"Как слушать и понимать музыку"
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему
Рассказ учителя как слушать классическую музыку,понимать её,что нужно чтобы понять ,что передал композитор в звуках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рассказ учителя как слушать классическую музыку. | 17.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Как слушать и понимать музыку».
МУЗЫКА! Как прекрасна и безгранична эта область человеческой культуры!
Сегодня мы войдём в её мир, но ничто не даётся человеку без усилий с его стороны! Ваш путь к музыке не будет осень простым и лёгким. Искусство раскрывает свои богатства только тем людям, которые искренне любят и по-настоящему хотят постичь его…Чтобы наслаждаться музыкой, нужно прежде всего , научиться слушать её и понимать…
Невозможно представить себе нашу жизнь без музыки. Мы сталкиваемся с ней на каждом шагу. Просыпаемся утром, включаем радио и слышим музыку…,льётся мелодия то бойкая, упругая, бодрая, то певучая плавная ,мягкая…
Под музыку легче выполнять различные движения: её используют в спорте гимнасты, фигуристы…Она несёт в себе заряд определённого настроения. Приходим в кино и опять слышим музыку. Даже в немом кино звучала музыка тапёра ( человек, играющий на рояле муз. сопровождение для немого кино), музыка слышна с первыми кадрами фильма, когда идут титры фильма, но настрой на просмотр человек уже получил…он будет о чём-то важном и значимом или комедийном.( А.Куприн. «Тапёр»)
Силу музыки используют и в медицине, при лечении гипнозом. Музыка способна сплотить воедино стремления и помыслы огромных людских масс. Это испытал каждый, когда в торжественном собрании звучит гимн России, или гимн коммунистов мира «Интернационал» (сл. Э.Потье, муз. П. Дегейтера). Или вспомним гениальное творение М,И,Глинки – хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», которым заканчивается опера. С предельной чёткостью, как фреска в живописи, воплощён здесь образ народа-победителя, богатырская сила его воинов. Русский критик и композитор В.Серов писал: «Этот гимн-марш не может быть отрешён от Красной площади, покрытый толпами народа, от трубного звука и колокольного звона!» часто хором «Славься» завершают торжественные концерты…
А вот совсем иное. Когда в определённой семье или в жизни целого народа наступает тяжёлое, скорбное событие (смерть близких или их гибель) , то музыка сильнее слов передаёт боль утраты и глубину людского горя. Часто тогда звучит «Похоронный марш!-2 часть ф-ной сонаты b-mollФ, Шопена или его 20-я прелюдия c-moll. Музыка объединяет в горе.
Никакие самые сердечные слова не заменят сердечного напева женщины- матери если она поёт «Колыбельную» для своего младенца! Их множество: В.Моцарт-Флис. «Спи моя радость ,усни!»,И,Дунаевский. «Сон приходит на порог»…,П,Чайковский.»Колыбельная в бурю», Р,Паулс «За печкою поёт сверчок!, И,Брамс «Тёплый сумрак ночной, всех зовёт на покой!» (учитель напевает или проигрывает, можно запись на диске).
Часто ведутся споры о том, какая музыка нужна людям: джаз, рок, народная, классика? Вспомним старый фильм «Антон Иванович сердится» где старик-профессор не любит «лёгкой» , развлекательной музыки и не разрешает своей дочке Симочке (арт. Л,Целиковская) петь в оперетте. Однажды он заснул в кресле своего любимого композитора И.С.Баха и «Увидел» что Бах сошёл с портрета и сказал ему:»Людям нужна всякая музыка: и та ,от которой плачут ,и та, от которой смеются. Только талантливая!» И действительно И ,С, Бах писал разную музыку. Вслушайтесь в его прелюдию №1 из «ХТК» . Это стихия пространства, это переливы воды и света, это подражание струнам арфы,это сосредоточенный и внимательный взгляд в мир… А вот замечательная «Шутка» из 2 сюиты для струнного оркестра, с её искрящимся смехом и юмором.
И сейчас нам так же нужна разная музыка, которая бы воспитывала хороший вкус, облагораживала человека, помогала в его культурном и интеллектуальном развитии, пробуждала фантазию и тягу к знаниям и творчеству. Вполне уместно обратиться к одной из песен современных авторов. Песня в жизни человека занимает важную роль. Бывают такие минуты, когда человеку хочется быть лучше, чем он есть на самом деле…И тогда мы стараемся причёску (особенно женщина),макияж, одеть красивое платье или костюм. А заботимся ли мы о внутреннем своём совершенстве? Вот тогда уместно пойти на концерт, в оперу, оперетту, театр. И хорошо, если дома есть записи музыки вечно юных вальсов И,Штрауса,»Сказки венского леса» или «Голубой Дунай» Эта музыка относится к так называемой лёгкой музыке, в ней ощущается радость жизни, молодой задор, блеск бала…
Ну что бы вы сказали о человеке, который во всей мировой литературе ценил бы только юмористические рассказы или детективы? Подлинное многообразие жизни отражено не у Конан-Дойля или М, Зощенко , а пожалуй у великих классиков: Л.Толстогого, ф.Достоевского, В,Шекспира, А,Пушкина, М,Лермонтова…и др.
