Конспект занятия «Здесь всё полутона, полуобман…»
план-конспект по музыке
Конспект театрально-музыкального представления "Боги и божества Древней Руси"
Тема урока: «Здесь всё полутона, полуобман…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект мероприятия "Боги и божества Древней Руси" | 47.26 КБ |
Тема урока «Здесь всё полутона, полуобман…» | 26.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Боги и божества Древней Руси»
Театрально – музыкальное представление
Цели:
- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к народным традициям Древней Руси;
- совершенствовать умения работать с дополнительной литературой, анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы;
- развивать монологическую речь обучающихся.
Подготовка к мероприятию:
За месяц до мероприятия подготовка песен и танцев, инсценированного стихотворения. Работа над стихами богов.
Оборудование: Интерактивная доска, диски, баян, стулья,
Музыкальное сопровождение: «Ночь на лысой горе» (исп. оркестр р. н. и.), романс П. Чеснокова «Русалка», «Светит месяц» (обр. Андреева),
Перечень костюмов: Рожаница, Лада, Лель, Мокошь, Сварог, Даждьбог, Стрибог, Перун, Велес, кукомоя, купчик, русские народные костюмы.
Ход мероприятия
Место, где человек родился, он называет своей родиной. А Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именует Отечеством, Отчизной, отчим краем.
Но живя на русской земле, считая её своей по праву, часто ли мы вспоминаем, кто обитал на ней раньше нас, и для кого она тоже была родной?
Предки наши называли себя славянами, производя это слово от «слава», означавшее тоже, что и «хвала». Называли они себя и словенами, то есть разумеющими слово.
Все они были, как вы знаете, язычниками, идолопоклонниками. Молились своим кумирам, приносили им жертвы, даже человеческие. Богов было много.
По социальной версии, древнейшим верховным божеством славян был Род. Вероятно, не случайно, в нашем языке сохранились важные слова с этим корнем. Какие, ребята? (Родина, родители, родственники, родные прародители, родство, рождённые, рождество). Род был богом неба, грозы, плодородия. О нём говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь и от этого рождаются дети. Род, для славян, был повелителем Земли и всего живого на ней, он бог – творец.
А кто скажет: как звали дочерей бога Рода? (Рожаницами, Радоницами или Радуницами). Считались они небесными хозяйками Мира, а людям являлись в образе Лосих (Трудно догадаться, что название лось – это древнерусское название самых загадочных созвездий – Большой и Малой медведицы – лосихи и лосёнка). Рога богинь лосих были символом солнечных лучей, призванных защищать жилище от нечистой силы.
Существует красивейшее предание, что небесные богини Лосихи (или Оленихи) посылали на землю новорожденных оленят, сыпавшихся, подобно дождю, из туч. Летописец 12 века писал: «Бывает…туча, и спадают оленьцы малы в ней, и возрастают, и расходятся по земле». («Небесная лосиха»)
На небе тихо – тихо И пёс с тоски что воет
Земля – в снегах И хитрый лис.
Небесная лосиха Забудут про земное
Бредёт впотьмах. И глянут ввысь
Зашевелится воздух. Средь стынущих просторов,
Пройдёт пурга На пятачке
И будут падать звёзды Сойдутся сотни взоров
С небес в снега В её зрачке.
И стрелочник на стрелке. Поймут ли пёс болезный,
И бомж в дупле. И кот, и лис
И рыженькие белки. В каких нездешних безднах
И кот в тепле. Они сошлись?
Дочери бога Рода владели всеми ярусами вселенной: земным, небесным, звёздным и подводным. Старшую звали Великая Лада, а младшую Леля. Рожаницы считались «древнейшими божествами человеческой судьбы, которая связана с Долей и Недолей». Едва ребёнок появлялся на свет, на небе загоралась его звезда, его Рожаница. Умирал человек, и она скатывалась с небосвода.
А пока он жив, звезда Рожаница управляла его судьбой, поступками и характером. Отсюда и выражение: родиться под счастливой звездой, в добрую минуту. (Рожаница)
Вспыхнет в небе звёздочка Звёздочку волшебную
В добрую минуту. Кличут Рожаницей.
