Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс ФГОС УМК Б.М. Неменский
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе .ФГОС. УМК Б.М. Неменский
В программе отражены предметные, метапредметные и личнстные результаты обучения и тематичское планирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Паспорт рабочей программы
Предметная область | Искусство |
Класс | 5 |
Учебный предмет | Изобразительное искусство |
Количество часов в неделю по учебному плану | 1 |
Количество часов по учебному плану | 34 |
Правовая база программы | ФЗ «Об образовании в РФ» от 21.12.2012; Приказ Минобразования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Примерная основная образовательная программа основного общего образования. |
Учебно-методический комплекс | Программа «Изобразительное искусство.5–9 классы». Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2016. Учебник Н.А.Горяева, О.В. Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. М. :Просвещение, 2018 |
1.Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Целью уроков изобразительного искусства в школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»: воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений; развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности; освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире; развитие опыта художественного восприятия произведений искусства 2 Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: в целостно – ориентационной сфере: - Формирование художественного вкуса, как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; В трудовой сфере: - Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; - Готовность к основному выбору дальнейшей образовательной траектории; В познавательной сфере: - Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. Метапредметные результаты: В развитии художественно - образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира; В развитии фантазии, изображения, художественной интуиции, памяти; В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства; В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений. Предметные результаты: В познавательной сфере: - Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; - Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов изобразительного искусства; - Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; - Различать изученные виды пластических искусств; - Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий; В целостно – ориентационной сфере: - Формировать эмоционально – целостное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей; - Развивать эстетических вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира; - Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства; - Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно – нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства; В коммуникативной сфере: - Ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях; - Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства; В эстетической сфере: - Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно – творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне; - Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств; - Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; - Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям массовой культуры; формировать эстетический кругозор; В трудовой сфере: - Применять различные выразительные средства, художественные материалы техники в своей творческой деятельности. В результате изучения искусства учащиеся должны знать и понимать: основные виды и жанры изобразительного искусства; основы изобразительной грамоты; выдающихся представителей русского и зарубежного искусства; крупнейшие музеи мира и России; значение изобразительного искусства в художественной культуре; направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка искусства. применять различные художественные материалы; анализировать содержание образного языка произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; определять средства выразительности; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов изобразительного искусства; выполнять учебные и творческие задания. |
3. Содержание учебного предмета
Содержание программы построено так, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а также осваивать формы эстетической деятельности.
Обучение в 5 классе посвящено содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека и строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.
Тематика учебных заданий соответствует содержанию изобразительного искусства. Как уже отмечалось, через все годы обучения проходят стержневые темы воспитательного и образовательного характера. По этим темам у детей с каждым годом накапливается материал, который для лучшего его осмысления и усвоения периодически специально обобщается.
В каждом блоке поставлены разделы и подразделы по отдельным проблемам:
Основы изобразительной грамотности (плоскость, объем, пространство, перспектива, пересечение плоскостей в пространстве, загораживание, изображение людей и животных, предметов).
Основы композиции (цвет, пятно, контраст, колорит, линия, движение, статика, ритм, пропорции, симметрия, асимметрия).
I раздел Древние корни народного искусства 8ч
Древние образы в народном искусстве
Декор русской избы
Внутренний мир русской избы
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
II раздел Связь времен в народном искусстве 7ч
Древние образы в современных народных игрушках
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
III раздел Декор — человек, общество, время 10 ч
Зачем людям украшения
Декор и положение человека в обществе
Одежда говорит о человеке . О чем рассказывают гербы и эмблемы
Роль декоративного искусства в жизни человека и обществ (обобщение темы)
IV раздел. Декоративное искусство в современном мире 8 ч
Современное выставочное искусство.
Ты – мастер.
Витраж.
Мозаика
Декоративная кукла.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему.
