Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс ФГОС УМК Б.М. Неменский
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе .ФГОС.  УМК Б.М. Неменский

В программе отражены предметные, метапредметные и личнстные результаты обучения и тематичское планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт рабочей программы

Предметная область

Искусство

Класс

5

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Количество часов в неделю по учебному плану

1

Количество часов по учебному плану

34

Правовая база программы

ФЗ «Об образовании в РФ» от 21.12.2012;  

Приказ Минобразования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении  федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования»

Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

Учебно-методический комплекс

Программа «Изобразительное искусство.5–9 классы». Б.М.  Неменский.- М.: Просвещение, 2016.

Учебник Н.А.Горяева, О.В. Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс.                 М. :Просвещение, 2018

1.Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета

Целью уроков изобразительного искусства в школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

развитие опыта художественного восприятия произведений искусства

 2  Планируемые результаты освоения учебного предмета.

  Личностные результаты:

 в целостно – ориентационной сфере:

- Формирование художественного вкуса, как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии

 их видов и жанров;

В трудовой сфере:

- Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

- Готовность к основному выбору дальнейшей образовательной траектории;

В познавательной сфере:

- Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты:

В развитии художественно - образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира;

В развитии фантазии, изображения, художественной интуиции, памяти;

В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

- Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

- Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов изобразительного искусства;

- Приобретать практические навыки  и умения в изобразительной деятельности;

- Различать изученные виды пластических искусств;

- Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

В целостно – ориентационной сфере:

- Формировать эмоционально – целостное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

- Развивать эстетических вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

- Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства;

- Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно – нравственный потенциал,

аккумулированный в  произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

В коммуникативной сфере:

- Ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;

- Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

 В эстетической сфере:

- Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно – творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

- Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального  и интеллектуального восприятия  на материале пластических искусств;

- Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи  и осознавать их роль в творческой деятельности;

- Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям массовой культуры; формировать эстетический кругозор;

В трудовой сфере:

- Применять различные выразительные средства, художественные материалы техники в своей творческой деятельности.

В результате изучения искусства учащиеся должны знать и понимать:

основные виды и жанры изобразительного искусства;

основы изобразительной грамоты;

выдающихся представителей русского и зарубежного искусства;

крупнейшие музеи мира и России;

значение изобразительного искусства  в художественной культуре;

направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка искусства.

применять различные художественные материалы;

анализировать содержание образного языка произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

определять средства выразительности;

ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов изобразительного искусства;

выполнять учебные и творческие задания.

3. Содержание учебного предмета

Содержание программы построено так, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а также осваивать формы эстетической деятельности.

 Обучение в 5 классе  посвящено  содержанию и языку декоративных видов  искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека и строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного  декоративно-прикладного искусства.

Тематика учебных заданий соответствует содержанию изобразительного искусства. Как уже отмечалось, через все годы обучения проходят стержневые темы воспитательного и образовательного характера. По этим темам у детей с каждым годом накапливается материал, который для лучшего его осмысления и усвоения периодически специально обобщается.

     В каждом блоке поставлены разделы и подразделы по отдельным проблемам:

Основы изобразительной грамотности (плоскость, объем, пространство, перспектива, пересечение  плоскостей в пространстве, загораживание, изображение  людей и животных, предметов).

Основы  композиции (цвет, пятно, контраст, колорит, линия, движение, статика, ритм, пропорции, симметрия,  асимметрия).

I  раздел Древние корни народного искусства 8ч

Древние образы  в народном искусстве

Декор русской избы

Внутренний мир русской избы

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Образы  и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Народный праздничный костюм

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

II раздел Связь времен в народном искусстве 7ч

Древние образы  в современных народных игрушках

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла

Роль   народных   художественных   промыслов   в   современной жизни (обобщение темы)

III  раздел Декор — человек, общество, время 10 ч

Зачем людям украшения

Декор и положение человека в обществе

Одежда говорит о человеке . О чем рассказывают гербы и эмблемы

Роль декоративного искусства в жизни человека и обществ (обобщение темы)

IV раздел. Декоративное искусство в современном мире 8 ч

Современное выставочное искусство.

Ты – мастер.

Витраж.

Мозаика

Декоративная кукла.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему.

№ п/п

Название темы урока

Цели изучения темы, раздела.

Планируемые результаты

Кол-во часов

.Календарные сроки. Домашнее задание

Тема раздела  «Древние корни народного искусства»  8 часов

1

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

А) Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей

б) Воспитать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества

в) Развить эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

осуществлять  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

 оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

 осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

 выделять  необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;

1

Подбор иллюстративного материала по теме «Народное жилище. Изба»

2

3

Единство конструкции и декора в народном жилище.

Народное жилище. Изба.

А) Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора

б) Развить любовь к Родине, ее традициям, народной культуре

в) Развить творческую и познавательную активность

г) Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне), развивать умение работать в коллективе.

2

Подбор материала по теме «Народные вышивки»

4

5

Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Прялка.  

