Конспект занятия «Контраст и единство сонатной формы»
план-конспект по музыке на тему

Открытое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon att55746.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Малиновская Алла Николаевна

педагог дополнительного образования, класс фортепиано.

Тема: «Контраст и единство сонатной формы»

Открытое занятие проводится с учеником Шилиным Олегом, 8 лет, второй год обучения.

Тип занятия – занятие по обобщению и закреплению полученных знаний и умений.

Форма проведения – занятие - концерт.

Цель: 

воспитание чувства формы, жанра и приемов пианистического изложения. Формирование эстетического вкуса.

Задачи:

Обучающие:

- овладение практическими навыками и умениями исполнения произведений крупной формы;

- введение новых теоретических знаний на уровне понятий: сонатная форма, сонатина, экспозиция, разработка, реприза, кода, главная и побочная партии.

Воспитательные:

- прививать любовь к музыке;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость;

- интерес к занятиям;

- усидчивость, трудолюбие, аккуратность в работе.

Развивающие:

- на базе приобретенных знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей воспитанника его  творческого потенциала;

- развитие образно-эмоционального и логически-смыслового мышления.

Методы обучения:

словесные: эвристическая беседа, диалоговое общение;

наглядные: нотный текст, таблицы, дидактические карточки;

практические – демонстрационный метод (показ педагога), метод повторения;

интерактивные:         1. Игра «Придумать сказочный сюжет» (рассказ);

2. Карточки «Цветная гамма».

Ход и содержание открытого занятия

Этап занятия

Содержание этапа

Действие педагога

Действие воспитанника

Время

Вводная часть

Вступительное слово

Педагог представляет ученика, рассказывает о музыкальном произведении «Сонатина» C-dur А. Гедике. Информация о композиторе

5 мин

Основная часть

1. Работа над музыкальным произведением

Теоретическая часть: педагог делает анализ музыкального произведения, акцентируя внимание ребенка на строении сонатной формы.

Практическая часть:

Педагог проигрывает на инструменте главную и побочную партии, разработку, коду.

Воспитанник слушает исполнение, анализируя вместе с педагогом строение сонатной формы.

10 мин

2. Смена деятельности (интерактивная игра)

Педагог предлагает воспитаннику придумать сказочный сюжет, обозначив характер героев в звучании главной и побочной партий

Воспитанник (под руководством педагога) дает оценку звучащим партиям, сравнивая их с героями сказки Гофмана «Щелкунчик»

3 мин

Педагог предлагает воспитаннику выбрать цветные карточки, в соответствии со звучащими партиями.

Воспитанник раскладывает заготовленные цветные карточки по характеру звучащей музыки

5 мин

3. Работа над музыкальным произведением

Педагог прослушивает исполняемое произведение.

Педагог просит воспитанника сыграть главную партию в экспозиции, разработке, репризе и коде, обращая внимание на характер,  фактуру, гармоническое и мелодическое звучание.

играет ансамблем с воспитанником нижний голос.

Педагог предлагает сыграть побочную партию в экспозиции и репризе, с учетом характера звучания исполняемой партии.

Педагог обращает внимание на партию левой руки, представляющую особенную трудность в фактурном изложении, показывает прием изложения (ломаные арпеджио). В правой руке: короткие лиги, с дыханием на паузы и координация движений  при исполнении двумя руками.

Ученик проигрывает «Сонатину» целиком в умеренном темпе

Воспитанник выполняет задание, обращая внимание на динамические нюансы, элементы аккордово-интервального изложения, прослушивая мелодическую линию, сохраняя единый темп.

Воспитанник исполняет побочную партию в характере звучания.

Воспитанник играет побочную партию, в левой руке ведется работа над исполнением ломанных арпеджио; в правой руке -  над мелодической линией, объединенной фразировочной лигой.

При исполнении двумя руками воспитанник старается не расчленять линии мелодичного движения и не подчеркивает метрического дробления.

20 мин

Подведение итогов

Педагог подводит итог работы над сонатной формой, делая ударение на контрастность и единство изложенного музыкального материала, при точном соблюдении штрихов, тембровой и динамической окраски, характера произведения, а также единство темпа.

2 мин

 

Список литературы

  1. Коган Г. У врат мастерства К 57 Переизд. М. Сов. Композитор, 1977, 176 с. К 90100-220082(02)-77 472-72 Тираж 10000 экз. заказ 2233
  2. Михелис В.Л. Первые уроки юного пианиста / очерк / Гос.муз.изд. Ленинград 1962-64 с. Тираж 15000 экз.
  3. Панкевич Г.И. Искусство музыки. – П16 –М.: Знание, 1987. – 112 с. - (Нар. Ун-т. Факультет литературы и искусства) П 4905000000-001/073 (02-87) 73087 ББК85.313 (2) Тираж 35 экз.
  4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста . Методическое пособие / изд. 2-е издательство «Советский композитор», 1984 г. – 144с. Г 5206010100/082 (02)-89 213-89 Тираж 50000 экз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие КОНТРАСТ РАЗМЕРОВ И ФОРМ. КЛОУНЫ

На занятии учащиеся 2 класса знакомятся с контрастом форм, размеров как средством художественной выразительности. Дети определяют значение контраста в жизни, человеческих отношениях, изобразительном и...

Конспект занятия с больным с афферентной формой афазии на резидуальном этапе. Тема: звуки [а], [у], [ы],[м].

Тема: звуки [а], [у], [ы],[м].Цель:  восстановить способность дифференциации звука [м] в слогах.Задачи:-...

Урок музыки. 3 класс. Контраст и единство тем-образов в кантате С. Прокофьева «Александр Невский»

Урок разработан по программе "К вершинам музыкального искусства" М.С. Красильниковой. По календарно-тематическому планированию это четвертый урок в первой четверти. На изучение кантаты Прокофьева "Але...

Конспект занятия "Дружба и единство" для детей страшего дошкольного возраста

В рамках ГМО инструкторов по физической культуре в 2016 году представляла открытое занятие на тему "Дружба и единство"...

Положение о конкурсе «Лучший план-конспект занятия дополнительного образования в нетрадиционной форме»

Цели и задачи конкурса:Развитие творческого потенциала и стимулирование профессионального мастерства педагогов;Выявление талантливых, творчески работающих педагогов;Повышение качества образования в уч...