Модель урока "Шутка в музыке" 6-класс
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Модель урока "Шутка в музыке" 6-класс
Знакомство с музыкальным наследием И.С. Баха, много интересного о необыкновенном человеке, который своей музыкой может заставить слушателя обратиться не только к страданиям земного мира и вечным блаженством мира божественного, но и обратиться к общечеловеческим чувствам – улыбке, шутке, весёлому и радостному настроению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_uroka_shutka_v_muzyke.odt ( | 29.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: "Шутка в музыке"
6-й класс
Цель: Передача положительного духовного опыта поколений на примере музыки И.С.Баха
Задачи:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- воздействие на чувства, эмоции обучающихся через восприятие художественных и музыкальных образов (почувствовать шутливый характер в музыке, передать шутку в своем исполнении);
- проследить связь времен и народов, общность культурного наследия;
- формирование уважительного отношения к культуре и ценностям другого народа;
- создать творческую атмосферу, побудить в детях желание “Оставить свой след на земле”.
Оборудование:
- аудио записи «Органная фуга» И.С. Бах; портрет И.С. Баха;
- «Шутка» И.С. Бах инструментальное исполнение,
- вокальное «Свингл Сингерз»
- призентация «Орган»
- призентация- эпоха Петра Великого; петровский флот;
- текст песни «Шуточная песня строителей петровского флота» А. Городницкого;
- «Хрестоматия по этике»В.А. Сухомлинского.
Тип урока - освоение новых знаний.
Вид урока – урок-путешествие.
Основной метод – «метод сопереживания»,- пониманию музыки предшествует чувственно-эмоциональный опыт слушателя, когда учащийся находит аналогии духовному содержанию музыки в собственном внутреннем опыте.
Межпредметные связи: история, география, изобразительное искусство.
Урок разработан с применением ИКТ — технологий.
Ход урока
“Музыка – величайшая сила, способная заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать”.
Древнегреческие философы.
Музыка… Великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека с древнейших времен, и по сей день. Сегодня на уроке совершим небольшое музыкальное путешествие в прошлое двух стран.
В чем же заключается сила музыки, способная воздействовать на человека?
- Красота и правда. Красота – утешенье для глаз,
Для души и для сердца утеха,
Красота и в природе, и в нас,
Звук и отзвук – стократное эхо.
Красота не стареет, о нет!
Чья-то юность пройдет, отсмеется,
Отгорит, как светильник, но свет
Красоты навсегда остается.
Красота, доброта, вот в чем суть,
И, считай, что недаром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил! /Семён Данилов/
- Как вы понимаете эти строчки?
Чтение рассказа В.А. Сухомлинского “Какой след должен оставить человек на земле?”
Хорошо, если человек чувствует и понимает красоту, но важно еще и самому создать что-то, оставить потомкам. И тогда жизнь твоя не канет в небытие, о тебе будут помнить по твоим делам.
Человек, о котором пойдет речь на нашем уроке, жил более двухсот лет назад, на рубеже XVII-XVIII веков (1688-1750 гг.), однако, его знают и в наше время, так как жива его музыка. - Кто же это? (звучит “Органная фуга”)
- Иоганн Себастьян Бах!
- Как вы определили?
- Звучит величественный орган, любимый инструмент композитора, полифонический склад письма, фуга. /повторение : полифония, гомофония/
- Писатель описывает человека словами, а композитор музыкой. Представим, что это музыкальная характеристика человека.
- Опишите его. Слушание: И.С. Бах «Шутка» из сюиты №2 Какая чудесная музыка сейчас прозвучала. Она покоряет своим изяществом и остроумием. Музыка словно говорит, что в жизни бывает много шутливого, а если вдруг не повезет, то не надо расстраиваться, надо просто послушать хорошую музыку, и настроение улучшится. Вот и пьеса, открывшая наш урок, привела нас в хорошее приподнятое настроение.
- Человек – веселый, беззаботный, озорной, шутливый
- Может ли быть таким человек на самом деле, или композитор его придумал сам?
- Конечно такими люди могут быть на самом деле. Все эти черты важны в жизни. Пошутить, улыбнуться должен уметь каждый человек, иначе он будет скучен, а скучные люди всегда всем в тягость. Шутить надо во время, и шутки не должны быть глупыми и грубыми. Во время произнесенная хорошая умная шутка доставляет людям удовольствие, поднимает их настроение и в этом заключена ее добрая роль в жизни.
И.С. Бах работал в Храме и создавал, прежде всего, церковную музыку. И, как ни удивительно, это произведение написано тоже по строгим классическим законам для службы в церкви (в основе – Григорианский хорал), но стоило исполнить его в быстром темпе, как степенные интонации стали шутливыми и озорными. Этот прием И.С.Бах позаимствовал у своих учеников.
- Какое название вы бы дали пьесе?
- «Веселый концерт», «Праздник», «Шуточный диалог»
- Композитор назвал свое произведение просто «Шутка». Ведь шутка притягивает всех, независимо от пола, возраста и положения в обществе.
Это “Шутка” из сюиты №2 для флейты и струнных.
Сюита - (от франц. Вереница, последовательность, чередование) – сочинение из нескольких частей (4 и более), близких по характеру, чаще танцевального характера.
Близкое по звучанию слово «Свита». Как в королевской свите придворные следуют друг за другом, так в музыкальной сюите следуют друг за другом музыкальные пьесы. Каждый отдельно взятый придворный – вполне самостоятельная личность, его можно вывести из общего ряда, что бы поинтересоваться, что он собой представляет. Каждая часть сюиты – вполне самостоятельная пьеса, со своим «музыкальным лицом» (названием). Ее тоже можно отделить от других и с интересом послушать.
