Урок "Музыка - главный герой басни", 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока « Музыка - главный герой басни» в рамках реализации ФГОС. Контингент учащихся – 5 класс. Урок является восьмым в теме «Музыка и другие виды искусства». Авторы учебника «Искусство. Музыка» 5 класс, Т.И.Науменко, В.В.Алеев, 2016г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Музыка - главный герой басни". | 47.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока открытия нового знания
5 класс
Учитель: Голубова Елена Николаевна Кантемировская СОШ №2
Цели ученика: 1. Определить роль музыки в литературном жанре - басня, на примере басни Крылова «Квартет». 2.Познакомить с творчеством А.П. Бородина – фрагментом из 3 части Квартета №2. 3.Закрепить понятие “квартет”. | Педагогические задачи: Образовательные (учебные): Формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня. Развивающие: Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Воспитательные: Воспитание творческой личности ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства. |
Тип урока Урок изучения нового содержания | Форма урока: Фронтальная |
Опорные понятия, термины Басня; Ансамбль (коллектив музыкантов от двух до десяти); квартет - музыкальный ансамбль, состоящий из четырёх музыкантов - исполнителей (вокалистов или инструменталистов; Струнные смычковые инструменты. | Новые понятия: Ноктюрн; камерная музыка. |
Формы контроля Работа в группах. Выполнение творческих заданий: «Какой инструмент звучит?», «Выбери картину». | Домашнее задание Прочитать рассказы К.Паустовского «Старый повар» и «Корзина с еловыми шишками». |
Используемые методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный. Используемые приемы: слушание, исполнение, сопоставление со смежными видами искусства. |
Этапы урока | Задания, выполнение которых учащимися приведет к достижению планированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Познавательные Коммуникативные Регулятивные | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Слайд №1. Слайд 2. | -Начнём наш урок с музыкального приветствия -Ребята, на предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Узнали, что под влиянием музыкальных образов появляются замечательные стихи, в которых выражены чувства и мысли поэтов. Но музыка часто звучит не только в сказках, стихах, а и в других жанрах литературы. - Прошу вас, ребята, продолжить крылатые выражения, которые вы когда-нибудь слышали или хорошо знаете: ВИКТОРИНА. Ты все пела? Это дело… А вы, друзья, как ни садитесь… Кукушка хвалит петуха… Чем кумушек считать трудиться… Ах, Моська,… - Строки из каких произведений вы услышали и продолжили? - К какому литературному жанру можно отнести эти произведения? - Кто автор этих строк? Да, это Иван Андреевич Крылов, великий русский баснописец. Его портрет перед вами. | Музыкальное приветствие–«Музыка, здравствуй!» Учащиеся отвечают на вопросы викторины: «Так, пойди же попляши!»; «Всё в музыканты не годитесь»; «за то, что хвалит он кукушку»; «знать она сильна, коль лает на с лона». К басне. И.А. Крылов. | Понимание значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему и открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества. Усвоение понятий: серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы | Личностные УУД: - Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: -Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
II. Актуализация учебной деятельности Подготовка учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; - выполнение учащимися учебных действий; - организация постановки цели урока; | Активизирует учебную деятельность учащихся для определения цели урока, задач, которые надо решить. Слайд №3 | - Как вы думаете, что объединяет перечисленные мною басни «Стрекоза и муравей».«Квартет», «Кукушка и петух»,«Слон и Моська»? - Верно. Тогда назовите нашу тему урока. - А чтобы узнать, о какой именно басне пойдёт речь, вспомните, как называется музыкальный ансамбль, состоящий из четырёх музыкантов - исполнителей (вокалистов или инструменталистов - Молодцы! Получилось название еще одной басни И. А. Крылова “Квартет”. | Музыка. -«Музыка – главный герой басни».
