Внеклассные мероприятия как одна из форм развития творческих способностей детей.
методическая разработка по музыке на тему
Воспитать всесторонне развитую личность, вырастить ребёнка самостоятельным, готовым к самореализации во взрослой жизни родителям помогают учреждения дополнительного образования детей. Но массового обязательного обучения разным видам искусства фактически не существует. А вместе с тем на протяжении всей истории человечества изобразительное искусство и музыка были и остаются необходимой частью нашей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учреждения дополнительного
образования детей
« Детская школа искусств г. Нарьян-Мара».
Статья
Внеклассные мероприятия как одна из форм развития творческих способностей детей.
Преподаватель
ГБУ ДО НАО « ДШИ г.Нарьян-Мара»
Ерофеева Г.П.
2016г.
СЛАЙД №1 Бессмысленно превращать человека в мешок по сбору информации, считают детские психологи.
Знания в определённых областях, безусловно, важны. Но всегда ли дают они понимание мира, помогают ли постичь смысл событий?
Обнищание души при обогащении информацией - болезнь нашей культуры. Рецепт лечения прост: больше внимания уделять литературе, изобразительному искусству, музыке. Только так можно избежать печального результата современного образования, когда из школы выходит человек с огромной головой и маленьким сердцем.
Воспитать всесторонне развитую личность, вырастить ребёнка самостоятельным, готовым к самореализации во взрослой жизни родителям помогают учреждения дополнительного образования детей. Но массового
обязательного обучения разным видам искусства фактически не существует.
А вместе с тем на протяжении всей истории человечества изобразительное искусство и музыка были и остаются необходимой частью нашей жизни.
Творчество понятие многогранное, и его азы мы стараемся привить всем учащимся Детской школы искусств. В нашей школе дети обучаются изобразительному искусству и музыке. Бесспорно, что на развитие личности оказывает влияние всё его окружение: от родителей, воспитателей детских садов и педагогов школ до преподавателей музыкальных школ. Но роль педагога - музыканта особенна.
Каждого только что пришедшего в школу ребёнка можно сравнить с
чистым листом бумаги. От профессионализма преподавателя зависит, будет
ли листок и внутренний мир ребёнка разукрашен и наполнен яркими красками бытия или он будет сер и однообразен. Занятия в классе специальности индивидуальные, у педагога есть исключительная возможность «зомбировать» душу ребёнка в хорошем смысле этого слова и
приобщать его к тайнам мировой музыкальной культуры. Поэтому каждый педагог должен быть и хорошим психологом тоже.
Музыка - язык души. Учить трудиться душу надо с самого раннего детства. Начиная с первого урока, начинается постоянная работа над раскрытием творческих способностей личности каждого ребёнка. Но по независящим от нас причинам не все дети обладают яркими способностями и тем более готовым даром.
У ребёнка пришедшего обучаться игре на инструменте не стоит на лбу
печать одарённости. Обучение игре на инструменте и тем более развитие творческих способностей - долгий и кропотливый труд, как педагога, так и самого ученика. Интерес и любовь к музыке, к своему инструменту, умение быть откровенным на сцене должны формироваться только в творческой обстановке всего процесса обучения.
Показатель успешной работы педагога – музыканта яркое и эмоциональ-
ное выступление ученика помимо умения владения инструментом. А где же творчество самого ребёнка? С первого же выступления ребёнок сталкивается со сложными исполнительскими задачами, поскольку исполнение музыкального произведения – это не просто грамотное воспроизведение текста, а живой процесс воплощения творческого замысла исполнителя.
Кроме хороших технических навыков учащемуся необходим ещё и определённой степени эмоциональный накал, требующий оптимально высокой степени активности всего организма, всех его систем (специфическая форма возбуждения, которую можно определить как состояние творческого вдохновения). Уверенность в себе и хорошо подготовленное с преподавателем концертное выступление, эмоциональный подъём придают юному исполнителю необходимую свободу на сцене. Конечная цель исполнения на инструменте – как можно точнее донести до слушателей творческий замысел автора.
В нашей школе проводятся мероприятия, в которых принимают участие, как учащиеся, так и преподаватели школы. Это музыкальные лектории для учащихся школ, детских садов, различных организаций, для жителей города.
(СЛАЙД№2)Чтобы развивать способности детей, внеклассные мероприятия провожу в форме тематических концертов, в форме познавательных открытых мероприятий, в форме конкурсов, праздничных мероприятий, экскурсий и т.д.
Для мероприятий я составляю сценарии на разные темы, такие как:
СЛАЙД №3-7«В гостях у сказки», СЛАЙД №8«Песни военных лет», СЛАЙД №9«Русские народные инструменты». Ежегодно проходят посвящения в юные музыканты. СЛАЙД №10 Обязательной частью мероприятий являются концертные выступления детей.
Каждый юный музыкант проходит стадии формирования навыков исполнения на сцене, умения выступления на публике. У большинства детей юного возраста ещё не сформированы такие исполнительские потребности, как воплощение образа, самовыражение
Для юных исполнителей и эмоционально неустойчивых детей есть возможность выступить и исполнить пьесы на музыкальной переменке. Это я так назвала. Слушатели – педагоги и учащиеся класса. Каждый учащийся может попробовать свои силы и почувствовать себя исполнителем.
