Рабочая программа по хоровому музицированию
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему

Соколова Вера Ивановна

Данная рабочая программа по хоровому музицированию (пению) предназначена для классов с углубленным изучением предмета "Музыка" в общеобразовательной школе, может быть использована и в качестве программы дополнительного образования. Она разработана в соответствии с требованиями ФГОС, имеет четкую структуру, содержит основные разделы, в том числе учебно-тематическое планирование. Содержание программы направлено на развитие вокальных, творческих способностей учащихся, а также навыков хорового пения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hor._penie.docx29.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

            « Школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов»

 

Рассмотрено

методическим объединением

протокол № ____от«___»_______2017 г.

Председатель МО

____________________/_______________/

        ФИО

Утверждаю

Директор МАОУ «Школа № 45»

____________________/________________/

                                            ФИО

                                                        Рабочая программа

                                 по хоровому музицированию

для классов с углублённым изучением предмета «Музыка», 7кл.

                                                  на 2017-2018 уч. год                                                                                                          

          (разработана на основе программы по  музицированию для классов с углубленным изучением предмета «Музыка»,5-9 кл., авт сост. Соколова В.И.    Экспертное  заключение № 37, НИРО, 2016г.)

                                                                                                        Соколова В.И.,

                                                 учитель  первой категории

                                                         Нижний Новгород

2017

                                      Пояснительная записка

Рабочая программа по хоровому музицированию для 7  класса с углубленным изучением музыки в общеобразовательных учреждениях разработана на основе следующих документов:                                       1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. );                                                                                                                                                                                                                             2.Основная образовательная программа НОО образовательного учреждения;                                                         3. Положение о рабочей  программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.

В основе данной программы заложен принцип поэтапности обучения - постепенного усложнения музыкального материала с целью совершенствования вокально-хоровых навыков учащихся, а также  развития ассоциативно-образного мышления. В ходе разучивания вокально-хоровых произведений школьники научатся осваивать основные закономерности музыкального искусства: интонационную природу музыки (песни), музыкальный язык, своеобразие музыкальных образов, взаимодействие народной и профессиональной музыки, влияние классического наследия на развитие современной музыки. Такая широкая трактовка основных закономерностей музыкально-песенного искусства в контексте музыкального образования и воспитания дает возможность школьникам представить  широкие связи музыки (песни) с жизнью, а также осознать то, как жизненные явления отражаются в музыке. «Искусство хорового пения всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым фактором  формирования  духовного и творческого потенциала общества.» (Л.А. Венгрус).  

Предмет хоровое музицирование предоставляет учителю широко использовать на занятиях здоровьесберегающие технологии, что особенно важно для поддержания здоровья ребенка и здорового образа жизни в целом. Именно поэтому данную программу, направленную на воспитание и развитие личности ребенка средствами хорового искусства, можно считать актуальной и востребованной.

Программа ориентирована на дальнейшее углубление и систематизацию  полученных ранее знаний по основным содержательным линиям: певческая установка, дыхание, звукообразование и дикция, строй и ансамбль, вокально-хоровые упражнения, дирижерский жест.                                                                                                                                                                                                Цель – научить понимать и любить музыку на основе практики хорового пения                                         Задачи:                                                                                                                                                                                                   -воспитывать эмоционально-ценностное, заинтересованное отношение к вокальному искусству, любовь к искусству хорового пения;                                                                                                                                                         -развивать художественный вкус, нравственные и эстетические чувства;                                                                                -развивать образно-ассоциативное мышление;                                                                                                                     -осваивать жанровое и стилевое разнообразие вокальных произведений, особенностей их выразительных средств;                                                                                                                                                                 -осознавать тесную связь музыки с поэтическим текстом, умение работать с ним;                                                  -способствовать  развитию вокально-хоровых навыков: расширение певческого диапазона,        использование    -разных типов дыхания, атаки звука,  ровное голосоведение в разных регистрах, использование примарного звучания, умение петь в ансамбле;                                                         -владение пением в унисон;                                                                                                                                   -развитие навыков двух-трёхголосного пения.

