Рабочая программа по хоровому пению
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа во внеурочной деятельности по хоровому пению 2 а класса В Лицее № 82
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2a.docx | 37.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 82 ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
2 «А» КЛАСС
Срок реализации: 1 год
Составитель: Педагог дополнительного образования Шишмакова Вероника Олеговна
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Нормативно-методическое обеспечение: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности «Хоровое пение» создана на основе:
- Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011г. № 19644).
- авторской программы Критской Е.Д. «Музыка», 1-4 классы. –М.: Просвещение, 2011
Актуальность программы заключается в обеспечении реализации социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи, строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда — это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Хоровое пение – коллективный вид исполнительства, воспитывающий дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий результат, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».
На уроках музыки, возрос интерес учащихся к хоровому пению. Для полной реализации творческого потенциала детей была создана модифицированная программа дополнительного образования. Программа ориентирована на расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым песенным традициям. Главной особенностью программы является то, что она рассчитана на коллективную работу с детьми 8-9 лет. То есть, за некоторый промежуток времени отслеживается музыкальное развитие ребёнка. Ещё одной отличительной особенностью данной образовательной программы является скоординированная деятельность всех направлений деятельности в студии (вокал, музыкально — ритмические движения, актёрское мастерство), направленных на достижение единой цели. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, подбираются необходимые развивающие упражнения. Проводятся индивидуальные занятия с одарёнными детьми и с детьми, имеющими определённые трудности в усвоении программы. Наличие материально-технической базы, звукоизолирующего помещения, соблюдение техники безопасности, и комплекса воспитательных мер позволяет создать все условия для успешного развития и творческого роста хорового коллектива, который обеспечит конкурентоспособность на рынке воспитательно-образовательных.
Новизна программы заключается в том, что она лабильна (от латинского «скользящий, неустойчивый»), так как репертуар ежегодно обновляется, каждая новая песня подбирается для группы детей с учётом их вокальных возможностей, диапазона, тембра голоса, вокальных и двигательных способностей, психологических особенностей. Программа имеет четкую художественно-эстетическую направленность. Интерес школьников к вокально-хоровой деятельности позволяет привлекать детей, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость.
Цель программы – через хоровую деятельность сформировать у обучающихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые навыки, приобщить их к вокально-песенному искусству, развитие музыкально-эстетической культуры.
Задачи:
- расширить знания обучающихся об искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
- развивать и закреплять вокально-хоровые навыки;
- развивать музыкальный слух, чувство ритма, внимание, воображение, музыкальную память и восприятие, способность сопереживать;
- Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Форма занятий – групповая.
Групповые занятия включают в себя вокально-хоровую работу (работу по партиям, сводные репетиции, ансамблевую работу).
Режим занятий:
Данная программа направлена на развитие вокально-хоровых навыков и рассчитана для учащихся 2-х классов на 3 года. Групповые занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
1 год 2 класс– 1 час в неделю, всего 33 часа.
2 год 3 класс– 1час в неделю, всего 34 часа.
3 год 4 класс- 1 час в неделю, всего 34 часа. За весь период обучения 101 час.
Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи.
Содержание и структура УМК:
Учебно-методический комплекс программы (УМК) содержит три компонента:
• учебные и методические пособия для педагогов и учащихся;
• система средств обучения;
• систему средств научной организации труда педагога и учащихся.
Первый компонент учебно-методического комплекса включает в себя методические разработки по работе с детским хором и дополняется списками литературы, необходимой для работы педагога и учащихся
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для успешной реализации программы необходимо:
- помещение с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией;
- настроенный инструмент;
- достаточное количество стульев, удобных для пения;
- магнитофон, видеоаппаратура;
- шкаф для учебных пособий (нот, книг, кассет и т. д.).
Дидактический материал.
- Комплекс дыхательных упражнений М. Стрельниковой;
- Упражнения для настройки голоса на правильное звукообразование;
- Упражнения для развития звуковысотного диапазона;
- Упражнения для развития динамического диапазона;
- Упражнения на дикцию;
- Упражнения для выравнивания хорового строя, ансамбля;
- Партитура произведений репертуарного плана;
- Аудиозаписи;
- Методические пособия;
- Сборники нот.
Литература для учащихся:
- 1.Игровое сольфеджио для малышей. Автор/составитель: Алексеева Л. Н.
- Издательство: М: Мос. Гос. консерватория им.П. И.Чайковского. Год выпуска: 2004
- 2.Нотная грамота: тетрадь-раскраска для дошкольников и младших школьников. Издательство: Феникс. Автор: Романец Дарья .Серия: Школа развития. Год выпуска: 2013
- 3.Екатерина Железнова: Чижик-пыжик. Альбом для обучения пению (+СD)
- Автор: Железнова Екатерина. Издательство: ИД Катанского, 2013 г.