Участие в музыкальной переменке можно сравнить со стартовой площадкой и первой ступенью в дальнейшей творческой и исполнительской карьере ребёнка. Здесь также есть и важный психологический момент. Процесс выступления порождает у детей специфические переживания и сопровождается состояниями, которые свойственны профессиональной исполнительской деятельности.( СЛАЙД №11) Это-предвосхищающие эмоции (переживание результата предстоящего исполнения), (№12)непредсказуемость результата (успех, провал),(№13) социально - психологические факторы (наличие публики, нахождение на сцене), (№14) уникальность исполнительского процесса ( невозможность повтора) и т.д.
После такого выступления, своего рода испытания, можно выставлять ребёнка на более серьёзное мероприятие.
Учащиеся с удовольствием готовятся к праздникам – концертам в своем классе. Слайд №15-16-17
Это хорошо получается в совместной работе с классными руководителями.
Совместно с учителями общеобразовательных школ, проводим концерты в классе на различные темы (концерт посв. Дню матери с преп. Бычихиной Т.Н. регулярно в ноябре, лучшие музыкальные номера в классе Кононовой Л.Н., «Новогодние картинки» преп. Седова Л.С., на уроке музыки «Весеннее настроение» Горбунова О.А.), а также и общешкольные посв. Дню Победы «И это все о ней», «Заполярная весна» посв. 8 марта в школе №2.
Эти встречи проходят и в образовательных школах и в стенах Детской школы искусств. Слушатели - учащиеся младшего и среднего школьного возраста. Мероприятия проходят по сценарию с обязательными концертными выступлениями юных исполнителей. Выступление учащихся перед своими сверстниками является важной мотивацией в повышении личностной самооценки и даёт импульс к дальнейшей творческой самореализации. Слабым учащимся даётся возможность музицировать в составе ансамблей, вокальных групп и хора. Ребёнок чувствует свою сопричастность к коллективному творчеству.
Учащиеся, у которых уже имеется за спиной багаж выступлений, охотнее участвуют в концертах и других мероприятиях, пробуют свои силы на областных и региональных конкурсах.
Музыкальные концерты проводятся для жителей города. В них принимают участие учащиеся старших классов. Для них такие концертные выступления являются возможностью самоутверждения. Преобладающий мотив выступлений – воплощение музыкального образа, самовыражение на сцене. У исполнителей появляются новые личностные качества, исполнительские свойства и навыки (сценический самоконтроль, волевое начало), более тонкое понимание воплощаемого ими музыкального образа и понимание возможности дальнейшей творческой самореализации.
У учащихся всегда есть возможность выступить на городских площадках(ДК «Арктика», библиотека, городская администрация, в различных организациях) поучаствовать в мероприятиях, проводимых в городе. Такие выступления для знакомой публики и родителей стимулируют у детей желание заниматься концертно-исполнительской деятельностью.
На внеклассные мероприятия приглашаются родители. Они вместе с детьми готовятся к ним, а иногда и принимают в них активное участие.
( СЛАЙД № 18)
Внеклассные мероприятия воспитывают уважительное отношение друг к другу, и взаимовыручку. (СЛАЙД №19)
По возможности публикуем статьи в местных газетах («Нарьяна-Вындер», «Выбор НАО») и на сайте школы. В большинстве статей говориться о прошедших мероприятиях и концертных выступлениях детей с обязательным отражением фамилий и имён участвующих и приложением отдельных фотографий. Любому ребёнку и его родителям приятно найти свою фамилию в газете, которую читают жители всего города.
Для освещения отдельных концертов и событий приглашаем корреспондента с газеты, чтобы поддерживать интерес и родителей и детей.
Не у каждого ребёнка есть возможности участвовать и занимать призовые
места в областных и межрегиональных конкурсах Конкурс «Музыка нас связала» мы проводили в первый раз среди 1х и 2 х классов предпроф. программы. СЛАЙД №20-27
У нас настоящее Жюри – родители, призы, и музыкальные паузы (дети читают стихи, поют). Положение по конкурсу было разработано преподавателями, затем выбор пьес и повторением занимались сами дети по желанию. Нам оставалось проконсультировать и проверить готовность выученных произведений.
Такой способ работы осуществляли в игре между двумя классами.
Необходимо создавать условия для развития творческих способностей и личностной самореализации каждого ребёнка в независимости от уровня его одарённости.
Это и есть содержание и конечная цель работы каждого педагога музыканта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/28/picture-71756.jpg)
Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.
В статье приводится опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт применения экологических знаний в конкретных жиз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-310892-1381172115.jpg)
Внеклассные мероприятия как одна из форм развития творческих способностей детей.
Бессмысленно превращать человека в мешок по сбору информации, считают детские психологи. Знания в определённых областях, безусловно, важны. Но всегда ли дают они понимание мира, пом...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538522-1416902679.jpg)
Единый школьный проект как одна из форм развития творческой одаренности
Выступление на Окружном семинаре учителей информатики...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-342870-1384602362.jpg)
Метод проектов как одна из форм развития творческих способностей учащихся.
Статья о методах развития творческих способностей учащихся на уроках....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-300111-1379773117.jpg)
Внеклассная работа по математике, как форма развития творческой личности
Внеклассная работа по математике – это составная часть учебно-воспитательной работы. Она представляет широкие возможности для всестороннего развития обучающихся, раскрытию их индивидуальных спос...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-1064760-1538501876.jpg)
Доклад на тему: «Ансамблевая игра как одна из форм развития творческих способностей домбриста»
Тема: «Ансамблевая игра как одна из форм развития творческих способностей домбриста»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/17/picture-1207915-1579256677.jpg)
Веб- квест как одна из форм развития творческого мышления и организации проектной деятельности учащихся на уроках математики
Технология Веб-квеста на уроках математики....