                        Место учебного предмета в учебном плане                                                          Предмет музицирование является частью учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. На изучение курса отводится 35 час. в год  при нагрузке 1 час в неделю.

     Личностные, метапредметные, предметные результаты  освоения учебного предмета                                                                                                                              Личностные результаты:                                                                                                                                                                  -уважительное отношение к отечественной культуре и культуре других народов;                                                                      -умение наблюдать за явлениями  жизни и искусства в урочной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка, участие в культурной жизни  школы, города;                                                                                                                                                                                                               -формирование эстетических чувств доброжелательности, отзывчивости, понимания других лю-   дей;                                                                                                                                                   -эмоционально-ценностное отношение к искусству, понимание функций искусства в жизни чело-   века и общества;                                                                                                                                                                                                       -развитие мотивов учебной деятельности и смысла учения.                                                                             Метапредметные результаты:                                                                                                                                                   -овладение способами принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;                                                                                                                                                             -определение наиболее эффективных способов достижения результата в исполнительской деятельности;                                                                                                                                                        -позитивная оценка своих творческих возможностей;                                                                                                                     -продуктивное сотрудничество  со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;                                                                                                                                                                         -приобретение умения осознанного построения речевого высказывания  о содержании и харак-              тере музыкального произведения на основе сравнения, аналогии, обобщения, классификации.                                                                                                                                                                     Предметные результаты :                                                                                                                                                                                                                    –формирование основ музыкально-певческой культуры: ровного голосоведения, правильного дыхания, «прикрытого» звука,умения петь в ансамбле;                                                                                          -формирование устойчивого интереса к пению, видам  музыкально-творческой деятельности;                                                                                                                                                             -умение понимать связь музыки с поэтическим текстом;                                                                                                            -умение чисто интонировать хоровую партию и выразительно исполнять разучиваемые произведения;                                                                                                                                                                       -умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.                                                                                                         

                                               Содержание курса

1. Певческая установка и дыхание:  посадка певца, положение корпуса и головы, навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения, различный характер вдоха в зависимости от характера исполняемого произведения,  смена дыхания в процессе пения  (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное – в медленных), навыки «цепного дыхания», цезура в пении.

 2. Звукообразование и звуковедение: естественный и свободный  звук без крика и напряжения; ровное звучание голоса  с правильным использованием грудных и головных регистров; использование примарных звуков; преимущественно мягкая атака звука; округление гласных и способы их формирования в разных регистрах (головное звучание). Основные приемы звуковедения (легато, стаккато, нон легато).

3. Артикуляция и дикция: роль гласных и согласных в пении, их взаимоотношение в процессе пения, отнесение согласных внутри слова к последующему слогу, развитие дикционных навыков, основные правила произношения слов в пении.

4. Ансамбль и строй: выработка согласованного исполнения унисона; ритмической, дикционной и тембровой  устойчивости; соблюдение динамической ровности при произнесении текста; стройного пения (умение чисто интонировать и выстраивать интервалы).

5. Ритм, темп, метр: ритмические рисунки; пунктирный ритм; освоение размеров; темп – медленный умеренный, быстрый.  Музыкально-выразительные средства: динамика – нюансы, агогика (фермата), тембр, штрихи, фразировка. Динамика и агогика: их взаимопроникновение при исполнении  фразы и всего произведения; виды динамики; многообразие  агогических возможностей исполнения произведений ( пение в одном темпе, сопоставление разных темпов).

6. Анализ музыкального произведения: определение музыкальной формы: период, куплетная, одночастная; членение на мотивы, предложения, фразы; анализ словесного текста и его содержания.

7. Дирижерский жест: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание пения»; «усиление или затихание музыки», воспитание  понимания  дирижерского жеста.

8. Многоголосие (двухголосие): выработка навыков двух-трёхголосного пения с аккомпанементом;  деление  на партии, эпизодическое разделение голосов,  исполнение песен с подголосками и канонов. Пение простых двух-трёхголосных произведений без сопровождения во время репетиций.

9. Постановка голоса и вокально-хоровые упражнения: роль вокально-хоровых упражнений; их виды в целях развития дыхания, формирования гласных и согласных, активизации артикуляционного аппарата и т.д.

