"Путешествие в музыкальную страну" - Конспект урока по предмету "Сольфеджио" для детей 5-7 лет
план-конспект урока по музыке по теме
Конспект урока по предмету "Сольфеджио" для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в детской школе искусств (музыкально-театральное отделение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие в музыкальную страну | 197.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Пролетарского района города Ростова-на-Дону
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
«Лучший открытый урок в моей педагогической практике»
Тема: «Путешествие в музыкальную страну»
Автор: педагог дополнительного образования
Мальцева Юлия Игоревна
Отделение: музыкально-театральное
г. Ростов-на-Дону
2016г.
Тема урока: «Путешествие в музыкальную страну»
Вид урока: урок – практикум
Тип урока:
- урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся;
- урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока – игровое обучение, эмоциональное развитие детей, развитие фантазии и воображения.
Задачи урока:
- знакомство с клавиатурой и регистрами;
- развитие слуховых ассоциаций;
- знакомство с понятиями мажора и минора;
- развитие ладового слуха;
- формирование эмоциональной отзывчивости;
- развитие творческих способностей учащихся;
- игра в оркестре.
Используемые материалы при подготовке к уроку:
- образовательная программа «Сольфеджио» педагога дополнительного образования МБУ ДО Пролетарского района города Ростова-на-Дону «Детская школа искусств» – Мальцевой Юлии Игоревны, срок реализации - 5 лет.
Методические пособия:
- Камозина О. П. Неправильное сольфеджио. Феникс, 2009.
- Ладухин Н. М. Одноголосное сольфеджио. – Музыка, 2012.
- Первозванская Т. Учебник – сказка для маленьких музыкантов и их родителей. Часть 1. Композитор – Санкт–Петербург, 1999.
Введение
Занятие проводится с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (5-7 лет) музыкально-театрального отделения МБУ ДО Пролетарского района города Ростова-на-Дону «Детская школа искусств».
На уроке сольфеджио в МБОУ ДО ДШИ я использую игровой принцип подачи материала, так как именно игра является одним из главных средств познания для ребенка младшего возраста, а потому и наиболее действенным в процессе обучения. Игра вводит ребенка в увлекательный мир музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизирует эмоции, внимание, память, интеллект.
Как и музыкальные игры, музыкальные сказки органично вплетаются в урок. Детей невольно тянет к учителю, если они слышат от него сказку. Сама собой исчезает проблема дисциплины и неустойчивого внимания. Сказка – это то зерно, из которого произрастает эмоциональное отношение ребенка к предмету. Она интереснее слушается в коллективе – ведь малышу хочется поделиться с другими своими переживаниями и маленькими открытиями. Благодаря игре процесс обучения становится интересным и увлекательным.
Ход урока и хронометраж:
- Музыкальное приветствие с использованием хлопков «Здравствуйте, ребята – добрый день!» (5 мин.)
Приветствие способствует концентрации внимания детей, развитию координации движений, речи и артикуляции, развивает ритмический слух и умение действовать согласованно, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу.
2. Игра «Отгадай регистр» (10 мин.)
Учитель: Давным-давно в мире появились самые разные звуки. Одни высокие, а другие низкие; у одних голос был тоненький, как ниточка, а у других гулкий, как колодец. Ребята, давайте познакомимся с ними поближе, научимся их различать.
Сначала учитель играет на инструменте регистр, а дети слушают с закрытыми глазами и отгадывают. Для лучшего восприятия звучания применяем ассоциации, например: медведь – низкий регистр, кошка – средний, птичка – высокий. Затем один из учеников играет звуки любого регистра, а другой изображает животное, соответствующее данному регистру. Остальные ученики отгадывают. В результате игры дети учатся не только слышать музыкальные звуки, но и анализировать их. А благодаря смысловым ассоциациям, хорошо усваивают материал.
- Песня «Два кота» (10 мин.)
При разучивании песни анализируем нотную запись и ритмический рисунок. Работаем над чистотой интонирования и развитием чувства ритма, а затем ученики пробуют сами сыграть ее на инструменте.