Счастье и здоровье Будут тот удачлив,
Принесёт кому-то. Кто под ней родится!
Больше всего держалась вера в Рожаниц, как в хранительниц жизни, защитниц молодых матерей и маленьких детей. Эта вера при христианстве переросла в культ Богородицы. Женскими божествами плодородия, благополучия и весеннего расцвета жизни были Лада и Леля. Лада – богиня любви, красоты, брака и изобилия. В жертву этой богине приносили белого петуха (белый цвет символизировал благо).
Лада: В венке из роз богиня Лада, Обережёт от всех напастей,
И в жемчугах её коса. А ты ей поднеси цветы.
Ей принести подарки надо – Лукошко ягод самых спелых,
Она устроит чудеса: Грибы из тёмных чащ лесных,
Даст новобрачным много счастья И мёд-творенье пчёл умелых,
Любви, добра и красоты, Добычу лета и весны.
А кто из вас, ребята, вспомнит однокоренные с этим именем слова (лад, ладанки, ладушки, ладно, ладный, ладить). Все их можно отнести к области семейных отношений и благополучию.
Ещё в середине 20 века была популярна песня «Лада» (композитор А. Броневицкий). Образ Лады в этой песне – образ милой, возлюбленной.
Все участники и гости исполняют песню «Лада»
Ладу ещё называли матерью Лелевой. В одних источниках, Лель был крылатым мужским божеством, наподобие Амура вечно юным и прекрасным. От его ладоней якобы отлетали яркие искры, которые зажигали страстью юные сердца.
Лель: Колчан со стрелами Да, Лель! Он мальчуган прелестный,
С собою он не носит. Волшебной силою известный.
Но лишь взмахнёт Взмахнёт он левою ручонкой -
Волшебною рукой- И вмиг влюбляется девчонка,
И в тот же миг А если правою рукою -
Тебя любовь подкосит. То парню не видать покоя.
По другим источникам, Лелей или Лялей называли женское божество, богиню незамужних совсем юных девушек, весны и первой зелени. Не случайно, выходит, её имя встречается в словах, связанных с детством («ляля», «лялька» - дитя, кукла, «люлька» - колыбель, «лелеко»-ещё одно название аиста, «лелеять» - заботится о малыше).
В её честь молодые девушки справляли весенний праздник ляльник: Выбирали самую красивую, усаживали на скамью вокруг неё водили хороводы и пели песни, затем девушка-Леля одаривала подруг приготовленными венками. По преданию, у богини Лады было трое детей: Полель, Дид, Дидилия. Полель считался богом брака. Его изображали в белой простой рубашке и терновом венке, олицетворяющем нелёгкую семейную жизнь, усыпанною терниями.
Дид считался богом супружества. Всегда молодой, весёлый. Дид носил на голове венок из васильков, а в руках держал двух голубков. Богиня Дидилия-хранительница рода и детей – тоже из семейства Лады. Её имя созвучно слову «дитя». До наших дней пришли припевы к песням, в которых звучат имена этих божеств и Дид – Ладо и Люль (то есть Лель).
А мы просо сеяли, сеяли,
Ой Дид – Ладо, сеяли, сеяли!
А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой Дид – Ладо, вытопчем, вытопчем.
Ой, Ладо, диди – ладо,
Ой, Ладо, лель – люли.
(Дети исполняют русскую народную песню «А мы просо сеяли» с плясовыми и игровыми элементами). Приложение №1
И всё же самым любимым женским божеством славянской мифологии была Мать – Сыра Земля или Мокошь. Этот образ дожил до наших дней и не умрёт, пока жив хоть один русский человек. Согласны с нами? Язычники представляли её живым, человекоподобным существом. Травы и цветы казались её пышными волосами, каменные скалы – её костями. Вода была её кровью, а корни деревьев заменяли жилы. Как живое существо стонала она от боли в бурю, гневалась, учиняя землетрясения. Засыпала на зиму и просыпалась весной. Словно к истинной матери прибегал к её помощи человек. Помните, в сказках: Припадёт богатырь к сырой земле и наполнится тело новыми силами. Кто не почитает земли – кормилицы, тому не даёт она хлеба – не то, что досыта, а и впроголодь. Кто не захватит с собой в дальний путь горсть родной земли, никогда не увидит больше своей родины. В это верили наши предки, верим и мы.
