Рабочая программа 1-4 класс Музыка
рабочая программа по музыке на тему

Зинатова Юлия Владимировна

Пояснительна записка. КТП.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Тема

урока

Дата проведения

План

Факт

1 «А»

1 «Б»

Мир музыкальных звуков

1

Классификация музыкальных звуков.

04.09-09.09

2

Классификация музыкальных звуков.

11.09-16.09

3

Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.

18.09-23.09

Ритм – движение жизни

4

Ритм – движение жизни.

25.09-30.09

5

Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки.

02.10-07.10

6

Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.

09.10-14.10

7

Ритм окружающего мира.

16.10-21.10

Я – артист

8

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).

23.10-28.10

Мелодия – царица музыки

9

Мелодия – главный носитель содержания в музыке.

06.11-11.11

10

Интонация в музыке и в речи.

13.11-18.11

  11

Интонация как основа эмоционально- образной природы музыки.

20.11-25.11

 12

Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения.

27.11-02.12

 13

Аккомпанемент.

04.12-09.12

Я – артист

 14

Творческое соревнование.

11.12-16.12

Музыкально-театрализованное представление

 15

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.

18.12-23.12

Музыкальные краски

 16

Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности.

08.01-13.01

Музыкальные жанры: песня, танец, марш

 17

Формирование первичных аналитических навыков.

15.01-20.01

 18

Формирование первичных аналитических навыков.

22.01-27.01

Музыкальные краски

 19

Понятие контраста в музыке.

29.01-03.02

 20

Лад. Мажор и минор. Тоника.

05.02-10.02

Музыкальные жанры: песня, танец, марш

 21

Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.

19.02-24.02

 22

Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.

26.02-03.03

 23

Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.

05.03-10.03

Я – артист

 24

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).

12.03-17.03

Музыкально-театрализованное представление

 25

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.

19.03-24.03

Музыкальная азбука или где живут ноты

 26

Музыкальная азбука или где живут ноты Основы музыкальной грамоты.

04.04-07.04

 27

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль.

09.04-14.04

 28

Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре.

16.04-21.04

 29

Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки.

23.04-28.04

 30

Динамические оттенки (форте, пиано).

30.04-05.05

Музыкальные жанры: песня, танец, марш

 31

Формирование первичных аналитических навыков.

07.05-12.05

  Музыкально-театрализованное представление

 32

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.

14.05-19.05

 33

 Промежуточная аттестация.

21.05-26.05

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Тема

урока

Дата проведения

План

Факт

2 «А»

2 «Б»

Широка страна моя родная

1

Государственные символы России (герб, флаг, гимн).  

04.09-09.09

2

Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.

11.09-16.09

3

Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка.

18.09-23.09

4

Многообразие музыкальных интонаций.

25.09-30.09

5

Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.

02.10-07.10

Я – артист

6

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное).

09.10-14.10

7

Творческое соревнование.

16.10-21.10

Музыкально-театрализованное представление

8

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» во втором классе.

23.10-28.10

Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды

9

Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды

06.11-11.11

10

Музыкальный фольклор.

13.11-18.11

  11

Народные игры.

20.11-25.11

 12

Народные инструменты.

27.11-02.12

 13

Годовой круг календарных праздников.

04.12-09.12

Я – артист

 14

Разучивание песен к праздникам (Новый год), подготовка концертных программ.

11.12-16.12

Музыкально-театрализованное представление

 15

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» во втором классе.

18.12-23.12

Музыкальная грамота

 16

Основы музыкальной грамоты.

08.01-13.01

 17

Расположение нот в первой- второй октавах.

15.01-20.01

 18

Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.

22.01-27.01

Жанровое разнообразие в музыке

 19

 Жанровое разнообразие в музыке

29.01-03.02

 20

Разучивание песен к праздникам (День Защитника Отечества), подготовка концертных программ.

05.02-10.02

 21

Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки.

12.02-17.02

Я – артист

 22

 Разучивание песен к праздникам (Международный день 8 марта), подготовка концертных программ.

19.02-24.02

Жанровое разнообразие в музыке

 23

Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности.

26.02-03.03

 24

Формирование первичных знаний о музыкально- театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера.

05.03-10.03

 25

Балет, опера.

12.03-17.03

Музыкально-театрализованное представление

 26

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» во втором классе.

19.03-24.03

«Музыкальный конструктор»

 27

 Мир музыкальных форм.

04.04-07.04

 28

 Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое.

09.04-14.04

 29

Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).

