Балет Петрушка
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Конспект урока по музыке в 4 классе
"Балет Петрушка" И. Стравинский
по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной
Раздел: «В музыкальном театре»
Цель:
Знакомство с обычаями и традициями русского народа, с музыкальным фольклором (заклички), знакомство с шедеврами русского искусства.
Задачи урока:
обучающая
Видеть связь литературы, живописи и музыки, чувствовать влияние жизни на разные виды искусства.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.
Умение оценивать произведения разных видов искусства.
Воспитательно-нравственная
Воспитание любви к родной культуре, воспитание национального самосознания и патриотизма
Воспитательно-музыкальная
Учить детей чувствовать музыкальность живописи и живописность музыки.
Развивающая
Развивать у детей внутренний слух и внутреннее зрение, развивать музыкальный вкус и эмоциональную отзывчивость.
Планируемы результаты:
Предметные
Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной культуре России.
Наблюдение за использованием музыки в жизни человека.
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, импровизации и т.д.)
Познакомить детей с новыми понятиями:либретто,сюита, народно-бытовой стиль.
Личностные
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач.
Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация.
Техническое обеспечение урока:ПК, экран и проектор, фортепиано, музыкальный центр, диск с музыкой И.Стравинского.
Методы:деятельностный подход.
Виды деятельности учащегося:слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, творческое задание по теме урока.
Тип урока:урок-творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 21.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке в 4 классе
"Балет Петрушка" И. Стравинский
по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной
Раздел: «В музыкальном театре»
Цель:
Знакомство с обычаями и традициями русского народа, с музыкальным фольклором (заклички), знакомство с шедеврами русского искусства.
Задачи урока:
обучающая
Видеть связь литературы, живописи и музыки, чувствовать влияние жизни на разные виды искусства.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.
Умение оценивать произведения разных видов искусства.
Воспитательно-нравственная
Воспитание любви к родной культуре, воспитание национального самосознания и патриотизма
Воспитательно-музыкальная
Учить детей чувствовать музыкальность живописи и живописность музыки.
Развивающая
Развивать у детей внутренний слух и внутреннее зрение, развивать музыкальный вкус и эмоциональную отзывчивость.
Планируемы результаты:
Предметные
Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной культуре России.
Наблюдение за использованием музыки в жизни человека.
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, импровизации и т.д.)
Познакомить детей с новыми понятиями:либретто,сюита, народно-бытовой стиль.
Личностные
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач.
Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация.
Техническое обеспечение урока:ПК, экран и проектор, фортепиано, музыкальный центр, диск с музыкой И.Стравинского.
Методы:деятельностный подход.
Виды деятельности учащегося:слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, творческое задание по теме урока.
Тип урока:урок-творчество.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент—приветствие.
2. Основной этап урока ( цитата И. Шмелёва, краткая беседа о празднике Масленица, иллюстрация картины Б. Кустодиева, краткое знакомство с биографией И. Стравинского)
3. Слушание музыки ( фрагмент из балета «Петрушка»)
4. Разбор музыкальных образов, знакомство с новым понятием «народно-бытовой стиль».
5. Коллективное творчество (создание афиши)
6. Пение
7. Рефлексия (итог урока, повторение новых понятий, домашнее задание.)
Ход урока
Слайд 1
Учитель:
Масленица… Я и теперь чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны, пылающие печи, ухабистая снежная дорога, уже замаслившаяся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь ещё для меня жива яркая радость.
Иван Шмелев
К теме русских праздников обращались в своем творчестве многие писатели, композиторы и художники.
Краткая беседа о картине Б. Кустодиева «Масленица».
Слайд 2
Краткий рассказ о жизни И. Стравинского
Слайд 3
История создания балета «Петрушка».
Слайд 4
Связь кукольного героя с народным праздником, понятие балагана, определение балета, характерные особенности этого жанра.
Слайд 5
Петрушка—главный герой уличных представлений, которые разыгрывались на Масленицу.
Слайд 6
Петрушка-кукла с лицом ,намалеванным посмешнее, в шапке с кистью, его руки и ноги набиты опилками, они болтаются, заворачиваясь внутрь и дергаются от собственной тяжести. Неуклюжий, он не прыгает, а только подпрыгивает, послушный невидимой нитке Фокусника…
Слайд 7
Действие балета «Петрушка»— это воплощение русской ярмарки с плясками, шарманщиком, балаганом. На фоне праздничного гуляния толпы разворачивается трагедия кукольного героя Петрушки, которого обманула ветреная балерина…
Вопрос к детям: Достаточно ли этих слов для понимания того, что происходит в балете? Нет.
Либретто—словесный (литературный) текст балета или оперы.
«Либретто»-«книжечка» (итал.)
Либретто к балету «Петрушка» Стравинский написал сам.
Слайд 8
Слушание фрагмента «У Петрушки» и «Народные гулянья на Масленой»
Вопросы к детям:
Какой музыкальный образ Петрушки нарисовал Стравинский? (неуклюжий, угловатый, жалкий и т.д.)
Какими средствами музыкальной выразительности это достигается?
Мелодия—прерывистая, паузы ,пунктирный ритм и т.д.
Музыка народного гулянья написана в народно-бытовом стиле.
Стравинский использует мотивы двух русских народных песен «Вдоль по Питерской» и «Ах, вы сени».
Слайд 9
Творческое задание
Изготовление афиши к балету:
На столе лист ватмана, клей-карандаш и множество заготовок—нарисованные на листочках герои балета (Петрушка, Арап, Балерина), буквы названия, автора музыки, слова «Либретто» ,«композитор» и т.д.