 Реализация данной программы предполагает использование следующих  методов: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод организации и стимулирования музыкальной деятельности;  метод интонационно-стилевого постижения музыки;  метод   концентричности; словесный, метод художественного контекста.                                                              

                                     Учебно - тематический план курса

№ п\п

Тема урока

Тип урока

Кол-во час.

Содержание темы,

понятия

        Планируемые  результаты

Виды деятельно-сти

Предметные

Метапредметные

1

Певческая ус-тановка, дыхание

Открытие новых знаний

3час.

 Основы певче-ской установки. Устройство го-лосового аппа-рата. Механизм возникновения певческого зву-ка. Специфика певческого дыхания. Цепное дыхание. Роль цезуры. Формирование практических навыков.

Познакомятся с понятиями: певческая устано-вка, голосовой аппарат, петь на дыхании, цезура.      Научатся: при-нимать певческую установку, осваивать певческое дыха-ние, использовать цезуру в музыкальных упражнениях.

П.: выделять и фор-мулировать познава-тельную цель; пони-мать, что изучает предмет.                                  Р.: выполнять задания в соответствии с целью, предвосхищать результат освоения.         К.: планировать уче-бное сотрудничество с учителем и сверстниками.                       Л.: проявлять интерес к изучению предмета.

Слушание,  анализ, индивиду-альное и ансамбле-вое пение, сольфед-жирование, нотная запись хоровых партий

2

Звукообразо-вание и звуковедение

Постановка и решение учебных задач

5час.

Типы звукообра-зования: грудное, головное, смеша-нное. Особенно-сти звучания. Ре-гистры. Примарное звучание. Приемы звуковедения, их освоение.  Характер  атаки звука. Расшире-ние певческого диапазона. Формирование практических навыков.

Познакомятся с понятиями: зву-кообразование, звуковедение, диапазон, регист-ры, атака звука.                     Научатся осваивать: разные типы звукообра-зования, звукове-дения, мягкую и твердую атаку звука; следовать дирижерскому жесту.

П.: перерабатывать информацию для по-лучения необходимо-го результата.                      Р.: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.           К.: формулировать свои затруднения.               Л.: анализировать и характеризовать эмоциональное состояние окружающих.

Слушание, анализ, хоровое  пение, сольфед-жирование, письмен-ное выполне-ние заданий, разучива-ние песни

3

Музыкально-выразитель-ные  средства хорового исполнения

Постановка и решение учебных задач

5час.

 Средства музыкальной выразительно-сти: дикция, артикуляция, динамические оттенки, штрихи.  Дикционные правила. Услов-ные обозначе-ния штрихов, оттенков. Раз-витие навыков одноголосия.  

Познакомятся  с понятиями: дик-ция, артикуляция, штрихи, оттенки, унисонное пение.     Научатся освое-нию: правил дик-ции, артикуляции; выполнения штрихов при пении; слуховых умений, навыков чистого интонирования в унисон; выполне-нию указаний дирижера.

П.: использовать общие приемы решения задач.                      Р.: выполнять учеб-ные действия как слушатель и исполнитель.                               К.: адекватно оцени-вать свое поведение, воспринимать музы-ку и другие мнения о ней. Л.: иметь мотивацию к учебной деятельности.

Хоровое пение рас-певок и упражне-ний, работа с хоровыми партиями

4

Ритм, метр, темп

Открытие новых знаний

5час.

 Средства музыкального языка. Определение понятий: ритм, метр, темп. Типы длительностей, их долей.  Виды ритмического рисунка  (ровный, пунктирный).

Познакомятся с понятиями: ритм, метр, темп, сильная и слабая доля, ритмический рисунок.   Научатся: разли-чать сильную и слабую долю; выявлять средства музыкального языка; точно высчитывать ритм

П.: ориентироваться в способах решения задач.                                      Р.: применять уста-новленные правила  в планировании способа решения задач.                      К.: ставить вопросы, формулировать свои затруднения.                        Л.: эмоционально во-спринимать музыкаль-ное произведение, оп-ределять его наст-роение и характер.