(карандаш)

Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Прялка

( живописное решение)

а) Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении

б) Воспитать уважительное отношение к своим древнем корням и памяти предков

в) Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшение модели прялки.

2

Набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках.

6- 7

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

а) Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой

б) Развить творческую и познавательную активность

в) Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе)

г) Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта

д) Воспитать любовь к Родине и народной культуре

2

Подбор материалов с дизайнерскими разработками современных интерьеров

8

Современное повседневное декоративное  искусство.

А) Дать учащимся первоначальные сведения об искусстве дизайна, его основных законах. Познакомить с работой дизайнера

б) Воспитать нравственное и эстетическое отношение к миру, развить художественный вкус

в) Развить творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление.

1

Подбор материала о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь)

9

Обобщение и систематизация знаний Древние корни народного искусства

а Развить любовь к Родине, ее традициям, народной культуре

в) Развить творческую и познавательную активность

г) Формировать практические навыки работы в конкретном материале ,умение передавать единство формы и декора предметов.

1

Тема раздела  «Связь времен в народном искусстве»   7 часов

10

11

12

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.

 Лепка и роспись  модели Дымковской игрушки

Лепка и роспись

 модели Дымковской игрушки.

а) Сформировать понятие о народной глиняной игрушки, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи

б) Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине, ее истории.

в) Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью

г) Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

3

Подбор иллюстраций по темам: Гжель, Городец, Жостово

13

14

15

16

Народные промыслы, их истоки и современное развитие.  

Народные промыслы Гжель.

Народные промыслы

 Городец.

Народные промыслы Жостово.

а) Познакомить учащихся с керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре

в) Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель)

Понимать о роли композиции как целостности и образном строе произведения; о  красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

4

Сбор иллюстративного материала о русском народном костюме

Тема раздела «Декоративное искусство в современном мире»  10ч

17-18

Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма.

а) Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде.

б) Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.

в) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся

г) Прививать интерес к русскому народному творчеству

развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;

 получить творческий опыт в построении тематических композиций;

развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;

 получить творческий опыт в построении тематических композиций;

2

Подбор материала по теме «Народные вышивки»

19

Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме (урок-практикум)

а) Развитее образного и пространственного воображения, эстетического вкуса

б) Обработка навыков и умений при работе с тканью

в) Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов

г) Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности

1

Подбор материала по теме «Народные вышивки»

20

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма

а) Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент»

б) Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.

в) Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.

г) Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.

1

Подбор материала о современной моде

21

Русский костюм и современная мода

а) Познакомить учащихся с тем, какие традиции древнерусского костюма сохранились в новых образах современной моды

б) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности

в) Прививать интерес к русской национальной культуре

1

Сбор иллюстративного материала по народным праздникам

22-23

Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод»(урок-практикум)

а) Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории

в) Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе)

2

Групповая поисковая работа «Народные промыслы родного края»

24

Народные промыслы родного края (урок-конференция)

а) Познакомить учащихся с народными промыслами родного города, области, их историей и современным звучанием

б) Сформировать понятие «промысел». Познакомить с его видами

в) Составить таблицу существовавших в царицынском уезде промыслов

г) Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления

д) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее истории

1

Народные промыслы нашей страны

25-26

«Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник, урок-практикум)

а) Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей

б) Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие

в) Развитие познавательного интереса детей к народному искусству

г) Активизация творческого потенциала учеников

развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;

 получить творческий опыт в построении тематических композиций;

2

Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древнего Египта

  Тема раздела «Декор, человек, общество, время»  8 часов

27

Украшение в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Др. Египта

а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта

б) Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;

выделять  необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;

удерживать цель деятельности до получения ее результата

1

Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древней Греции

28

29

Декоративное искусство Др\ Греции. Костюм эпохи Др. Греции.

 Греческая керамика

а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции

б) Сформировать представление об основных элементах костюма Древней Греции

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

2

Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм

30

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья

а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства Западной Европы эпохи средневековья

б) Сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры

г) Развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории

1

Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение»

31-32

О чем рассказывают гербы

а) Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них

б) Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличия от других общностей

в) Воспитать любовь к Родине и ее истории, чувства гражданина своей страны

г) Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

2

Художественные материалы

33

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям

а) Продолжить формировать понятия о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем

б) Познакомить с символами и эмблемами, используемым в нашем обществе и сферами их применения, значением их элементов

в) Воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству

г) Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами

1

Художественные материалы

34

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок)

а) Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение

б) Формирование познавательного интереса детей к народному искусству

в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству

1

Художественные материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-7 классы с учетом требований ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа "Изобразительное искусство 5-7 класс" (Б.М.Неменский, ФГОС)

Рабочая программа по изобразителному искусству для 5-7 классов (Б.М.Неменский, ФГОС) + календарно-тематическое планирование для 5 класса...

Рабочая программа "Изобразительное искусство. 6 класс" ФГОС

Рабочая программа составлена для 6 класса по ФГОС. Содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели, задачи, общая характеристика,место учебного предмета, результаты освоения,содержание с поясн...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...