16.04-21.04

Я – артист

 30

Разучивание песен к праздникам (годовой круг календарных праздников), подготовка концертных программ.

23.04-28.04

Музыкальное время и его особенности

 31

Музыкальное время и его особенности

30.04-05.05

 32

Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.

07.05-12.05

 33

 Промежуточная аттестация.

14.05-19.05

Я артист. Музыкально-театрализованное представление

 34

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» во втором классе.

21.05-26.05

 35

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» во втором классе.

28.05-31.05

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема

урока

Дата проведения

План

Факт

3 «А»

3 «Б»

Широка страна моя родная

1

Творчество народов России. Певцы родной природы.

04.09-09.09

2

Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде.

11.09-16.09

Хоровая планета

3

Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские; академический, народный, церковный).

18.09-23.09

4

Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские; академический, народный, церковный).

25.09-30.09

Широка страна моя родная

5

Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия.

02.10-07.10

6

Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия.

09.10-14.10

Хоровая планета

7

Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально- исполнительской культуры.

16.10-21.10

Я – артист

8

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

23.10-28.10

Музыкальная грамота

9

Основы музыкальной грамоты.

06.11-11.11

10

Чтение нот. Пение по нотам с тактированием.

13.11-18.11

  11

Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.

20.11-25.11

Формы и жанры в музыке

 12

Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале.

27.11-02.12

 13

Форма рондо.

04.12-09.12

Я – артист

 14

Разучивание песен к праздникам (Новый год), подготовка концертных программ.

11.12-16.12

Музыкально-театрализованное представление

 15

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» во втором классе.

18.12-23.12

Мир оркестра

 16

Симфонический оркестр.

08.01-13.01

 17

Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры.

15.01-20.01

 18

Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры.

22.01-27.01

 19

Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.

29.01-03.02

 20

Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.

05.02-10.02

Я – артист

 21

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта), подготовка концертных программ.

12.02-17.02

Хоровая планета

 22

Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально- исполнительской культуры.

19.02-24.02

Музыкальный проект «Сочиняем сказку»

 23

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности.

26.02-03.03

 24

Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения.

05.03-10.03

 25

Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей.

12.03-17.03

Музыкально-театрализованное представление

 26

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в третьем втором классе.

19.03-24.03

Музыкальный проект «Сочиняем сказку»

 27

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности.

04.04-07.04

 28

Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты.

09.04-14.04

 29

Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты.

16.04-21.04

Я – артист

 30

Разучивание песен к праздникам (годовой круг календарных праздников), подготовка концертных программ.

23.04-28.04

Хоровая планета

 31

Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально- исполнительской культуры.

30.04-05.05

Музыкальный проект «Сочиняем сказку»

 32

Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.

07.05-12.05

 33

Промежуточная аттестация.

14.05-19.05

Музыкально-театрализованное представление

 34

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в третьем классе.

21.05-26.05

 35

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в третьем классе.

28.05-31.05

Календарно-тематическое планирование

4 класс

 

Тема

урока

Дата проведения

План

Факт

4 «А»

4 «Б»

Песни народов мира

1

Песни народов мира.

04.09. – 09.09.

2

Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира.

11.09. – 16.09.

3

Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.

18.09. – 23.09.

Музыкальная грамота

4

Музыкальная грамота. Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот.

25.09. – 30.09.

5

Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.

02.10 – 07.10.

Я – артист

6

Сольное, ансамблевое и хоровое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

09.10 – 14.10.

7

Сольное, ансамблевое и хоровое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

16.10. -21.10.

Музыкально-театрализованное представление

8

Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы по учебному предмету «Музыка».

23.10. – 28.10.

Оркестровая музыка

9

Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, эстрадный, джазовый.

06.11. – 11.11.

10

Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров 5 инструментов. Оркестровая партитура.

13.11 – 18.11.

  11

Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров 5 инструментов. Оркестровая партитура.

20.11. – 25.11.

 12

Электромузыкальные инструменты.

27.11. – 02.12.

 13

Синтезатор как инструмент-оркестр.

04.12. – 09.12.

 14

Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.

11.12. – 16.11

Музыкально-театрализованное представление

 15

Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы по учебному предмету «Музыка».

18.12. – 23.12.

Музыкально-сценические жанры

 16

Музыкально-сценические жанры. Балет, опера, мюзикл.

08.01. – 13.01.

 17

Музыкально-сценические жанры. Балет, опера, мюзикл.

15.01. – 20.01.

 18

Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально- театральных произведений.

22.01. – 27.01.

 19

Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально- театральных произведений.

29.01. – 03.02.