- 4. Элькин В.М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности. – Спб. : ИД «Петрополис», 2005 г.
- 5. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991.
Литература для педагогов:
- 1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
- 2. Багрунов В.П. Азбука владением голоса. – Спб.: Композитор
- Санкт-Петербург, 2010. – 220с., ил.
- 3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. –Феникс,Ростов-на-Дону, 2007.
- 4. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно –методическое пособие. - Изд-во: Музыкальная палитра, 2005.
- 5. Куприна Н.Г. Традиции народной педагогики в музыкальном воспитании детей. – Екатеринбург, 2001.
- 6. Луканин В.Н. (Составление и редакция Е.Нестеренко). Обучение и воспитание молодого певца. – Изд-во: "Музыка" Ленинградское отделение, 1977.
- 7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
- 8. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – Изд-во: Редакционно-издательский отдел, Издательский отдел Института психологии РАН, 2002.
- 9. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
- 10. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
- 11. Ровнер В.А. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано. – Изд-во: Нота.Санкт-Петербург, 2004.
- 12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- 13. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Изд-во: «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, Москва, 1992.
Аннотированный список интернет сайтов:
- Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/
- Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/
- Классическая музыка – http://classic.ru
- Музыка и я - http://musicandi.ru/
- Минусовки песен - http://x-minus.org
Осуществление контроля:
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
1. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
2. Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
3. Освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
4. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
5. Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно – стимулирующий и корригирующий характер.
Виды контроля:
- предварительный – диагностика способностей учащихся;
- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;
- итоговый – анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, городских, окружных и российских мероприятий.
Параметры диагностирования вокальных способностей (согласно возрастным и физиологическим особенностям учеников):
- Музыкальный слух: чистое интонирование по всему диапазону;
- Способность звукообразования, тембр: умение пользоваться видами атак, красота тембральной окраски голоса;
- Диапазон: владение голосом в определённом диапазоне;
- Дикция: чёткая, ясная дикция, правильная артикуляция. Активные, твёрдые согласные, гласные округлые, но не расплывчатые;
- Дыхание: умение брать спокойное, тихое дыхание. Умение использовать смешанное дыхание в младшем возрасте и диафрагмальное – в старшем возрасте;
- Музыкальная эмоциональность: яркое, выразительное исполнение песни. Умение прочувствовать содержание исполняемой песни и артистично донести смысл слушателю.
Параметры диагностирования двигательных способностей:
- Музыкальность: способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности;
- Выразительность исполнения: выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в жестах, позе разнообразную гамму чувств исходя из музыкального содержания;
- Лабильность (подвижность) нервных процессов – проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т. д.;
- Координация, ловкость движений: точность, ловкость движений в исполняемых упражнениях и танцевальных элементах;
- Гибкость, пластичность: мягкость, плавность и музыкальность движений, подвижность суставов;
- Творческие проявления: умение импровизировать под знакомую и ранее неизвестную музыку на основе собственного двигательного опыта. Степень выразительности, оригинальности оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- способность к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
- эмоциональное отношение к искусству;
- духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
- оценивать собственную музыкальную деятельность и деятельность своих сверстников
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
- участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
- делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками, родителями;
- использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы;
познавательные УУД:
- исполнять хоровые песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов
- рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Учебные результаты.
- понимать возрастные изменения голоса;
- овладеет правилами охраны голоса в связи с наступлением мутационного периода;
- пользоваться разными видами дыхания;
- понимать основные типы голосов;
- держать хоровой строй и хоровую интонацию.
- Петь чисто, слажено двухголосные произведения;
- Петь без инструментального сопровождения и с ним;
- Владеть дикционными навыками;
- Осмысленно произносить текст;
- Пользоваться певческим дыханием: свободным, экономичным, длинным, обеспечивающим гибкость голоса;
- Петь выразительно, оптимально эмоционально;
- Принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
Содержание курса.
1-ый год обучения 2-е классы.
Вокально-хоровая работа
- Дыхание.
- Теория. Певческая установка. Постановка дыхания. Типы певческого дыхания (грудной, брюшной, смешанный). В целях сохранения здоровья обучающихся в образовательной программе предусмотрен инструктаж по технике безопасности.
- Практика. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
- Звукообразование.
- Теория. Виды атаки звука (мягкая, твердая, придыхательная). Legato, staccato. Способы звуковедения. Звуковысотный диапазон голоса.
- Практика. Упражнения на legato и staccato. Упражнение на развитие динамического диапазона голоса. Работа над подвижностью голоса. Пение закрытым ртом.
- Дикция.
- Теория. Дикция и артикуляция. Гласные и согласные. Произношение текста. Выразительность слов в пении.
- Практика. Упражнения на дикцию и артикуляцию. Скороговорки. Отработка в медленном темпе.
- Унисон. Элементы двухголосия.
- Теория. Унисон. Чистота интонации. Элементы двухголосия.