Мокошь: Я Мокошь всесильная Его молнии - стрелы
Мать – Сыра Земля. Мне на помощь летят.
Я щедра и обильна Я добра и могуча,
Моё тело – поля. Я вам пищу даю.
Как сестра я Перуну, Соберу в небе тучу
А Перун мне - как брат. И всю землю полью.
Но вернёмся к мужским божествам. Богом, приравненным к Роду, был Сварог, в переводе «небесный». Сварог был связан с железом и огнём.
Сварог: Сварог – я русский олимпийский Зевс,
Я над богами главным был поставлен.
Являюсь я владыкою небес
И в песнях человеческих прославлен.
Кто я? Родоначальник всех богов!
Хозяин всех небес и облаков,
Владыка я и Солнца и Огня,
И вы не обойдётесь без меня.
Несу я вам и жизнь, несу и смерть.
Ращу в лугах траву, а на полях пшеницу
И по небу плыву в волшебной колеснице.
Может быть, кто-нибудь ответит, кого славяне называли «Солнце- царь» или сын Сварога. Правильно: Даждьбог (его имя переводится как «бог жары»). Это бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая, плодородия. Его символами были золото и серебро. Наши предки верили, что Даждьбог, кроме того, покровительствует свадьбам и особенно благосклонен жениху – встречает его на рассвете после бракосочетания. Да пусть он сам о себе расскажет.
Даждьбог: Узнайте обо мне немного:
Я золотого Солнца бог,
Я сын всесильного Сварога,
А имя у меня – Даждьбог.
Люблю я славить женихов,
Встречая утром после свадьбы,
Под громкий клёкот петухов
Среди проснувшейся усадьбы.
Я замыкаю зимний круг
И отмыкаю двери лету,
Я земледельца верный друг,
С ним вместе шествую по свету.
Даждьбог изображался летящим на колеснице, в которую запряжены грифоны.
Ещё одним сыном Сварога был Стрибог – верховный повелитель ветров. В знаменитом «Слове о полку Игореве» ветры называются стрибожьими внуками, которые вылетают из туч подобно стрелам. Он был богом ураганного ветра, вырывающего деревья с корнем. Имя его означало «свистящий», «воющий». Он вечно воюет с Мерцаной (богиня утренней зари), препятствуя выходу на небосвод Святовида.
Стрибог: Я Стрибог – верховный царь Ветров
Добрых защищать всегда готов.
Накажу злодеев и врагов,
Отгоню от русских берегов.
С ними я сурово разберусь –
Не ходите с войнами на Русь.
Внуки – ветры быстры и сильны,
Могут вражьи потопить челны.
Соберутся в туче дождевой
И прольются молнией – стрелой.
Всё кругом мелькает и гремит,
Лишь отважный в битве победит!
Вы, наверное, знаете ребята, что на горе в г. Киеве стояли кумиры богов. Все они были сделаны из дерева, но один кумир был особенный. На его деревянном туловище покоилась отлитая из серебра голова, из золота были усы и уши, ноги из железа. В руке он держал нечто похожее на молнию, усыпанную драгоценными камнями. Это был ещё один сын Сварога. Как вы думаете, кто? Да, грозный Перун, который стал считаться верховным богом в поздней языческой религии. Гремит в небе гром, сверкает молния и казалось древним славянам, что это сам Перун несётся по небу в своей колеснице. То грохот колесницы, то стук копыт, а то и мощный храп Перуна раздаются тут и там.
В жертву этому богу приносился бык, конь или козёл. Священными деревьями считались дуб и дикая яблоня.
Перун был воплощением высшей справедливости и правосудия. В этом своём качестве он именуется Правый, отсюда же и происходит слово Правда в русских сказках и легендах.
Перун: Божество я грозное Жжёте в честь мою.