Трудность состоит в том что тут же лежат картинки и заготовки к опере Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане». Дети должны выбрать то, что нужно для изготовления афиши именно к балету «Петрушка». Дети приклеивают на лист подходящие вырезки.
Масленица — один из любимых праздников русского народа. Это праздник встречи весны. Издавна люди пели песни-заклички, которые помогали наступлению весны.
Исполнение песни-заклички «Жаворонушки» (из третьего класса)
Исполнение других выученных песен.
Слайд 10
Подведение итогов урока, повторение основных понятий.
Домашнее задание:
1. используя интернет, найти определение сюиты и выписать его в тетрадь.
2. Прочитать либретто балета «Петрушка».
Петрушка
Балет в одном действии
Либретто А. Бенуа и И. Стравинского.
Балетмейстер М. Фокин.
Первое представление: Париж, театр «Шатле», 13 июня 1911 г.
Действующие лица^
Петрушка. Балерина. Арап. Фокусник. Уличные танцовщицы. Шарманщик. Ухарь-купец, Две цыганки. Кучера, извозчики. Кормилицы. Купцы. Ряженые: Баба, Черт, Коза, Гусар,Поваренок. Мастеровые. Гуляющие.
Гулянье на Масленицу в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Движется пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые. Появляются шарманщики и уличные плясуньи. Они озябли, но все же начинают представление. Шум праздничной толпы прерывается барабанным боем. Два гренадера эпохи Николая I отодвигают толпу и открывают скрытый за ситцевой занавеской балаган. Появляется Фокусник-чародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы и наигрывает на флейте.Внутри балагана видны три куклы на штативах: слева Арап, посередине Балерина, справа Петрушка. Куклы начинают плясать, вначале на месте, а потом и среди толпы. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим. Петрушка, ревнуя ее к Арапу, ударяет соперника палкой.
Гаснет свет. Падает занавес. Появляются гренадеры. Звучит барабанная дробь.
Комната Петрушки, серая, неприглядная. В ней одиноко, как в тюремной камере. Раздается пронзительный вопль. Ударом ноги Фокусник вталкивает Петрушку в дверь. Он падает на пол — жалкий, несчастный. Петрушка плачет. Чародей груб и жесток с ним, а Балерина, которую он любит, увлечена Арапом. Неожиданно появляется Балерина. Петрушка счастлив! Он радостно кружится от избытка счастья. О радость, она наконец пришла! Но Балерина не намерена задерживаться в комнате Петрушки. Не понимая его радости, она испуганно пятится к двери, уходит.
Петрушка опять одинок и никому не нужен. В отчаянии он бросается к портрету безжалостного хозяина-фокусника, грозит ему. Что делать? Выхода нет. В исступлении Петрушка пробивает стенку своей комнаты. Вдалеке слышны звуки гармошки. Там жизнь и веселье!
Темнота. Снова выходят гренадеры и бьют в барабаны.
Комната Арапа с пестрыми экзотическими узорами на стенах. Ленивый Арап, лежа на оттоманке, развлекается большим кокосовым орехом. Ему нравится, что в орехе что-то шумит, и он пытается расколоть его своей кривой саблей. Это ему не удается, тогда он начинает молиться. В орехе сверхъестественная сила — божество для тупого Арапа.
Раскрывается дверь, и на пороге появляется Балерина. Она наигрывает веселую мелодию на кларнете. Арап недоволен ее появлением и не скрывает этого. Но Балерина побеждает его своим кокетством. Арап пытается ее обнять. Внезапно дверь распахивается и с пронзительным криком влетает Петрушка. Он в исступлении носится по комнате. Арап выталкивает Петрушку. Балерина восторгается храбростью и силой Арапа и падает в его объятия.
Дробь гренадерских барабанов.
Снова масленичное гулянье. Вечереет. В медленном, как бы скользящем танце проходит вереница кормилиц, их сменяет поводырь медведя, потом пьяный купчик с двумя молодыми цыганками. Купчик сорит деньгами. Пляшут, чтобы согреться, кучера и конюхи. Вбегают ряженые.
Пляс и веселье обрываются. За ситцевой занавеской балагана что-то происходит: точно кто-то хочет вырваться наружу, на волю. Наконец выбегает испуганный Петрушка, настигаемый Арапом. Арап убивает Петрушку. Зовут будочника. Появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь кукла, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка; он грозит кулаками своим мучителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки в 4 классе на тему "Балет "Петрушка"
Презентация составлена к уроку музыки в 4 классе на тему "Балет "Петрушка" (по программе "Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной). Презентация вкл...
Технологическая карта урока Балет "Петрушка
Технологическая карта урока №23 в 4 классе Балет "Петрушка" И.Ф.Стравинского в разделе "В музыкальном театре" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Урок помогает углубить знания учащ...
Открытый урок в 4 классе по теме: "Петрушка - балет Игоря Стравинского"
Организационный момент—приветствие.Основной этап урока ( цитата И. Шмелёва, краткая беседа о празднике Масленица, иллюстрация картины Б. Кустодиева, краткое знакомство с биографией И. Стравинского)Слу...
Презентация к уроку "Балет.Балет Балет."
Помощь учителю в объяснении нового материала,зрительное восприятие для учащихся....
Презентация для урока. Балет " Петрушка" И. Стравинский
презентация для урока музыки в 4 классе. Балет " Петрушка" Игорь Стравинский, в которой расскрывается содержание балета...
И. Ф. Стравинский балет "Петрушка"
Это история несчастной любви Петрушки, традиционного персонажа народного театра....
Конспект урока "Балет Петрушка" 4 класс
Конспект урока "Балет Петрушка" 4 класс...