Конспект занятия «Контраст и единство сонатной формы»
план-конспект по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
Малиновская Алла Николаевна
педагог дополнительного образования, класс фортепиано.
Тема: «Контраст и единство сонатной формы»
Открытое занятие проводится с учеником Шилиным Олегом, 8 лет, второй год обучения.
Тип занятия – занятие по обобщению и закреплению полученных знаний и умений.
Форма проведения – занятие - концерт.
Цель:
воспитание чувства формы, жанра и приемов пианистического изложения. Формирование эстетического вкуса.
Задачи:
Обучающие:
- овладение практическими навыками и умениями исполнения произведений крупной формы;
- введение новых теоретических знаний на уровне понятий: сонатная форма, сонатина, экспозиция, разработка, реприза, кода, главная и побочная партии.
Воспитательные:
- прививать любовь к музыке;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- интерес к занятиям;
- усидчивость, трудолюбие, аккуратность в работе.
Развивающие:
- на базе приобретенных знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей воспитанника его творческого потенциала;
- развитие образно-эмоционального и логически-смыслового мышления.
Методы обучения:
словесные: эвристическая беседа, диалоговое общение;
наглядные: нотный текст, таблицы, дидактические карточки;
практические – демонстрационный метод (показ педагога), метод повторения;
интерактивные: 1. Игра «Придумать сказочный сюжет» (рассказ);
2. Карточки «Цветная гамма».
Ход и содержание открытого занятия
Этап занятия | Содержание этапа | Действие педагога | Действие воспитанника | Время |
Вводная часть | Вступительное слово | Педагог представляет ученика, рассказывает о музыкальном произведении «Сонатина» C-dur А. Гедике. Информация о композиторе | 5 мин | |
Основная часть | 1. Работа над музыкальным произведением | Теоретическая часть: педагог делает анализ музыкального произведения, акцентируя внимание ребенка на строении сонатной формы. Практическая часть: Педагог проигрывает на инструменте главную и побочную партии, разработку, коду. | Воспитанник слушает исполнение, анализируя вместе с педагогом строение сонатной формы. | 10 мин |
2. Смена деятельности (интерактивная игра) | Педагог предлагает воспитаннику придумать сказочный сюжет, обозначив характер героев в звучании главной и побочной партий | Воспитанник (под руководством педагога) дает оценку звучащим партиям, сравнивая их с героями сказки Гофмана «Щелкунчик» | 3 мин | |
Педагог предлагает воспитаннику выбрать цветные карточки, в соответствии со звучащими партиями. | Воспитанник раскладывает заготовленные цветные карточки по характеру звучащей музыки | 5 мин | ||
3. Работа над музыкальным произведением | Педагог прослушивает исполняемое произведение. Педагог просит воспитанника сыграть главную партию в экспозиции, разработке, репризе и коде, обращая внимание на характер, фактуру, гармоническое и мелодическое звучание. играет ансамблем с воспитанником нижний голос. Педагог предлагает сыграть побочную партию в экспозиции и репризе, с учетом характера звучания исполняемой партии. Педагог обращает внимание на партию левой руки, представляющую особенную трудность в фактурном изложении, показывает прием изложения (ломаные арпеджио). В правой руке: короткие лиги, с дыханием на паузы и координация движений при исполнении двумя руками. | Ученик проигрывает «Сонатину» целиком в умеренном темпе Воспитанник выполняет задание, обращая внимание на динамические нюансы, элементы аккордово-интервального изложения, прослушивая мелодическую линию, сохраняя единый темп. Воспитанник исполняет побочную партию в характере звучания. Воспитанник играет побочную партию, в левой руке ведется работа над исполнением ломанных арпеджио; в правой руке - над мелодической линией, объединенной фразировочной лигой. При исполнении двумя руками воспитанник старается не расчленять линии мелодичного движения и не подчеркивает метрического дробления. | 20 мин | |
Подведение итогов | Педагог подводит итог работы над сонатной формой, делая ударение на контрастность и единство изложенного музыкального материала, при точном соблюдении штрихов, тембровой и динамической окраски, характера произведения, а также единство темпа. | 2 мин |
Список литературы
- Коган Г. У врат мастерства К 57 Переизд. М. Сов. Композитор, 1977, 176 с. К 90100-220082(02)-77 472-72 Тираж 10000 экз. заказ 2233
- Михелис В.Л. Первые уроки юного пианиста / очерк / Гос.муз.изд. Ленинград 1962-64 с. Тираж 15000 экз.
- Панкевич Г.И. Искусство музыки. – П16 –М.: Знание, 1987. – 112 с. - (Нар. Ун-т. Факультет литературы и искусства) П 4905000000-001/073 (02-87) 73087 ББК85.313 (2) Тираж 35 экз.
- Тимакин Е.М. Воспитание пианиста . Методическое пособие / изд. 2-е издательство «Советский композитор», 1984 г. – 144с. Г 5206010100/082 (02)-89 213-89 Тираж 50000 экз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие КОНТРАСТ РАЗМЕРОВ И ФОРМ. КЛОУНЫ
На занятии учащиеся 2 класса знакомятся с контрастом форм, размеров как средством художественной выразительности. Дети определяют значение контраста в жизни, человеческих отношениях, изобразительном и...
Конспект занятия с больным с афферентной формой афазии на резидуальном этапе. Тема: звуки [а], [у], [ы],[м].
Тема: звуки [а], [у], [ы],[м].Цель: восстановить способность дифференциации звука [м] в слогах.Задачи:-...
Урок музыки. 3 класс. Контраст и единство тем-образов в кантате С. Прокофьева «Александр Невский»
Урок разработан по программе "К вершинам музыкального искусства" М.С. Красильниковой. По календарно-тематическому планированию это четвертый урок в первой четверти. На изучение кантаты Прокофьева "Але...
Конспект занятия "Дружба и единство" для детей страшего дошкольного возраста
В рамках ГМО инструкторов по физической культуре в 2016 году представляла открытое занятие на тему "Дружба и единство"...
Положение о конкурсе «Лучший план-конспект занятия дополнительного образования в нетрадиционной форме»
Цели и задачи конкурса:Развитие творческого потенциала и стимулирование профессионального мастерства педагогов;Выявление талантливых, творчески работающих педагогов;Повышение качества образования в уч...
Конспект занятия по театрализованной деятельности в форме инсценировки сказки "КУРОЧКА РЯБА"
Конспект занятия "Курочка Ряба"...