Рабочая программа по музыке 3 класс Критская
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Критская, Шмагина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kritskaya_3_kl._dlya_zavucha_provereno_tikhonovoy.docx | 100.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 10 «Образовательный центр ЛИК»
городского округа Отрадный Самарской области
РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № От «___» ____________2014г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора пот УР _________________ /_________/ «___» сентября 2014г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «СОШ №____» ____________________/_______/ «___» сентября 2014 г. |
Рабочая программа по музыке
3 класс
учитель: Гришина Ирина Борисовна
г.Отрадный
2014 г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 «Образовательный центр ЛИК»
городского округа Отрадный Самарской области
Рабочая программа
на 2013/2014 учебный год
Предмет: музыка. 3 класс.
Учитель: Гришина И.Б.
Система обучения: традиционная.
Программа: музыка. Е.Д.Критская; Г.П.Сергеева; Т.С.Шмагина. Традиционная система. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2010г.
Количество часов в неделю по программе 1
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 34
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- ФГОС НОО.
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Планируемые результаты начального общего образования.
- Программа «Музыка 1-4 классы» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. «Просвещение», 2010.
- Учебный план ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК».
- Положение ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК» об утверждении структуры рабочей программы.
Рабочая учебная программа по музыке для 3- го класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1-4 классы» авторов: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. «Просвещение», 2010 . Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 34 час.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.3 класс»: Учебник для учащихся 3 класса, М., Просвещение, 2010.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы», М., Просвещение, 2010.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2010;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» - (CDmp3,М.,Просвещение, 2010.)
Цель
Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Содержание курса:
Программа направлена
На охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству. «Россия - Родина моя» - 5 ч.
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Урок 1. Мелодия – душа музыки.
Урок 2. Природа и музыка.
Урок 3. Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.
Урок 4. Кантата «Александр Невский».
Урок 5. Опера «Иван Сусанин».
«День, полный событий» - 4 ч.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 6.Утро.
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 10.Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!
Урок 11. Древнейшая песнь материнства. нрк. Образ матери у ненцев.
Урок 12. Вербное Воскресение. Вербочки. нрк. Ненецкие праздники.
Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 14.Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе.
Урок 15. Певцы русской старины. Лель.
Урок 16.Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.
«В музыкальном театре» - 6 ч.
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 17.Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.
Урок 18. Опера «Орфей и Эвридика».
Урок 19. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
Урок 20. «Океан – море синее».
Урок 21. Балет «Спящая красавица».
Урок 22. В современных ритмах (мюзикл).
«В концертном зале» - 7ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалогасолиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 23. Музыкальное состязание (концерт).
Урок 24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
Урок 25. Музыкальные инструменты (скрипка).
Урок 26. Обобщающий урок 3 четверти.
Урок 27. Сюита «Пер Гюнт».
Урок 28. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
Урок 29. Мир Бетховена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Урок 30.Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.
Урок 31. Мир Прокофьева.
Урок 32. Певцы родной природы. Образ природы в творчестве композиторов.
Урок 33. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
Урок 34. Обобщающий урок.
Тематическое планирование
№ | Разделы и темы | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся. |
Раздел 1. «Россия-Родина моя». | 5 | ||
1 | Мелодия — душа музыки | 1 | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Выполнять творческие задания из рабочей тетради |
2 | Природа и музыка (романс). Звучащие картины | 1 | |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава — русская держава | 1 | |
4 | Кантата «Александр Невский» | 1 | |
5 | Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна... | 1 | |
Раздел 2. «День, полный событий». | 4 | ||
6 | Утро | 1 | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно – образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно- мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. музыкальных произведений Выполнять творческие задания из рабочей тетради |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек | 1 | |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер | 1 | |
9 | Обобщающий урок I четверти | 1 | |
Раздел 3 «О России петь — что стремиться в храм» | 4 | ||
10 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 | Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства. Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, хорового пения. Знакомиться с жанрами церковной музыки. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
11 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 | |
12 | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Народные праздники. Троица. | 1 | |
13 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир | 1 | Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные). Узнавать по звучанию различные виды музыки ( вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Корректировать собственное исполнение. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 | ||
14 | Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о Садко и Морском царе | 1 | |
15 | Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель мой Лель... | 1 | |
16 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок | 1 | |
Раздел 5 «В музыкальном театре». | 6 | ||
17 | Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра | 1 | Рассуждать о значении дирижера, режиссера - постановщика, художника в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать свою творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради |
18 | Опера «Орфей и Эвридика» | 1 | |
19 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | 1 | |
20 | «Океан — море синее». | 1 | |
21 | Балет «Спящая красавица». | 1 | |
22 | В современных ритмах (мюзиклы) | 1 | |