Хоровое пение рас-певок и упражне-ний, работа с хоровыми партиями

5

Контрольный урок

1час

Проверка уровня усвоения теоретических знаний и практических навыков. Пение наизусть хоро-вых партий. Умение чисто петь в унисон, двухголосные попевки.

Научатся: прави-льно использовать певческое дыха-ние; чисто интонировать в одноголосном пении; умению слушать и выразительно исполнять свою хоровую партию; петь двухголосные попевки.

П.: узнавать, опреде-лять и называть явле-ния окружающей жизни.                                   Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план действий по ее решению.                                   К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Л.: анализировать свое состояние.

Слушание; одноголос-ное пение соло, в ансамбле; сольфеджи-рование,     двухголос-ное пение в ансамбле, хором.

6

Анализ музыкального произведения

Открытие новых знаний

4час.

Углубление знаний о музы-кальных фор-мах. Определе-ние периода. Членение на мотивы, фразы, предложения. Особенности куплетной, двухчастной формы. Выяв-ление связи  поэтического текста с музыкой.

Познакомятся с понятиями: куплетная форма, запев, припев, фраза, предложе-ние, период.     Научатся: разли-чать запев и припев; выделять фразы голосом; определять осно-вную мысль  поэ-тического текста, связь его настро-ения с музыкой; следовать дири-жерскому жесту.

П.: перерабатывать информацию для по-лучения необходимо-го результата.                       Р.: использовать речь для регуляции своего действия.                              К.: аргументировать свою позицию и коо-рдинировать ее с по-зициями партнеров в совместной  деятель-ности.                                    Л.: эмоционально во-спринимать  произве-дение искусства, определять его наст-роение и характер. 

Слушание, анализ поэтичес-кого текста, хоровое  пение распевок, разучива-ние песни

7

Мастерство исполнения

Постановка и решение учебных задач

9час.

Работа над дальнейшим развитием вокально-ис-полнительских навыков: дыха-ние, качество  звучания (легкое, светлое), чисто-та строя. Навыки музыкального мышления:  приемы многоголосного пения,пения в ансамбле, вы-полнение оттен-ков и штрихов, выделение музыкальных фраз.

Познакомятся с понятиями: музыкальный строй, ансамбль,  культура звука, фразировка. Научатся: испо-льзовать цезуры для дыхание; чис-то интонировать мелодию; слушать себя и друг друга в процессе пения; выполнять фразировку и динамические оттенки.

П.: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.                        Р.: применять установленные правила  в пла-нировании способа решения задач.                        К.: ставить вопросы, формулировать свои затруднения.                         Л.: эмоционально во-спринимать музыка-льное произведение, чувствовать его наст-роение и характер.

Слушание, анализ, хоровое и индивидуа-льное пение, сольфед-жирование

8

Контрольный урок

1час.

Проверка уровня усвоения теоретических знаний и практических навыков. Пение наизусть хоро-вых партий. Умение чисто петь в унисон, двухголосные попевки.

Научатся: правильно испо-льзовать певчес-кое дыхание; чи-сто интонировать в одноголосном пении; умению слушать и выра-зительно испол-нять свою хоровую партию; петь двухголосные попевки.

П.: узнавать, опреде-лять и называть явле-ния окружающей жизни.                                    Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план действий по ее решению.                               К.: сотрудничать с учителем и одноклассниками.                     Л.: анализировать свое состояние.

Слушание и анализ; одноголос-ное пение соло, в ансамбле;

двухголос-ное пение в ансамбле, хором; сольфед-жирование

9

Концертные выступления

Коррекция

2час.

Дальнейшее со-вершенствова-ние и улучше-ние результатов учебной деяте-         ности, связан- ной с хоровым пением

Научатся: прави-льно использовать певческое дыхание; грамот-но и выразительно исполнять му-зыкальное произ-ведение; сцениче-ской культуре; точно следовать дирижерскому жесту.

П.: использовать об-щие приемы решения задач.                                      Р.: формулировать и удерживать учебную задачу.                                   К.: сотрудничать с одноклассниками в процессе пения; выражать свое мнение о качестве исполнения.                           Л.: развивать эмоци-онально-эстетичекое чувство; осуществлять самоанализ.

