Поурочное планирование урока по теме: "Вирусы"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Цель данного урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о неклеточных формах жизни-вирусах, их строении, особенностях жизнедеятельности и размножении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virusy.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Вирусы.
Цель:обеспечить усвоение учащимися знаний о неклеточных формах жизни- вирусах, их строении, особенности жизнедеятельности и размножения.
Орг. момент.
Проверка д/з.
Изучение новой темы:
Вирусы- неклеточные формы жизни, занимающие пограничное положение между живой и неживой природой. Были открыты в 1892 году Д. И. Ивановским.
Особенности вирусов.
Отличие от неживой природы:
- Способность воспроизводить себе подобных.
- Наследственность и изменчивость.
Отличие от живой природы:
- не имеют клеточного строения,
- не растут
- не способны синтезировать белки
- нет обмена веществ
- не делятся, не размножаются половым способом.
- Являются обязательными паразитами
Строение вирусов.
Каждая вирусная частица состоит из одной молекулы ДНК или РНК, которая окружена белковой оболочкой ( капсидом). Сложно организованные вирусы имеют дополнительную липопротеиновую оболочку. Свободноживущая форма вируса (вне клетки) называется вирион.
Различают: РНК- содержащие( ретровирусы) и ДНК-содержащие вирусы.
Этапы проникновения вирусов в клетку
- абсорция -прикрепление вируса к клеточной стенки за счет связывания белков- рецепторов клеточной оболочки со специальными белками вирусной частицы.
- Пенетрация- проникновение вируса в клетку в результате пиноцитоза и фагоцитоза или при различных повреждениях клеточной оболочки. Иной путь у бактериофагов- в конце хвоста имеется фермент, растворяющий бактериальную оболочку. Далее «мышцы» хвоста сокращаются и нуклеиновая кислота впрыскивается внутрь клетки, а белковый чехол фага остается на поверхности клетки.
- Эклипс- синтез ранних вирусных белков, направляющих деятельность клетки на производство вирусных белков или нуклеиновых кислот.
- Созревание вирусных частиц и выход их из инфицированной клетки и заражение других.
Вирусы обладают патогенным действием, т.е. способностью вызывать различные заболевания у человека, животных и растений. Помимо того, вирусы способны оказывать влияние на генетический аппарат клетки и вызвать мутации.
Закрепление:
- Кому принадлежит открытие вирусов?
- Какие особенности вирусов вы знаете?
- Какое строение имеют вирусы?
- Что является носителем наследственной информации у вирусов?
- Что такое: абсорция, пенетрация и эклипс?
- Как происходит проникновение бактериофаг в клетку?
Д/З: конспект лекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование уроков математики в 8 классе
Всего 6 часов в неделю: алгебра - 4 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Макарычев Ю.Н. геометрия - Атанасян Л.С....
Поурочное планирование уроков математики в 9 классе
Всего - 5 часов, из них алгебра - 3 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Ю.Н.Макарычев и др. геометрия - Л.С.Атанасян...
Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г.
Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г....
Поурочное планирование уроков технология 7класс
Поурочное планирование уроков технология в 7класс еее епо программе В.Д.Симоненко.Вариант для девочек....
Календарно-поурочное планирование уроков английского языка по учебнику Кузовлева (7 класс, 2011 год)
Этот материал поможет составить планирование по новому учебнику для 7 класса...
Поурочное планирование уроков литературы по программе Г.И.Беленького 11 класс
Планирование уроков литературы в 11 классе....
Проект поурочного планирования уроков физической культуры на II четверть с учетом формирования универсальных учебных действий
Планирование уроков физкультуры с учетом формирования УУД...