№ п\п | Тема урока Тип урока Форма урока | Цели и задачи урока | Содержание урока | Планируемые результаты УУД обучающихся: личностные, предметные, метапредметные |
Музыкальный и художественный материал | Дидактические единицы |
|
|
I | Раздел: Музыка и литература 1 полугодие |
|
|
1 | Что роднит музыку с литературой Тип - изучение нового материала Форма – урок – беседа.
| Цель: выявить взаимосвязь музыки и литературы
Задачи: Раскрыть взаимодействие музыки и литературы; показать выразительность музыки и литературы на основе интонации; сформировать чувство любви и уважения к Родине
| М.И.Глинка Романс «Жаворонок» на ст. Н.Кукольника Р.н.п. «Во поле береза стояла», П.И.Чайковский Симфония №4, Финал, Э.Григ Фрагменты сюиты «Пер Гюнт» «Моя Россия» Г.Струве | Песня Романс Симфония Сюита Стихотворение Поэма Былина Сказка Баллада
| Личностные УУД: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы; осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни. воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений. Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. Познавательные УУД: подбор литературных произведений по теме урока
|
2. | Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей Тип урока-комбинированный урок Форма – урок-путешествие
| Цель: познакомить с сочинениями отечественных композиторов и поэтов о Родине. Задачи: формировать чувство любви и уважения к Родине научить эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать своё впечатление от него через пение, пластическое интонирование или музыкально – ритмические движения. Раскрывать взаимодействие музыки и литературы;
| Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева. Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»; | Жанр. Песня. Куплетная форма. Запев. Припев. Рассказ Лирика Пейзаж Романс. | Личностные УУД: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы; осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. Регулятивные УУД: подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений, работа с разворотом урока в учебнике, с текстом песни. воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений, исполнение мелодии песни с опорой на нотную запись, осмысление знаково-символических элементов музыки. Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. Познавательные УУД: подбор и чтение стихов о родном крае, о России, созвучных музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке.
|
3 | Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах. Звучащие картины Тип урока-комбинированный урок Форма – урок-выставка
| Цель: познакомить с жанровым разнообразием русской народной песни Задачи: дать представление о значении песни в жизни русского народа, понимать их содержание, исполнять их в соответствующем характере, познакомить с различными вариантами песен. | Кубанские народные песни: - «Бояре, а мы…»,
- «Уж ты, поле мое»;
| Жанр Песня Колыбельная Игровая Лирическая Трудовая Протяжная Хороводная Полифония | Личностные УУД: исполнять песни своего родного края, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении. Регулятивные УУД: узнавать знакомые музыкальные произведения, находить в них сходства и различия, выполнять задания в творческой тетради.
Познавательные УУД: подбор собирание песен о родном крае, о России,
Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, выполнение музыкально-ритмических движений.
|
4 | Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно Тип урока-комбинированный урок Форма – урок-путешествие
| Цель: познакомить с романсом как основным жанром камерно-вокальной музыки
Задачи: определить особенности романса, его отличие от песни; Выявить возможность отношения человека к жизни через романс Выявить равноправие исполнителей в камерной музыке | Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова
М.Ю.Лермонтов (из И.В.Гете) «Горные вершины»
С.Ямамото «Летняя гора в дымке». | Романс Дуэт Камерно-вокальная музыка исполнитель Динамика Темп | Личностные УУД: понимание единства деятельности: композитор – исполнитель – слушатель. Регулятивные УУД: узнавать изученные произведения, сравнивать их характер, называть их авторов, Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы, Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов Коммуникативные УУД: работа по исследованию содержания произведений в микрогруппах Познавательные УУД: исследование содержания пейзажа (литературного, живописного, музыкального) |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора Тип урока- урок изучения нового материала Форма- урок-путешествие | Цель: познакомить с произведением русского композитора А.К.Лядова «Кикимора», написанным на сюжет русской народной сказки, Задачи: показать выразительные возможности музыки в изображении сказочных образов, понимать особенности музыкального языка произведения, созданного на фольклорной основе, формирование интереса к русскому фольклору | Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов. «Колыбельная» | Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка. | Личностные УУД: эмоционально откликаться на содержание музыкального произведения Коммуникативные УУД: участие в драматизации сказки по сценарию учителя Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений Регулятивные УУД: определять выразительные возможности оркестра в создании сказочного образа
