Урок "Музыка - главный герой басни", 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока « Музыка - главный герой басни» в рамках реализации ФГОС. Контингент учащихся – 5 класс. Урок является восьмым в теме «Музыка и другие виды искусства». Авторы учебника «Искусство. Музыка» 5 класс, Т.И.Науменко, В.В.Алеев, 2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Музыка - главный герой басни".47.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока открытия нового знания

5 класс

Учитель: Голубова Елена Николаевна Кантемировская СОШ №2

Цели ученика:

1. Определить роль музыки в литературном жанре - басня, на примере басни Крылова «Квартет».

2.Познакомить с творчеством А.П. Бородина – фрагментом из 3 части Квартета №2.

3.Закрепить понятие “квартет”.

Педагогические задачи:

Образовательные (учебные):

Формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня.

Развивающие:

Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу.

Воспитательные:

Воспитание творческой личности ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства.

Тип урока

Урок изучения нового содержания

Форма урока:

Фронтальная

Опорные понятия, термины

Басня;

Ансамбль (коллектив музыкантов от двух до десяти);

квартет - музыкальный ансамбль, состоящий из четырёх

музыкантов - исполнителей (вокалистов или инструменталистов;

Струнные смычковые инструменты.

Новые понятия:

Ноктюрн; камерная музыка.

 Формы контроля

Работа в группах. Выполнение творческих заданий: «Какой инструмент звучит?», «Выбери картину».

Домашнее задание

Прочитать рассказы К.Паустовского «Старый повар» и «Корзина с еловыми шишками».

Используемые методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Используемые приемы: слушание, исполнение, сопоставление со смежными видами искусства.

Этапы урока

Задания, выполнение которых учащимися приведет к достижению планированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

I. Мотивация к учебной деятельности

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Слайд №1.

Слайд 2.

-Начнём наш урок с музыкального приветствия

-Ребята, на предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Узнали, что под влиянием музыкальных образов появляются замечательные стихи, в которых выражены чувства и мысли поэтов. Но музыка часто звучит не только в сказках, стихах, а и в других жанрах

литературы.

-  Прошу вас, ребята, продолжить крылатые выражения, которые вы когда-нибудь слышали или хорошо знаете:

ВИКТОРИНА.

Ты все пела? Это дело…

А вы, друзья, как ни садитесь…

Кукушка хвалит петуха…

Чем кумушек считать трудиться…

Ах, Моська,…

- Строки из каких произведений вы услышали и продолжили?

- К какому литературному жанру можно отнести эти произведения?

- Кто автор этих строк?

Да, это Иван Андреевич Крылов, великий русский баснописец.

 Его портрет перед вами.

Музыкальное приветствие–«Музыка, здравствуй!»

Учащиеся отвечают на вопросы викторины:

«Так, пойди же попляши!»;

«Всё в музыканты не годитесь»;

«за то, что хвалит он кукушку»;

«знать она сильна, коль лает на с

лона».

К басне.

И.А. Крылов.

Понимание значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему и   открытий и изобретений древнейших людей  для развития человеческого общества.

Усвоение понятий: серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы

Личностные УУД:

- Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

II.

Актуализация учебной деятельности

Подготовка учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

- выполнение учащимися учебных действий;

- организация постановки цели урока;

Активизирует учебную деятельность учащихся для определения цели урока, задач, которые надо решить.

Слайд №3

- Как вы думаете, что объединяет перечисленные мною басни «Стрекоза и муравей».«Квартет»,  «Кукушка и петух»,«Слон и Моська»?

- Верно. Тогда назовите нашу тему урока.

- А чтобы узнать, о какой именно басне пойдёт речь, вспомните, как называется музыкальный ансамбль, состоящий из четырёх музыкантов - исполнителей (вокалистов или инструменталистов

- Молодцы! Получилось название еще одной басни И. А. Крылова “Квартет”.

Музыка.

-«Музыка – главный герой басни».

 

- КВАРТЕТ.

Регулятивные УУД:

- Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

-принимать и сохранять учебную задачу;

- адекватно воспринимать оценки своих музыкально-творческих возможностей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Коммуникативные УУД:

- выражать своё отношение к музыкальному произведению,

-уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

III.  Создание проблемной ситуации

(анализ басни И. А. Крылова “Квартет”).

IV. Поиск решения проблемной ситуации.

Слайд4.

СЛАЙД № 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

- К какому литературному жанру можно отнести эти произведения.

Сначала давайте вспомним, что называется басней?

-Отличительными особенностями басни от других эпических и поэтических жанров является аллегория (иносказание) – приём, когда автор, изображая животных, подразумевает под ними определённые характеры людей. Другим часто используемым приёмом в басни является олицетворение (перенос свойств человека на неодушевлённые предметы).

Главная цель басни- высмеять человеческие пороки, недостатки. Поэтому басня – это сатирическое произведение.

Так же часто в басне используется диалог.  

