ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ
статья по музыке на тему
Процесс обучения музыкально-ритмического воспитания в основном построен на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности.
Процесс обучения музыкально-ритмическим движениям можно условно разделить на три этапа:
I этап - начальное обучение новым музыкальным движениям;
II этап - углубленное разучивание;
III этап — закрепление и совершенствование музыкально-ритмических упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_obucheniya_uprazhneniyam.docx | 14.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ
УПРАЖНЕНИЯМ
Обучение музыкально-ритмическим упражнениям - это прежде всего педагогический процесс. Он требует планомерной и методически правильной организации действий преподавателя и учащихся.
Учащиеся должны научиться правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности, а преподаватель должен организовать и вести обучение движениям.
В процессе обучения решаются следующие основные задачи:
- содействие всестороннему, гармоническому развитию учащихся, укрепление их здоровья;
- воспитание комплекса музыкально-двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития учащихся;
- воспитание эстетических, моральных и волевых качеств. Развитие художественно - творческих способностей, использование этих
знаний в самостоятельной деятельности. Помимо основных задач обучения в учебном процессе решаются различные частные задачи, которые определяются особенностями музыкального произведения, структурой и содержанием движений, уровнем подготовленности учащихся, условиями и направленностью обучения.
Процесс обучения музыкально-ритмического воспитания в основном построен на реализации дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности.
Принцип сознательности и активности предусматривает сознательное отношение к урокам, воспитание у учащихся заинтересованности в овладении движениями во взаимосвязи с музыкой и осмысленного отношения к ним. Педагог должен стремиться: точно и доступно формулировать музыкально-двигательную задачу, учитывая особенности учащихся; воспитывать у детей способность к самооценке своих действий (мысленное воспроизведение, устное объяснение и т.д.); стимулировать постоянный интерес к занятиям, привлекать ребят к наблюдению за выполняемыми товарищами движениями и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений. Прослушивание музыки создает у учащихся представление о ее содержании и средствах музыкальной выразительности. Наглядное восприятие помогает более глубокому и прочному усвоению музыкально-ритмических упражнений, повышает к ним интерес. В музыкально-ритмическом воспитании используются различные приемы наглядности: прослушивание музыкальных произведений; демонстрация движений, комбинаций движений; словесный разбор средств музыкальной выразительности в сочетании с описанием техники движений и т.п.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала и соблюдения в обучении элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально-двигательных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения музыкально-двигательных заданий.
Процесс обучения музыкально-ритмическим движениям можно условно разделить на три этапа:
I этап - начальное обучение новым музыкальным движениям;
II этап - углубленное разучивание;
III этап — закрепление и совершенствование музыкально-ритмических упражнений.
Обучение на первом этапе направлено на создание у учащихся общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Учащиеся получают первичные сведения о характере музыки, о форме упражнений, соответствующих данной музыке, прослушивают музыку.
Основные действия преподавателя на первом этапе обучения включают в себя: формулировку музыкально-двигательной задачи; указание требований к учащимся; выделение связи нового движения с ранее изученными; объяснение и показ соответствующего содержанию музыки движения.
На втором этапе обучения учащиеся овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности.
Преподаватель должен постоянно наблюдать за выполнением учащимися движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки; регулировать ритм, амплитуду движений подсчетом, подсказыванием учащимся момента необходимых действий; исправлять их ошибки.
В результате активной работы преподавателя и учащихся на втором этапе обучения происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой. Главными признаками сформированного музыкально-двигательного навыка являются сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки и автоматизированное выполнение отдельных элементов техники.
Третий этап обучения направлен на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой. Это достигается путем самостоятельного выполнения упражнений, проведение упражнений и танцевальных комбинаций под различную музыку. Степень овладения танцевальными движениями под музыку должна быть доведена до прочного навыка. Это позволит учащимся в будущем построить свою собственную танцевальную деятельность.
Составила педагог дополнительного образования МБОУ СОШ№54 Кольцова Марина Валентиновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие моторной функции у дошкольников средствами музыкально-ритмических игр и упражнений с речевым компонентом
Из опыта работы использования с детьми логоретмических игр и упражнений...
Музыкально-ритмические упражнения с мячом. Работа над координацией движений.
Цель: Развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы и бега. Выполнять изучаемые упражнения ...
Программа «Совершенствование эмоциональной сферы дошкольников через использование музыкально-ритмических упражнений"
Опираясь на свой личный опыт, могу сказать, что многие дети не умеют даже улыбаться. К этому приводит неумение детей самостоятельно справляться с нервно-психическими нагрузками и пер...
Методическая разработка открытого занятия «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей»
Методическая разработка открытого занятия. Тема «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей» (ритмопластика). Форма занятия к...
Музыкально-ритмические упражнения с гимнастической палкой
Статья содержит примеры конкретных физических упражнений с гимнастической палкой, сопровождаемые рифмованными строчками из песенок, стихов, способствующих физическому и психическому развитию, формиров...
Консультация для педагогов"Система использования на музыкальных занятиях дыхательных и музыкально-ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания"
Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учреждения, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включена...