Управляю громом. Рощи и дубравы
Моё царство звёздное Дарите вы мне.
Каждому знакомо. Для моей же славы,
Идолом, кумиром Славы и молвы.
Над рекой стою, Все свои деревья я заворожу,
И огонь всем миром Если сломишь ветку – смертью накажу.
Почитались у язычников и сезонные боги и божества. Ярило – это бог весны, старости и веселья. В какой сказке славят этого бога, с нетерпением ожидая его прихода? (Островский «Снегурочка»).
Сродни Яриле и летнее божество – весёлый и прекрасный бог Купала (24 июня), накануне жатвы разжигались большие костры, через которые прыгали, перепоясанные цветами, юноши и девушки. Это был праздник красоты, удали и веселья. А кто вспомнит, в каком произведении есть описание этого обряда? (Гоголь «Ночь накануне Ивана Купалы»). Как отголосок празднования таких обрядов, появилась игра «Горелки». Гореть – значит любить, а любовь сравнивали с красным цветом, огнём и даже пожаром.
Дети играют в игру «Горелки» Приложение №2
Помимо богов светлых, небесных, верховных древние наши предки преклонялись и побаивались богов и низших божеств подземного и наземного мира.
На Руси очень широко был распространён культ Велеса – великого подземного бога, подателя плодородия и богатства, владыки мудрости, колдовства, поэзии, повелителя мёртвых. Имя его восходит к древнейшему корню «вел» в значении «мёртвый». Этот же корень означал и «могущество» и потому он до сих пор встречается в нашем языке: «власть», «велеть», «владеть», «великий», «властный», «властолюбивый».
Изначально, Велес изображался в виде медведя, так как он, ко всему, покровительствовал и животному миру.
Именно в честь Велеса рядились и рядятся поныне, на Святки и Масленицу, в звериные маски и тулупы.
Велес: Я Власий или Вейлес. Чтоб сохранил их стадо,
Я русский скотий бог. Чтобы сберёг приплод,
Мне песни – гимны пелись Помочь просящим надо.
Чтоб людям я помог. Я мира мёртвых бог.
Покланялись славяне и Морене (или Марене) – богине мира мёртвых («мор», «смерть») и плодородия земли. Следы её культа можно отыскать в праздновании Масленицы. Соломенное чучело – олицетворение зимней стужи, которое сжигают или разбрасывают по полям, называют Марой или Мареной.
Верили наши предки и в низшие малые божества. Одна из таких тёмных сил – Яга (многие её черты достались сказочной Бабе Яге) – была хозяйкой дикой природы, покровительницей ведьм, которая являлась им во время разнузданных и кровавых обрядов. Её имя означает «кошмар». В. И. Даль писал, что Яга - «Злой дух под личиной безобразной старухи». В давние времена её считали покровительницей диких зверей и хозяйкой мира мёртвых, в знак чего у неё один глаз, одна нога и тесное жильё. То, что избушка стоит на курьих ножках, - вовсе не потешная подробность. Когда-то сама избушка представлялась животным, пожирающих путников на границе живого и мёртвого мира. А ещё курьями в далёкие времена назывались все глухие места. Вот по сходству звучания и вышло, что стоит избушка на курьих ножках, а раз стоит то и поворачивается и т.д.
На северо-востоке Руси почитание Яги сопровождалось человеческими жертвами, В обрядах она выступала олицетворением испытаний, которые должны были пройти подростки, чтобы вступить во взрослую жизнь.
Верили славяне и в кикимору – богиню сна и ночных привидений. Происхождение своё ведёт она, якобы, от рода человеческого. Любит прясть по ночам, обожает запутывать чужое рукоделие, бить стёкла, шипеть, посвистывать. В домах живёт временно-чаще обитает в преисподней. Умеет кикимора менять личину. Найдёт путник в поле дитя, а лошади от него шарахаются, хрипят. Не успеет донести до деревни, малец из рук вырвется и с диким хохотом исчезает. Может кикимора стать и невидимкой. Вечно бродит без одежды, без обуви. Не зря, видимо, ребёнка – неряху называют «кикиморой» или иногда «кукомоя».
