Музыкально-ритмические упражнения с гимнастической палкой
статья по физкультуре на тему
Статья содержит примеры конкретных физических упражнений с гимнастической палкой, сопровождаемые рифмованными строчками из песенок, стихов, способствующих физическому и психическому развитию, формированию ритма и темпа движения у детей начальной школы с легкой и средней умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimns.doc | 48.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья содержит примеры конкретных физических упражнений с гимнастической палкой, сопровождаемые рифмованными строчками из песенок, стихов, способствующих физическому и психическому развитию, формированию ритма и темпа движения у детей начальной школы с легкой и средней умственной отсталостью.
Физические упражнения – это движения или действия, используемые для физического развития человека. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, развития его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Физические упражнениям являются основным средством всех видов физической культуры. Они, действуя на головной мозг, вызывают чувство бодрости и радости, создают оптимистическое и уравновешенное нервно-психическое состояние.
Физическое воспитание – это организованный процесс воздействия на человека посредством упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы с целью формирования таких качеств и приобретения таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям общества и интересам личности.
В ходе многочисленных исследований ученых-классиков психофизиологической науки (Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, П.К. Анохин и др.) были доказаны связи между развитием психомоторной сферы и высших психических функций, с приоритетным влиянием физического развития на развитие интеллектуальное. Включаясь в выполнение физических упражнений, организм ребенка начинает работать в особом режиме: нервная и опорно-двигательная системы устанавливают тесное взаимодействие. Любое действие, осуществляемое мышцами, сначала «отрабатывается» в нервной системе – составляется программа выполнения этого действия. Мозг планирует последовательность и очередность сокращения мышц, частоту, силу и амплитуду этих сокращений и т.д. Таким образом, каждый физический акт запускает мощную работу в нервной системе, а физическая деятельность активизирует психическое развитие. Поэтому работа по физическому развитию ребенка должна быть организована регулярно и системно.
Значимость такой работы еще больше возрастает, когда речь идет о детях с нарушением интеллекта. Использование представленных ниже упражнений будет способствовать не только физическому развитию детей указанной категории, но и коррекции недостаточности их психической сферы.
При общеразвивающем характере каждого упражнения, можно отметить его первоочередное влияние на определенные параметры умственного развития:
– упражнения на согласование в работе обеих рук (ног) способствуют формированию межполушарного взаимодействия и, таким образом, усиливают те психические функции, которые обеспечиваются слаженной работой обоих полушарий. Это, прежде всего, мышление и речь;
– упражнения на развитие мелкой моторики способствуют активизации орального мышечного комплекса речевого развития ребенка, а в случае нарушений речи лежат в основе коррекции речевого недоразвития;
– упражнения для коррекции недостатков осанки и ходьбы способствуют включению в работу крупной мускулатуры тела, и, в первую очередь, тех мышц, которые вертикализируют тело, помогают выдерживать статические нагрузки. Использование этих упражнений повышает общую работоспособность организма, замедляет наступление утомления, увеличивает время продуктивной концентрации внимания.
Исследования показали, что дети с самого раннего возраста любят ритмические движения. Ритм помогает быстрее освоить различные упражнения, устраняет резкость и угловатость при их выполнении. Движения, сочетаемые с ритмическим словом, песней или музыкой, выполняются точнее. Музыкально-ритмические упражнения, основанные на взаимосвязи ритма и движения повышают общий жизненный тонус детей с умственной отсталостью, помогают формированию основных движений, регулируют деятельность многих систем организма (сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, дыхательной), вырабатывают правильную осанку, формируют произвольность психических функций, оказывают коррекционное воздействие на формирование речевой функции. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти. Это одно из средств не только интеллектуального и физического, но и эмоционального, эстетического развития.
На примере нескольких известных песенок, народных игр, всем известных детских стишков можно показать ребенку простые упражнения. Конечно, хорошо, если движение соответствует инструкции, но возможна и импровизация, следует учитывать возможности ребенка, его физическую подготовку.
Светофор горит всегда!
Красный свет – идти нельзя!
Желтый свет – идти готов! Свет зеленый – я иду и до линии дойду!
Кладем палочку в 3-5 метрах. Ребенок шагает, доходит до палочки разворачивается.
Мышь забралась к нам в кладовку,
Сыра сбросила головку,
Отщипнула крошку,
Увидала кошку-
И бежать, бежать, бежать
Поскорее в норку.