Хоровое одноголос-ное и двухголос-ное пение, восприятие музыки,  анализ.

 

 Контроль знаний: текущий, промежуточный: контрольные уроки (не менее 2-х раз в год);  выступления на школьных мероприятиях, тематических концертах.  

                                                                                                                                                                                                 Планируемые результаты                                                                                                                                                   Ученик научится:  

-закреплять  и совершенствовать приобретенные ранее навыки певческой установки, дыхания, звукообразования и дикции, строя и ансамбля;

-сознательно выполнять  все указания дирижера;

-выражать эмоциональное  содержание музыкальных произведений при их исполнении;  

-высказывать суждение об основной идее и особенностях музыкального языка в ее воплощении;

-владеть специальной терминологией;

-выразительно интонировать хроматические ступени лада;

 -разучивать произведения по хоровым партиям;  

-исполнять двухголосные произведения; определять стилевое своеобразие  классической, народной, религиозной и современной музыки.

Ученик получит возможность научиться:

-выражать свое отношение к искусству;

-проявлять инициативу в организации и проведении концертов, конкурсов;  

 -использовать ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в сети Интернет;

-творчески интерпретировать эмоционально-образное содержание  музыкального произведения.

                    Примерный песенный репертуар

Хелло, Долли! Муз. Д. Гершвина, сл. В. Соколовой

Итальянская песенка. Муз. П. И. Чайковского, сл. И. Луконина                                                                                                                                                         Огромный дом. Муз. Я. Дубравина, сл. Н. Суслова                                                                                                                                                                                                                                                    Пастух. Муз. З. Кодая  сл .И. Лешкевича                                                                                                                        Ты, соловушка, умолкни. Муз. М. Глинки, сл. Н. Забеллы                                                                                                                                                                                                                       Россия, Россией останется. Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова                                                                                               Вальс  со Штраусом. Муз. и сл. А. Наумовой                                                                                                                                    Ангел. Муз. Л. Марченко, сл. М. Лермонтова                                                                                                              Научи меня, Боже, любить. Муз. М. Славкина, сл. К. Романова                                                                                                                   Девчонка везла на возу. Муз В. Мурадели, сл. В. Викторова                                                                            Тихая ночь. Международный рождественский гимн.  Муз. Ф. Грубера

Учебно-методическое обеспечение

1.Булгаков В.Д. Русская хоровая педагогика 19-20 столетия. Казань, Гран-Дан, 2001                            2.Кревсун М.В. Модернизация  дирижерско-хоровой  подготовки учителя музыки в системе профессионального образования. Таганрог, издательство Таганрогского  государственного педагогического института, 2005.                                                                                                                                 3.Осеннева М.С. Хоровой класс и практическая работа с хором. М., Академия, 2003.                                                                                                                                                                               4.Живов В.Л. Хоровое исполнительство.М., «Владос», 2003.                                                                5.Струве Г.А. Хоровое сольфеджирование. М., 1988.                                                                                                                                                                  

                                                Материально-техническое обеспечение                                                                           Помещение с инструментом (фортепиано),  доска,  видеоаппаратура, караоке, компьютер, шкафы для хранения литературы и аппаратуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа вокально-хорового кружка "Весёлые нотки" д/с №9 "теремок"

Здесь раскрыты основные направления работы кружка, учебно-тематический план и условия реализации данной программы....

Рабочая программа "Вокально-хоровое пение"

Описание рабочей программы  по  дополнительному  образованию "Вокально-хоровое пение"....

рабочая программа вокально-хоровой студии "Созвучие"

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания.В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, ...

Учебная рабочая программа по предмету "Музицирование"

Широкая сеть музыкальных школ охватывает огромное количество детей, желающих получить музыкальное образование.В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Муз...

Рабочая программа школьного хорового кружка

Рабочая программа школьного хорового кружка...

Рабочая программа по хоровому музицированию

Данная рабочая программа по хоровому музицированию (пению) предназначена для классов с углубленным изучением предмета "Музыка" в общеобразовательной школе, может быть использована и в качестве програм...

Рабочая программа по хоровому пению

Рабочая программа во внеурочной деятельности по хоровому пению 2 а класса В Лицее № 82...