Шутка в музыке, 5 класс
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Маршальская средняя общеобразовательная школа»
Разработка открытого урока
на тему «Шутка в музыке», 5 класс
учитель музыки: Корниенко Е.М.
Учебно-воспитательные задачи урока:
- Формирование понятий полифонического и гомофонного склада.
- Формирование эмоционального отношения к музыкальным произведениям в процессе исполнения, слушания и размышления о них.
- Вызвать эмоциональный отклик у учащихся на разнохарактерные произведения, на те образы, которые созданы в вокальной и инструментальной музыке.
- Достичь осознанного восприятия музыки.
- Отработка вокально-хоровых навыков (петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером музыкального произведения).
- Развитие познавательных интересов, умения сравнивать, анализировать музыкальное произведение и делать определенные выводы.
- Развивать слушательскую культуру.
Тип урока – комбинированный.
Вид урока – шутка.
Форма урока – формирование новых знаний.
Методы урока – объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно-поисковой, творческой, развивающей и игровой деятельностью.
Оборудование:
- ТСО (мультимедийная установка, интерактивная доска, компьютер).
- Записи: И.С. Бах. «Шутка».
Видеозапись: Отрывок из телепередачи «Кривое зеркало». Отрывок из мультипликационного фильма «Путаница».
- Презентация: «Шутка в музыке»; музыкальные ребусы; кроссворд.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Распевание «Веники» (русская народная песня).
- И.С. Бах «Шутка» - слушание.
- «Хитрые мыши» Р. Паулс – исполнение.
- Домашнее задание.
Ход урока:
Учитель. Наш урок мы начнем с повторения нотной грамоты. Давайте проверим домашнее задание. Что вам было задано? (Проверка домашнего задания у доски и в тетрадях). Выполнение ребусов по карточкам. Опрос учащихся.
Сейчас, мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма «Путаница» по сказке К. Чуковского. После просмотра я еще раз зачитаю этот отрывок, а вы будете должны на слух найти слова, в которых встречаются ноты и записать их в нотную тетрадь в виде ребусов.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с новой попевкой. Вспомните, как она называется? («Веники»). Давайте, исполним ее. ( Работа над дикцией и интонацией). А теперь, усложним задание и исполним эту попевку каноном. Ребята, скажите, какой характер у этой песни? (Веселый, задорный, шуточный.) А что такое шутка? (веселое настроение, смех, улыбки.)
В словаре Ожегова слово «шутка» обозначает то, что говорят или делают не всерьез, а ради развлечения, веселья. Шутить – это значит говорить ради забавы, потехи, смеха. Говорить неправду, но не ради лжи, а для веселья.
Сегодня, на нашем уроке, мы с вами познакомимся с шуткой, но не с обычной, а с шуткой в музыке. Итак, тема нашего урока «Шутка в музыке» (запись в тетрадь). Мы с вами уже знакомы с великим немецким композитором И.С. Бахом. И для того, чтобы вы могли узнать о нем немного больше, я попросила Нину и Данила найти интересные моменты из жизни этого великого композитора и сделать нам небольшое сообщение.
Титова Нина: Стояла лунная ночь. В маленьком немецком городе Ордруфе все спали. И только в одном доме, при свете луны, низко пригнувшись к столу, мальчик переписывал ноты. С тех пор, как умерли его родители, он жил у старшего брата – органиста местной церкви.
Бриер Данил: В одном из шкафов была заперта тетрадь с токкатами и фугами знаменитых органистов. Брат запрещал её трогать. Но любовь к музыке была столь сильна, что вот уже шесть месяцев мальчик тайно переписывал из неё произведения в свою тетрадь. В эту ночь работа подходила к концу, но вдруг дверь открылась, и в комнату вошёл старший брат. Напрасны были мольбы и слёзы! Заветная тетрадь с нотами была отобрана. И лишь много лет спустя она была возвращена владельцу. Но тогда он сам был уже зрелым композитором. Имя его – И. С. Бах.
Учитель. Молодцы! Большое спасибо! И. С. Бах жил более 250 лет назад. Церковные власти были недовольны музыкой Баха: она была для церкви слишком умной. В ней было слишком много человеческих чувств.
У Баха есть произведения радостные и печальные, у него есть музыка трагическая, а есть шутливая и танцевальная. Примером такой танцевальной, веселой музыки может служить пьеса из сюиты для струнных инструментов с флейтой (слушание). Что такое сюита? Какой склад у этой пьесы? Что такое полифония? Что такое гомофония? Что еще вы можете сказать об этом произведении? Ребята, название этого музыкального произведения вы узнаете, отгадав ребус. Давайте еще раз эту пьесу, но только уже в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Свингл Сингерз», то есть в исполнении человеческих голосов с сопровождением. Что вы представляли, слушая это произведение? (ответ) Молодцы!
Скажите, пожалуйста, в нашей жизни, где еще можно встретить шутку? Какие вы знаете шуточные песни? Какие вы знаете шуточные телепередачи?
Молодцы! А давайте посмотрим небольшой музыкальный отрывок из телепередачи «Кривое зеркало» в исполнении М. Галкина.
А где ещё встречается шутка? (В сказках). Каких сказочных героев вы знаете? (Ответ). Молодцы! И сегодня к нам в гости пришёл Петрушка. (Петрушка входит в класс и поёт под аккомпанемент баяна.)
Петрушка.
Здравствуйте, друзья!
Пришёл к вам в гости я.
Песни всем спою
И всех развеселю.
Я, Петрушка,
Знают меня все
По миру я брожу,
Песни сочиняю,
А сегодня к вам пришёл
И вам их исполняю!