 20

Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально- театральных произведений.

05.02. – 10.02.

Я – артист

 21

Разучивание песен к праздникам (День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ.

12.02. – 17.02.

Музыка кино

 22

Музыка кино. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.

19.02. – 24.02.

Я – артист

 23

Разучивание песен к праздникам (День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ.

26.02. – 03.03.

Музыка кино

 24

Музыка кино. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.

05.03. – 10.03.

Учимся, играя

 25

Учимся, играя. Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы по учебному предмету «Музыка».

12.03. – 17.03.

Музыкально-театрализованное представление

 26

Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы по учебному предмету «Музыка».

19.03. – 24.03.

Музыка кино

 27

Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам.

04.04. – 07.04.

 28

Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам.

09.04. – 14.04.

 29

Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.

16.04. – 21.04.

 30

Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.

23.04. – 28.04.

 31

Музыка кино.

30.04. – 05.05.

Музыка кино. Музыкально-театрализованное представление

 32

Музыка кино. Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы по учебному предмету «Музыка».

07.05. – 12.05.

Учимся, играя

 33

Учимся, играя. Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы по учебному предмету «Музыка».

14.05. – 19.05.

 34

 Промежуточная аттестация.

21.05. – 26.05.

 35

Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы по учебному предмету «Музыка».

28.05. – 31.05.

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: 

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Свияжская СОШ ЗМР РТ»;

Учебного плана МБОУ «Свияжская СОШ ЗМР РТ» на 2017-2018 учебный год.

Место учебного предмета в учебном плане по 1 часу в неделю в 1-4классах. В 3-4 классах не более 35 часов, в 1 классе не более 33 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКИ

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

При изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;

- формирование уважительного отношения к культуре других народов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям.

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека.

В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности, обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.

Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов. У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе, на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.

При изучении предмета «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.

 - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности;

- использование знаково-символических средств представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям в процессе слушания и освоения музыкальных произведений различных жанров и форм;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (культурных и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, в процессе привлечения интегративных форм освоения учебного предмета «Музыка».

В результате реализации программы, обучающиеся смогут освоить универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве в познавательной и практической деятельности.

 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКИ

В соответствии с ФГОС, изучение музыки в основной школе должно обеспечить:

 

-сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

-умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.

Предметные результаты по видам деятельности обучающихся

В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, республики.

Слушание музыки

Обучающийся:

1. Узнаёт изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.

2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.

3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.

4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.

5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.

6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.

7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.

8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.

9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.

10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.

Хоровое пение

Обучающийся:

1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации, Гимна Республики Татарстан

2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.

4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.

5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.

6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.

7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.

Основы музыкальной грамоты

Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:

1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.

2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.

3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.

4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.

5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.

6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.

7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.

8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.

В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:

реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного материала программы включает несколько обобщающих тем: музыка в

окружающем мире, музыка родной страны, хоровая музыка, оркестровая музыка, музыкальная грамота, музыкальные жанры, музыкальная форма, музыка народов мира, «Я – артист», музыкально-театрализованное представление.

В процессе обучения происходит постепенное накопление знаний, теоретическое освоение

которых укрепляют навыки практической деятельности обучающихся. Кроме того, образуются тематические арки: пройденные темы повторяются в следующих классах с усложненным материалом. Подобная структура программы позволяет сохранить принципы доступности и постепенности освоения содержания учебного материала. Объем и распределение часов по темам являются примерными и не определяют временных границ при формировании практических умений и навыков, поэтому освоение хорового и инструментального исполнительского репертуара происходит в течение всего учебного года.

Уроки «Я – артист» могут проводиться рассредоточено в течение учебного года, часы, предусмотренные на данные занятия, могут рассматриваться как резерв учебного времени.

Музыкально-театрализованные представления являются результатом освоении практических форм работы, применяемых на уроках музыки, и подводят итог учебной деятельности. Их рекомендуется подготавливать и проводить по окончанию учебного года. Совместная деятельность обучающихся, педагогов и родителей предполагает: взаимодействие взрослых и школьников в дуэтах «ребенок – педагог», «ребенок – родитель», «педагог – родитель»; освоение взрослыми приемов игры на элементарных музыкальных инструментах, разучивание хорового

репертуара, домашнее музицирование, совместное участие детей и взрослых в концертах, театрализованных представлениях.  

При разработке содержания учебного предмета учитывается национальный (региональный) компонент, при этом репертуар для слушания и исполнения может дополняться соответствующими образцами музыкальных произведений.

