ктп по музыке 5 - 7 класс. Критская
календарно-тематическое планирование по музыке (5, 6, 7 класс) по теме

Кобзарь Екатерина Викторовна

ктп и рп по музыке 5 - 7 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ктп по музыке 5- 7 кл50.88 КБ
Файл рп по музыке 5-7 кл31.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование по музыке 5 класс.

Дата

Номер урока

Содержание (тема, раздел)

Кол-во часов

УУД

Оборудование

5 А

5 Б

План

Факт

План

Факт

Музыка и литература                                  18 ч.

02.09

02.09

1

Что роднит музыку с литературой

1

Познавательные:  Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусств. Усвоить  словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки. Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся.

Производить интонационно - образный анализ музыкальных произведений, их выразительных средств и приемов. Понимать связь музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки, созданные на основе различных литературных источников.

Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами познания мира. Усвоить  словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки.

Регулятивные: Выделять и удерживать предмет рассуждения и критерии его оценки, а так же пользоваться на практике этими критериями. Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Импровизировать в пении, игре, пластике. Самостоятельно работать в творческой тетради. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи.

Планировать этапы выполнения работы. Самостоятельно подбирать произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке.   Прогнозировать результаты художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с  литературой, изобразительным искусством, театром, кино; осмысленность и обобщенность учебных действий,  критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, музицировании, о других видах искусства.

Коммуникативные:  Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения;

уметь высказывать свои  размышления о музыке. Передавать собственные впечатления о музыке,  других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствовать учебные действия. Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе. Развивать письменную речь в процессе выполнения самостоятельной работы в творческой тетради. Уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Развитие эстетического сознания и эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства через освоение художественного наследия России и творческую деятельность. Использовать полученные на уроках музыки знания музыкально-художественного освоения мира в процессе самообразования.   Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность сверстников.

Доска, проектор, учебник.

Портреты русских и зарубежных композиторов, музыкальная литература, методическая литература, фонохрестоматия,  дидактический материал,  иллюстрации и т.д. Аудиокассеты, диски, мультимедийные уроки по музыке.

09.09

09.09

2

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей. Вся Россия просится в песню.

1

16.09

16.09

3

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...

1

23.09

23.09

4

Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» «Что за прелесть эти сказки…»

1

30.09

30.09

5

Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» «Что за прелесть эти сказки…»

1

07.10

07.10

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки.  «Песнь моя летит с мольбою»

1

14.10

14.10

7

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

1

21.10

21.10

8

Всю жизнь мою несу Родину в душе… «Перезвоны». Скажи, откуда ты приходишь, красота?                                

1

28.10

28.10

9

Всю жизнь мою несу Родину в душе… «Перезвоны». Скажи, откуда ты приходишь, красота?                                

1

11.11

11.11

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере.

1

18.11

18.11

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере.

1

25.11

25.11

12

«Гармонии задумчивый поэт»

«Песнь моя летит с мольбою»

1

02.12

02.12

13

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» Был он весь окутан тайной - черный гость…

1

09.12

09.12

14

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. Опера-былина «Садко».

1

16.12

16.12

15

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик».

1

23.12

23.12

16

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

30.12

30.12

17

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

18

Мир композитора.

1

Музыка и изобразительное искусство. 16  ч

19

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

Познавательные:   Находить ассоциативные связи между  художественными образами музыки и изобразительного искусства. Воспринимать и анализировать музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов для постижения их  художественного содержания. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт  учащихся.

Производить интонационно-образный анализ музыкального произведения и средств музыкальной выразительности. Выявлять особенности драматургии на основе взаимодействия происходящих в нем явлений и событий. Иметь устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной  музыки в ее связях с другими видами искусства; Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. 