Особенный басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.

Герои – чаще всего животные и растения.

- Обращаясь к жанру басни, мы проследим , существует ли взаимосвязь музыки и литературы, действительно ли эти оба искусства рождены жизнью.

- Назовите басни И. А. Крылова, в которых звучит музыка?

- Кто главное действующее лицо?

- Верно, в этих баснях – музыка является главным действующим лицом.

Квартет (от лат. Слова квартус – четыре)

1)ансамбль из четырёх исполнителей. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты.

_ А чтобы лучше запомнить этот термин, мы сейчас прочитаем небольшое стихотворение.

Соло буду петь один,

А дуэт с товарищем.

Трио с Сашей будем петь,

 Нам двоим не справиться.

А квартет весёлый, звонкий

Будем вместе петь с Алёнкой.

(Повторение значения терминов – соло, дуэт, трио, квинтет).

- Прослушайте аудиозапись басни «Квартет» И. Крылова.

-Кто участвует в басне?

- На каких инструментах играли звери?

- К какой группе симфонического оркестра они относятся?

- Какой инструмент не называется Крыловым?

- Почему виолончель Крылов называет «басом»?

-Какую роль играет музыка в басне и с какой целью она здесь использована?

- Можно ли назвать это музыкой?

- Может у такой музыки быть композитор?

- Что можно узнать о квартете из басни?

Как должны сидеть музыканты?

К басне.

Ответ учащихся:

Басня – эпический жанр, небольшое повествовательное произведение в стихах или прозе, состоит из двух частей: основной (повествования) и морали (нравоучения) .

- КВАРТЕТ

Осёл и соловей», «Скворец», «Кукушка и петух», «Квартет».

«Музыка».

Животные.

2 скрипки, альт и виолончель.

(струнно – смычковой).

(контрабас, он не входит в состав струнного квартета, а басом Крылов называет виолончель).

Потому что виолончель самый низкий по звучанию инструмент в квартете.

Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.

Нет.

Это не квартет и даже не коллектив.

( я, прима, сяду против  вторы).

Коммуникативные УУД:

1.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД

1.Формирование умения извлекать информация.

2.Анализ и интерпретация информации.

Регулятивные УУД:.

- Умение работать коллективно

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать саоё мнение, предположение на основе прослушанного текста, музыкального произведения.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

VI. Рефлексия учебной деятельности

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14.

Слайд 15.

Слайд 16.

Мартышка первая предложила «музыкантам» поменяться местами. Вероятно, она где-то слышала, что надо как-то по особенному садиться.

-Действительно, чтобы квартет лучше звучал и музыканты хорошо слышали друг друга, надо садиться следующим образом.

- Достаточно ли этих знаний, чтобы играть в квартете?

-Получился квартет? Почему?

Может ли такая музыка творить чудеса?

- Могли ли герои басни стать настоящими музыкантами?

-Обратите внимание, что ни один зверь не держит правильно инструмент.

-В чем же смысл басни?

- Как вы думаете, Иван Андреевич Крылов имел какое -  нибудь отношение к музыке?

Действительно, И. А. Крылов был хорошим музыкантом с тонким музыкальным слухом. Современники вспоминали, что он очень любил играть в квартете и обычно брал на себя партию альта. Таким же замечательным музыкантом был и Александр Порфирьевич Бородин, хотя музыка не была его основной профессией. Он известен был и как учёный – химик. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе.

- Давайте познакомимся с некоторыми фактами из его жизни…

 Биография Александра Порфирьевича Бородина 

 Музыка не покидала его даже во время лекций, и тогда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и по коридору неслись стройные и чудесные звуки его волшебной музыки.

 В историю музыки Бородин вошёл как создатель произведений,  рассказывающих о военной мощи России, её богатырях и защитниках. Таковы его 1-я симфония, 2-я, под названием «Богатырская». Мировое признание получила опера «Князь Игорь». Бородин создал не только вокальные партии, но и целое действие посвятил танцевальной восточной музыке («Половецкие пляски»).

Слушание и анализ фрагмента из квартета №2 А. П. Бородина.

Работа в группах. Выполнение творческих заданий.

«Какой инструмент звучит?». Каждой группе учитель выдает карточки с изображениями инструментов. Ребята должны выбрать те карточки, на которых изображены  инструменты, исполняющие произведение.

«Выбери картину». Каждой группе выдается по две иллюстрации. Дети должны выбрать ту картину, которая вызвала у них ассоциацию с прослушанным произведением.( И.К. Айвазовский «Море ночью», А.И. Куинджи «На острове Валааме», А.А. Рылов «В голубом  просторе», И.К. Айвазовский «Вид Одессы в лунную ночь»)

-        Какие инструменты поют главную мелодию?

-Как звучала музыка?

-Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали?

- Кто исполнял эту музыку?

- Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни?

Квартет №2 А. Бородина – произведение программное, камерное, то есть в его основе лежит программа:

1 –я часть – без названия, но есть обозначение темпа – Allegro( не очень быстро).