Тематическое планирование

1 класс

Общее число часов — 33 ч.  

  1. Мир музыкальных звуков – 3 ч.

Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.

Содержание обучения по видам деятельности:

Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различных инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира.

Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания.

  1. Ритм – движение жизни – 4 ч.

Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.

Содержание обучения по видам деятельности:

Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение; ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «паззлы».

  1. Мелодия – царица музыки – 5 ч.

Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония № 40 (начало).

Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и исполнение песен с поступенным движением, повторяющимися интонациями. Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков.

Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения» (пример, А.Н. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).

Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Ознакомление с приемами игры на ксилофоне и металлофоне. Исполнение элементарных мелодий на ксилофоне и металлофоне с простым ритмическим аккомпанементом.

  1. Музыкальные краски – 3 ч.

Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Пьесы различного образно-эмоционального содержания. Примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно».

Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку контрастного характера.

Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных образов. Разучивание и исполнение песен контрастного характера в разных ладах.

Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес контрастного ладового характера. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.

  1. Музыкальные жанры: песня, танец, марш – 6 ч.

Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Песня, танец, марш в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений.

Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях.

  1. Музыкальная азбука или где живут ноты – 5 ч.

Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).

Содержание обучения по видам деятельности:

Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно на основе клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы.

Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков. Установление зрительно-слуховых ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение мелодии) и отражение их в элементарной графической записи (с использованием знаков – линии, стрелки и т.д.).

Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам. Разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков. Пение разученных ранее песен по нотам.

  1. Я – артист – 4 ч

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Содержание обучения по видам деятельности:

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях.

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».

Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков.

  1. Музыкально-театрализованное представление – 3 ч.

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.

Содержание обучения по видам деятельности:

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.

 

2 класс

Общее число часов — 34ч. Резерв учебного времени — 1 ч

  1. Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды – 5 ч.

Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников

Содержание обучения по видам деятельности:

Музыкально-игровая деятельность. Повторение и инсценирование народных песен, пройденных в первом классе. Разучивание и исполнение закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение детей к игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным сопровождением. Примеры: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька». Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (виды весенних хороводов – «змейка», «улитка» и др.).

Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов. Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов (пример: детский фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого и др.). Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей (пример: Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы Татарстана).

  1. Широка страна моя родная – 5 ч.

Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.

Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.

Содержание обучения по видам деятельности:

Разучивание и исполнение Гимна Российской Федерации. Исполнение гимна своей республики, города, школы. Применение знаний о способах и приемах выразительного пения.

Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ особенностей мелодии. Прослушивание произведений с яркой выразительной мелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая песня», П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В. Рахманинов «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало). Узнавание в прослушанных произведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.).

Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным (поступенным) движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.

  1. Музыкальное время и его особенности – 2 ч.

Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер.

Содержание обучения по видам деятельности:

Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы. Составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений, ритмизация стихов.

Ритмические игры. Ритмические «паззлы», ритмическая эстафета, ритмическое эхо, простые ритмические каноны.

Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений с разнообразным ритмическим рисунком. Исполнение пройденных песенных и инструментальных мелодий по нотам.

  1. Музыкальная грамота – 3 ч.

Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов.

Содержание обучения по видам деятельности:

Чтение нотной записи. Чтение нот первой-второй октав в записи пройденных песен. Пение простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по нотам с тактированием.

Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Простые интервалы: виды, особенности звучания и выразительные возможности.

Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков.

Прослушивание и узнавание в пройденном вокальном и инструментальном музыкальном материале интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Слушание двухголосных хоровых произведений

  1. «Музыкальный конструктор» - 3 ч.

Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений. Восприятие точной и вариативной повторности в музыке. Прослушивание музыкальных произведений в простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели, Ф. Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в форме вариаций (примеры: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и хоровые произведения).

Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах. Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.

  1. Жанровое разнообразие в музыке 6 ч.

Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанровой основы. Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской музыки» С.С. Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.).

Пластическое интонирование: передача в движении характерных жанровых признаков различных классических музыкальных произведений; пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»).

Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен современных композиторов.

  1. Я – артист – 6 ч.

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ.

Содержание обучения по видам деятельности:

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.

Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования.

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.

  1. Музыкально-театрализованное представление – 4 ч.

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором классе.

Содержание обучения по видам деятельности:

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и  инструментального материала. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.

3 класс

Общее число часов — 34ч. Резерв учебного времени — 1 ч

  1. Музыкальный проект «Сочиняем сказку» - 8 ч.

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.

Содержание обучения по видам деятельности:

Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием обучающихся, педагогов, родителей. Обсуждение его содержания: сюжет, распределение функций участников, действующие лица, подбор музыкального материала. Разучивание и показ.

Создание информационного сопровождения проекта (афиша, презентация, пригласительные билеты и т.д.).

Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового материала как части проекта. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения в процессе работы над целостным музыкально-театральным проектом.

Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Разучивание оркестровых партий по ритмическим партитурам. Пение хоровых партий по нотам. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.

Соревнование классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку».

  1. Широка страна моя родная – 4 ч.

Творчество народов России. Певцы родной природы. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы двухголосия.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов Татарстана; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен татарского народа в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей.

Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные, хороводные, плясовые и др.) в сопровождении народных инструментов. Пение acapella, канонов, включение элементов двухголосия. Разучивание песен по нотам.

Игры-драматизации. Разыгрывание народных песен по ролям. Театрализация небольших инструментальных пьес разных народов России. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.

  1. Хоровая планета – 5 ч.

Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хорап/у А.В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др. Определение вида хора по составу голосов: детский, женский, мужской, смешанный. Определение типа хора по характеру исполнения: академический, народный.

Совершенствование хорового исполнения: развитие основных хоровых навыков, эмоционально-выразительное исполнение хоровых произведений. Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых произведений классической и современной музыки с элементами двухголосия.

  1. Мир оркестра – 5 ч.

Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие. Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.

Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторина-соревнование на определение тембра различных инструментов и оркестровых групп.

Начальные навыки пения под фонограмму.

  1. Музыкальная грамота – 3 ч.

Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.

Содержание обучения по видам деятельности:

Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия. Пение мелодических интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков.

Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании.

  1. Формы и жанры в музыке – 2 ч.

Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и жанрах. Определение соединений формы рондо и различных жанров. Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»; Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша». Прослушивание оркестровых произведений, написанных в форме вариаций. Примеры: М. И. Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное слушание с элементами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простой двухчастной и простой трехчастной формах и др.

  1. Я – артист – 4 ч.

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка концертных программ.

Содержание обучения по видам деятельности:

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.

Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования, в том числе музыку народов России.

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.

  1. Музыкально-театрализованное представление – 3 ч.

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе.

Содержание обучения по видам деятельности:

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и  инструментального материала. Рекомендуемые темы: «Моя Родина», «Широка страна моя родная», «Сказка в музыке», «Наша школьная планета», «Мир природы» и другие. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.

4 класс

Общее число часов — 34ч. Резерв учебного времени — 1 ч

  1. Песни народов мира – 3 ч.

Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст).

Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками).

  1. Музыкальная грамота – 2 ч.

Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.

Содержание обучения по видам деятельности:

Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий.

  1. Оркестровая музыка – 6 ч.

Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.

  1. Музыкально-сценические жанры – 5 ч.

Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».

Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений. Драматизация песен. Примеры: р.н.п. «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).

  1. Музыка кино – 8 ч.

Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.

Содержание обучения по видам деятельности:

Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения:

  • характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия;
  • создание эмоционального фона;
  • выражение общего смыслового контекста фильма.

Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор
Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А.Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней «Наивные симфонии»; музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских режиссеров-аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В.Шаинский).

Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием.

  1. Учимся, играя – 2 ч.

Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы.

  1. Я – артист – 4 ч.

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря  и другие), подготовка концертных программ.

Содержание обучения по видам деятельности:

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательно-пластической, инструментально-ритмической импровизации.

Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета.

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденных ритмоформул.

  1. Музыкально-театрализованное представление – 4 ч.

Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.

Содержание обучения по видам деятельности:

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 3 класса по музыке разработана на основе авторской программы «Музыка»

Рабочая программа по музыке разработана на основе авторской программы «Музыка» Т.И.Науменко,В.В.Алеева изд. «Дрофа» (2010 г.) и федерального компонента государственного стандарта начального общего обр...

рабочая программа ФГОС 1 класс Музыка

Рабочая программа по музыке для 1 классе в рамках ФГОС с каленадрно-тематическим планированием....

рабочая программа ФГОС 2 класс Музыка

Рабочая программа по музыке для 2 класса в рамках ФГОС с календарно-тематическим планированием....

рабочая программа ФГОС 3 класс Музыка

Рабочая программа по музыке для 3 класса в рамках ФГОС с календарно-тематическим планированием....

Рабочая программа для 7 класса " Музыка средствами английского языка"

Изучение музыки англоговорящих стран и России средствами английского языка...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...