|
6 | Фольклор в музыке русских композиторов. Что за прелесть эти сказки… Тип урока- урок обобщения и систематизации знаний Форма урока- урок-путешествие | Цель: познакомить с произведением русского композитора Н.А.Римского-Корсакова, «Шехеразада», написанным по мотивам арабских сказок «1000 и одна ночь» Задачи: показать выразительные возможности музыки в изображении сказочных образов, понимать особенности музыкального языка произведения, созданного на литературной основе, формирование интереса к фольклору | Н.А.Римский-Корсаков «Шехеразада» (фрагменты)
Л.Бакст. Эскиз декорации «Восточная фантазия»
| Программная музыка. Симфоническая сюита | Личностные УУД: распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Коммуникативные УУД: участие в драматизации сказки по сценарию учителя Познавательные УУД: расширение представлений о музыкальном языке произведений Регулятивные УУД: определять выразительные возможности оркестра в создании сказочного образа |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…». «Песнь моя летит с мольбою» Тип урока- урок изучения нового материала. Форма– урок-выставка
| Цель: расширить представления о жанрах вокальной и инструментальной музыки, их стилистических особенностях и различиях. Задачи: учить соотносить содержание и средства муз. выразительности музыкальных и живописных образов; сравнивать музыкальные произведения на основе интонационной природы музыки, музыкальных жанров формировать интерес к выдающимся отечественным произведениям
| - Вокализ. С. Рахманинов.
- Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.
- Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
- Песня венецианского гондольера (№ 6). Из
фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. . - Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
- Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A.Плещеева.
| Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада, Баркарола
| Личностные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение. Коммуникативные УУД: передавать в пластическом интонировании различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание пластических импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение. Познавательные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки. |
|
8 | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. Тип урока-комбинированный урок Форма –урок – беседа.
| Цель: Углубить представления о музыке, основанной на использовании народной песни, о народных истоках профессиональной музыки Задачи: формировать интерес к выдающимся отечественным произведениям познакомить учащихся с современными интерпретациями классической музыки. Выявлять связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. | Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский. «Детский альбом» - Веснянка, украинская народная песня.
- Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.
| Симфония Концерт Опера Кантата Симфония-действо Варьирование Интерпретация | Личностные УДД: Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке, интерес к произведениям отечественным и зарубежным, написанным на народной основе. Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Познавательные УУД: Подбирать художественные образы в соответствии с характером музыки в произведении. Регулятивные УУД: исследовать интонационно - образную природу музыкального произведения. Анализировать сходство и различия мелодии в различных произведениях. выявлять приемы развития в музыке. Коммуникативные УУД: передавать в пластическом интонировании различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.
|
9 | Вокальная и инструментальная музыка. Тип урока- урок обобщения и систематизации знаний Форма – урок-выставка
| Цель: систематизировать и обобщить музыкальные впечатления учеников о вокальной и инструментальной музыке. Задачи: закрепить полученные знания и умения по предмету. продемонстрировать Способствовать сплочению учащихся через совместную деятельность, привить уважение к другим участникам, развивать творческие способности обучающихся.
II четверть | - Сцена «Песня Леля». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
П.И. Чайковский. Фрагмент симфонии №4 Е. Лучников, сл. В Попкова. «Не отнимайте солнце у детей» | Жанры вокальной и инструментальной музыки. Обработка Оригинал Переложение | Личностные УУД: проявлять уважение к музыке своего народа, ее обычаям и традициям. Коммуникативные УУД: владеть умениями совместной деятельностью и координации деятельности с другими её участниками. Регулятивные УУД: осознавать вклад композиторов классиков в музыкальную культуру страны; оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников, наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. Познавательные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки.
|
10 | Всю жизнь мою несу родину в душе… Тип урока- урок изучения нового материала Форма – урок-путешествие
| Цель: знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В.А.Гаврилина, близкой музыкально-поэтическому языку народной музыке и кантатой «Снег идет» Г.В.Свиридова, колокольностью в музыке. Задачи: показать историю колоколов на Руси, их значение в жизни русского человека, познакомить с тембрами и названиями колокольных звонов, раскрыть взаимосвязь музыки с жизнью и другими видами искусства.
| - Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин
- Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
- Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.
| Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.
| Личностные УУД: понимать значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов. понимание значения духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями. Познавательные УУД: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов. Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально–ритмические движения), понимать стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства, сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения. Коммуникативные УУД: демонстрировать понимание языка искусства: свойств русской музыки, участвовать в коллективной исполнительской деятельности |
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Тип урока- урок изучения нового материала Форма – урок-путешествие | Цель: осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора –Ф.Шопена. Задачи: познакомить с жанрами фортепианной музыки на примере камерной инструментальной музыки. Изучить романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер в творчестве Ф.Шопена. воспитание интереса к музыкальным традициям и истории европейской музыки.
| - «Этюд №12» Ф.Шопен
- «Прелюдия№7» Ф.Шопен
- «Прелюдия№20» Ф.Шопен
- «Вальс №7» Ф.Шопен
| Этюд Мазурка Прелюдия Вальс Полонез Баллада Ноктюрн
| Личностные УУД: осознавать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории мировой культуры. Познавательные УУД: поиск информации о том, что творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью, знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия. Коммуникативные УУД демонстрировать понимание языка искусства: высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью, владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах. Регулятивные УУД: Рассуждать о том, что именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, передавать настроение музыки в музыкально – пластических движениях. |
12 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты, Моцарт ,Бог, и сам того не знаешь. Был он весь окутан тайной- черный гость… Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма – урок-путешествие. | Цель: осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора В.А.Моцарта Задачи: демонстрировать личностно – окрашенное образное восприятие музыки, исполнять вокальные произведения в сопровождении и без музыки, понимать строение муз.произведения. приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, стихов, картин, сравнивать их характер, настроение и средства выразительности.
| Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт. - Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.
- Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.
- Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
| Жанры вокальной музыки Реквием Серенада Контраст интонаций | Личностные УУД: Осознавать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. познание разнообразных сторон жизни человека, его убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы. Регулятивные УУД: выполнять сравнительную характеристику особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками ( В.Моцарт – Ф.Шопен) Осознавать музыку как «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского, Коммуникативные УУД: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Познавательные УУД: понимать взаимодействие музыки на основе осознания специфики языка, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в музыке, но и в жизни.
|
|
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика. Тип урока- урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма – урок-путешествие. | Цель: познакомить с особенностями оперного жанра на литературной основе. Задачи: демонстрировать личностно – окрашенное образное восприятие музыки, овладеть умением интонационно – образного восприятия и анализа муз.произведения. познакомить с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы. | - Садко. Опера-былина (фрагменты).
Н. Римский-Корсаков. | Опера Либретто Увертюра Речитатив Хор Ансамбль Ария Инструмен-тальные темы Музыкальный портрет
| Личностные УУД: углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека 19 века и нашего современника. эмоциональный отклик на музыку мировой известности, воспитание уважения к шедеврам музыкальной культуры своей страны. Регулятивные УУД: Овладение умениями интонационно–образного и слухового анализа и выразительных средств музыкального произведения. Осознавать разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Осознавать синтез искусств в оперном жанре. Познавательные УУД: понимать особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д. Коммуникативные УУД: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки, поиск информации о мастерах мировой оперной сцены. |
|
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балетная мозаика. Тип урока- урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма – урок-путешествие.
| Цель: познакомить с жанром балета, его происхождением Задачи: воспитание уважения к шедеврам музыкальной культуры своей страны, овладение умением интонационно – образного восприятия и анализа муз.произведения, формировать представление о том, как музыка создает определенный образ.
| Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский. - Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
| Балет Кордебалет Симфоническое развитие Образ танца | Личностные УУД: познание разнообразных явлений в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку мировой известности, воспитание уважения к шедеврам музыкальной культуры своей страны Коммуникативные УУД: выполнять задания творческого характера, участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки. Регулятивные УУД: Осознавать синтез искусств в балетном жанре, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. Познавательные УУД: поиск информации о лучших отечественных танцорах и хореографах, понимать принципы формирования и основы развития русской классической школы, особенности балетного жанра, его специфику. |
15 | Музыка в театре, кино, на телевидении. Тип урока- урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма – урок-путешествие.
| Цель: познакомить с функциями музыки в кино, театре, на телевидении. Задачи: воспитывать интерес к музыке театра и кино отечественных композиторов-песенников, познакомить с лучшими образцами музыки отечественных композиторов в театре и кино, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
| - Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.
- Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.
| Литературный сценарий Музыкальный фильм
| Личностные УУД: эмоциональное и осознанное понимание и восприятие музыки как неотъемлемой части произведений киноискусства, важное средство создания экранного образа. Регулятивные УУД: понимать роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении, самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки. Коммуникативные УУД: сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании), контроль и коррекция своих действий и действий одноклассников в процессе обсуждения темы. Познавательные УУД: поиск информации о творчестве отечественных композиторов – песенников в театре, кино.
|
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Тип урока- урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма – урок-путешествие | Цель: познакомить с жанром мюзикла, его истоками, особенностями, отличиями от оперы. Задачи: воспитывать интерес к музыке отечественных и зарубежных мюзиклов, познакомить с лучшими образцами музыки отечественных и зарубежных композиторов, познакомить с особенностями жанра мюзикла, его истоками, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа
| Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. - Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
- Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.
| Мюзикл Речитатив Ария Хор | Личностные УУД: эмоциональное и осознанное понимание и восприятие музыки как неотъемлемой части произведений киноискусства, важное средство создания экранного образа. Познавательные УУД: поиск информации о лучших отечественных и зарубежных композиторах в жанре мюзикла, «легкой» и «серьезной» музыке. Регулятивные УУД: понимать особенности жанра мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. Коммуникативные УУД: осуществление контроля и коррекции в коллективном, ансамблевом и индивидуальном творчестве, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
|
17 | Мир композитора. н.р.к . Музыка профессиональных композиторов Кубани. Тип урока – урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся Форма – урок-путешествие
| Цель урока: обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства.
Задачи: воспитывать интерес к музыке отечественных и зарубежных композиторов, познакомить с лучшими образцами музыки отечественных и зарубежных композиторов, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа | Нерасторжимая связь музыки со словом во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке. Творчество современных композиторов Кубани. |
| Личностные УУД: углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Познавательные УУД: изучение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества, знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений,знать имена кубанских композиторов. Регулятивные УУД: понимать взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, работа в группах и в сотрудничестве с учителем |
| Раздел:Музыка и изобразительное искусство 18 часов II полугодие |
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. Тип урока - изучение нового материала Форма – урок-беседа.
| Цель: выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства. Задачи: сформировать чувство любви и уважения к Родине, ее искусству, раскрыть взаимодействие музыки и изобразительного искусства; выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа
| - Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.
- Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Ра мани нов.
| Звуковая палитра Цветовая гамма Колорит Композиция Музыкальная живопись Живописная музыка Выразительность и изобразитель-ность музыкальной интонации. | Личностные УУД: проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Познавательные УУД: понимать возможные связи музыки и изобразительного искусства, специфику средств художественной выразительности живописи и музыки, познавать отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи. Регулятивные УУД: уметь вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные живописные и музыкальные средства выразительности. Коммуникативные УУД: освоение методов и принципов коллективной творческой деятельности в выражении различных образов в музыке и изобразительном искусстве и её самооценка |
19 | Небесное и земное в звуках и красках. Любить, молиться, петь. Святое назначенье… Тип урока-комбинированный урок. Форма – урок-путешествие
| Цель: раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.
Задачи:. воспитывать интерес к музыке отечественных и зарубежных композиторов, познакомить с лучшими образцами музыки отечественных и зарубежных композиторов, показать выразительность музыки и изобразительного искусства на основе интонации, развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.
| «Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский - «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов
- «Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно
- «Ave Maria» Дж. Каччини
- «Ave Maria» Ф. Ш уберт
| Концерт Музыкальный пейзаж Знаменный распев Песнопение Унисон А капелла Орган
| Личностные УУД: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать духовные музыкальные произведения. Познавательные УУД: выявлять общую интонационно – образную природу живописи и музыки, понимать и характеризовать ее жанровое и стилевое многообразие. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе коллективного обсуждения различных образов. Регулятивные УУД: сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.