Инсценированное стихотворение «Кукомоя»
Сядемте по лавкам За ней ходит купчик,
Глянемте по девкам: Савельич – голубчик,
Все – то девки беленьки, Брус мыла носит,
Все – то румяненьки. Котёл воды таскает.
Одна кукомоя, – Лизонька, умойся!
Лиза – неумойя! Будешь всех побелее,
Будешь всех милее!
Говорили, что в кикимору превратилась маленькая девочка, которую слишком часто ругала мама. Бесы забрали её к себе на болото и там вырастили её по своему образу и подобию.
Но прозвище это не так забавно как кажется. Мары, Моры у многих европейских народов – духи смерти. Ночью Мары садятся к человеку на грудь и душат. С этим связано и происхождение слова «кошмар». А с виду-то кикимора (иначе Маруха, шишимора) чёрненькая, тонюсенькая, а головка с напёрсточек.
Особенно, чтился древними дух дома – домовой, доброхот, доброжил. Считалось, что живёт он в подпечье, либо в лапте над печью. Многие верили, что через дымоход в семью приходит душа новорожденного, через него уходит и дух усопшего. Славяне же были убеждены, что домовой не кто иной ,как умерший предок-надёжный и заботливый защитник семьи. Не случайно, поэтому, обращение к духам: «Чур, меня» означает «Предок (пращур), охрани меня».
Домового заносили в новый дом либо в горшке с углями из старой печки, либо в образе кошки. Помните… Представляли его мохнатым, лохматым, бородатым и в шапке. Чтобы домовой не перевёлся, мусор сметали в угол за печку.
Сродни домовому были дворовый, скотник, овинник и кутный бог (по месту их обитания).
А вот баннику лучше было не перечить, и удушить мог, невзначай. В жертву ему приносили чёрную курицу и оставляли после себя мыло, веник, воду. В бане всегда оставляли и навьям – злым душам, погибших или умерших насильственной смертью. Чтобы уберечься от них, носили головку чеснока, иголку без ушка или серебряный амулет. (О нашествии на Полоцк таких или подобных навий в 1092г. вы можете прочитать в статье Вл. Шигина №11, 2001г.)
Божество леса – леший тоже был хитёр и коварен: сбивал путников с дороги, заводил в непроходимую чащу детей и там пугал жутким смехом, а то и в топи болотные заманивал. Знающие люди, опасаясь лешего, выходили из леса задом наперёд – тогда следы вели не из леса, а в лес и запутывали его. А ещё они одевали навыворот тулуп, правый лапоть на левую ногу, а левый – на правую, тем и спасались.
Живущие на берегах озёр и рек, поклонялись водяному. М. Д. Чулков в своей замечательной книге «Абевега русских суеверий» так писал об этом божестве: «водяной дедушка-сии особые черти живут в воде, а особливо в мутной и подле мельниц. Они купающихся без креста уносят в воду, а особливо малых ребят, и там, как уверяют глупые, имеют великолепные и богато убранные палаты».
Очевидцы утверждали, что водяной имеет зелёную бороду до колен и перепонки между пальцами рук и ног. Он обнаруживает себя кряканьем, свистом и уханьем.
А кто из вас, ребята, вспомнит сказки, где живёт водяной? («Летучий корабль», «Варвара – краса, длинная коса»).
(Фрагмент из м/ф «Летучий корабль» песня водяного)
Не забывайте, что наше мероприятие – библиотечное. Если вы побольше хотите узнать о чертях. Да, да, не смейтесь, то мы предлагаем вашему вниманию вот этот журнал. (№8, 2001г. ст. Д. Виноградовой). В одном из № этого журнала, вы найдёте не менее интересную статью о… Змеях Горынычах. Из неё вы узнаете, что это, отнюдь, не сказочный персонаж, а ещё одно малое божество подземного мира, которому поклонялись и которого боялись наши предки и похоже у него был совершенно реальный прототип.