Здравствуйте, мои маленькие друзья! Наконец – то я добрался к вам на урок музыки. Но я пришёл не с пустыми руками, а принёс в подарок замечательное произведение великого композитора Иоганна Себастьяна Баха, «Шутка».
Учитель. Уважаемый Петрушка! в начале урока мы с ребятами слушали музыкальное произведение. И я хочу, чтобы ребята назвали тебе имя композитора, который его написал и название. А сейчас, Петрушка в подарок сам исполнит нам пьесу великого композитора. Ну, а вы, ребята, пока будете слушать, то подумайте над следующими вопросами: Какой характер у этого произведения? Какой темп? Что можно представить, слушая пьесу? Как вы думаете, почему это произведение шуточное?
Итак, давайте закроем глаза и окунёмся в мир музыки (слушание). (Ответы на вопросы.) а теперь, выразите свои впечатления в рисунках. (На фоне музыки дети рисуют. Выставка рисунков.)
Петрушка. Ребята, мне пора уходить. Меня ждут бедные и обманутые. Я, надеюсь, что эта встреча не последняя, и мы ещё не раз встретимся на ваших уроках музыки.
Учитель. Петрушка, большое спасибо за то что ты пришел к нам в гости. И в память о нашей встрече, ребята решили подарить тебе свои рисунки.
Петрушка спасибо, ребята! До свидания!
Учитель. Ребята, назовите, пожалуйста, композиторов, чьи произведения прозвучали на нашем уроке. Кто назовёт названия этих произведений? Назовите тему нашего урока. Так что же такое шутка? Нужна ли нам она? Так давайте закончим наш урок исполнением шуточной песни Р. Паулса «Хватай – держи».
Ребята, понравился вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке? Что нового вы узнали? Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! Давайте запишем в дневниках домашнее задание. (Оценки за урок.) на этом наш урок окончен. До свидания.
Самоанализ урока «Шутка в музыке»
Цель урока: сформировать понятие о содержании и структуре полифонического и гомофонического склада.
Задачи:
Образовательные:
Формирование эмоционального отношения к музыкальным произведениям в процессе исполнения, слушания и размышления о них.
Вызвать эмоциональный отклик у учащихся на разнохарактерные произведения, на те образы, которые созданы в вокальной и инструментальной музыке.
Достичь осознанного восприятия музыки.
Отработка вокально-хоровых навыков (петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером музыкального произведения).
Воспитывающие:
Воспитывать любовь к музыке через исполнение и слушание музыки своих предков, современников;
Воспитывать культуру слушания классической музыки;
Воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.
Развивающие:
Развивать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.
Развитие познавательных интересов, умения сравнивать, анализировать музыкальное произведение и делать определенные выводы.
Развивать слушательскую культуру.
На уроке использовалось оборудование: интерактивный комплекс (презентация по теме), раздаточный материал (карточки с ребусами, кроссвордами).
При организации учебной деятельности я старалась спланировать работу, опираясь на компетентностный подход. Деятельность учащихся была разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование УУД.
На данном уроке реализовывались задачи формирования метапредметных УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.
Регулятивные:
На этапе целеполагания урока учащиеся самостоятельно поставили цель урока. Прогнозировали, осуществляли контроль и коррекцию исполнительской деятельности
Познавательные:
На этапе закрепления учащиеся выполняли задания требующие анализа музыкального произведения. Учились моделировать музыкальный материал, выдвигать гипотезы на этапе формирования новых понятий и способов действий
Личностные: На протяжении всего урока учащиеся проявляли своё эмоциональное отношение к материалу в движении под музыку, инсценировании. Проводилась работа с мотивированными и творчески одарёнными учащимися.
Коммуникативные:
Формированию коммуникативных умений способствовала работа в группах. Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать. Учились сотрудничать. Участвовали в коллективном и групповом исполнении музыкального материала.
Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала.
На уроке применялись индивидуальная, фронтальная, групповая формы.
Методы также были разнообразны: интерактивный (учитель-ученик) и с помощью интерактивной доски; метод междисциплинарных взаимодействий;
объяснительно - иллюстративный; наглядно-слуховой; драматизации;
словесный.
На протяжении всего урока осуществлялся контроль знаний в форме беседы, индивидуальных ответов, игровой форме
Большая часть времени на уроке ушла на основной этап (ребята знакомились с новым материалом, участвовали в инсценировании, слушали музыку)
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий произведён в соответствии с целями урока.
Своих целей урок достиг, как показало закрепление и рефлексия, учащиеся были заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Юмор и шутка в музыке.
Презентация предназначена для обобщения знаний учащихся и овладения новыми жанрами музыки, в данном материале предусмотрены поисковые ситуации, связь с литературой, развитие ассоциат...
Модель урока "Шутка в музыке" 6-класс
Модель урока "Шутка в музыке" 6-класс Знакомство с музыкальным наследием И.С. Баха, много интересного о необыкновенном человеке, который своей музыкой может заставить с...
Модель урока "Шутка в музыке" 6-класс
Технологическая карта...
Модель урока "Шутка в музыке" 6-класс
Песня к уроку: Шуточная песня строителей "Ванька" А.Городницкий...
Модель урока "Шутка в музыке" 6-класс
Какой след должен оставить человек на землеВ.А.СухомлинскийКакой след должен оставить человек на земле?...
Модель урока "Шутка в музыке" 6-класс
Термины...
"Шутка в музыке"
Урок по слушанию музыки для учащихся 1 класса ДШИ....