Регулятивные: Самостоятельно подбирать произведения изобразительного искусства к прослушанной музыке. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи. Соотносить звучание музыки с произведениями изобразительного  искусства. Определять средства выразительности  (линия-мелодия; цвет-тембр; колорит – лад; ритм музыки – ритм изображения; форма – композиция). Выявлять жанровые и национально-стилевые особенности музыки. Пропевать основные темы музыкальных  образов. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи. Выделять и удерживать предмет рассуждения и критерии его оценки, а так же пользоваться на практике этими критериями. Выявлять жанровые признаки и выразительные средства образных сфер.

Сравнивать  классические произведения и сочинения в современных интерпретациях. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Проводить ассоциативную связь музыки религиозной традиции с образами  католических соборов  и православных храмов.

Коммуникативные:  Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций. Уметь вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения; уметь высказывать свои  размышления о музыке. Уметь  вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию образов.

Личностные: Эмоционально-ценностное отношение к различным видам искусства, к произведениям классической музыки. Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России; осознание своей этнической принадлежности.

Высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального и изобразительного искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Уметь самостоятельно выстраивать ассоциативный ряд «композитор-исполнитель-слушатель»

Доска, проектор, учебник.

Портреты русских и зарубежных композиторов, музыкальная литература, методическая литература, фонохрестоматия,  дидактический материал,  иллюстрации и т.д. Аудиокассеты, диски, мультимедийные уроки по музыке. 77 лучших песен для детей на 3-х дисках студия «Улыбка» Сборник песен для детей «Мальчишки девчонки».

20

Небесное и земное в музыке и красках  Любить. Молиться. Петь.

1

21

Звать через прошлое к настоящему «Александр Невский». «За отчий дом за русский край». «Ледовое побоище». «После побоища».

1

22

Музыкальная живопись и живописная музыка. «Ты раскрой мне природа, объятья».

1

23

«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.

1

24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.  

«Весть святого торжества». «Древний храм златой вершиной блещет ярко».

1

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве «Звуки скрипки так дивно звучали…» «Неукротимый духом своим он побеждал зло»

1

26

Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира»

1

27

Образы борьбы  и победы в искусстве.  «Оркестр Бетховена играет…»

1

28

Застывшая музыка. «Содружество муз в храме»

1

29

Полифония в музыке и живописи.  «В музыке Баха слышаться мелодии космоса»

1

30

Музыка на мольберте. «Композитор-художник» «Я полечу в далекие миры, край вечной красоты» «Вселенная представляется мне большой симфонией»

1

31

Импрессионизм в музыке и живописи.  «Музыка ближе всего к природе» «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе»

1

32

О подвигах, о доблести, о славе… «О тех, кто уже не придет никогда,- помните!» Звучащие картины.

1

33

В каждой мимолетности вижу я миры... «Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете» «Музыкальная живопись Мусоргского»

1

34

Мир композитора. С веком наравне.

1

Календарно - тематическое планирование по музыке 6  класс.

Дата

Номер урока

Содержание (раздел, тема)

Кол-во часов

УУД

Оборудование

6 А

6 Б

План

Факт

План

Факт

Мир образов вокальной и инструментальной музыки       17 ч.

05.09

06.09

1

Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов.

1

Познавательные:   Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция). Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). Определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления.

Коммуникативные:  Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение) Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ. Умение работать в коллективном творчестве. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Личностные: Совершенствование художественного вкуса. Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Доска, проектор, учебник.

Портреты русских и зарубежных композиторов, музыкальная литература, методическая литература, фонохрестоматия,  дидактический материал,  иллюстрации и т.д. Аудиокассеты, диски, мультимедийные уроки по музыке. Музыкальная энциклопедия. Энциклопедический словарь юного музыканта. Таблицы: средства музыкальной выразительности, виды искусства, музыка и театр. Видеофильмы о Чайковском, Мусоргском, Прокофьеве. Шостаковиче.

12.09

13.09

2

Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов.

1

19.09

20.09

3

Два музыкальных посвящения. «Я помню чудное мгновенье» «Вальс-фантазия»

1

26.09

27.09

4

Портрет в музыке и живописи. «Уноси мое сердце в звенящую даль»

1

03.10

04.10

5

Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея.

