Готовность обучающихся музыкального отделения педагогического колледжа к будущей профессиональной деятельности
статья по музыке на тему
В данной статье рассматривается готовность будущего музыкального – руководителя ДОУ к профессиональной деятельности, наличие у него методологической культуры.
Авторы выделяют основные виды исполнительской деятельности в дошкольном возрасте. Значительное внимание уделено основным критериям оценки результатов будущих музыкальных руководителей ДОУ и формированию их методологической культуры
Ключевые слова: методология, методологическая культура, общие и профессиональные компетенции, основные виды исполнительской деятельности, критерии оценки работы будущего музыкального руководителя ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
danilin.doc | 43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Данилин Иван Федорович, Карпунина Елизавета Дмитриевна, преподаватели музыкально-инструментального класса
ГБПОУ Самарской области «Самарский социально –
педагогический колледж»
Россия, г. Самара.
Готовность обучающихся музыкального отделения педагогического .колледжа к будущей профессиональной деятельности
В условиях становления в России гражданского общества и правового государства главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.
Отделение «Музыкальное образование» Самарского социально – педагогического колледжа, в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, создаёт социокультурную среду и условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, формирует общие и профессиональные компетенции обучающихся. Всё это способствует подготовке будущих музыкальных руководителей обладающих высоким уровнем профессиональной готовности.
Деятельность специалиста в сфере музыкального воспитания многогранна. И одним из главных компонентов профессиональной компетентности обучающегося является его инструментальная подготовка. Основная цель преподавателя музыкально – инструментального класса колледжа - подготовка высококвалифицированных музыкальных руководителей в детском саду и учителей музыки в школе. Основной задачей курса музыкально – инструментального класса является обучение и совершенствование игре на музыкальных инструментах, как часть общего музыкального развития. Только совершенное владение инструментом поможет будущему музыкальному руководителю ДОУ раскрыть свои творческие возможности и научить детей любить и понимать музыку. В музыкальном образовании дошкольников выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Одним из основных видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие музыки [2.c.18]. Основной он потому, что присутствует и во всех других видах музыкальной деятельности. Слушание музыки как вид деятельности развивает способность эмоционально откликаться на музыкальные произведения, формирует навык запоминания музыкальных произведений, тем самым создавая «музыкальный багаж». Основные виды исполнительской деятельности в дошкольном возрасте – это пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Только совершенное владение всеми видами музыкальной деятельности поможет музыкальному руководителю ДОУ раскрыть свои творческие возможности и научить детей любить и понимать музыку. Для выполнения этой задачи при изучении музыкально-инструментального класса необходимо:
- развивать основные технические навыки и приёмы;
- знакомить обучающихся под руководством педагога (или самостоятельно) с разнообразными музыкальными произведениями;
- воспитывать эстетический вкус на основе осознанного восприятия музыки.
Всё это даст возможность выпускнику музыкального отделения колледжа овладеть общими и профессиональными компетенциями:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
- ПК 3.3. Аккомпанировать различным видам детского музыкального исполнительства.
- ПК 3.5. Исполнять произведения педагогического репертуара инструментального жанра с использованием современных музыкальных и электро - музыкальных инструментов.
Эффективность профессионального образования будущего музыкального руководителя зависит от целенаправленного формирования профессиональных компетенций на практике в дошкольных образовательных учреждениях. Основными критериями оценки результатов являются: степень сформированности профессионально-педагогических компетенций обучающихся; уровень теоретического осмысления ими своей практической деятельности (ее задач, содержания, методов, результатов, затруднений); уровень профессиональной и общественной направленности будущих педагогов (интерес к педагогической профессии, любовь к детям, активность, ответственное и творческое отношение к работе).
На современном этапе на первый план выходит проблема становления методологической культуры будущего педагога, способного самостоятельно конструировать пространство своей педагогической деятельности. Поэтому высшим уровнем профессиональной готовности будущего музыкального руководителя ДОУ к реализации ФГОС СПО третьего поколения является наличие у него методологической культуры.
Методология определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе [1,с.6]. Методологическая культура - это высший уровень профессионализма, современная характеристика профессиональной компетентности, основными компонентами которой являются методологические знания о принципах и способах организации теоретической и практической деятельности, исследовательские умения и навыки, направленные на обогащение инновационного эмпирического опыта, устойчиво-положительное личностное отношение к методологической культуре как новому объекту профессионального совершенствования, как новой профессиональной ценности [3, с.178-179].
Формирование методологической культуры будущего музыкального руководителя ДОУ опирается на понимание сущности методологии познания и преобразования педагогических процессов. Важно преодолеть представление о методологии как системе принципов, относящихся лишь к логике научного исследования, управления целостным педагогическим процессом, раскрыть их значение для повседневной практики обучения и воспитания, совершенствования процессом.
Таким образом, высшим уровнем профессиональной готовности будущего музыкального руководителя ДОУ является наличие у него методологической культуры. Эффективность профессионального образования будущего музыкального руководителя зависит от целенаправленного формирования профессиональных компетенций на практике в дошкольных образовательных учреждениях. Только совершенное владение всеми видами музыкальной деятельности поможет будущему выпускнику музыкального отделения раскрыть свои творческие возможности и научить детей любить и понимать музыку.
Список использованной литературы:
1. Яремчук, С.В. Методология и методика психолого-педагогических исследований /С.В. Яремчук. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольский-на-Амуре ГПУ, 2006. -78 с.
2. Ветлугина, Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н., Дошкольное воспитание / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
3. Загвоздина, С.А. Методологическая культура учителя: систематизация понятий / С.А. Загвоздина – Томск: Изд-во ТГУ научная редакция психология и педагогика, 2010. - 179 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы и методы физического воспитания при подготовке к будущей профессиональной деятельности
Данный материал содержит в себе описание современных форм и методов способствующих укреплению физического здоровья будущего конкурентноспособного рабочего, готового к овладению любой профессии, ...
Оценка готовности педагогических работников к осуществлению профессиональной деятельности в условиях ФГОС общего образования.
В ФГОС четко обозначены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы. В своем эссе я попытаюсь разобраться насколько же современные педагогические кадры соответствуют э...
«Активизация научно-исследовательской работы студентов как формы адаптации их к будущей профессиональной деятельности»
Задачи исследования: Выявить педагогические условия, развивающие исследовательские компетенции студентов, способствующие эффективной познавательной активности в учебно-воспитательном процессе;Сп...
Рабочая программа по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"для студентов педагогических колледжей
Программа "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" предназначена для студентов педагогических специальностей....
Использование изометрических упражнений для развития психофизических качеств обучающихся с учётом будущей профессиональной деятельности
В данной исследовательской работе разработан и обоснован опыт применения изометрических упражнений в ППФП студентов с целью развития профессионально-важных психофизических качеств ,что имеет знач...
Методическое сообщение "Содержание и специфика профессиональной деятельности концертмейстера педагогического колледжа"
Данное методическое сообщение содержит описание содержания моей профессиональной деятельности, раскрывает ее специфические особенности в классах различных специальностей...
Интегрированный урок в 8 классе с элементами профориентацией.Тема. «Использование знания решения квадратных уравнений в будущей профессиональной деятельности».
При решении многих задач на старшей ступени обучения, например, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств, приходиться обращаться к нахождению корней квадратного трехч...