Остаётся напоследок рассказать вам ещё об одной волшебнице. У неё много имён: омутница, водяница, болотница, шутовка, берегиня, мавка. Догадались, о ком речь? Правильно, восточные славяне называли её русалкой, а южные – вилой. Русалки бледнолицы, прекрасны с длинными зелёными волосами. Пели восхитительные песни и заманивали ими к себе неосторожных мореходов и рыбаков. Русалки могли защекотать до смерти и утопить, а ведь их много, и человек перед ними бессилен. По преданию, русалки – это дети, умершие некрещёнными, а также красавицы, утонувшие от несчастной любви. Особенно следовало остерегаться русалок на русальной неделе перед троицей, когда они сильно дурачатся: бегают по полям, хохочут, хлопают в ладоши, мяукают, качаются на ветвях деревьев, водят хороводы.
Кто из вас, ребята, вспомнит в каких произведениях мировой литературы можно встретить русалок? (Андерсен «Русалочка», Гоголь «Майская ночь…), (Можно почитать балладу М. Ю. Лермонтова «Русалка» или же найти романс П. Чеснокова на его слова)
(Звучит романс П. Чеснокова «Русалка»)
Ну вот и подошла к концу наша встреча. Мы с вами постарались вспомнить, как жили и во что верили наши далёкие предки. Но как сказал К. Прутков «нельзя объять необъятное»… Кое о чём мы не успели рассказать. Может быть, вы, ребята, знаете ещё каких-то богов или божеств, которым поклонялись в Древней Руси? (Могут назвать живу или живого – языческую богиню весны с помощницами Живицами, Зарю вечернюю и Зарю утреннюю; Карну и Желю – скорбных дев – кручину и жалость и т. д.)
На этом мы прощаемся с вами. Надеемся, что вы много нового на ус намотали. Спасибо за помощь, участие и внимание.
Приложение №1
А мы просо сеяли (русская народная песня)
А мы просо сеяли, сеяли;
Ой дид, ладо, сеяли, сеяли!
А мы просо вытопчем, вытопчем;
Ой дид, ладо вытопчем, вытопчем!
А чем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой дид, ладо, вытоптать, вытоптать?
А мы коней выпустим, выпустим;
Ой дид, ладо, выпустим, выпустим!
А мы коней переймём, переймём;
Ой дид, ладо, переймём, переймём!
А чем же вам перенять, перенять?
Ой дид, ладо перенять, перенять!
А шёлковым поводом, поводом;
Ой дид, ладо, поводом, поводом!
А мы коней выкупим, выкупим;
Ой дид, ладо, выкупим, выкупим!
А чем же вам выкупить, выкупить?
Ой дид, ладо, выкупить, выкупить!
А мы дадим сто рублей, сто рублей;
Ой дид, ладо, сто рублей, сто рублей!
Не надо нам тысячи, тысячи;
Ой дид, ладо, тысячи, тысячи!
А что же вам надобно, надобно?
Ой дид, ладо, надобно, надобно!
Надобно нам девицу, девицу;
Ой дид, ладо, девицу, девицу!
В нашем полке убыло, убыло;
Ой дид ладо убыло, убыло!
В нашем полке прибыло, прибыло;
Ой дид, ладо, прибыло, прибыло!
Приложение №2
Участники игры выстраиваются парами друг за другом. Водящий стоит впереди в 3 – 5 шагах.
Хором все говорят: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Диги – дон, диги – дон,
Убегай скорее вон!
При последних словах первая пара, не разжимая рук, бежит вперёд, а водящий старается их догнать. Если кого поймает, то становится с ним в пару, а оставшийся водит. При этой игре пелись разные припевки, например:
Стой, гори на месте,
Гори, не сгорай,
По бокам глазами
Поменьше стреляй,
А гляди на небо,
Там журавли,
А мы ноги унесли!
Если «горевший» не разъединит пару то его дразнят:
Ярка, не ярка,
Баран, не баран,
Серая овечка не женится,
Дай сенца – объягнится.