№ п/п | Название темы урока | Цели изучения темы, раздела. | Планируемые результаты | Кол-во часов | .Календарные сроки. Домашнее задание |
Тема раздела «Древние корни народного искусства» 8 часов | |||||
1 | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. | А) Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей б) Воспитать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества в) Развить эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность | проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; | 1 | Подбор иллюстративного материала по теме «Народное жилище. Изба» |
2 3 | Единство конструкции и декора в народном жилище. Народное жилище. Изба. | А) Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора б) Развить любовь к Родине, ее традициям, народной культуре в) Развить творческую и познавательную активность г) Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне), развивать умение работать в коллективе. | 2 | Подбор материала по теме «Народные вышивки» | |
4 5 | Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Прялка. (карандаш) Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Прялка ( живописное решение) | а) Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении б) Воспитать уважительное отношение к своим древнем корням и памяти предков в) Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшение модели прялки. | 2 | Набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках. | |
6- 7 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. | а) Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой б) Развить творческую и познавательную активность в) Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе) г) Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта д) Воспитать любовь к Родине и народной культуре | 2 | Подбор материалов с дизайнерскими разработками современных интерьеров | |
8 | Современное повседневное декоративное искусство. | А) Дать учащимся первоначальные сведения об искусстве дизайна, его основных законах. Познакомить с работой дизайнера б) Воспитать нравственное и эстетическое отношение к миру, развить художественный вкус в) Развить творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление. | 1 | Подбор материала о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь) | |
9 | Обобщение и систематизация знаний Древние корни народного искусства | а Развить любовь к Родине, ее традициям, народной культуре в) Развить творческую и познавательную активность г) Формировать практические навыки работы в конкретном материале ,умение передавать единство формы и декора предметов. | 1 | ||
Тема раздела «Связь времен в народном искусстве» 7 часов | |||||
10 11 12 | Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись модели Дымковской игрушки Лепка и роспись модели Дымковской игрушки. | а) Сформировать понятие о народной глиняной игрушки, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи б) Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине, ее истории. в) Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью г) Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус | удерживать цель деятельности до получения ее результата; | 3 | Подбор иллюстраций по темам: Гжель, Городец, Жостово |
13 14 15 16 | Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Народные промыслы Гжель. Народные промыслы Городец. Народные промыслы Жостово. | а) Познакомить учащихся с керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре в) Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель) | Понимать о роли композиции как целостности и образном строе произведения; о красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; | 4 | Сбор иллюстративного материала о русском народном костюме |
Тема раздела «Декоративное искусство в современном мире» 10ч | |||||
17-18 | Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма. | а) Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. б) Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. в) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся г) Прививать интерес к русскому народному творчеству | развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни; получить творческий опыт в построении тематических композиций; развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни; получить творческий опыт в построении тематических композиций; | 2 | Подбор материала по теме «Народные вышивки» |
19 | Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме (урок-практикум) | а) Развитее образного и пространственного воображения, эстетического вкуса б) Обработка навыков и умений при работе с тканью в) Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов г) Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности | 1 | Подбор материала по теме «Народные вышивки» | |
20 | Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма | а) Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент» б) Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы. в) Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся. г) Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору. | 1 | Подбор материала о современной моде | |
21 | Русский костюм и современная мода | а) Познакомить учащихся с тем, какие традиции древнерусского костюма сохранились в новых образах современной моды б) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности в) Прививать интерес к русской национальной культуре | 1 | Сбор иллюстративного материала по народным праздникам | |
22-23 | Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод»(урок-практикум) | а) Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории в) Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе) | 2 | Групповая поисковая работа «Народные промыслы родного края» | |
24 | Народные промыслы родного края (урок-конференция) | а) Познакомить учащихся с народными промыслами родного города, области, их историей и современным звучанием б) Сформировать понятие «промысел». Познакомить с его видами в) Составить таблицу существовавших в царицынском уезде промыслов г) Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления д) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее истории | 1 | Народные промыслы нашей страны | |
25-26 | «Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник, урок-практикум) | а) Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей б) Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие в) Развитие познавательного интереса детей к народному искусству г) Активизация творческого потенциала учеников | развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни; получить творческий опыт в построении тематических композиций; | 2 | Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древнего Египта |
Тема раздела «Декор, человек, общество, время» 8 часов | |||||
27 | Украшение в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Др. Египта | а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта б) Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. | развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни; выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; удерживать цель деятельности до получения ее результата | 1 | Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древней Греции |
28 29 | Декоративное искусство Др\ Греции. Костюм эпохи Др. Греции. Греческая керамика | а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции б) Сформировать представление об основных элементах костюма Древней Греции в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. | 2 | Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм | |
30 | Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья | а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства Западной Европы эпохи средневековья б) Сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории | 1 | Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение» | |
31-32 | О чем рассказывают гербы | а) Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них б) Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличия от других общностей в) Воспитать любовь к Родине и ее истории, чувства гражданина своей страны г) Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление. | 2 | Художественные материалы | |
33 | Что такое эмблемы, зачем они нужны людям | а) Продолжить формировать понятия о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем б) Познакомить с символами и эмблемами, используемым в нашем обществе и сферами их применения, значением их элементов в) Воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству г) Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами | 1 | Художественные материалы | |
34 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок) | а) Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение б) Формирование познавательного интереса детей к народному искусству в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству | 1 | Художественные материалы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-7 классы с учетом требований ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...
«Краеведение в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского»
Обобщение опыта...
ФГОС. Рабочая программа. Изобразительное искусство (предметная линия Б.М.Неменского). 5-8 класс.
Разработка соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа "Изобразительное искусство 5-7 класс" (Б.М.Неменский, ФГОС)
Рабочая программа по изобразителному искусству для 5-7 классов (Б.М.Неменский, ФГОС) + календарно-тематическое планирование для 5 класса...
Рабочая программа "Изобразительное искусство. 6 класс" ФГОС
Рабочая программа составлена для 6 класса по ФГОС. Содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели, задачи, общая характеристика,место учебного предмета, результаты освоения,содержание с поясн...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...