1

10.10

11.10

6

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде.

1

17.10

18.10

7

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

24.10

25.10

8

Старинной песни мир. Песни Ф.Шуберта. Баллада «Лесной царь»

1

07.11

08.11

9

Образы русской  духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

1

14.11

15.11

10

Русская духовная музыка. Духовный концерт.

1

21.11

22.11

11

«Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок.

1

28.11

29.11

12

«Перезвоны». Молитва.

1

05.12

06.12

13

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1

12.12

13.12

14

Образы скорби и печали. «Stabat Mater».  Реквием. Фортуна правит миром.

«Кармина Бурана»

1

19.12

20.12

15

Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. Песни Булата Окуджавы.

1

26.12

27.12

16

Джаз – искусство XX века. Спиричуэл и блюз. Джаз-музыка легкая или серьезная?

1

17

Джаз – искусство XX века. Спиричуэл и блюз. Джаз-музыка легкая или серьезная?

1

Мир образов камерной и симфонической музыки. 17 ч

18

Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной музыки.

1

Познавательные:  Выполнять универсальные логические действия. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Выполнять универсальные логические действия. Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

 Регулятивные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ). Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:  Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Личностные: Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке; Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Доска, проектор, учебник.

Портреты русских и зарубежных композиторов, музыкальная литература, методическая литература, фонохрестоматия,  дидактический материал,  иллюстрации и т.д. Аудиокассеты, диски, мультимедийные уроки по музыке. CDдиск «Золотая классика» музыкальная коллекция. «Лучшая классическая музыка» музыкальная коллекция. Шедевры русской классики «Лунный свет» музыкальная коллекция

19

Могучее царство Шопена. Вдали от родины.

1

20

Инструментальная баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн.

1

21

Инструментальный концерт «Времена года» «Итальянский концерт»

1

22

«Космический пейзаж». Быть может вся природа мозаика цветов? Картинная галерея.

1

23

Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина.

1

24

«Тройка» «Вальс»

«Весна и осень» «Романс» «Пастораль» «Военный марш» «Венчание»

1

25

Симфоническое развитие музыкальных образов.  «В печали весел, а в веселье печален»

1

26

Связь времен.

1

27

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» «Скорбь и радость»

1

28

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

1

29

Мир музыкального театра.

1

30

Балет «Ромео и Джульетта»

1

31

Мюзикл «Вестсайдская история»

Опера «Орфей и Эвридика»

1

32

Рок-опера «Орфей и Эвридика»

1

33

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века.

1

34

Музыка в отечественном кино.

1

Календарно - тематическое планирование по музыке 7  класс.

Дата

Номер урока

Содержание (раздел, тема)

Кол-во часов

УУД

Оборудование

7 А

7 Б

План

Факт

План

Факт

Особенности драматургии сценической музыки 17

05.09

01.09

1

Классика и современность

1

Познавательные:  Ориентироваться в музыкальных  терминах. знать жанры оперы

( эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические, бытовые). четко  определять  кульминационную сцену оперы. четко знать музыкальные термины. сопоставлять плач-песню и плач-причитание. отвечать на вопросы учителя. отличать негритянский фольклор  от джазовой стилистики Гершвина. определять кульминационный момент оперы.

Регулятивные: самостоятельно определять стиль музыки. самостоятельно определять эмоциональный строй и музыкальный язык главных героев в опере. самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!». самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима. самостоятельно определять главные темы героев. самостоятельно определять средства музыкальной  выразительности отрицательных  персонажей. самостоятельно определять танцевальность, маршевость и песенность в раскрытии образов героев.

