Конспект урока "Балет Петрушка" 4 класс
план-конспект урока по музыке

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока "Балет Петрушка" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx19.6 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.51 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 4-ом классе.

Тема урока: Балет «Петрушка»

Жанр урока: тематический

Вид урока: урок изучения нового материала, с элементами закрепления ранее изучаемого материала

Тип урока: урок-путешествие

Цель урока: Знакомство с балетом И.Ф. Стравинского «Петрушка». Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского

Задачи урока:

1. познакомиться с литературным и музыкальным содержанием балета «Петрушка»

2. расширить и углубить представление учащихся о народных традициях;

3. показать, что музыка И.Ф. Стравинского носит народный характер;

4. воспитывать любовь к Родине, народным традициям;

5. учить детей анализировать и размышлять;

6. развивать творческие способности.

Оборудование: презентация; видеоматериал; афиша к балету «Петрушка», раздаточный материал (буклеты), баранки, декоративные птички, стаканчики (хохлома), музыкальные инструменты.

Музыкальный материал: аудиофрагменты балета «Петрушка».

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы с вами совершим очередное путешествие в музыкальный театр. А пропускным билетом будет выполненное вами домашнее задание.

Сл. 1. Проверка домашнего задания : Что такое афиша? (афиша к любому музыкальному спектаклю).

- Чем отличается иллюстрация от афиши? (ответы детей)

Выставка афиш на доске.

Молодцы, ребята. У вас получились замечательные афиши. Я тоже приготовила афишу к сегодняшнему уроку.

Сл. 2. - О чём рассказывает нам афиша? Прочитайте, как называется музыкальный спектакль, с которым мы сегодня познакомимся? («Петрушка») Кто композитор? («И.Ф. Стравинский»).

Давайте вместе сформулируем тему урока: «Балет И. Стравинского «Петрушка».   Сл. 3.

Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.

- Ребята, мы свами уже говорили, чтобы отправиться в музыкальный театр и посмотреть какой-либо спектакль нужно подготовиться. Что значит «подготовиться к спектаклю?» (ответы детей).

Сл. 4. Надо знать краткое содержание спектакля – либретто. А кто помнит, что означает слово «либретто» в переводе с итальянского? Правильно – это «маленькая книжечка».

Сл. 5. И. Ф. Стравинский - русский композитор. Он родился в Петербурге, в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра - всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского.

В начале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.

Сл. 6. Обратите внимание, ниже изображен портрет Александра Бенуа – это художник, автор сценария, костюмов и декораций к балету «Петрушка».

Открываем следующую страничку, и начинаем знакомство с содержанием спектакля.

Сл. 7. Кто будет главными героями балета? (дети читают названия героев и сами называют Арапа, Балерину и Петрушку).

Как мы уже выясняли, действие происходит в четырех картинах.

Сл. 8. Итак, картина первая - народное гуляние, ярмарка.

- Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка?

(как вы представляете себе ярмарку?…вам поможет иллюстрация на экране)

(Ответы детей.)

Сл. 9. - Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года.

Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!»

Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу вас выполнить следующее задание:

1 команда - вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики.. Подумайте, как вы будете зазывать покупателей. (На столе у ребят лежит ожерелье из сушек)

2 команда - вы продаете посуду, украшенную хохломской росписью. (На столе у ребят – сахарница, солонка).

3 команда - вы продаете сказочных птиц - сувениры. (На столе – изделия народных промыслов).

А наших гостей мы попросим играть на музыкальных инструментах.

Каждый из вас продавец. По моей команде каждый, не сговариваясь, начнет расхваливать свой товар. И, начали! (мои подсказки: покупаем маковые сушки, бублики.Самые вкусные только у нас!, сахарницы, солонки расписные, подходите, покупайте!, сказочные птицы, птицы-счасться, покупай, не скупись!»)

Нет, если вы будете очень тихо расхваливать свой товар, то к вам никто никогда не подойдет. (Повторяем задание все вместе)

Стоп. Спасибо, ребята.

Теперь нам, я думаю понятно, что происходило на ярмарке.

- На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, разыгрывали театральные представления.

Вернемся к нашему спектаклю. Барабанный бой возвещает о начале фокуса. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивленью толпы, Петрушка, Арап и Балерина дружно пускаются в пляс. Начинается представление. (внимание на экран)

- Как звучала музыка этой сцены?

- Весело, задорно, широко…

( прослушивание «Русский танец»)

Чтобы передать эту картину И.Ф.Стравинский написал множество мелодий, которые напоминают русские народные песни, танцы, наигрыши. Поэтому особенность музыки Стравинского в том, что она написана в народном стиле. Музыка в народном стиле – композиторская музыка, но очень похожая на народную.

Сл. 10. Продолжим знакомство с содержанием балета: 2 картина рассказывает нам о характере главного героя – Петрушки.

Кто такой Петрушка? (Петрушка – народный шут, веселит людей). В данном произведении Петрушка влюблен в балерину, но любовь его безответная.

Игра «Я- композитор»

- Давайте вместе попробуем сочинить музыкальное произведение «Петрушка». Подумаем, какое настроение будет у нашего произведения? (Из предложенных прилагательных выберите подходящие) На доске прикрепить по одному прилагательному, соответствующему образу Петрушки.

Зачитать, что получилось.

А теперь послушаем, какой образ Петрушки, получился у композитора Игоря Федоровича Стравинского

- Сопоставьте образ Петрушки композитора и тот, который получился у

нас.

(Слушание фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского)

1) Совпало ли настроение музыкального произведения Стравинского с тем, что у нас получилось?

Сл. 11. 3 картина - портреты Арапа и Балерины. Это смазливые пустышки.(словарная работа) Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка взбешён от ревности. Куклы ссорятся.

Сл. 12. 4-я картина – «Сцена на улице»

Народ пляшет - мужик с медведем, купец с двумя цыганками, кучера с конюхами и, наконец, ряженые. В момент наивысшего разгула ожившие куклы выбегают на улицу. Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает в окружении толпы гуляк. Но неожиданно он вновь появляется на крыше балагана. Он показывает «нос» толпе. «Дух Петрушки всё ещё протестует».

Задание: «Проверь себя»

Вопросы:

1. Что такое балет?

2. Назовите композитора балета «Петрушка».

3. Перечислите героев балета «Петрушка».

4. В чем особенность музыки И.Ф. Стравинского?


Рефлексия: обоснованная самооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Афиша

Слайд 3

«Балет И. Стравинского «Петрушка »

Слайд 4

Л ибретто

Слайд 7

Главны е герои: Петрушка, Балерина, Арап

Слайд 8

Картина первая - народное гуляние, ярмарка

Слайд 12

4-я картина – « Сцена на улице»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...