качестве распевки предлагаю спеть народную песню «Люли, люли, люленьки»
Распевка песню «Люли, люли, люленьки»
- А как вы думаете, современные композиторы могут сочинять колыбельные песни? Они могут быть похожи на народные?
-Такие песни называют композиторскими в народном духе.
Слушание песни Веры Дворяниновой «Леленьки-леленьки».
Ребята во всех странах мира покровительницей матерей, материнства является Божия Матерь. Просто называют ее по-разному: Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна. Потому что Богородица – прежде всего мать. У меня в руках икона Казанская Божия Матерь. Ее образ – вечный символ страдающей матери за трагическую судьбу своего сына.
Посмотрите на икону Владимирской Божией Матери. Слайд 3.
Именно о ней художник Игорь Грабарь сказал, что она – «Древнейшая песнь материнства». Согласно священному преданию, этот образ был написан апостолом Лукой на доске от стола, за которым Пресвятая Богородица трапезовала со Своим Божественным Сыном и праведным Иосифом. Икона была написана еще при жизни Божией Матери. Вот уже более 2000 лет посвящают Деве Марии свои творения художники, скульпторы, поэты и композиторы.
-Посмотрите, какой величественный образ Мадонны (Слайд 4) воплощен в картине итальянского художника Рафаэля (Рафаэлло Санти). Картина с 1754 года находится в Германии, в г. Дрездене в Картинной галерее «Старые мастера».
- Давайте рассмотрим картину!
На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и Святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога. Фигуры образуют треугольник. Раскрытый по сторонам занавес лишний раз подчёркивает геометрическую продуманность композиции. Это одно из первых произведений, в котором зритель незримо оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.
В образе Марии глубокая материнская нежность и тревога за судьбу младенца. Её одежда проста, она ступает легко по облакам босыми ногами, прижимая к себе сына, окружённая светом ...
Святой, у ног которого изображена папская тиара (тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор), подчёркивающая его высокий сан, указывает своей рукой в сторону наблюдателя, и Мадонна с младенцем смотрят в указанном им направлении, в то время как Святая Варвара склонила голову. Первоначальное место картины было перед большим распятием, поэтому выражения лиц и позы фигур на картине обусловлены их чувствами при виде страданий и смерти Христа.
Слушаем Франца Шуберта «Ave Maria» в исполнении Робертино Лоретти. (Видео). Итальянский певец, в подростковом возрасте завоевавший мировую известность.
-Какой голос? Какой темп, динамика?
- Найдите слова, которые передают ваши чувства? (Пользуемся Словарем)
(Величие, радость, красота, спокойствие, мир, достоинство, благородство, простота, свет.)
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин художник 19-20 вв. Тема материнства – одна из главных тем его творчества: «Богоматерь Умиление Злых Сердец», «Петроградская мадонна», «Мать».
- В трудные времена для Родины вставали на ее защиту сыновья: плакат «Родина-Мать зовет!»
- Ребята, мы сказали много добрых и нежных слов, говоря о картинах великих художниках , а эти слова подходят к образу вашей мамы?
-Да.
- Мы подготовили стихотворение о маме.
- Елена Благинина «Солнышко».
Нет никого моей мамы дороже.
Нет никого справедливей и строже.
Нет никого моей мамы добрей,
Ласковой мамочки милой моей!
Как я люблю ее теплые руки!
Тихого голоса нежные звуки.
С мамой и солнце нам светит сильней
Холодно в мире без мамы моей!
Кто пожалеет и кто обогреет?
Ночи не спит, когда мы заболеем.
Нет никого в целом мире родней.
Мамы единственной милой моей!
- Ребята, а вы заботитесь о своей маме как она о вас? Давайте покажем как можно помочь маме месить тесто для пирога, наливать чай из чайника (физминутка).
- В народе живет много пословиц о маме. Они передаются из поколения в поколение. Какие вы знаете пословицы?
- Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает. Птица рада весне, а младенец матери. Нет милее дружка, чем родимая матушка. При солнышке тепло, при матери – добро. Родную мать никем не заменишь. Что материнской рукой дано, то впрок пойдет. Материнская ласка конца не знает. Жалей мать родную – не найдешь другую. Для матери ребенок – до ста лет дитенок.
Давайте разучим песню «Песня для мамы»
Итог урока:
- Что понравилось?
- Что особенно запомнилось?
- Что нового узнали на уроке?
- О ком шла речь на уроке?
- Какие музыкальные произведения звучали на уроке?
- Нарисуйте дома мамин портрет. Пожелайте своим мамам и бабушкам здоровья, любви, добра и счастья.
Выход из класса под песню Веры Дворяниновой «Если мама пожалеет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и пляски". 2 класс
Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и плясовые" 2 класс. Цель урока: Выявить жанровые особенности хороводных и плясовых песен....
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....
Конспект урока музыки 2 класс Тема: "Развитие музыки в хороводных песнях и танцах"
1. Сформировать представление о «развитии музыки» (темп, вариации, ритм, динамика, тембр);2. Расширить знания о хороводных песнях и танцах;3....
технологическая карта урока. музыка 5 класс. "мир русской песни"
технологическая карта урока. музыка 5 класс "Мир русской песни" по программе В.В.Алеев, Т.И. Науменко, .Н. Кичак ФГОС...