Раздел 6. В концертном зале | 7 | ||
23 | Музыкальное состязание (концерт) | 1 | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей. Участвовать в совместной музыкально – творческой деятельности, в инсценировках произведений различных жанров. |
24 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины | 1 | |
25 | Музыкальные инструменты (скрипка) | 1 | |
26 | Обобщающий урок III четверти | 1 | |
27 | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. | 1 | |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. | 1 | |
29 | Мир Бетховена | 1 | |
Раздел 7.«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 5 | ||
30 | Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки. | 1 | Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства :литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, хорового пения. Узнавать музыку ( из произведений, представленных в программе) Участвовать в подготовке заключительного урока – концерта. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
31 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. | 1 | |
32 | Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский) | 1 | |
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет | 1 | |
34 | Обобщающий урок IV четверти | 1 |
Планируемые результаты освоения программы
Содержание курса обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
— навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
— понимание практической значимости музыки для собственной жизни;
— принятие и усвоение правил и норм школьной жизни, ответственного отношения к урокам музыки;
— умение адекватно воспринимать требования учителя;
— навыки общения в процессе познания, занятия музыкой;
— понимание музыкальных произведений, умение их исполнения;
— элементарные навыки этики поведения;
— правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
— навыки безопасной работы с детскими музыкальными инструментами.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
— понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебнойцели;
— находить способ решения учебной задачи и выполнятьучебные действия в устной и письменной форме, использовать музыкальные термины, элементы нотной грамоты;
— самостоятельно или под руководством учителя составлятьплан выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
— определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, илина основе образцов;
– самостоятельно или под руководством учителя находить исравнивать различные варианты решения учебной задачи.
Познавательные
Учащийся научится:
— самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, в справочной литературе и дополнительных источниках, в том числе под руководством учителя, используя возможности Интернета;
— проводить сравнение (последовательно по несколькимоснованиям, самостоятельно строить выводы на основе сравнения);
— осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);
— проводить классификацию изучаемых объектов по указанному или самостоятельно выявленному основанию;
— выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;
— рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы;
— строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;
— с помощью учителя устанавливать причинно-следственные связи и родовидовые отношения между понятиями;
— самостоятельно или под руководством учителя анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы;
— под руководством учителя отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий, научно-популярных книг.
Коммуникативные
Учащийся научится:
— активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении музыки;
— участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
— оформлять свои мысли в устной и письменной речи сучётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
— читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетрадии научно-популярных книг, понимать прочитанное;
— сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи),выполняя различные роли в группе;
— участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
— выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этойдеятельности в общем плане действий.
Предметные результаты
Учащийся научится:
— определять первичные жанры: песня, танец, марш, вокальная и инструментальная музыка;
— различать термины и названия: мелодия, аккомпанемент, темп, регистр, динамика, тембр, фраза, куплет, запев, припев, вступление;
— использовать правила пения, певческой постановки и охраны голоса;
— использовать правила распределение дыхания при исполнении музыкального произведения.
— определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, хоровой музыки, оперы, балета. проявлять навыки вокально-
-— хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон,
— правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания);
— сравнивать и обобщать на примере предлагаемых произведений;
— слушать и эмоционально исполнять вокальные произведения;
— проявлять навыки вокально-хоровой деятельности;
— выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств.
Формирование УУД (универсальных учебных действий) в 3 –м классе
Личностные | Регулятивные | Работа с информацией | Коммуникативные |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «семья», «мир», «Родина», «природа», «мир», «настоящий друг», «справедливость». «понимать друг друга», «понимать позицию другого». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. Терпимость к обычаям и традициям других народов. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться и продолжать учебу 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности под руководством учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7. Использовать в работе литературу, информацию. 8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять план. 5. Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочниках. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. | 1. Участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. 5. выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:
- первичные жанры: песня, танец, марш, вокальная и инструментальная музыка;
- музыкальные термины и названия: мелодия, аккомпанемент, темп, регистр, динамика, тембр, фраза, куплет, запев, припев, вступление;
- внешний вид инструментов: фортепиано (пианино, рояль), скрипка, флейта, труба, балалайка;
- структуры: двухчастная, трехчастная формы, вариации;
- исполнительские коллективы: оркестр(духовой, народных инструментов), хор;
- певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас;
- правила пения, певческой постановки и охраны голоса.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Критерии уровня музыкального развития учащихся:
- насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;
- умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;
- умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
- каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.