2 – я часть – скерцо (шутка).

3 – я –ноктюрн ( произведение, музыка которого создаёт образы ночи);

4 –я часть – финал.

Камерная музыка- музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей ( от лат. Camera – комната) (слайд 12).

Учитель: -Мы с вами слушали фрагмент ноктюрна.

Что же такое ноктюрн?

На экране(слайд 13)

Ноктюрн (от французского – ночной) – напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Произведение, музыка которого создает образ ночи.

д) повторное слушание с комментарием.

Вторая скрипка и альт сыграли вступление, и не успел ещё отзвучать и затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет чёрного бархата, голос виолончели. Медленно плывёт мелодия, полная какой- то особой, ночной  красоты. В этой мелодии и тихая задумчивость, и волнующий ночной покой.

Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Кажется, что её окутало серебристое сияние луны. Снова и снова  мелодия повторяется. Меняется только её сопровождение то спокойное, то взволнованное, почти тревожное. Перекликаются голоса. Какую – то часть спела скрипка, а продолжает её виолончель. Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, то скрывают луну, то проплывают мимо.

Но вот в последний раз, прощальным приветом звучат отголоски красавицы мелодии, и замирающий протяжный аккорд заканчивает одно из великих созданий А. Бородина – ноктюрн Второго квартета.

Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни?

Учитель: В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.

-Отгадайте загадку: Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив

Его выводит … (щелчок)

-Вспомните, как называется песня, в которой музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни.

 -Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

.

-Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песни.

 Исполнение песни “Волшебный смычок”.

– Работа над правильным интонированием мелодии.

– Работа над чёткой дикцией текста песни.

- Ребята, давайте вспомним, какой характер этой музыки?

- Как должны исполнять эту песню?

Исполнение детьми.

Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки?

Назовите фамилию великого русского баснописца .

Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это…

Назовите автора

струнного квартета

Состав струнного квартета.

Что такое ноктюрн?

- Итак, что такое «квартет»?

- С каким муз. произведением мы с вами познакомились?

-Появились бы басни о музыке и музыкантах, если бы не было музыки?

Прочитать рассказы К. Паустовского «Старый повар» и «Корзина с еловыми шишками».

 Перед вами плакат с изображением дуба и кота на нем, а чего не хватает?                           На столе перед вами кольца для цепи разного цвета: красные – очень понравился урок; желтые – понравился, но не очень; синие – не понравился. Выберите одно кольцо и приклейте на дуб так, чтобы получилась цепь.

Нет.

 Только исполненная настоящими музыкантами музыка может творить чудеса, стать волшебной и помогать людям).

Нет. Мартышка  –   непоседлива.

Чтобы научиться  музыке  надо много трудиться. Осёл,  козёл – тоже неудачные музыканты. Косолапый Мишка – неуклюжий, неповоротливый. Можно ли лапами играть, да ещё и косолапыми?)

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье!»)

Вывод: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.

Да.

Выступление детей.

Учащиеся: Медленно, тихо, протяжно, нежно.

Учащиеся: скрипка, виолончель.

Инструментальный ансамбль.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Учащиеся: скрипка.

Учащиеся: песня «Волшебный смычок».

Учащиеся: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.

Учащиеся: песенно-танцевальный

Учащиеся:

легко, энергично, живо.

- Басня.

- И. А. Крылов.

- Квартет.

А. П. Бородин.

Скрипка, виолончель.

Напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера.

Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей

Квартет №2, фрагмент из 3-й части.

(Вывод учащиеся делают самостоятельно).

Регулятивные УУД

Формирование умения высказывать своё мнение, предположение на основе прослушанного текста, музыкального произведения.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные УУД:

Формирование эмоционального отношения и учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Формирование умения высказывать своё мнение, предположение на основе прослушанного текста, музыкального произведения.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

Анализ, обобщение.

Регулятивные УУД:

Рефлексивный контроль и оценочная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...

Музыка - главный герой басни.

Это урок 2 четверти 5 класса по программе Д.Б.Кабалевского.Тема четверти:"Что стало бы с литературой, если бы не было музыки ?" Тема урока: "Музыка - главный герой басни." На уроке говорится...

Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни"

Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни".Знакомство с понятием "квартет", композитором А.Бородиным....

Презентация к уроку в 5 классе "Музыка - главный герой басни".

Презентация к уроку в 5 классе "Музыка - главный герой басни"....

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....

Шестова И. И. 5 класс 12 урок Музыка - главный герой рассказа.

Этот урок был разработан мною и показан 18.11.2015г. в рамках районного конкурса "Учитель года 2016".  В уроке используются рассказы Ольги Сосновской "Детские годы Моцарта" и Геннадия Цыферова "Т...

конспект урока литературы по теме: "И.С.Тургенев. Литературные портреты главных герое рассказа "Бежин луг" 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с таблицей для работы с текстом....