|
|
|
|
|
|
|
20 | Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край. Тип урока- урок закрепления нового материала. Форма – урок-путешествие
| Цель: изучение кантаты «А.Невский» С.С.Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Задачи: сформировать чувство любви и уважения к Родине, ее искусству, раскрыть взаимодействие музыки и изобразительного искусства; выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
| Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: - «Песня об Александре Невском»
- хор «Вставайте, люди русские»
| Кантата Триптих Трехчастная форма Набат Хор: тенор, бас, сопрано, альт Выразительность и изобразитель-ность Контраст | Личностные УУД: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения Познавательные УУД: понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Регулятивные УУД: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства, Коммуникативные УУД: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.
|
21 | Звать через прошлое к настоящему. Ледовое побоище. После побоища. Тип урока- урок закрепления нового материала. Форма – урок-путешествие
| Цель: изучение кантаты «А.Невский» С.С.Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Задачи: сформировать чувство любви и уважения к Родине, ее искусству, осмысление темы о героических образах, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. | Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: - «Ледовое побоище»
- «Мертвое поле»
- «Въезд Александра во Псков»
| Песня-плач Протяжная песня Меццо-сопрано Выразительность и изобразитель-ность музыкальной интонации. | Личностные УУД: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам кантаты Познавательные УУД: понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Регулятивные УУД: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства, Коммуникативные УУД: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов кантаты, пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.
|
22 | Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы-краски, мои краски-напевы…»
Тип урока- урок обобщения и систематизации знаний. Форма – урок-путешествие
| Цель: развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; Задачи: сформировать чувство любви и уважения к Родине, ее искусству. выявить общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого; развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи
| - Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).
- Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.
| Мелодия-линия Колорит Ритм в музыке и в картине Лад-цветовая гамма Форма музыки-композиция картины Палитра чувств Гармония красок Музыкальные краски | Личностные УУД: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, понимать выражение любви к родной земле средствами искусства. Познавательные УУД: находить сведения о выдающихся русских и зарубежных композиторах: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчестве, особенностях развития музыкальных образов в их произведениях. Коммуникативные УУД: пропевать в группах темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу, узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. Регулятивные УУД: воспринимать, исполнять, сравнивать произведения искусства, созданные в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова, понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений, рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), анализировать общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.
|
23 | Музыкальная живопись и живописная музыка. «Фореллен-квинтет». Дыхание русской песенности. Тип урока- урок обобщения и систематизации знаний. Форма – урок-путешествие
| Цель: сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта. Задачи: сформировать чувство любви и уважения к Родине, ее искусству, развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы, углубление знаний о выразительных возможностях музыкального искусства.
| . «Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Костомарова - «Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.
| Инструментал-ный квинтет Прелюдия Вариации Форма музыки-композиция картины Палитра чувств Гармония красок Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) | Личностные УУД: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения Познавательные УУД: воспринимать, исполнять, сравнивать произведения искусства, созданные в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество; находить общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого, узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики. Регулятивные УУД: понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно–европейском искусстве, различных стилевых направлений, сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), осознавать общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Коммуникативные УУД: пропевать в группах темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание.
|
24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества. Тип урока-комбинированный урок Форма – урок-путешествие
| Цель: расширение представлений о жизненных прообразах и народных истоках музыки - на примере произведений отечественных композиторов- С.В. Рахманинова и В. Кикты. Задачи: осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки,
выявлять особенности развития музыкальных образов, осуществлять музыкально – творческую деятельность, показать музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств и художественных образов. | .Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов. - Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
- Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.
- Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
| Мелодия Гармония Контраст Повтор Сюита-фантазия Фреска Орнамент Арфа Оркестр Концертная симфония Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат
| Личностные УУД: понимать колокольность как соборность сознания русского человека, важный элемент национального мировосприятия, обращение к народным истокам, незыблемым духовным ценностям своей Родины. Познавательные УУД: поиск информации о характерных чертах в творчестве С.Рахманинова. Регулятивные УУД: уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; выявлять отличие интонационного прочтения композитором народных мотивов, сопоставлять характер частей сюиты с образным строем стихов Ф. Тютчева и А. Хомякова. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе коллективного обсуждения различных образов; осуществление контроля и коррекции в коллективном, ансамблевом и индивидуальном творчестве, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
|
|
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…» Тип урока- урок обобщения и систематизации знаний. Форма – урок-путешествие
| Цель: Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Задачи: осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки, актуализация художественно-музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений); расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипичных мастеров; постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. |
- Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).
- Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.
- Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
- «Скрипка Паганини» В. Мигуля.
| Скрипка Соло Интерпретация Трактовка Версия Обработка Каприс интерпретация | Личностные УУД: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки. Познавательные УУД: поиск информации о портрете Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве. Регулятивные УУД: уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе коллективного обсуждения различных образов;
|
|
26 | Волшебная палочка дирижера. н.р.к . Музыка профессиональных дирижеров Кубани. Тип урока-комбинированный урок. Форма – урок-путешествие
| Цель: раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав симфонического оркестра на примере симфоний Л. Бетховена, углубив ее восприятие. Задачи: сформировать чувство любви и уважения к Родине и малой Родине, ее искусству, знакомство с творчеством выдающихся дирижеров России и Кубани, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
| Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. | Дирижер Симфонический оркестр. Группы инструментов Тембры инструментов
| Личностные УУД: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки. Познавательные УУД: Знать имена выдающихся дирижеров, узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр. Регулятивные УУД: понимать значение дирижера в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра, рефлексия полученных знаний о роли групп инструментов симфонического оркестра. Коммуникативные УУД: уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы. |
|
27 | Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. Тип урока-комбинированный урок. Форма – урок-путешествие
| Цель: раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития. Задачи: сформировать чувство понимания и уважения к произведениям Л. Бетховена, Сформировать представление о значении выдающихся дирижеров в исполнении симфонической музыки, выявление особенностей трактовки драматической музыки, выразительных и изобразительных средств на примере образцов симфонии,
| - Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.
| Эскиз Этюд Набросок Зарисовка Музыкальный образ | Личностные УУД: Развивать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценку изучаемых произведений, характеризовать их, размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки. Познавательные УУД: выявлять особенность трактовки драматической музыки, выразительных и изобразительных средств на примере образцов симфонии, знать имена выдающихся дирижеров, узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики. Регулятивные УУД: осознавать сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации, выявлять значение выразительных и изобразительных средств в исполнении симфонической музыки. Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе коллективного обсуждения различных образов; пропевать в группах темы из произведений, получивших мировое признание. |
28 | Застывшая музыка. Содружество муз в храме. Тип урока- урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма – урок-путешествие
| Цель: постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Задачи: сформировать чувство уважения к великому прошлому родной земли на основе мировых шедевров духовного содержания; дать понятие об отечественной и зарубежной духовной музыке в синтезе с храмовым искусством, полифонии в музыке, развивать умение находить гармонию в синтезе искусств.
| . - Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах
- Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах
- «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский
- «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов
| Органная музыка Гармония А капелла Полифония
| Личностные УУД: понимать принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, развивать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценку изучаемых произведений, характеризовать их, размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки. Познавательные УУД: поиск информации о православных храмах и русской духовной музыке, католических храмах и органной музыке. Уметь размышлять и соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю. Регулятивные УУД: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, выполнять творческие задания в тетради. Коммуникативные УУД: выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
|
29 | Полифония в музыке и живописи. « В музыке Баха слышатся мелодии космоса…» Тип урока- урок обобщения и систематизации знаний. Форма – урок-путешествие
| Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством И.С.Баха, его полифонической музыкой.. Задачи: сформировать у учащихся интерес к творчеству И.С.Баха, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений, освоить понятия «полифония», «фуга» на примере музыки И.С.Баха, показать выразительные возможности полифонии,
развивать умение находить общность языка художественных произведений в музыке и живописи
| Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека.). . - И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),
- Аве Мария.
- М.К. Чюрленис. Фуга.
| Духовная музыка Светская музыка Полифония Фуга | Личностные УУД: эмоционально воспринимать, понимать принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, воспринимать музыку И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; Познавательные УУД: накопление сведений о жизни и творчестве И.С.Баха, Регулятивные УУД: размышлять о музыке, уметь соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, работа в творческих тетрадях.