Палка стоит вертикально, ребенок придерживает ее рукой сверху, начинает ходить вокруг палки, постепенно увеличивая темп, со словами: «и бежать, бежать, бежать…», бежит вокруг палки.
Тоже в обратную сторону.
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Палка стоит вертикально, ребенок придерживает ее рукой сверху, начинает ходить вокруг палки, постепенно увеличивая темп, со словами: «и бежать, бежать, бежать…», бежит вокруг палки.
Тоже в обратную сторону.
Дай, Катюша, ручку мне-
И топай, топай ножками,
В лес пойдем мы за цветами
Стежками-дорожками.
Так пойдем мы до конца,
Повернем обратно.
Станут ножки сильными
Топай-топай ножками.
Кладем две палочки на пол, одна за другой, придерживая ребенка за руку, идет по палочке, носочки врозь, (другой вариант, идем по палочке приставными шагами).
У нас славная осанка:
Взгляд вперед,
Живот подтянут
И лопаточки свели.
Мы походим на носках:
Раз, два, три, четыре,
А потом на пятках:
Раз, два, три, четыре.
Палочку держим за спиной, на согнутых в локтях руках. Идем на носочках, на пяточках.
Руки вверх поднимем - раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать.
Не качаться, не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Повторяем, не ленись!
Стойка ноги врозь. Держа палку обеими руками поднять ее вверх, на три – опустили руки вниз, вернулись в исходное положение. (Другой вариант, тоже, но на 1-2 положить палочку назад, на плечи).
Будем делать повороты.
Выполняем все с охотой.
Раз – налево поворот,
Два – направо поворот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Стойка ноги врозь. Держать палку обеими руками на уровне груди, выполняем повороты подчеркивая ритм стишка.
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
Вниз верхушки пригибают,
И качают их, качают.
Держим палочку, руки вверх шире плеч, круговые движения вокруг головы.
Руки вниз, держим палочку за концы или шире плеч раскачиваем в фронтальной плоскости палочку из стороны в сторону.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись
Вот так, вот сяк, повернись.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк, топни ножкой.
Тик-так, тик-так,
ходят часики вот так.
Шаг вправо, шаг влево,
шаг вперед и шаг назад,
ручками похлопаем,
ножками потопаем и подпрыгнем 8 раз.
На первые три строчки, делаем наклоны:
Исходное положение руки вверх, хват палочки на ширине плеч.
На следующие – руки вперед, на уровне груди, делаем повороты вправо, влево.
На последние три строчки палочку опускаем и выполняем задание в ритме песенки.
Поднять руки вверх, хват на ширине плеч,
Опустили руки вниз, выполняем в ритме, подчеркивая такт движения.
На столе часы стоят,
Целый день они стучат:
Тики-таки, тики-таки,
Тики-таки, тики-таки,
Тики-таки, тики-таки.
Ребенок сидит ноги скрестно или стоит, руки вверх, хват на ширине плеч, в ритме песенки, подчеркивает такт движения руками.
А в лесу растет черника, голубика, земляника и брусника, и морошка, и найдем грибов немножко, чтобы все это собрать нужно глубже приседать.
Руки вперед на уровне груди, хват на ширине плеч, приседание в ритме стиха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Корригирующие упражнения с гимнастической палкой
План-конспект занятия в формате ЛФК для учащихся первого класса . Ведущий диагноз: нарушение осанки....
Комплекс упражнений с гимнастической палкой на уроках физической культуры
Данный, примерный комплекс с гимнастической палкой я использую на уроках гимнастики...
Комплексы упражнений с гимнастической палкой для учащихся
Комплексы упражнений с гимнастической палкой для учащихся...
Комплекс упражнений для мальчиков и девочек 5-7 класс №2 (с гимнастической палкой)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20399607","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20399610","attributes":{"alt":"","class"...
Комплекс упражнений с гимнастической палкой
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20399654","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20399658","attributes":{"alt":"","class"...
Комплекс упражнений с гимнастической палкой
Гимнастическая палка - доступный тренажер, корректирует осанку, развивает подвижность плечевых суставов и т.п....
Консультация для педагогов"Система использования на музыкальных занятиях дыхательных и музыкально-ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания"
Принимая во внимание, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учреждения, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включена...