- КВАРТЕТ. | Регулятивные УУД: - Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; -принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать оценки своих музыкально-творческих возможностей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Коммуникативные УУД: - выражать своё отношение к музыкальному произведению, -уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | |
III. Создание проблемной ситуации (анализ басни И. А. Крылова “Квартет”). IV. Поиск решения проблемной ситуации. | Слайд4. СЛАЙД № 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. | - К какому литературному жанру можно отнести эти произведения. Сначала давайте вспомним, что называется басней? -Отличительными особенностями басни от других эпических и поэтических жанров является аллегория (иносказание) – приём, когда автор, изображая животных, подразумевает под ними определённые характеры людей. Другим часто используемым приёмом в басни является олицетворение (перенос свойств человека на неодушевлённые предметы). Главная цель басни- высмеять человеческие пороки, недостатки. Поэтому басня – это сатирическое произведение. Так же часто в басне используется диалог. Особенный басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь. Герои – чаще всего животные и растения. - Обращаясь к жанру басни, мы проследим , существует ли взаимосвязь музыки и литературы, действительно ли эти оба искусства рождены жизнью. - Назовите басни И. А. Крылова, в которых звучит музыка? - Кто главное действующее лицо? - Верно, в этих баснях – музыка является главным действующим лицом. Квартет (от лат. Слова квартус – четыре) 1)ансамбль из четырёх исполнителей. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты. _ А чтобы лучше запомнить этот термин, мы сейчас прочитаем небольшое стихотворение. Соло буду петь один, А дуэт с товарищем. Трио с Сашей будем петь, Нам двоим не справиться. А квартет весёлый, звонкий Будем вместе петь с Алёнкой. (Повторение значения терминов – соло, дуэт, трио, квинтет). - Прослушайте аудиозапись басни «Квартет» И. Крылова. -Кто участвует в басне? - На каких инструментах играли звери? - К какой группе симфонического оркестра они относятся? - Какой инструмент не называется Крыловым? - Почему виолончель Крылов называет «басом»? -Какую роль играет музыка в басне и с какой целью она здесь использована? - Можно ли назвать это музыкой? - Может у такой музыки быть композитор? - Что можно узнать о квартете из басни? Как должны сидеть музыканты? | К басне. Ответ учащихся: Басня – эпический жанр, небольшое повествовательное произведение в стихах или прозе, состоит из двух частей: основной (повествования) и морали (нравоучения) . - КВАРТЕТ Осёл и соловей», «Скворец», «Кукушка и петух», «Квартет». «Музыка». Животные. 2 скрипки, альт и виолончель. (струнно – смычковой). (контрабас, он не входит в состав струнного квартета, а басом Крылов называет виолончель). Потому что виолончель самый низкий по звучанию инструмент в квартете. Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора. Нет. Это не квартет и даже не коллектив. ( я, прима, сяду против вторы). | Коммуникативные УУД: 1.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД 1.Формирование умения извлекать информация. 2.Анализ и интерпретация информации. Регулятивные УУД:. - Умение работать коллективно Регулятивные УУД Формирование умения высказывать саоё мнение, предположение на основе прослушанного текста, музыкального произведения. Коммуникативные УУД: 1.Формирование умения слушать и понимать других. 2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VI. Рефлексия учебной деятельности Цели: -зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Слайд 10. Слайд 11. Слайд 12. Слайд 13. Слайд 14. Слайд 15. Слайд 16. | Мартышка первая предложила «музыкантам» поменяться местами. Вероятно, она где-то слышала, что надо как-то по особенному садиться. -Действительно, чтобы квартет лучше звучал и музыканты хорошо слышали друг друга, надо садиться следующим образом. - Достаточно ли этих знаний, чтобы играть в квартете? -Получился квартет? Почему? Может ли такая музыка творить чудеса? - Могли ли герои басни стать настоящими музыкантами? -Обратите внимание, что ни один зверь не держит правильно инструмент. -В чем же смысл басни? - Как вы думаете, Иван Андреевич Крылов имел какое - нибудь отношение к музыке? Действительно, И. А. Крылов был хорошим музыкантом с тонким музыкальным слухом. Современники вспоминали, что он очень любил играть в квартете и обычно брал на себя партию альта. Таким же замечательным музыкантом был и Александр Порфирьевич Бородин, хотя музыка не была его основной профессией. Он известен был и как учёный – химик. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе. - Давайте познакомимся с некоторыми фактами из его жизни… Биография Александра Порфирьевича Бородина Музыка не покидала его даже во время лекций, и тогда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и по коридору неслись стройные и чудесные звуки его волшебной музыки. В историю музыки Бородин вошёл как создатель произведений, рассказывающих о военной мощи России, её богатырях и защитниках. Таковы его 1-я симфония, 2-я, под названием «Богатырская». Мировое признание получила опера «Князь Игорь». Бородин создал не только вокальные партии, но и целое действие посвятил танцевальной восточной музыке («Половецкие пляски»). Слушание и анализ фрагмента из квартета №2 А. П. Бородина. Работа в группах. Выполнение творческих заданий. «Какой инструмент звучит?». Каждой группе учитель выдает карточки с изображениями инструментов. Ребята должны выбрать те карточки, на которых изображены инструменты, исполняющие произведение. «Выбери картину». Каждой группе выдается по две иллюстрации. Дети должны выбрать ту картину, которая вызвала у них ассоциацию с прослушанным произведением.( И.К. Айвазовский «Море ночью», А.И. Куинджи «На острове Валааме», А.А. Рылов «В голубом просторе», И.К. Айвазовский «Вид Одессы в лунную ночь») - Какие инструменты поют главную мелодию? -Как звучала музыка? -Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали? - Кто исполнял эту музыку? - Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни? Квартет №2 А. Бородина – произведение программное, камерное, то есть в его основе лежит программа: 1 –я часть – без названия, но есть обозначение темпа – Allegro( не очень быстро). 2 – я часть – скерцо (шутка). 3 – я –ноктюрн ( произведение, музыка которого создаёт образы ночи); 4 –я часть – финал. Камерная музыка- музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей ( от лат. Camera – комната) (слайд 12). Учитель: -Мы с вами слушали фрагмент ноктюрна. Что же такое ноктюрн? На экране(слайд 13) Ноктюрн (от французского – ночной) – напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Произведение, музыка которого создает образ ночи. д) повторное слушание с комментарием. Вторая скрипка и альт сыграли вступление, и не успел ещё отзвучать и затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет чёрного бархата, голос виолончели. Медленно плывёт мелодия, полная какой- то особой, ночной красоты. В этой мелодии и тихая задумчивость, и волнующий ночной покой. Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Кажется, что её окутало серебристое сияние луны. Снова и снова мелодия повторяется. Меняется только её сопровождение то спокойное, то взволнованное, почти тревожное. Перекликаются голоса. Какую – то часть спела скрипка, а продолжает её виолончель. Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, то скрывают луну, то проплывают мимо. Но вот в последний раз, прощальным приветом звучат отголоски красавицы мелодии, и замирающий протяжный аккорд заканчивает одно из великих созданий А. Бородина – ноктюрн Второго квартета. Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни? Учитель: В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно. -Отгадайте загадку: Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны, Мотив журчит издалека Поёт про вечер лунный. Как ясен звуков перелив, В них радость и улыбка, Звучит мечтательный мотив Его выводит … (щелчок) -Вспомните, как называется песня, в которой музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни. -Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему? . -Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песни. Исполнение песни “Волшебный смычок”. – Работа над правильным интонированием мелодии. – Работа над чёткой дикцией текста песни. - Ребята, давайте вспомним, какой характер этой музыки? - Как должны исполнять эту песню? Исполнение детьми. Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки? Назовите фамилию великого русского баснописца . Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это… Назовите автора струнного квартета Состав струнного квартета. Что такое ноктюрн? - Итак, что такое «квартет»? - С каким муз. произведением мы с вами познакомились? -Появились бы басни о музыке и музыкантах, если бы не было музыки? Прочитать рассказы К. Паустовского «Старый повар» и «Корзина с еловыми шишками». Перед вами плакат с изображением дуба и кота на нем, а чего не хватает? На столе перед вами кольца для цепи разного цвета: красные – очень понравился урок; желтые – понравился, но не очень; синие – не понравился. Выберите одно кольцо и приклейте на дуб так, чтобы получилась цепь. | Нет. Только исполненная настоящими музыкантами музыка может творить чудеса, стать волшебной и помогать людям). Нет. Мартышка – непоседлива. Чтобы научиться музыке надо много трудиться. Осёл, козёл – тоже неудачные музыканты. Косолапый Мишка – неуклюжий, неповоротливый. Можно ли лапами играть, да ещё и косолапыми?) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье!») Вывод: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда. Да. Выступление детей. Учащиеся: Медленно, тихо, протяжно, нежно. Учащиеся: скрипка, виолончель. Инструментальный ансамбль. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Учащиеся: скрипка. Учащиеся: песня «Волшебный смычок». Учащиеся: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища. Учащиеся: песенно-танцевальный Учащиеся: легко, энергично, живо. - Басня. - И. А. Крылов. - Квартет. А. П. Бородин. Скрипка, виолончель. Напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей Квартет №2, фрагмент из 3-й части. (Вывод учащиеся делают самостоятельно). | Регулятивные УУД Формирование умения высказывать своё мнение, предположение на основе прослушанного текста, музыкального произведения. Коммуникативные УУД: 1.Формирование умения слушать и понимать других. 2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные УУД: Формирование эмоционального отношения и учебной деятельности. Регулятивные УУД: Формирование умения высказывать своё мнение, предположение на основе прослушанного текста, музыкального произведения. Коммуникативные УУД: 1.Формирование умения слушать и понимать других. 2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: Анализ, обобщение. Регулятивные УУД: Рефлексивный контроль и оценочная деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.
Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...
Музыка - главный герой басни.
Это урок 2 четверти 5 класса по программе Д.Б.Кабалевского.Тема четверти:"Что стало бы с литературой, если бы не было музыки ?" Тема урока: "Музыка - главный герой басни." На уроке говорится...
Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни"
Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни".Знакомство с понятием "квартет", композитором А.Бородиным....
Презентация к уроку в 5 классе "Музыка - главный герой басни".
Презентация к уроку в 5 классе "Музыка - главный герой басни"....
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....
Шестова И. И. 5 класс 12 урок Музыка - главный герой рассказа.
Этот урок был разработан мною и показан 18.11.2015г. в рамках районного конкурса "Учитель года 2016". В уроке используются рассказы Ольги Сосновской "Детские годы Моцарта" и Геннадия Цыферова "Т...
конспект урока литературы по теме: "И.С.Тургенев. Литературные портреты главных герое рассказа "Бежин луг" 6 класс
К конспекту урока прилагается рабочий лист с таблицей для работы с текстом....