- Сказка «Два города у одной реки» (5 мин.).
В этой сказке дети погружаются в волшебную атмосферу музыкальной страны, знакомятся с ее жителями.
Учитель: Вот мы и познакомились с музыкальными звуками. А теперь я предлагаю отправиться к ним в гости. А города, в которых они живут, называются Мажор и Минор. В Мажоре всегда весело и светит яркое солнце, ноты здесь поют только радостные песни. В Миноре очень часто идет дождик и небо затянуто тучами, а песни грустные и печальные.
- Игра «Отгадай лад» (5 мин.) Дети должны отгадать и показать при помощи карточек, какие песни из солнечного Мажора, а какие – из задумчивого Минора?
Музыкальные примеры: М. Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку», украинская народная песня «Жили у бабуси», В. Витлин «Серенькая кошечка», русская народная песня «Во поле береза стояла».
- Песня «Шла веселая собака» Е. Попляновой (10 мин.)
с использованием детских музыкальных инструментов.
При работе над песней анализируем нотный текст, движение мелодии. Особое внимание уделяется чистоте интонирования и ритму. Затем детям раздаются музыкальные инструменты. Песня пропевается учителем вместе с детьми в сопровождении инструментов.
Шла веселая собака, чики-брики! Гав! Гав! Гав! (Музыкальный треугольник)
А за ней бежали гуси, головы задрав,
(Деревянные ложки)
А за ними поросенок, чики-брики! Хрю! Хрю! Хрю!
(Маракасы)
Чики-брики, повтори-ка, что я говорю!
(Бубен)
В процессе урока успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
Творческая атмосфера на уроке помогает детям раскрепоститься, открыть в себе новые таланты и сделать процесс обучения очень интересным.
Литература:
- О. Камозина «Сольфеджио в сказках», М.- 2015.
- Л. Н. Лехина «Путешествие в страну интервалов», «Классика» - 2010.
- Т. Яценко «Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках», Питер-2016.
- Алексеева Л. Н., Голубева Е. И. Музыкальная грамота. - М., 2008.
- Буваева А. Сольфеджио 1-2 классы. – Эксмо, 2015.
- Курина Г. Детское хоровое сольфеджио. 1-2 классы. – Композитор – Санкт – Петербург, 2016.
- Курина Г. Мажорное и минорное сольфеджио. – Композитор – Санкт–Петербург, 2016.
- Металлиди Ж. Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем.- Композитор – Санкт – Петербург, 2012.
- Огороднова-Духанина Т. Музыкальные игры на уроках сольфеджио. Учебное пособие. – Композитор – Санкт – Петербург, 2008.
- Шехтман Л. Слуховой анализ на уроках сольфеджио. – Композитор – Санкт – Петербург, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в Музыкальную страну"
Музыкально-развлекательная программа для младших школьников...
" Музыкальный образ" конспект урока в 7 классе.
Пушкин и Свиридов! Музыка и литература! Прекрасный музыкальный материал для урока. Я попыталась через музыку Свиридова увидеть образ , который на протяжении всех событий был единственным и связующим !...
Сценарий, посвященный Дню музыки «Путешествие в музыкальную страну»
Сценарий, посвященный Дню музыки для детей музыкальной школы в возрасте 5-6 лет....
Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Музыкальный теремок"
Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Музыкальный теремок" 1 класс (умеренная степень умтсвенной отсталости)...
Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Музыкальные инструменты"
Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Музыкальные инструменты" 1 класс (легкая степень умственной отсталости)...
«Музыкальная страна». Открытый урок – викторина для 3 класса.
Открытый урок – викторина для 3 класса.«Музыкальная страна»...
Конспект музыкального занятия «Необыкновенное путешествие в музыкальную страну» для детей подготовительной к школе группы
Конспект музыкального занятия «Необыкновенное путешествие в музыкальную страну» для детей подготовительной к школе группы Задачи:Способствовать развитию двигательной ак...
- Мне нравится (1)