Коммуникативные: знать новые версии и интерпретации музыкальных  классических произведений. знать значение оркестровых эпизодов. знать составные части оперы. ( интродукция и эпилог). знать роль музыки в балете. понимать пластику движений эмоционального состояния героев. уметь объяснять слова: «О поколении судят по героям» уметь определять сферу музыкального  творчества Гершвина. определять жанровые особенности тем главных героев. находить «цитаты» оперы Бизе  в балете Щедрина «Кармен-сюита»

Личностные: уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке. научиться понимать оперное искусство. уважать патриотические чувства русского народа. вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события происходившие в России. научиться понимать сложные внутренние взаимоотношение действующих лиц, выраженные в танце. уважать исторические корни России. уважительно относится к музыкальному творчеству американского народа. прочитать новеллу П. Мериме «Кармен» расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства. расширять свои познания в области духовной музыки. образно воспринимать музыкальные зарисовки. видеть общее и различное в современной музыке и в музыке прошлого.

Доска, проектор, учебник.

Портреты русских и зарубежных композиторов, музыкальная литература, методическая литература, фонохрестоматия,  дидактический материал,  иллюстрации и т.д. Аудиокассеты, диски, мультимедийные уроки по музыке. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий». Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

12.09

08.09

2

В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.»

1

19.09

15.09

3

В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.»

1

26.09

22.09

4

Опера «Князь Игорь» русская эпическая опера «Ария князя Игоря» «Портрет половцев»

1

03.10

29.09

5

Опера «Князь Игорь» русская эпическая опера «Ария князя Игоря» «Портрет половцев»

1

10.10

06.10

6

В музыкальном театре балет. Балет «Ярославна»

1

17.10

13.10

7

В музыкальном театре балет. Балет «Ярославна»

1

24.10

20.10

8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

1

07.11

27.10

9

Мой народ - американцы.  «Порги и Бесс» Первая американская национальная опера.

1

14.11

10.11

10

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Камильо.

1

21.11

17.11

11

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Камильо.

1

28.11

24.11

12

Балет «Кармен-сюита» Новое прочтение оперы Бизе.

1

05.12

01.12

13

Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» «От страдания к радости»

1

12.12

08.12

14

«Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени»

1

19.12

15.12

15

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда» Вечные темы.

Главные образы.

1

26.12

22.12

16

«Ромео и Джульетта» Музыкальные зарисовки для  симфонического оркестра.

1

29.12

17

«Гоголь-сюита» Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Музыканты - извечные маги»

1

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. 17 ч

18

Музыкальная драматургия – развитие музыки

1

Познавательные:  Знать, что вносит в создание музыкального образа каноническое исполнение произведения. Отвечать на вопросы учителя. анализ прослушанных произведений – средства музыкальной выразительности. слушание музыки – анализ произведений. Слушание музыки и анализ муз. формы. проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном искусстве, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности. Знать и представлять содержательность камерных музыкальных произведений. Уметь отличать главные темы музыки Шнитке.

Регулятивные: Самостоятельно различать повтор мелодии с секвенцией. самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки . Самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности. самостоятельно узнавать шедевры камерной  музыки. Знать особенности музыки Шнитке (свободное совмещение прошлого и настоящего). Определять главные части сонаты. самостоятельно уметь объяснять, для чего композитор отступает от классической формы построения сонаты. знать роль контраста в симфонии.

Коммуникативные: Знать, для чего используется варьирование в муз. Произведениях. Умение вести диалог с одноклассниками и учителем в процессе анализа муз. произведений. творческое задание. определять главные и побочные темы сонаты. знать музыкальные термины.

Личностные: любить русские народные песни. ценить музыкальное искусство прошлого. слушание музыки – какие чувства вызвали эти пьесы? постижение музыки композиторов романтиков через пение. расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства. осознание личностных смыслов музыкального произведения (сочетание разных жанров, стилей, направлений). развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений. осознание личностных смыслов музыкального произведения. активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества.

Доска, проектор, учебник.

Портреты русских и зарубежных композиторов, музыкальная литература, методическая литература, фонохрестоматия,  дидактический материал,  иллюстрации и т.д. Аудиокассеты, диски, мультимедийные уроки по музыке. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

19

Два направления музыкальной культуры. Религиозная музыка. Светская музыка.