Горельщик стоит спиной к остальным играющим. Начиная со слов «глянь на небо», он смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки и один идёт справа, другой-слева вдоль колонны. Почти поравнявшись с горельщиком, ждут последнего слова «звенят» и после него бросаются быстро бежать вперёд мимо горельщика. Горельщик гонится за любым из них и старается догнать прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого горельщик поймает с тем он встаёт впереди колонны. А водит игрок оставшийся один. Если горельщик никого не поймал, то он снова «горит» - ловит следующую пару.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Здесь всё полутона, полуобман…»
Цель: сформировать у обучающихся представление о роли и значении одной из главных тем искусства XVIII века - интерес к частной жизни человека.
Задачи урока.
- Образовательные: формирование у обучающихся представления о проявлении этих особенностей в живописи и музыке XVIII века.
- Развивающие: выявление характерных особенностей одной из главных тем искусства XVIII века, развитие художественного вкуса.
- Воспитательные: воспитание у обучающихся более утонченного восприятия произведения искусства, аккуратности, сознательной дисциплины, культуры поведения.
Форма урока: комбинированный урок.
Планируемые результаты:
Предметные: научаться осознавать интонационно-образные, стилевые основы музыки XVIII века;
сформировать ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи.
Метапредметные:
познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;
коммуникативные – выражать свои мысли, аргументировать и отстаивать собственное мнение, осваивать диалоговою форму общения, сотрудничать в процессе коллективного обсуждения творческих вопросов, отвечать на вопросы, делать выводы;
регулятивные - организуют свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: проявлять музыкальные способности, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.
Оборудование: репродукция картин Ватто «Жиль», «Капризница», «Квартет», «Венецианский праздник», «Праздник любви», интерактивная доска, ноутбук.
Предварительная подготовка: задание обучающимся, стихотворение, диалог, домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Усвоение новых знаний
Звучит музыка: Доменико Скарлатти. Соната для клавира. Фрагмент.
I этап.
Учитель. В эпоху Просвещения наблюдается интерес к частной жизни человека, не связанной с государством. Людям заново открылись прелести частной жизни. Их личный мир, их дом, их маленькие радости в кругу друзей и близких стали одной из основных тем высокого искусства. Частная жизнь человека, его личные тайны и радости только начали приоткрываться постороннему взгляду. Самые обыденные сцены: лёгкий каприз, беззаботная игра, томные жалобы, церемонные приветствия-всё вызывало любопытство художника.
Задание классу: после демонстрации слайда картины А. Ватто «Капризница» сымпровизировать диалог прелестницы и её кавалера.
II этап.
Учитель. Прелесть частной жизни, которая заполнила собой литературные произведения и полотна художников XVIII века, заключается в её вольности и своеобразной непредсказуемости, так как в домашней беседе или на отдыхе с друзьями человек совершенно свободен: он может внезапно отвлечься, переменить тему разговора. Послушаем, как, например, Леопольд Моцарт (отец великого Моцарта) ведёт на бумаге домашнюю беседу со своим гениальным сыном: «Ты спрашиваешь, знаю ли я дворцового советника Офеля? Ну, неужели! Он женился на красивой дочери Лепина, купца. Я тогда был дискантом в хоре и пел кантату. Его жена не только прекрасно пела, но и принесла ему в приданое 30 тысяч гульденов.
Наверное, паковаться - трудная штука для мамы. Как бы я хотел освободить её от этого! Целую её миллион раз и желаю ей здоровья и терпения, мне труднее быть спокойным.
Ты спрашиваешь, получили ли мы дуэты Шустера? Ни следа! Не мог ли ты добавить «которые я послал с Томом, Диком и Хэрри»? Где нам справляться? Кто должен был их доставить? В самом деле, я должен сказать, что ты иногда ужасный растяпа!».
Учитель. Читая письмо, мы видим, как переходы от одной мысли к другой чрезвычайно просты и резки.
Та же недосказанность, непредсказуемость в полотнах Ватто.
Зрительный ряд: Ватто: 1. «Жиль». 2. «Капризница». 3. «Квартет» .4. «Венецианский праздник». 5. «Праздник любви».
Задание классу: запишите слова, ассоциирующиеся у вас с образами картин Ватто.
Обсуждение с обучающимися ассоциативного ряда слов, по возможности составление текста-описания одной из картин Ватто (по выбору).