Календарно – тематическое планирование уроков музыки в 3 классе
№ урока | Тема / Использование ИКТ | Количество часов | Дата | Тип урока | Планируемые результаты системы знаний обучающимися | УУД |
Раздел 1. «Россия-Родина моя» | 5 | |||||
1 | Мелодия – душа музыки. ИКТ | 1 | УОНЗ | Знать: опесенности русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов, звучащие картины. Уметь: выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Наблюдать, сравнивать. Подробно пересказывать прослушанное, определять тему. | |
2 | Природа и музыка. | 1 | УЗПЗ | Знать об изобразительных возможностях музыки, живописи, лирические образы вокальной музыки. Уметь: определять средства музыкальной выразительности; исполнять песню с настроением, подходящим к содержанию текста. | Сравнивать, сопоставлять.Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы. Участвовать в диалоге на занятии и жизненных ситуациях. | |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава. | 1 | УКПЗУ | Знать: Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений. Уметь: выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Сравнивать, анализировать. Подробно пересказывать прослушанное, определять тему. | |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 | УОНЗ | Знать: образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Уметь:определять сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в произведении. Разучивать и исполнять песню с движениями. | Принимать участие в драматизации музыкальных произведений различных стилевых направлений. | |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 1 | УОНЗ | Знать: что такое форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений. Уметь:слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения или их фрагменты. | Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям. | |
Раздел 2. «День, полный событий». | 4 | |||||
6 | Утро. | 1 | УОНЗ | Знать: образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Уметь: определять название музыкального инструмента на слух; высказывать свои размышления о музыке. | Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных и музыкальных произведений с точки зрения общечеловеческих норм. | |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 | УКПЗУ | Знать: о выразительности и изобразительности музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ). Уметь: анализировать музыкальные произведения. | Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, выделять главное. Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы. | |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1 | УОСЗ | Знать: Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Уметь: исполнять заданный ритмический рисунок. | Сравнивать, сопоставлять. Участвовать в диалоге на занятии и жизненных ситуациях. | |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. | 1 | КЗУ | Знать:Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ). Уметь: слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения или их фрагменты. | Контролировать и оценивать свою деятельность. Подробно пересказывать прослушанное; определять тему. | |
Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм». | 4 | |||||
10 | Радуйся Мария! «Богородице Дево, радуйся!» | 1 | УОНЗ | Знать: о воплощении образа Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Уметь: Выразительно, интонационно осмысленно исполнять, сочинения разных жанров и стилей. | Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме. | |
11 | Древнейшая песнь материнства. | 1 | УОНЗ | Знать: об иконе Владимирской Богоматери — величайшей святыне Руси. Уметь: определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку; чисто интонировать при пении. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. | |
12 | Вербное Воскресение. | 1 | УОНЗ | Знать: Праздники Русской православной церкви. Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г Уметь: определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку; чисто интонировать при пении. | Проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями. | |
13 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 | УОНЗ | Знать: Святых земли Русской — княгиню Ольгу и князя Владимира. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Уметь: петь легко, весело.протяжно, эмоционально. | Осуществлять простые обобщения между отдельными произведениями искусства. Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей. | |
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 | |||||
14 | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе | 1 | УОНЗ | Знать: жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Мелодии в народном стиле. Уметь: петь легко, весело.протяжно, эмоционально. | Стремиться находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально – творческих задач. | |
15 | Певцы русской старины. Лель. | 1 | УОНЗ | Знать: о певцах-гуслярах. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Уметь: делать сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций. | Проявлять навыки вокально – хоровой деятельности. Сравнивать, сопоставлять.Участвовать в диалоге на занятии и жизненных ситуациях. | |
16 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. | 1 | УОСЗ | Знать: об имитациях тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Уметь:различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни. | Уметь определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений Контролировать и оценивать свою деятельность. | |
Раздел 5. «В музыкальном театре». | 6 | |||||
17 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. | 1 | КЗУ | Знать: о драматургии в опере Глинки «Руслан и Людмила». Уметь: обобщать и систематизировать жизненно-музыкальные представления об особенностях оперного искусства. | Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форм Подробно пересказывать прослушанное; определять тему. | |