Коммуникативные УУД: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью музыкально-ритмических движений, поэтического слова, изобразительной деятельности, выступать в роли слушателей в коллективе, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
|
|
30 | Музыка на мольберте. Композитор-художник. Тип урока-комбинированный урок Форма – урок-путешествие
| Цель: расширить представление учащихся о взаимодействии и взаимосвязи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Задачи: сформировать у учащихся интерес к творчеству литовского художника - композитора М.Чюрлёниса , эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; познакомить учащихся со стилевым многообразием музыки XX столетия; развивать умение находить общность языка художественных произведений в музыке и живописи
| Триптих. Соната. Allegro, Andante. - М.К. Чюрленис. Фуга.
- М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,
- М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».
| Живописная музыка Музыкальная живопись Композитор-художник Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин Композиция Форма | Личностные УУД: выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. Познавательные УУД: выявлять общую интонационно – образную природу живописи и музыки, понимать и характеризовать ее жанровое и стилевое многообразие. Регулятивные УУД: осознавать связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации его произведений, уметь сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении Коммуникативные УУД: высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу, общаться и взаимодействовать в процессе коллективного обсуждения различных образов; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности.
|
|
31 | Импрессионизм в музыке и живописи. Тип урока- урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма – урок-путешествие
| Цель: раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Задачи: сформировать у учащихся интерес к творчеству художников и композиторов-импрессионистов; знакомство со стилевым многообразием музыки XX столетия, жанром импрессионизма ,произведениями К.Дебюсси; развивать умение находить общность языка художественных произведений в музыке и живописи . | - «Детский уголок» К.Дебюсси
- «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси
- «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков
| Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы. | Личностные УУД: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы; Познавательные УУД: находить сведения об особенностях импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Регулятивные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы и взаимосвязи выразительности и изобразительности музыкального и художественного искусства, анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений, определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном и художественном произведении Коммуникативные УУД: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.
|
32 | О подвигах, о доблести и славе... Тип урока-комбинированный урок. Форма – урок-путешествие
| Цель: способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины, Задачи: формировать чувство любви и уважения к Родине; Показать тему защиты Родины в различных видах искусства; развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы
| Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский: - «Помните»
- «Наши дети»
- «Реквием» стихи Р. Рождественского.
| Реквием Звучащие картины Гравюра | Личностные УУД: осознавать свою принадлежность к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. Познавательные УУД: узнавать и называть изученные музыкальные произведения и их авторов, осознавать стилевое многообразие музыки 20 века,богатство музыкальных образов - драматические, героические. Регулятивные УУД: определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных или художественных произведениях, уметь выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной исполнительской деятельности, выражать своё впечатление от него через пение, пластическое интонирование или музыкально – ритмические движения.
|
33 | В каждой мимолетности вижу я миры… Тип урока- комбинированный урок. Форма – урок-путешествие
| Цель: ввести учащихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского, расширить и углубить понимание учащимися своеобразия творчества этих композиторов. Задачи: сформировать у учащихся интерес к творчеству отечественных композиторов, показать богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.
| Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерно – инструментальной музыке. - С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)
- М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:
- «Избушка на курьих ножках», -«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации) рисунки В.Гартмана. | Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия Музыкальный пейзаж Сказочный портрет | Личностные УУД: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы; Познавательные УУД: Поиск информации об образном мире произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Регулятивные УУД: формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация), сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, понимать своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной исполнительской деятельности, выражать своё впечатление от него через пение, пластическое интонирование или музыкально – ритмические движения.
|
34 | Мир композитора. С веком наравне. Тип урока – урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Форма – урок-концерт
| Цель: обобщить представления учащихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов, музыкальные и художественные впечатления, знания, теоретический и исполнительский опыт школьников, которые они приобрели в течении года. Задачи: обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена композиторов, уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности),
| Слушание и исполнение произведений по желанию детей. | Кантата Симфония Реквием Сюита Соната Фуга Прелюдия | Личностные УУД:. формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы; Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях. Регулятивные УУД:. рассуждать о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов, знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений, владеть навыками исполнения песен (народных, классического репертуара, современных авторов), Коммуникативные УУД: участвовать в коллективной исполнительской деятельности, выражать своё впечатление через пение, пластическое интонирование или музыкально–ритмические движения, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. |