Учитель: Картины Ватто-остановленные мгновения, которые должны как будто исчезнуть, испариться или растаять в дымке. Особое значение для художника имеют детали (частности), он стремился придать особое очарование и непосредственность едва заметным нюансам в наклоне головы, в линии волос, изгибе шеи, поворотах корпуса. Возникает лёгкая, полупрозрачная живопись. Например, поэт-романтик XIX века Теофиль Готье воспринимал полотна Ватто как мечту, как сон. Вот одно из стихотворений поэта, посвящённых этой теме:
Смотрел я когда-то давно сквозь решётку,
И видел я парк во вкусе Ватто…
С душою, исполненной сумрачной грусти,
Глядел я и понял, отдавшись мечтам,
Что был я, как в сказке, в том парке цветущем,
Что счастье моё было заперто там.
(Читает стихотворение обучающийся)
III этап.
Прослушивание обучающимися фрагмента из Сонаты для флейты и клавира Карла Филиппа Эмануэля Баха.
Учитель. Недосказанное и случайное проникает и в музыкальное искусство. Своей фрагментарностью, недосказанностью произведения напоминают музыкальные "зарисовки", потому что композиторы стремятся запечатлеть многообразие живых и летучих мгновений частной жизни человека. Первыми, кто сумел запечатлеть её в звуках, стали композиторы Доменико Скарлатти (сын знаменитого оперного композитора конца XVII -начало XVIII века Алессандро Скарлатти) и Филипп Эмануэль Бах (средний сын великого Иоганна Себостьяна Баха). Интересно, что Филиппа Эмануэля Баха при жизни называли «гамбургским» Бахом, потому что местом его службы был Гамбург, а его младшего брата Иоганна Кристиана Баха - «лондонским», так как он был придворным капельмейстером английской принцессы Софии. Когда меломаны XVIII века слышали имя Бах, они неизменно спрашивали: «Какой Бах – гамбургский или лондонский?». А имя великого Иоганна Себастьяна Баха даже не вспоминали, более того, и сыновья не одобряли музыку своего гениального отца, она им казалась безумно старомодной и слишком учёной.
Музыкальная ткань произведений Филиппа Эмануэля Баха и Доменико Скарлатти складывается из коротеньких мотивов, переходящих друг в друга легко и естественно, в музыке «слышатся» галантные реверансы, нежные жалобы.
Вопрос классу: Насколько, с вашей точки зрения, близка музыка Филиппа Эмануэля Баха и живопись Антуана Ватто?
Учитель: (после обсуждения). Мир домашних радостей и сердечных тайн, мир удовольствий и увеселений, запечатлённый в искусстве первой половины XVIII века, навсегда остался идеалом изящества и красоты для многих поколений.
III. Закрепление изученного материала
- Какие темы характерны для искусства XVIII века?
- Каковы особенности живописи Ватто?
- Какое воплощение в музыкальном искусстве XVIII века находят недосказанность и случайность, характерные для частной жизни человека?
IV. Подведение итога урока
Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами поняли, что общение с произведениями искусства помогает реконструировать противоречивый образ эпохи, дает возможность увидеть, что искусство – один из путей воздействия на общественное сознание. Погружение в мир искусства способствует развитию навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю. Способствует формированию собственного мнения.
Домашнее задание (по выбору)
1. Написать рассуждение на тему «Отражение «частной жизни» в современном искусстве» (подумать, находит ли частная жизнь отражение в музыке, живописи, литературе, если да, то в чём это выражается).
2. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Ф.Э. Баха или на тему: «Отец и сын Скарлатти».
Список используемой литературы:
- Академия художеств СССР. Институт теории и истории изобразительных искусств, Всеобщая история искусств, т. 4. Искусство 17 – 18 века. под общей редакцией Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга. Государственное издательство «Искусство», Москва, 1963 г.
- Б. Левик. «История зарубежной музыки», выпуск второй. Вторая половина 18 века. Издательство «Музыка», Москва, 1966 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"
Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....
Конспект занятия "А зори здесь тихие"
Внеклассное чтение. Отрывок из повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие"...
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики....