ОПК. Слушаем музыку с детьми. "Музыка Рождества"
статья
Цель данной статьи – расширить общее представление о музыке Рождества, как одной из «вечных» тем в искусстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_rozhdestva._statya.docx | 33.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дорогой читатель!
Музыка Рождества – это атмосфера праздника, праздничное настроение, которое проникает повсюду. Люди вне церкви при этом имеют свои собственные представления о рождественской музыке. Например, в общественном транспорте, магазинах, частных офисах и других общественных местах мы слышим так называемую рождественскую фоновую музыку, которая звучит из всех динамиков. Многие современные исполнители поп, рок и других жанров музыки стараются воспользоваться популярностью рождественской темы, адаптируя свои сочинения под классическую Рождественскую музыку. И это стало закономерной тенденцией во всём мире.
Цель данной статьи – расширить общее представление о музыке Рождества, как одной из «вечных» тем в искусстве.
Музыка Рождества
Не секрет, что неповторимый образ Рождества складывается у каждого человека с раннего детства. К трогательным ребячьим воспоминаниям юность присоединяет новые забавы и впечатления, зрелость – знания и духовный опыт, а старость - просветление и мудрость. В результате складывается тот многогранный, невыразимо-прекрасный образ самого любимого праздника.
Рождество во всём мире — музыкальная пора: много поют и в церкви, и в миру. Православная служба к Рождеству становится радостнее обычной: предпраздничные мотивы появляются в ней ещё в декабре, во время Рождественского поста. По воскресеньям поются ирмосы Рождества Христова — песнопения, в которых повествуется о рождении младенца Иисуса и сопутствующих событиях. Праздничная служба начинается с колокольного трезвона и тропаря в честь Рождества Христова. Тропарь и Кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает» торжественно раскрывают и воспевают сущность праздника.
«Вся церковь воссияла, - все паникадилы загорелись. И так ахнуло –
«С нами Бог»… - как громом, так и взыграло сердце, слезами даже зажгло в глазах, мурашки пошли в затылке…Такого пения, говорили, ещё не слыхали: будто все Херувимы-Серафимы трубили с неба. И я почувствовал радость, что с нами Бог. А когда запели: «Рождество твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума…» - такое во мне радостное стало…, и я будто увидел вертеп-пещерку, ясли, пастырей и волхвов…» – так в своей книге «Лето Господне» русский писатель Иван Шмелёв воссоздаёт всё, чем было дорого Рождество его детства.
Конечно, чтобы услышать такое и пережить, в Рождественскую ночь нужно непременно побывать в храме…
Как в душе отдельного человека - годами, так в памяти цивилизации долгими веками образ Рождества создавался и оттачивался, воплощаясь в произведениях изобразительного искусства, литературы, архитектуры и, конечно, в музыке. Сюжеты, связанные с Рождеством, служили источником вдохновения для музыкантов, творивших в разных странах и в самое разное время.
В западных странах музыкальным символом Рождества были и остаются рождественские канты и гимны, претерпевшие много изменений на протяжении своей многовековой истории. По своему происхождению они относятся к XIII веку. Тогда во Франции были популярны весёлые песни танцевального характера. Они были мелодичными и легко запоминающимися и приобрели большую любовь в народе. Эти песни со временем стали исполняться даже в церкви во время службы. Люди даже начинали танцевать под эту музыку прямо в церкви, в проходах между рядами. Естественно, что священнослужители оказались недовольны подобным положением дел и ввели запрет на исполнение гимнов в храмах. Но гимны продолжали петь в народе, часто под аккомпанемент небольших уличных оркестров. Подобные ансамбли людей, исполнявших рождественские гимны на улицах, стали называть «христославами».
В течение столетий у каждого народа сложились свои традиционные песни, которые люди поют на Рождество. Но есть произведения, перешагнувшие границы территориальные и временные. Среди них «Тихая ночь» (1818) церковного органиста Франца Груббера. Это один из самых популярных гимнов, который часто называют международным рождественским гимном. Многие коллективы разных стран включат в свой репертуар «Тихую ночь» как шедевр хоровой музыки.
Если же представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, наследие которого не включало бы духовно-музыкальных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания: Бах, Моцарт, Гайдн, Гендель, Вивальди, Шуберт, Брамс, Верди… из русских композиторов первым вспоминается Дмитрий Бортнянский, композитор XIII века, который выступал за сохранение чистоты русской духовной музыки, ограждая её от излишеств музыкального «украшательства». «Кондак Рождеству Христову» Бортнянского и поныне звучит в русских храмах. Позднее духовную музыку писали: С.Дегтярёв, Л.Гурилёв, А.Ведель, А.Архангельский, А.Гречанинов, В.Калинников, А.Кастальский, П.Чесноков и др., а также композиторы – классики: М.Глинка, М.Мусоргский, А.Бородин, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, С.Рахманинов, Г.Свиридов…
«Я люблю церковное пение…, - говорил С.В. Рахманинов, - ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вся наша русская музыка». В программе Международных Рождественских концертов традиционно исполняется одно из самых известных произведений Рахманинова - музыкальная поэма «Колокола» (на стихи К.Бальмонта) для оркестра, хора и солистов. В различных колокольных перезвонах - праздничном, свадебном, похоронном - он передаёт всю человеческую жизнь, от рождения до смерти. Тема колокольного звона проходит через всё творчество Рахманинова: в симфониях, фортепианных концертах, хорах… «Кажется, что этот звон плывет над широкой среднерусской равниной», - говорил один из исследователей творчества композитора.
Впрочем, говоря о теме Рождества в русском музыкальном искусстве, в первую очередь вспоминаются шедевры П.И.Чайковского, причём довольно далёкие от церковной музыки. Вспомним его «рождественский» балет «Щелкунчик». Не потому ли знают и любят эту музыку и взрослые, и дети во всём мире, что озарена она светом Рождественского чуда? Как точно композитор передал языком искусства добрую и весёлую атмосферу праздника! Такое же светлое и радостное настроение в пьесе «Святки» из фортепианного цикла «Времена года». Она имеет в рукописи Чайковского подзаголовок «Вальс». И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, а завершается пьеса, и вместе с ней весь цикл - вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской ёлки.
Не секрет, что в русской музыке и культуре в целом, Рождество часто воспринимается как фольклорное явление, с сильными языческими акцентами, и это – наша национальная особенность. Красочный, колоритный образ народных святочных гуляний от Рождества до Крещения передан во многих произведениях искусства: в живописи, в литературе, в музыке…
Всего три слова: ночь под Рождество…
Казалось бы, вмещается в них много ль?
Но в них и Римский-Корсаков, и Гоголь,
И на земле небожной божество.
Слова русского поэта «серебряного века» Игоря Северянина напоминают о первых замечательных образцах претворения рождественского фольклора. Это, конечно же, опера П.И.Чайковского «Черевички» и сказочная опера Н.А.Римского - Корсакова «Ночь перед Рождеством» на сюжет Н.В.Гоголя. В подзаголовке своей оперы Римский – Корсаков не случайно указал: «быль – колядка».
Подобный подход и видение праздника преобладают до сих пор:
- «Украинские колядки с голоса И.С.Козловского» (1967) современного композитора В.Кикты, где рождественская тема, ведущая в цикле, естественным образом сочетается с фольклорным «действом»;
- кантата А.Ларина «Рождественские колядки» (1992), сочинение симпатичное, хотя и немного «сувенирное», своеобразный венок русского, украинского и белорусского фольклора;
- проект преуспевающего композитора Павла Карманова «Вертеп» - традиционное рождественское действо «на новый лад». В премьере этого сочинения, состоявшейся на святки 2002 года, участвовали такие известные коллективы, как ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и камерный оркестр «Гнесинские виртуозы»;
- «Семь минут до Рождества» того же П.Карманова - красивое, светлое и не лишённое изящества сочинение. Духовных глубин и богословских мыслей вы здесь, конечно, не найдёте, но своих целей автор вполне достиг; «Семь минут» погружает слушателей в атмосферу радости и уюта любимого всеми праздника.
К сожалению, в нашей стране Рождество не отмечалось столь долго, что люди привыкли считать более значительным встречу Нового года. Но время расставляет всё по своим местам. Рождественские традиции возрождаются. Одна из них – Рождественские фестивали.
Наш современник, петербургский композитор Михаил Малевич, на протяжении многих лет организует Рождественские и Пасхальные концерты в залах академической Капеллы, Малом зале филармонии, ДПЦ «Свято-Духовский» Александро-Невской Лавры и других концертных площадках Санкт-Петербурга, где основу программы составляют его произведения. Центральное место в этих концертах занимают кантаты для детского хора, смешанного хора и камерного оркестра: «Свеча Рождества» и «Пасхальный звон», в них органично сплетены различные стилистические пласты церковной и светской музыкальной традиции. Произведения Малевича для детского хора, изданные на CD-дисках и в нотных сборниках «Свеча Рождества», «Молитва отрока» нашли большое признание исполнителей и слушателей во многих городах России. Композитор, обращаясь к слушателям, пишет: «Эта радость от Рождества Христова запечатлелась во многих замечательных картинах, в стихах и песнях всех народов христианского мира. Она слышна и в древнем церковном тропаре праздника, и в кантатах XVIII века, и в стихах наших современников, положенных мною на музыку. Я был бы счастлив, если бы мне удалось передать это радостное волнение детям, исполнителям и слушателям этих песнопений».
Не секрет, что многие священнослужители имеют профессиональное музыкальное образование и являются авторами музыкальных произведений. Диапазон их творчества велик: от авторской песни до праздничной оратории и концерта. 7 января 2008 года, в праздник Рождества Христова, в Большом зале Московской консерватории состоялась российская премьера «Рождественской оратории» епископа Венского и Австрийского Иллариона (Алфеева). Сочинение было исполнено Государственным академическим Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, хором Государственной Третьяковской галереи, хором музыкального колледжа при Московской Государственной консерватории и группой солистов Московской хоровой капеллы мальчиков. В качестве солиста в концерте выступил легендарный российский бас, народный артист СССР Евгений Нестеренко, который специально для этого приехал из Вены в Москву в канун своего 70-летнего юбилея.
В основе «Рождественской оратории» — евангельское повествование о рождении и первых днях земной жизни Иисуса Христа. В либретто использованы богослужебные тексты Православной Церкви, посвящённые праздникам Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова и Сретения Господня.
По словам Владыки Иллариона, звучание детских и взрослых голосов вместе с оркестром передаёт ликование ангелов, людей и всего живого о рождении Спасителя. Оратория несёт атмосферу храма, богослужения, и как международный язык музыки, доступный всем, позволяет почувствовать светлую радость, которую несёт праздник Рождества для христиан. В этом смысле «Рождественская оратория» стала настоящим подарком для всех, кто смог её услышать.
Как видим, из церковных песнопений за многие века выросло могучее древо музыкального искусства; и как бы далеко не ответвлялись некоторые его направления от своего первоистока, всё же в лучших образцах музыка несёт память о некогда осенившем её отблеске неземной красоты.
Среди зимнего холода нашего маловерного мира, горит, как свеча, и согревает наши души святой праздник – Рождество Христово. Путешествуя по Интернету, мы тоже можем получить если не впечатление от «живого» исполнения Рождественской музыки, то хотя бы представление о самых разных её видах и жанрах, о творчестве православных композиторов. Советую обратиться к официальному сайту «Русская церковная музыка» http://www.bogoslovy.ru/music.htm, где в формате mp3 представлена большая подборка богослужебных и праздничных, в том числе рождественских песнопений, как канонических, так и написанных лучшими композиторами.
С уважением Заседко Светлана Анатольевна,
учитель музыки МБОУ «СОШ № 5»
станицы Тбилисской
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « МЫ ВМЕСТЕ СЛУШАЕМ МУЗЫКУ»
ЦЕЛЬ: В сотворчестве педагога с родителями формировать у детей основы музыкальной культуры, путём приобщения к слушанию музыки. ЗАДАЧИ: знакомить родителей с музыкой русских и зарубежных композ...
Как слушать музыку с ребенком
Консультация для родитлей как правильно организовать музыкальное воспитание в семье....
Как слушать музыку с ребенком
Консультация для воспитателейКАК СЛУШАТЬ МУЗЫКУ С РЕБЕНКОМКак долго?Внимание ребенка 3—4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1—2,5 минут, а с небольшими перерывами между пьесами — в т...
Учимся слушать музыку дома.
1. Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за т...
Как научить ребенка слушать музыку дома
Советы родителям...
Как научить ребенка слушать музыку.
Очень полезно слушать музыку....
Ваш малыш слушает музыку (Советы родителям)
Многие дети с удовольствием слушают музыку. Ребенок может сидеть тихо и слушать музыку, как взрослый. Но это ненадолго. Вот он с удовольствием уже прыгает сам, как зайчик, о котором только что слушал ...