Метель в синтезе искусств (конспект)
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Констект для открытого урока по музыке для учащихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metel_v_sinteze_iskusstv_konspekt.docx | 30.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республики Мари Эл «Верхушнурская средняя общеобразовательная (национальная) школа с углубленным изучением отдельных предметов»
«Метель» в синтезе искусств».
( Открытый урок по музыке для учащихся 6 класса)
Петухова Светлана Анатольевна,
учитель музыки,
I квалификационной категории
13 апреля 2016 г.
Цель: Формирование у детей способности нравственно-эстетического переживания через произведения искусств.
Планируемые результаты обучения: Предметный: базовый уровень: - Подвести итог знакомству с Музыкальными иллюстрациями Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель». повышенный уровень: - Углубить понимание школьниками русской природы музыки Г.В.Свиридова. Метапредметный: - Развивать представление школьников о широких связях музыки, литературы и живописи. Личностный: - Воспитывать в детях доброе отношение к людям, чувство любви к родной природе, чувство патриотизма.
Формирование УУД: Познавательные: - уметь отличать лирические образы от драматических, - знать историю возникновения жанра Музыкальные иллюстрации. Регулятивные: самостоятельно отличать главные мелодии музыки Свиридова. Коммуникативные: отличать возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературных сочинений. Личностные: знать интонации музыкальных иллюстраций.
Тип урока: урок развивающего контроля с презентацией.
Методы обучения: - интеграция - частично-поисковый
Формы: - фронтальная - парная - индивидуальная
Оснащение урока: магнитофон, аудиозаписи, баян, компьютер, проектор, интерактивная доска, повесть «Метель» А.С.Пушкина.
Учитель: - Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют учителя музыки нашего района. Давайте мы их поприветствуем:
«Добрый день, добрый день,
Добрый день, учителя…» (с пением)
1 слайд - картина Э.Шерер «После дождя»
(На фоне музыки «Пастораль» звучит стихотворение Пушкина.Отрывок из «Деревни».)
Учитель: …Люблю сей тёмный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины,
Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда.
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада;
Везде следы довольства и труда.
- Так пишет о своей любви к сельской природе и жизни людей русский поэт А.С.Пушкин в своём стихотворении «Деревня».
2 слайд - портрет А.С.Пушкина
? - Ребята, а чья музыка была фоном моему поэтическому прочтению?
2 слайд – портрет Г.В.Свиридова
? - Из какого произведения этот фрагмент?
- Сегодня мы вновь обратимся к произведениям этих авторов и тема нашего урока называется: ««Метель» в синтезе искусств.» - 2 слайд
(запись в тетради)
- эпиграфом нашего урока служат строки из стихотворения А.С.Пушкина «Бесы» (прочтение хором)
3 слайд
…Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Учитель : - На сегодняшнем уроке мы с вами подведем итог знакомства с Музыкальными иллюстрациями к повести А.С.Пушкина «Метель», постараемся углубить своё понимание русской природы музыки Георгия Васильевича Свиридова и ознакомимся с иллюстрациями картин зарубежных, русских и марийских художников. Это задачи урока, но мне бы хотелось, чтобы вы поставили перед собой проблему, которую мы будем решать с вами вместе на уроке. ( высказывания детей )
- «Почему произведение называется «Метель»?»
4 слайд - картина Н.Сверчкова «В метель»
2. Проверка и закрепление знаний предыдущих уроков.
Учитель: - Музыкальные иллюстрации – это новый жанр в музыке, возникший в середине 20 века. К его созданию предшествовало написание музыки к одноимённому кинофильму режиссёра Басова в 1965 году, а для симфонического оркестра сочинение появилось в 1974 году.
? – К какому жанру он близок по своей форме, построению?..
( опрос детей определения « сюиты» - несколько детей, хором )
? – Сколько частей в сюите Свиридова?
(7 частей) - перечисляем…
? – Как называется часть, прозвучавшая в начале урока?
(«Пастораль»)
? – Что такое пастораль?
- Чтобы подтвердить это определение найдите в повести соответствующий фрагмент. (Прочтение отрывка.)
5 слайд - картина Н. Сверчкова «На тройке»
- А эта иллюстрация приводит нас к части под названием…. – «Тройка»
(на фоне музыки прочтение фрагмента из повести)
6 слайд - картина М.Зичи «Бал в Зимнем дворце»
(звучит фрагмент «Вальса»)
? – Ребята, а вам приходилось видеть этот танец в жизни?... (ответы детей)
Учитель: – Интересно, а как называется пьеса с образами природы из Музыкальных иллюстрации, которой нет в повести Пушкина?... ( «Весна.Осень»)
7 слайд - картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»
«Золотая осень»
- Название следующей музыкальной иллюстрации определит наше исполнение
(Исполнение классом романса Г.Струве на стихи А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»)
? – К какому жанру относится это произведение? - романс
? - А какая из Музыкальных иллюстрации соответствует ему? - «Романс»
8 слайд - картина К.А.Коровина «Вечер»
Учитель: - Много романсов написано русскими композиторами. Но и марийские композиторы обращаются к этому жанру. Например, автор Гимна Республики Марий Эл Юрий Тойварс (Ю рий Савватеевич Евдокимов) сочинил несколько романсов. В них и любовь, и природа, и отношение к жизни, и судьбы человеческие. Один из романсов – «Тендалак илаш точем».
(Исполнение романса учителем)
10 слайд - картина А.Н.Бенуа «Парад при Павле Первом»
(физкультминутка)
- Ребята, давайте мы с вами представим себя на этом параде и ничуть не хуже промаршируем под этот марш.
(Звучит «Военный марш». Дети маршируют)
- Последняя часть Музыкальных иллюстраций Г.Свиридова называется «Венчание». Я предлагаю вновь обратиться к повести Пушкина - читаем и отвечаем на вопрос учебника .
? - Почему композитор заканчивает цикл именно этой иллюстрацией?
(прочтение отрывка из повести)
11слайд - картина Лонги Пьетро «Таинство брака».
- Итак, мы с вами вспомнили и прослушали все части иллюстраций. Все они подчинены одной теме – Метель. Почему Свиридов назвал именно так свои иллюстрации? – (ответы детей)
ВЫВОД: Да, именно метель является причиной такого поворота событий в повести. Она вторглась в судьбы главных героев повести, И музыка Свиридова не только запечатлела образы пушкинской повести, но и наполнила их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Георгий Свиридов своей музыкой учит нас, слушателей, любить родную природу, беречь её, с уважением относиться к людям, нести им добро; любить и защищать свою Родину.
Учитель: «Метель».Музыкальные образы всех 7 пьес можно разделить на лирические и драматические. Какие из них относятся к тем или другим образам? - 1 задание
( работа в парах – после обсуждения ответы озвучиваются).
Запись в тетради:
Лирические - «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль»
Драматические – «Тройка», «Военный марш», «Венчание»
12 слайд «Музыкальные образы»
2 задание – соотнести музыкальные образы к частям произведения.
(работа в группах )
Образ тревоги «Весна и осень»
Образ праздности «Пастораль»
Образ призыва «Тройка»
Образ безмятежности «Вальс»
Образ природы «Военный марш»
(После обсуждения представители группы показывают на интерактивной доске. )
Рефлексия:
- Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось?
- Как думаете, музыка Свиридова или картины художников глубже раскрывают содержание повести?
- Свиридов повесть Пушкина иллюстрировал звуками, а возможно ли иллюстрировать музыку Свиридова красками?
- Давайте ещё раз вспомним эти части, а дома кто-то из вас понравившуюся пьесу покажет в красках.
3 задание – музыкальная викторина. (Правильность выполнения оценивают сами дети.)
13 слайд – названия пьес
Оценивание ответов учащихся, исполнения песни.
Дом.зад. (заранее написать на доске) : Небольшое мини-сочинение или рисунок к понравившейся пьесе.
На фоне музыки «Тройка» (читаю)
…Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Синтез искусств в театре"
Конспект для крока в 8 классе...
Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств", 9 класс, "Искусство"
Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств" (презентация+конспект(2 части)+тест), 9 класс, "Искусство"...
урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"
Урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"...
Программа эстетического курса «Воспитание искусством. Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств».
Программа разработана с целью формирования музыкальной культуры, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства во внеурочн...
Конспект урока по искусству для 9 класс на тему: Храмовый синтез искусств
Конспект по искусству 9 класс. Тема: Храмовый синтез искусств. Составлен с использованием диалектического способа обучения...
Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"
Данные конспекты были проведены мною в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...
Открытый урок пл МХК " Искусство.Виды искусств. Синтез искусств", 10 класс
Материал содержит разработку урока, презентацию, рабочие материалы, задания....