И то же самое в музыке. Поэтому сложен Л,Бетховен, П,Чайковский, Г,Малер, И,С,Бах… В их сочинениях много серьёзных тем, проблем человеческого бытия, борьба за свободу человеческого духа, воля к победе разума ,философское мышление, вопрос жизни и смерти ставил в своих произведениях великий Л.Бетховен. «Патетическая» соната№8 c-moll 1 часть-это раздумья о трагической судьбе художника (вступление),это активность его действий в борьбе с судьбой, главная партия в первой части,это диалог Побочной партии и смелость принятого решения -заключительной партии, это сочинение бессмертно и его будут слушать ещё многие поколения А кто помнит песенку «Чёрный кот?»или «Ландыши»? Они кажутся нам наивными и старомодными, как платья бабушки из её сундука. Как же слушать музыку? Композитор Д.Шостакович сказал: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, ими становятся!» Если вы одновременно читаете книгу, и музыка звучит, то она является фоном, она не занимает вашего внимания. Слушать и слышать музыку это не одно и то же. Чтобы вникнуть в содержание классической музыки к ней нужно будет обращаться не один раз. Кроме того содержание её часто связано с жизненными моментами композитора, его убеждениями, взглядами- с его эстетикой. Важна внутренняя подготовка к её слушанию, например, чтобы прослушать «Балладу» Ф,Шопена ,нужно прочитать баллады А,Мицкевича.
Вы торопитесь в оперу «Евгений Онегин»-прочтите а.Пушкина, даже если вы его читали, освежите свои впечатления. Идёте на вечер романса- читайте накануне стихи русских поэтов: А.Пушкина, М,Лермонтова, А,Фета, А.Майкова, И.Бунина. У вас будет лучше восприятие этого концерта.
МУЗЫКА не замкнутое пространство, это связь с другими видами искусства – чтобы воспринять импрессионистов, смотрите картины художников –импрессионистов: Э. По, Моне ,Манне, Делакруа, Ванн Гога. Тогда и музыка великого К. Дебюсси нам будет понятна - «Девушка с волосами цвета льна». Классика воспринимается легче, если у вас широкий, поэтому она и не всем понятна… Чтобы понять симфонию П.Чаковского № 6- надо прочесть его биографию ил прочесть книгу Алтаева о его жизни, посмотреть фильм «Третья молодость» Побывать в музее в г. Клин , где П,Чайковский провёл последние годы своей жизни. Язык музыки особый, он складывается из средств выразительности: мелодия, аккомпанемент, оттенки, мелизмы, ритм, регистр, темп, тембр, гармония-это основные из них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад "Зачем слушать классическую музыку?"
доклад, посвященный теме "Развитие слушательской культуры у учащихся на уроках музыки"...
«Слушайте и наслаждайтесь музыкой, и будьте здоровы!»
Тип урока: комбинированный.Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, аналитический.Оборудование: портрет В. Моцарта, синтезатор, скрипка, аудиозаписи произведений В.А. Моцарта, видеофильм “Ама...
ОПК. Слушаем музыку с детьми. "Музыка Рождества"
Цель данной статьи – расширить общее представление о музыке Рождества, как одной из «вечных» тем в искусстве....
Педагогика.Позитивная методика "Как воспитать ребенка, который слушает,слышит и понимает"
Эта методика состоит из нескольких стратегий.Используя эти стратегии родители смогут почувствовать себя увереннее, потомучто они смогут справиться с многими проблемами в воспитании детей.И это сделает...
«Что делать, если тебя никто не хочет слушать и не понимает».
Беседа, «Что делать, если тебя никто не хочет слушать и не понимает», проведена с целью помочь воспитанникам осознать важность умения слушать, понимать и слышать в процессе общения с окруж...
"Что делать, если тебя никто не хочет слушать и не понимает"
Цель: помочь осознать важность умения слушать, понимать и слышать в процессе общения с окружающими людьми; помочь учащимся в овладении правилами хорошего слушания, побудить к работе над собой....
Элективный курс по предмету «Английский язык» «Учимся слушать и понимать» в 8 классах
Курс ориентирован на учащихся восьмого класса общеобразовательных школ. Курс построен на доступном аутентичном материале и расширяет возможности понимания иноязычной речи не в учебном темпе....