1

20

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

1

21

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.

1

22

Соната. Соната № 8 «Патетическая» Л. Бетховена Соната №2 С. Прокофьева Соната №11 В.-А. Моцарта

1

23

Симфоническая музыка.

Симфония №103 «С тремоло литавр» Й. Гайдн.

1

24

Симфония №40 В.-А. Моцарта.

1

25

Симфония №1 «Классическая». С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена.

1

26

Симфония №8 «Неоконченная»

Ф. Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея.

1

27

Симфония №5 П. Чайковского

Симфония №7 «Ленинградская» Д.  Шостаковича

1

28

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

Инструментальный концерт.

1

29

Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.

1

30

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин.

1

31

Музыка народов мира.

1

32

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

1

33

Исследовательский проект.

(защита проектов).

1

34

Пусть музыка звучит.

(защита проектов).

1



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Наименование учебного предмета     музыка

Класс 5, 6, 7

Уровень общего образования основное

Учитель Кобзарь Екатерина Викторовна

Срок реализации программы, учебный год:   2017 -2022

Количество часов по учебному плану:    всего  34   часа   в год; в неделю 1  час

Рабочая программа  составлена на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 г.        

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Учебник Музыка. 5 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Музыка. 6 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Музыка. 7 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочую программу составил (а)                  

                                                                                                                                                                                         подпись                                                          расшифровка подписи        расшифровка  подписи


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты изучения учебного предмета

         В разделе ученик научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  •  различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
  • понимать основной принцип построения и развития музыки;
  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
  • определять тембры музыкальных инструментов;
  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
  • определять характерные особенности музыкального языка;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
  • определять характерные признаки современной популярной музыки;
  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;
  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Ученик  получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5 КЛАСС

Тема года:   “Музыка и другие виды искусства”

Тема 1 полугодия:  “Музыка и литература” (18 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.  Использование различных форм  музицирования  и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема  2 полугодия:  “Музыка и изобразительное искусство” (16 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

6 КЛАСС

Тема года:   Музыкальный образ и музыкальная драматургия”.

Тема 1 полугодия:  «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» 17ч.

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Тема II полугодия:        «Мир образов камерной и симфонической музыки» 18ч.

           Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

7 КЛАСС

Тема года: «Музыка в современном мире».

Тема I полугодия:  «Особенности драматургии сценической музыки».        17ч.         

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко - эпические, драматические, лирические, комические и др.).  Взаимосвязь музыки с литературой  и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.

Тема II полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»18ч.

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и их противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных произведений.

Содержание тем учебного курса.

5 класс

№ п/п

Разделы, темы

Количество

часов

Примерная программа

Рабочая

программа

1

Музыка и литература

18

16

2

Музыка и изобразительное искусство

16

18

 Итого                                                                                                    

34

34

6 класс

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17

17

2

Мир образов камерной и симфонической музыки

17

17

3

Итого

34

34

7 класс

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Особенности драматургии сценической  музыки

17

17

2

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

17

17

3

Итого

34

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме"Авторская песня.прошлое и настоящее" Музыка 6 класс .Критская, Шмагина.

Открытый урок по теме "Авторская песня" редакция Сергеевой,Критской,6 класс. История создания авторской песни:кто такие "барды",русские певцы-сказители-"Баян",Садко.Биографии Окуджавы,Высоцкого.Песни ...

Рабочая программа по музыке 3 класс Критская

Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Критская, Шмагина....

КТП музыка 6 класс Критская,Е.Д., Сергеева. Г.П.

КТП музыка 6 класс Критская,Е.Д., Сергеева. Г.П.с УУД на каждый урок и планируемыми результатами....

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Музыка 2 класс Критская. Тема "Колыбельные"

Презентация к уроку музыки для начальной школы...

Рабочая программа по музыке 7 класс Критская

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы  «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-мет...