18 | Опера «Орфей и Эвридика». | 1 | УОНЗ | Знать: о драматургии в опере Глюка «Орфей и Эвридика». Уметь: обобщать и систематизировать жизненно-музыкальные представления об особенностях оперного искусства. | Сравнивать, сопоставлять. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных и музыкальных произведений с точки зрения общечеловеческих норм. | |
19 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | 1 | УКПЗУ | Знать: о драматургии в опере Р – Корсакова «Снегурочка». Уметь: обобщать и систематизировать жизненно-музыкальные представления об особенностях оперного искусства. | Контролировать и оценивать свою деятельность. Использовать в своей деятельности простейшие муз инструменты. | |
20 | «Океан – море синее». | 1 | УКПЗУ | Знать: о драматургии в опере Р – Корсакова «Садко». Уметь: обобщать и систематизировать жизненно-музыкальные представления об особенностях оперного спектакля. | Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы. Ориентироваться в видах деятельности на занятиях, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала. | |
21 | Балет «Спящая красавица». | 1 | УОНЗ | Знать: музыкальные инструменты, входящие в смычковую группу, виды инструментов. Уметь: воплощать отдельные фрагменты музыкальных спектаклей. Обобщать и систематизировать жизненно-музыкальные представления об особенностях балетного спектакля. | Уметь строить свои высказывания о музыке в устной формКонтролировать и оценивать свою деятельность. Подробно пересказывать прослушанное; определять тему. | |
22 | В современных ритмах (мюзикл). | 1 | УОНЗ | Знать: мюзикл как жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения. Уметь: делать сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций. | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме. | |
Раздел 6. «В концертном зале. | 7 | |||||
23 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 | УЗПЗ | Знать: Жанр инструментального концерта. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Звучащие картины. Уметь: слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения или их фрагменты. | Стремиться находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками. | |
24 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 | УОНЗ | Знать: о мастерстве композиторов и исполнителей в воплощении диалогасолиста и симфонического оркестра. Уметь: различать голоса музыкальных инструментов: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). | Контролировать и оценивать свою деятельность. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в своей памяти. | |
25 | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 | УОНЗ | Знать: о выдающихся скрипичных мастерах и исполнителях. Уметь: различать голоса музыкальных инструментов: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). | Стремиться находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками.Владеть отдельными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. | |
26 | Обобщающий урок 3 четверти. | 1 | УОНЗ | Знать: контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Уметь: слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения или их фрагменты. | Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных и музыкальных произведений с точки зрения общечеловеческих норм. | |
27 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 | УЗПЗ | Знать, что музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Уметь: выявлять характер музыки; определять значение интонации при работе над музыкальным образом. | Знакомиться с элементами нотной записи. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в своей памяти.
| |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | 1 | УОНЗ | Знать: о роли композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Уметь: выявлять характер музыки; определять значение интонации при работе над музыкальным образом. | Уметь воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. | |
29 | Мир Бетховена. | 1 | КЗУ | Знать: темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Уметь: размышлять о музыке, творчески, ярко, эмоционально передавая в пении характер музыки. | Участвовать в музыкальной жизни класса, школы.Проявлятьличностное отношение, Эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | |
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 | |||||
30 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 | УОНЗ | Знать: джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Уметь: анализировать музыкальные произведения. | Участвовать в музыкальной жизни класса, школы. Проявлятьличностное отношение, Эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | |
31 | Мир Прокофьева. | 1 | УОНЗ | Знать: произведение С. Прокофьева «Шествие солнца» Уметь: сравнить произведение с произведениями композиторов Э. Грига,Рахманинова. | Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. Использовать в своей деятельности простейшие муз инструменты. | |
32 | Певцы родной природы.. | 1 | УЗПЗ | Знать: Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Уметь: делать сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций. | Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Воплощать в различных видах музыкально – творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. | |
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | 1 | УКПЗУ | Знать: Оду как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Уметь: размышлять о музыке, творчески, ярко, эмоционально передавая в пении характер музыки. | Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Ориентироваться в видах деятельности на занятиях, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала. | |
34 | Обобщающий урок. | 1 | КЗУ | Знать:определение музыкант, исполнитель, инструменталист, певец; текст и мелодию разучиваемых произведений. Уметь: слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения или их фрагменты. | Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме. |
ТИПЫ УРОКОВ | |
УОНЗ | Урок открытия новых знаний |
УЗПЗ | Урок закрепления первичных знаний |
УКПЗУ | Урок комплексного применения знаний и умений |
УОСЗ | Урок обобщения и систематизации знаний |
КЗУ | Контроль знаний и умений |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Характеристика количественных показателей материально-технического обеспечения. В таблице введены символические обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции; К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса); Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необх. кол-во | Примечания | ||
ОШ | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
I. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||||
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» | Д | Стандарт второго поколения по музыке («Просвещение»2010) Программа Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева , Т.С. Шмагина. Музыка 1 -4 класс «Просвещение» 2011 | |||
Примерная программа основного общего образования по музыке | Д | ||||
Авторские программы по музыке | Д | ||||
Хрестоматии с нотным материалом | Д | ||||
Сборники песен и хоров | Д | Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов) | |||
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) | Д | ||||
Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке | Д | Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева , Т.С. Шмагина. Музыка 3 класс «Просвещение» 2010 | |||
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству | Д | СаймонМанди. Иллюстрированные биографии великих музыкантов издательство «Урал» 2000. | |||
Справочные пособия, | Д | Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2008. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов О. Римко. Энциклопедия малыша «Первое музыкальное путешествие» | |||
II. Печатные пособия | |||||
Таблицы: признаки характера звучания средства музыкальной выразительности | Д Д | В демонстрационном варианте.В демонстрационном варианте. | |||
Портреты композиторов | Д | В настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству). | |||
Портреты исполнителей | Д | ||||
Атласы музыкальных инструментов | Д | В настенном варианте, полиграфических изданиях. | |||
Демонстрационный материал, составленный в соответствии с тематическими линиями учебной программы | Д | Цветные репродукции картин музыкальных инструментов, примеров живописи. | |||
Дидактический раздаточный материал: | П | Карточки с признаками характера звучания | |||
П | Карточки с обозначением динамики звучания. | ||||
Театральный реквизит. | П | Игры и игрушки, театральные шапочки, костюмы, для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности. | |||
III. Информационно-коммуникационные средства | |||||
Мультимедийные обучающие | Д | Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002. | |||
Электронные библиотеки | Д | Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод». Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002. | |||
IV. Технические средства обучения (ТСО) | |||||
Музыкальный центр | Д | Аудиоцентр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CDRW, MP 3, а также магнитных записей | |||
Видеомагнитофон | Д | Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. | |||
CD / DVD-проигрыватели | Д | Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. | |||
Мультимедийный компьютер со звуковой картой | К | Мультимедийный компьютер со звуковой картой. Индивидуальная работа учащихся возможна в классе информатики. | |||
Телевизор с универсальной подставкой | Д | Телевизор не менее 72 см диагональ входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. | |||
Мультимедиапроектор | Д | Мультимедиапроектор входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. | |||
Слайд-проектор | Д | Входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. | |||
Экран (на штативе или навесной) | Д | Минимальные размеры 1,25х 1,25 входит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. | |||
V. Экранно-звуковые пособия | |||||
Аудиозаписи и | Д | Фонохрестоматия Е.Д.КритскаяГ.П.,Сергеева , Т.С. Шмагина. Фонохрестоматия. 3 класс на СD –дисках Коллекция образовательных ресурсов с записями классической музыки на СD –дисках. | |||
Реквизит к музыкально-театральным спектаклям | Д | – декорации к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений) | |||
Репродукции | Д Д | – нотный и поэтический текст песен; – изображения музыкантов, играющих на различных инструментах; – фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры | |||
Учебно-практическое оборудование | |||||
Музыкальные инструменты: Фортепиано (пианино, рояль) Клавишный синтезатор | Д Д | Два инструмента – для кабинета музыки и школьного зала Для учителя | |||
Комплект детских музыкальных инструментов: | П П П П П П П | – бубен – барабан – треугольник – румба, – кастаньетты – металлофоны – ксилофоны; деревянные ложки, | |||
Классная доска | Д | Аудиторная доска с магнитной поверхностью, и приспособлений для крепления таблиц, репродукций. | |||
Расходные материалы: Для оформления музыкально-графических схем | К Д Д | – нотная бумага – цветные фломастеры – цветные мелки | |||
Мебель: | К | Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др. | |||
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры | звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) В комплекте: три микрофона и два динамика. |
- Выбор помещенияучебного кабинета и его рациональная организация (планировка) выполнены в соответствии санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).