- Практика. Пение канонов.
- Художественная выразительность в пении.
- Теория. Эмоциональное раскрытие произведения.
- Практика. Фразировка, динамические оттенки, штрихи в работе над репертуаром.
- Культурно-массовая деятельность.
- Концерты.
2-ой год обучения 3-е классы.
Вокально-хоровая работа
- Дыхание.
- Теория. Цепное дыхание.
- Практика. Упражнения на развитие певческого дыхания на медленной кантиленной музыке. Упражнения на развитие навыка цепного дыхания. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
- Звукообразование.
- Теория. Атака звука, её виды (продолжение).
- Практика. Упражнения на виды атаки. Упражнения, развивающие звуковысотный диапазон. Упражнения на развитие динамического диапазона голоса. Работа над подвижностью голосов. Пение закрытым ртом.
- Дикция.
- Практика. Упражнения на грамотное произношение гласных и согласных звуков. Упражнение на артикуляцию. Правильное произношение. Выразительность слов в пении. Скороговорки.
- Двухголосие.
- Практика. Работа над чистотой интонации в партии. Развитие навыка самостоятельно держать партию. Пение полифонических упражнений, канонов. Отработка сложных интонационных мест в медленном темпе.
- Художественная выразительность в пении.
- Практика. Расстановка смысловых акцентов в произведении. Художественный образ.
- Культурно-массовая деятельность.
- Концерты.
3-ий год обучения 4-е классы.
Вокально-хоровая работа
- Дыхание.
- Теория. Контроль за дыханием.
- Практика. Пение вокализов. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
- Звукообразование.
- Теория. Тембр голоса.
- Практика. Владение своим тембром голоса, пение разным звуком. Звуковысотный диапазон. Динамический диапазон голоса. Подвижность голоса.
- Дикция.
- Теория. Осмысленность произношения текста.
- Практика. Упражнения на произношение гласных и согласных звуков. Упражнение на артикуляцию. Правильное произношение текста. Скороговорки. Осмысленность произношения текста.
- Многоголосие.
- Теория. Пение без сопровождения (a capella).
- Практика. Пение a capella, двухголосие и элементы трёхголосия.
- Художественная выразительность в пении.
- Практика. Снятие сценического напряжения.
- Хоровой строй.
- Теория. Хоровой строй. Хоровая интонация.
- Практика. Работа над хоровым строем и звучанием. Единая манера пения в партии.
- Культурно-массовая деятельность.
- Фестивали. Концерты.
Формы организации учебных занятий
1.Теоретические занятия:
* обобщающие теоретические занятия по темам, дающим представления об основных особенностях хорового искусства;
* знакомство с творчеством современных композиторов песенников, с известными исполнителями;
* теоретические сведения о различных песенных жанрах, их характерных особенностях, различиях и сходстве;
* элементарные теоретические сведения по гармонии музыки, сольфеджио изучение музыкальных терминов;
2.Практические занятия:
Занятия проводятся по следующим дисциплинам:
* постановка речевого голоса
* вокальное мастерство;
* хоровое пение;
* ЭТМ;
* сцен.движение.
3. Репетиционно – концертные занятия:
подготовка и публичное представление:
* отдельных концертных номеров;
* праздничных тематических концертов;
* театрализованных представлений.
Это способствует закреплению изученного материала, даёт детям возможность поделиться своими знаниями и творческими успехами с публикой. Публичные выступления играют большую роль в психологическом становлении личности – умение сосредоточиться, сконцентрироваться, преодолеть страх перед большой аудиторией.
5.Игровые занятия:
* игры – конкурсы на лучшее исполнение песни, танца, роли в импровизационном спектакле;
* на лучшее придумывание песни, стихов к песне, танцевальные движения, сопровождающие песню;
* импровизационно-игровые моменты в процессе подготовки музыкальных номеров.
6. Экскурсионные занятия:
* посещение концертов городских самодеятельных коллективов города и области;
* посещение концертов профессиональных творческих коллективов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Вокально-хоровое пение"
Описание рабочей программы по дополнительному образованию "Вокально-хоровое пение"....
Программа по хоровому пению
Программа по хоровому пению для учащихся хорового отделения Школы искусств...
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения. Младший хор" (2014-15 учебный год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" ознакомительного уровня 1 ступени для йчащихся 1-2 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения" (2014-15 учеб. год)
Программа для обучения детей 3-6 лет хоровому пению....
Дополнительная общеобразоваетльная программа "Основы хорового пения" (2013-14 учеб. год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" для учащихся 6-7 лет....
Программа кружка «Хоровое пение» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС НОО)
Данный материал содержит примерную программу по дополнительному образованию обучающихся в начальной школе (в рамках реализации программы ФГОС НОО) по художественно - эстетическому направлению....
Рабочая программа по хоровому пению 2021-22
Рабочая программа по хоровому пению 2021-22...