Баховская сюита состоит из семи частей:
- Увертюра
- Рондо
- Сарабанда
- Буре
- Полонез
- Менуэт
- Шутка
Отмечаем красоту музыки, выразительность интонаций, их лаконичность.
Давайте же еще раз прикоснемся слухом к неповторимой красоте и почувствуем шутку внутри себя. Звучит «Шутка»в исполнении ансамбля «Свингл Сингерз»
- Что-то изменилось?- Изменилось исполнение. Было инструментальное (соло флейта), стало – вокальное, как вокализ, инструменты заменили человеческие голоса.
Напевность, мелодичность пьесы покорила сердца слушателей своей незаурядностью, красотой, изяществом. Так, что захотелось не просто сыграть ее, а именно спеть! Баховская шутка очень красиво и непосредственно звучит в вокальном исполнении. Забавное звучание голосов подчеркивает характер пьесы.
Переложение обогатило произведение, дало ему вторую жизнь и как бы связало эпохи.
Слушание: «Шутка» И.С.Баха в исп.вок.ансамбля
«Свингл Сингерз».
А теперь перенесемся в это же время в Россию. Страной правит великий русский государь царь Петр I. Из всех родов музыки любил только церковное пение. Был у Петра и свой придворный певческий хор, восхищавший своими голосами иностранцев. Один из них писал, что особенно «великолепны басы», которые «в России лучше и сильнее, чем где-либо. У здешних басистов голоса так же чисты и глубоки, как звуки органа...» По воскресеньям и праздникам царь пел вместе с певчими в церкви. Некоторые из них, обратив на себя внимание государя стройными голосами, выходили в знатные люди, например дьякон Василий Титов.
Наш композитор современник, бард, Александр Городницкий обращает свой взор ко времени, когда создавался петровский флот, композитор проникся духом того времени, и родилась песня.
Слушание. Песня звучит в исполнении учителя.
«Шуточная песня строителей петровского флота» А. Городницкий
Иноземный, глянь-ка
С берега народ:
Мимо русский Ванька
По морю плывет!
- Серьезная ли песня?
- Характер – разухабистый, удалой, весёлый, шуточный...
Вокально-хоровая работа строится по фразам.
Обратить внимание на четкость произношения текста, опору на согласные звуки, чистоту интонирования. Песню лучше исполнять в d-moll. Работа над песней выстраивается как единая линия через все куплеты. Кульминация – 5 куплет.
Обобщение:
Есть ли что-то общее между музыкальными произведениями, прозвучавшими на уроке?
- Шутливый характер.
Итак подведём итоги:
1.Какая тема нами сегодня рассматривалась?
2.О каких произведениях шла речь?
3.Что необычного или неожиданного для себя вы узнали сегодня?
- сегодня мы познакомились с музыкальным наследием И.С. Баха, узнали много интересного о необыкновенном человеке, который своей музыкой может заставить слушателя обратиться не только к страданиям земного мира и вечным блаженством мира божественного, но и обратиться к общечеловеческим чувствам – улыбке, шутке, весёлому и радостному настроению;
- центральное место в творчестве Баха занимает органная музыка, исполинская мощь звучания органа наиболее точно соответствует космическому мироощущению великого мастера;
- основное настроение музыки Баха торжественная скорбь… Бах был искренне верующим человеком… Высокая трагедия сменяется не только светлыми красками Возрождения, но и сменяется остроумной шуткой и радостью, ликующими фанфарами, танцевальными ритмами;
- мы свами вспомнили и поговорили о делах и заслугах Петра Великого;
- улыбнулись с песней А. Городницкого... и объединяет эти два произведения шутливый характер
Эти люди оставили свой след на земле. Я надеюсь, что урок оставит отклик в вашей душе и вы задумаетесь над тем, какой след оставите вы на земле.
Рефлексия:
Оцените по 5 бальной шкале.
Важность и полезность темы урока _____________
Ценность музыкальных произведений ____________________________________________
Моя работа на уроке ________
Заполняют лист рефлексии :
Сегодня я узнал...
Мне было интересно...
Мне было трудно...
У меня получилось...
Меня удивило...
Больше всего мне понравилось...
Полученные знания я смогу применить (где? в чем?)
Важность и полезность темы урока Дом/ зад. на выбор: слушать музыку разнохарактерные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Регрессионные модели. Прогнозирование по регрессионным моделям
Конспект урока по теме: "Регрессионные модели. Прогнозирование по регрессионным моделям"Цель урока:освоение способов построения по экспериментальным данным регрессионной модели и тренда средствами про...
Интегрированный урок физики и информатики "Компьютерные модели. Измерение коэффициента трения скольжения с помощью компьютерной модели"
Урок разработан для проведения в 9 классе с физико-математическим профилем, но может также быть использован и в 10. Материал содержит: методические рекомендации к уроку, подробный план-конспект урока,...
МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (из опыта работа)
Описание опыта работы с лингвистически одаренными детьми....
Урок - практическая работа «Моделирование. Классификация моделей. Типы моделей»
Урок-практическая работа "Моделирование. Классификация моделей" проводится в 7(8) классе средней школы. Для проведения данной практической работы необходимо оборудование стандартного компьютерного каб...
Самоанализ урока информатики в 11 классе «Исследование физической модели на примере движения тела, брошенного под углом к горизонту. Формальная модель»
Данный урок проводился в 11 А классе МБОУ «СОШ №1», класс информационно-технологического профиля. Учебник «Информатика и ИКТ» под редакцией Н.Д. Угриновича, авторской программы основного...
Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.
Презентация.Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели....
Компьютерная модель естественного отбора, созданная на базе модели молекулярного движения.
Создан компьютерный мир, включающий в себя одноклеточных существ (чудиков), питающихся водорослями, растущими на морском дне и размножающихся делением при достижении определённых размеров (при всплыти...