- Эстетически оформлен интерьер кабинета.
- Выделено пространство между доской и партами для участников вокального ансамбля, музыкально-театрализованного действия.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14. «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным». Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15.CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс» под редакцией Г.П.Сергеевой. ЗАО «Новый диск», 2009.
Список научно-методической литературы.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
- Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г..
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Приложение
Примерный музыкальный материал.
Раздел 1. Россия — Родина моя (5 ч)
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого.
Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.
Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Раздел 2. День, полный событий (4 ч)
Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.
Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.
Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.
Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.
Раздел 3. О России петь — что стремиться в храм (4 ч)
Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер.
Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока.
Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)
Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н. Римского-Корсакова.
Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).
Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Веснянки, русские и украинские народные песни.
Раздел 5. В музыкальном театре (6 ч)
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
Раздел 6. В концертном зале (7 ч)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). ГГ Чайковский.
Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.
Каприс № 24 для скрипки соло. Н. Паганини.
Пер Гюнт. Сюита № 1 (фрагменты); Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.
Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Соната № 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен.
Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.
Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
Волшебный смычок, норвежская народная песня.
Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 ч)
Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ.
Шествие солнцаС. Прокофьев.
Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.
Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.
Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского.
Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой.
Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
Музыканты, немецкая народная песня.
Камертон, норвежская народная песня.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Контрольно – измерительные материалы
Тест по музыке для 3 класса
Фамилия, имя__________________, дата_________
1.Оркестровое вступление к опере, балету, музыкальному спектаклю:
А) баллада; Б) серенада; В) увертюра; Г) симфония.
2.Выберите инструмент деревянно- духовой группы симфонического оркестра:
А) арфа; Б) гобой; В) валторна; Г) контрабас.
3.Форма музыки, которая подразумевает наличие двух контрастных частей:
А) рондо; Б) вариации; В) двухчастная.
4.У какого композитора звучит в опере песня «Заиграйте, мои гусельки!»?
А) М.И. Глинка; Б) Н.А. Римский – Корсаков; В)П.И. Чайковский.
5. .Выберите инструмент медно- духовой группы симфонического оркестра:
А) жалейка; Б) труба; В) гусли; Г) скрипка .
6.Музыкально- театрализованное произведение, в котором главным выразительным средством является пение:
А) балет; Б) опера; В) концерт Г) цирковое представление.
Тест проводится в конце 1полугодия.
- 6 правильных ответов –«5»
- 4-5 правильных ответов – «4»
- 3 правильных ответа -«3»
Тест по музыке для 3 класса
Фамилия, имя__________________, дата_________
1. Что обозначает слово:
а) «пиано» ____________ б) «форте» ________________
2. Название, какого музыкального инструмента получается из слов «пиано» и «форте»?
3. Инструмент симфонического оркестра: А) ложки, Б) флейта, В) баян, Г) бубен
4. Инструмент русского народного оркестра:
А) балалайка, Б) гобой, В) валторна, Г) флейта.
5. Значок, с помощью которого записывают музыку:
А) нота, Б) рондо, В) баритон, Г) романс.
6. Музыкальный спектакль, в котором персонажи танцуют под музыку оркестра:
А) опера, Б) увертюра, В) балет, Г) соната.
7. Музыкальный спектакль, в котором персонажи поют и танцуют под музыку оркестра: А) балет, Б)вальс, В) опера, Г) увертюра.
8. Сочинитель музыки–А) актёр, Б) слушатель, В) певец, Г) композитор
9. Руководитель оркестра – А) солист, Б) слушатель, В) скрипач, Г) дирижёр
10. Главный герой этой оперы – новгородский купец и путешественник, гусляр:
А) «Снегурочка», Б) «Руслан и Людмила», В) «Иван Сусанин», Г) «Садко»
11. Этот музыкальный термин переводится как «начало», «открытие» – А) увертюра, Б) лад, В) ) мелодия , Г) ритм
12. Установите соответствие между композиторами и их произведениями
А) М.И Глинка «Снегурочка»
Б) П.И. Чайковский «Руслан и Людмила»
В) Н.А.Римский-Корсаков «Детский альбом»
Тест проводится в конце года.
- 12 правильных ответов оцениваются на «5»
- 10-11 правильных ответов на «4»
- 8-9 правильных ответов на «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...